7. В параллель с дредноутами

 

Бесконечное множество забот, которые должны были пережить, прочувствовать и осуществить строи­тель и командир корабля, прежде чем он приходил к полной и окончательной готовности, можно предста­вить, наверное, лишь перебрав все те тысячи листов ар­хивных документов, которые каким-то чудом все еще сохраняются для истории благодаря преданности сво­ему делу и самоотверженности архивистов. Феномен не­постижимости чуда постройки и жизни корабля автор в меру своих сил пытался отобразить в предшествую­щих работах. Все их надо иметь в виду, обращаясь к ис­тории очередного корабля. Один другого в истории своей постройки дополняют и близнецы-братья "Павел I" и "Андрей Первозванный". В одной строились они обстановке, одинаковые трудности должны были пре­одолевать их строители и командиры.

Вместе со стремлением учесть опыт вчерашней войны, соединилась и отработка решений для создававшихся рядом дредноутов. Вре­менами пересекаясь, принимались эти решения, в которых додредноуты отдавали свой опыт новым, более удачливым по характеристи­кам собратьям. Самыми близкими были, пожалуй, идеи сплошного бронирования низкого борта, гладкопалубности (доведенной на дредноутах, под влиянием Генмора, почти до абсурда), усовер­шенствование приборного обеспе­чения артиллерии. Самым, конеч­но, зримым воплощением опыта додредноутов было создание но­вых башенных установок дредноу­тов, благодаря чему был создан трехорудийный тип башни. Про­ектировался .он одновременно с башнями броненосцев типа "Анд­рей Первозванный", и взаимообо­гащение проектов было, наверное, самым полным.

Больным вопросом остается, конечно, проблема унификации этих проектов, что мог­ло бы вооружить трехорудийными башнями и корабли типа "Андрей Первозванный". Но в верхах на такое кон­структивное решение, требовавшее кардинального пересмотра проекта, смелости, увы не хватило. Суще­ственным было и заимствование решения проблем оби­таемости и условий управления кораблем. Особенно трудной оказалась па додредноутах борьба за обеспече­ние хотя бы сносных условий обитаемости их экипажей.

Бытовые условия экипажей приходилось едва ли не в одиночку отстаивать командирам. Только они, кажется, в полной мере понимали, что глухие темни­цы, в которые были превращены все помещения из-за полного отсутствия бортовых иллюминаторов, угне­тающе сказывались на здоровье людей, их психике и боеспособности. Еще в сентябре 1911 г. командир "Павла I" указывал на "крайне тяжелые" гигиеничес­кие условия в помещениях, где вентиляция полностью еще не проведена и не налажена, а заменяющее днев­ной свет электрическое освещение недостаточно и со­здает угрозу "массовой порчи зрения".

Видя доведенное до крайности, незавидное по­ложение экипажей этих кораблей, авторы проектов дредноутов решили отступить от идеи преобладания требований боя и признали допустимыми применение иллюминаторов. По приказанию министра прораба­тывался вопрос о прорезания иллюминаторов и на "Павле I". Запоздало принятое решение из-за боль­шой стоимости и технологических трудностей оста­лось не осуществленным. После немалых колебаний отказались от иллюминаторов и на дредноутах, и от почти уже приросших к проекту мачт системы инжене­ра Шухова, которые на черноморских дредноутах должны были стать основанием для боевых рубок.

Очередные, периодически обновляющиеся списки невыполненных работ в ту осень все еще на­считывали до 100 пунктов. Впечатляет, например, одна только цифра — 1832 отверстия, которые надо было отжечь в броне для установки шестов сетевого заграждения. 5 ноября 1911 г. решился вопрос о за­казе для "Павла I" (и для "Андрея Первозванного") центральных коммутаторов сигнальных кильватер­ных огней. Эту аппаратуру, как говорилось в рапор­те электротехника Кронштадтского порта капитана 2 ранга К.В. Спицына Главному минеру порта пол­ковнику Б.А. Братцеву, следовало изготовлять по об­разцам, только что одобренным комиссией МТК (это были последние дни существования учреждения) по результатам испытаний в Учебно-минном отряде.

Ожидалось, что зимней стоянки 1911-1912 гг. будет достаточно для завершения все еще значитель­ного количества оставшихся неоконченными работ, или по крайней мере тех, которые уже не будет мешать кораблю заниматься полноценной боевой подготов­кой. Флот уже терял терпение, ожидая реального, а не условного, как было в 1911 г., формирования бригады линейных кораблей. Эти ожидания следовало непре­менно осуществить в год столетия Отечественной вой­ны 1812 г. Но судьба, уже однажды сорвав готовившиеся грандиозные торжества в честь 50-летия обороны Севастополя, готовила новые серьезные пре­достережения.