Артиллерийское вооружение

 

Артиллерийское вооружение корабля составляют: 4 12-дм. орудия длиною 40 калибров, расположенных в двух башнях, 14 8-дм. длиной 50 калибров, из коих 8 ус­тановлено в четырех башнях и 6 на палубных станках в казематах на верхней палубе, 12 120-мм. длиной 45 ка­либров на палубных станках в казематах на навесной палубе, 4 47-мм. Готчкисса на крышах 120-мм. казема­тов и 6 3-линейных пулеметов Максима, для которых имеются две десантных тележки и четыре тумбы, уста­навливаемых на паровых катерах.

Обе 12-дм. башни установлены на корабле Обще­ством Путиловских заводов согласно договору, заклю­ченному с ним Морским Министерством 22 июля 1905 г. К установке башен на корабле приступили в марте 1908 г.; временем окончания сборки можно считать начало ок­тября 1911 г., когда башни были испытаны боевой стрельбой. Но фактически заводские работы продолжа­лись и после испытания, нося характер переделок и уста­новок добавочных приборов, необходимость в которых не была предусмотрена первоначальным договором, а появилась впоследствии, как результат опыта, получен­ного во время стрельб.

К числу таких работ относятся:

1) Установка регуляторов скорости (муфт) Джен­ни для получения большей плавности в наводке и дости­жения большей простоты в устройстве механизмов вер­тикального и горизонтального наведения по сравнению с тем, что давала законченная уже, согласно первона­чальному договору, трансформаторная система.

Начатые в марте 1911 года работы по установке муфт Дженни, кстати сказать, впервые применявшихся на судах русского флота, сильно запоздали из-за боль­ших затруднений, встретившихся при устройстве приво­дов наводки. Как показал опыт кампании 1912 года, ус­тановленные первоначально муфты Дженни оказались непригодными, так как часто ломались. К весне 1913 г. они приобрели теперешнюю конструкцию, которая в на­стоящем своем виде послужила образцом и для приво­дов линкоров типа "Севастополь".

2) Для осуществления раздельной наводки в 1912-14 гг. Путиловским заводом установлены в обеих баш­нях добавочные посты горизонтального наведения. До того времени раздельность наводки достигалась тем что один из прицелов расцеплялся от пушки, служа для гори­зонтального наведения, а сами орудия всегда соединя­лись на залп. Последнее обстоятельство в очень сильной степени уменьшало скорость стрельбы, так как неисп­равность одного орудия всецело отзывалась на другом.

3) В 1912-13 гг. Металлическим заводом подкреп­лены прицельные и заменены целиковые приспособле­ния. Необходимость в этой работе была вызвана тем, что во время стрельб 1912 г. наблюдалось постоянное рассогласование прицелов, так как прицельные приспо­собления оказались слишком слабыми после установки на них сравнительно тяжелых новых указателей высоты прицела системы завода Гейслера.

4) Зимой 1913-14 гг. Металлическим заводом по­ставлены совершенно новые прицелы.

5) Весной 1913 г. Металлическим заводом переде­ланы приводы открывания замка.

6) В том же году Обуховским заводом поставлены новые стреляющие приспособления, а гальванической мастерской Кронштадтского порта сделана новая про­водка и переделаны приборы гальванической стрельбы.

7) Зимой 1913-14 гг. Металлическим заводом по­ставлены новые валы у лебедок зарядников, изменена схема заряжания и отремонтированы механизмы при­бойников и открывания замка.

Желание обеспечить заряжание при любом угле возвышения, хотя бы в пределах всего от — 3° до + 5°, сильно усложнило конструкцию механических прибой­ников, которые поэтому вышли слишком громоздкими и ненадежными, а потому зимой 1913-14 гг. артиллерий­ской мастерской Кронштадтского порта в обеих башнях прибойники были расцеплены от механизмов верти­кальной наводки и поставлены в постоянный угол заря­жания + 5 3/8°.

Кроме указанных работ, в ту же зиму Гальвани­ческой мастерской Кронштадтского порта отремонти­рованы зарядные посты, пришедшие в большое рас­стройство от частых разборок, поставлены педали в цепи для гальванической стрельбы и изменена сама схе­ма в связи с устройством добавочных постов горизон­тальной наводки.

8) В том же году Путиловским заводом поставле­ны броневые щиты для прикрытия компрессоров.

9) В конце 1913г. Обуховским заводом переделаны приборы продувания орудий. Работа вызвана необходи­мостью увеличить продолжительность продувания при открывании замка, так как до переделки оно было слиш­ком кратковременно и часто не обеспечивало от опаснос­ти, сопряженной с выкидыванием пламени назад.

8-дм. башни изготовлены и установлены на ко­рабле С-Пб. Металлическим заводом, согласно догово­ру, заключенному Морским Министерством 29 марта 1906 года. К работам по сборке башен на корабле приступлено в 1908 году.

Закончена сборка в июле 1911 года, а в начале ок­тября того же года башни испытаны боевой стрельбой. Так же, как и в 12-дм. башнях, заводские работы продол­жались и после испытания башен стрельбой, нося харак­тер окончательной регулировки механизмов и уста­новки новых приборов, не предусмотренных первона­чальным договором.

Шесть 8-дм. и 12 120 мм. казематных орудий ус­тановлены Металлическим заводом на станках его сис­темы, согласно договорам, заключенным в декабре 1906 г. и январе 1907 г. Работы по установке начали осенью 1910г. и закончили к весне 1911 г.

Устройство подачи выполнено заводом Лесснера по договору от 24 ноября 1908 г. Во время испытаний 8-дм. элеваторов выяснилось, что скорость подачи сна­рядов из ларей к питателям в погребах и в каземате от постов выгрузки к орудиям совершенно не соответству­ет производительности элеваторов, из-за чего первона­чальное устройство пришлось изменить: в погребах были установлены добавочные подготовительные сто­лы, а в казематах, по проекту корабельного инженера фон Озаровского, рельсовый путь был заменен желоба­ми, проложенными по палубе от постов выгрузки к ору­диям. Точно так же подверглась изменению подача 120-мм патронов. В погребах убрали замкнутого конту­ра рельсовые пути, по которым передвигались трехмест­ные тележки, и вместо них, для загрузки патронов, под шахтами элеваторов поставлены девятиместные враща­ющиеся барабаны.

Приборы управления артиллерийским огнем ус­тановлены электромеханическим заводом Н.К. Гейслера по договору от 18 декабря 1910г. Работы по прокладке кабелей и установке приборов на корабле начали в янва­ре 1911 г. и закончены к весне 1912 года. Позднее, вслед­ствие новых требований организации артиллерийской службы, схема приборов была несколько изменена:

1) в 1912-13 гг. сняты все дающие приборы в носо­вой боевой рубке и взамен их поставлены контрольные. Вместе с тем из носовой боевой рубки к дающим прибо­рам носового центрального, поста провели систему двойных переговорных труб;

2) в 1914 г. то же сделано в кормовой боевой руб­ке, причем дающие приборы перенесены из нее во вновь устроенный кормовой центральный пост;

3) в 1914 г., в связи с установкой третьих постов горизонтальной наводки, в шести башнях постановлены добавочные указатели установки целика.

Обе 12-дм. башни расположены на верхней палубе в диаметральной плоскости; носовая между 19 и 25 шп. и кормовая между 90 и 96 шп. Башня представляет собою вращающуюся, закрытую и уравновешенную установку с двумя орудиями и различными приспособлениями для наводки и заряжания. Корпус башни помещается в ци­линдрическом, забронированном до нижней броневой палубы колодце (1), идущем от верхней палубы до плат­формы. Под нижней броневой палубой колодец расши­ряется, образуя бомбовый погреб, в котором на радиально расположенных стеллажах хранятся снаряды. Внутри колодца с уровня нижней броневой палубы поднимается цилиндрического вида фундамент—жесткий барабан (2), служащий неподвижным основанием, на котором вращается башня. Корпус башни состоит из вращающе­гося стола и приклепанной к нему подачной трубы.

Вращающийся стол составлен из двух частей: вер­хней (5)—глиптической формы и нижней (6)—коничес­кой, которые тремя продольными и несколькими поперечными балками скреп­лены между собою в одно целое. Крайние балки до­ходят до нижнего основа­ния подачкой трубы, раз­деляя башню на две симметричные полови­ны. Элиптическая часть представляет собою плат­форму, на которой уста­новлены станины орудий.

Для входа в башню в задней части вертикаль­ной броневой защиты сделано отверстие, при­крываемое броневой две­рью с приспособлением для отодвигания ее как изнутри, так и снаружи. Спереди в броне выреза­ны две орудийные амбра­зуры. Сверху орудийное отделение закрыто съем­ной броневой крышей, которая для большей жес­ткости на внутренней своей поверхности скреп­лена рядом продольных и поперечных бимсов, со­единяющихся на концах с рубашкой вертикальной бро­ни. В крышке имеются отверстия, прикрытые броневы­ми рубками для башенного командира и трех наводчиков, и вырезы с подъемными крышками, служа­щие продолжением амбразур при углах возвышения орудий от 15° до 35°. В случае надобности крышка мо­жет быть поднята; для этой цели в ней сделаны четыре специальных отверстия, в которые ввинчиваются обухи. Для лучшей защиты от осколков в орудийном отделении имеется продольная броневая переборка, отделяющая одно орудие от другого.

В орудийном отделении помещаются: орудия со станками, прицельными приспособлениями и прибора­ми стрельбы, пост плутонгового командира со станцией измерительных приборов, переговорными трубами в центральный пост, к наводчикам и установщикам при­целов, с сигнальным указателем, залповым сообщителем схемы стрельбы и с призматическим биноклем, уста­новленным на особом кронштейне; три поста наводки с приводами к механизмам горизонтальной, и вертикаль­ной наводки, два прибойника с постами заряжания, рас­пределительная коробка с манометрами и стопорными кранами воздухопровода для продувания орудий, пере­говорные трубы в нижние помещения башни и два теле­фона в центральный пост. На нижнем полу орудийного отделения установлены лебедки вертикального наведе­ния, прибойников, открывания замка и ручной непос­редственной подачи.

Как указано выше, к элиптической платформе снизу непосредственно примыкает коническая часть вращающегося стола, имеющая на своей нижней кромке отшлифованный круговой погон, которым она лежит на горизонтальных катках, поддерживае­мых таким же погоном на жестком барабане. Для до­ступа к каткам в броневом колодце сделаны горлови­ны из жилой палубы.

Коническая часть вращающегося стола, до соеди­нения с подачкой трубой, переходит в цилиндрическую, выполняющую роль боевого штыра, который так же, как и во всяком другом станке, служит для центрования по­воротных частей установки и передачи горизонтальных слагающих силы удара при выстреле на неподвижное основание, скрепленное с корпусом корабля, каковым в данном случае является жесткий барабан. Вертикальные катки помещены на осях между двумя разборными ободами; нижний имеет добавочные ролики, с помощью ко­торых вся система может перемещаться по кольцу, ук­репленному к подачкой трубе. Для осмотра и замены в случае порчи катки вместе с ободами и роликовым коль­цом могут быть опущены посредством установленных под ними шести винтовых домкратов.

На внешней поверхности цилиндрической части вращающегося стола установлено два буфера, которые, упираясь в упоры, укрепленные на жестком барабане, служат ограничителями предельных углов поворота башни. Внутри конической части вращающегося стола расположены механизмы горизонтальной наводки с двумя вертикальными валами, опускающимися до ниж­него пола боевого штыра. На валы насажены цевочные колеса, которые, входя в зацепление с цевочным ободом, укрепленным на жестком барабане и при действии меха­низмов горизонтальной наводки сообщают башне вра­щательное движение.

Составляющая продолжение вращающегося стола поданная труба оканчивается внизу стаканом, который входит в штыр, прикрепленный к фундаменту, поднима­ющемуся с верхнего дна. Через центральное отверстие в штыре проходят в башню провода и переговорные тру­бы. Горизонтальными переборками поданная труба раз­деляется на три части: в верхней помещены лебедки и реле зарядников; в средней — главная станция электри­ческих приборов; в нижней—фундаменты для зарядни­ков, снарядные и зарядные питатели и аккумуляторы с воздухом для продувания орудий и пополнения давле­ния в накатниках.

В горизонтальных переборках башенных отделе­ний сделаны вырезы, образующие две огражденные по­ручнями и сетками шахты, в которых по особым направ­ляющим погонам (24) ходят зарядники. Для предохранения нижних помещений от опасности в слу­чае пожара наверху, в шахте устроена подъемная противопожарная площадка с приспособлением для опуска­ния ее из орудийного отделения.

В бомбовом погребе к подачкой трубе приклепа­на круговая полка, по которой на катках вращается сна­рядная платформа (25), имеющая своим назначением подвозить снаряды от стеллажей погреба к питателям. Механизмы поворотной платформы помещаются под ее полом, приводятся в движение электрической лебедкой и входят в зацепление с зубчатым круговым погоном на подачкой трубе.

Для передачи снарядов из стеллажей погреба на лотки питателей на платформе установлена снарядная тележка, которая дает возможность поднимать и опус­кать на должную высоту два снаряда одновременно.

В обеих башнях помещаются изготовленные Обуховским сталелитейным заводом 12-дм. орудия в 40 ка­либров длиною, скрепленные до дула цилиндрами и кольцами. В казенной части орудия поверх колец надет кожух, в который ввинчен казенник, имеющий резьбу для поршневого затвора. Нарезы в канале орудия сме­шанной системы; камора бутылочной формы.

Затвор системы Обуховского завода состоит из рамы, поршня с обтюратором, стреляющего приспособ­ления и передаточных валов и шестеренок для открыва­ния и закрывания. Открывание и закрывание произво­дится электрической лебедкой или вручную, при чем механизмы устроены таким образом, что во время отка­та орудие вместе с затвором расцепляется от горизон­тального передаточного вала лебедки, входя снова в сцепление только в конце наката. Затвор снабжен стре­ляющим приспособлением системы Обуховского завода с автоматическим предохранителем от преждевременно­го (при не вполне закрытом затворе) выстрела. Воспла­менение заряда производится гальванической или удар­ной трубкой. В случае перехода от одного рода трубок к другому необходимо переменить стреляющее приспо­собление.

Для выбрасывания остающихся в канале орудия после выстрела горючих газов устроено автоматическое воздушное продувание. В нижней части подачкой трубы установлены четыре аккумулятора, подающих воздух по общей магистрали в орудийное отделение; под постом башенного командира трубопровод разветвляется и по­дает воздух по медным трубам и гибким шлангам к авто­матическим кранам, укрепленным на теле орудий в казенной части. При открывании затвора кран открыва­ется, и воздух по наклонному каналу поступает в камо­ру. В случай необходимости продувание может быть продлено с помощью особой рукоятки, позволяющей открыть кран вручную. Воздух в аккумуляторы нагнета­ется минным насосом до давления 150 атмосфер, хотя обыкновенно ограничиваются 120 атмосферами, так как большее давление вредно отзывается на гибких шлан­гах, входящих в состав воздухопровода. Запас воздуха в аккумуляторах, при правильном действии приборов, рассчитан на 80-100 выстрелов.

Как всякая орудийная установка, башня представ­ляет собою вращающуюся платформу с укрепленными на ней станинами, на которых при посредстве цапф лежит качающаяся рама, заключающая в себе орудие и слу­жащая для того, чтобы качать орудие в вертикальной плоскости или. другими словами, ставить его на угол возвышения и производить вертикальную наводку. Рама состоит из двух параллельных брусьев, соединенных между собою передним и задним связными кольцами (3 и 4). Кроме выше указанного назначения, составляю­щие раму брусья выполняют роль направляющих, но ко­торым передвигается орудие вдоль своей оси во время отката и наката. Для этой цели оно зажато в особую обойму (2), неподвижно с ним связанную, которая свои­ми захватами скользит по параллелям рамы.

Компрессор является приспособлением, поглоща­ющим энергию отката после выстрела и, как таковое, должен состоять из частей, участвующих в откате вместе с орудием, и частей, поглощающих откат, т.е. неподвиж­ных. Неотъемлемую часть компрессора составляет воз­душный накатник, служащий для возвращения орудия в состояние, предшествовавшее выстрелу.

Вертикальное наведение каждого орудия произ­водится электрической лебедкой при посредстве муфты Дженни, которая действует на систему горизонтальных валов, вращающих два наклонных вала с бесконечными винтами. Последние входят в зацепление с двумя винто­выми секторами, укрепленными на брусьях качающейся рамы, и таким образом при своем вращении сообщают движение качающейся раме с орудием. Для облегчения вертикальной наводки орудие с качающейся рамой урав­новешено относительно цапф, сами же цапфы помеща­ются в особо устроенных подцапфенниках станин с ро­ликовыми подшипниками. Приводы от механизмов вертикальной наводки выведены к постам наводчиков, расположенным по бокам орудий с внешней стороны.

При соединении орудий на залп регуляторы Дженни каждого орудия их приводы и передаточные валы лебедок должны быть соединены между собой. В этом случае устройство приводов позволяет про­изводить наводку из любого поста. Предельный угол снижения — 5°, возвышения — 35°.

Горизонтальное наведение производится элект­рической лебедкой при посредстве регулятора Дженни, разделенного за отсутствием достаточного места для его установки на две части, которые соединены между со­бою трубами. От лебедки вращение передается на гори­зонтальный вал, а от него через посредство конических шестерен на два вертикальных вала, имеющих на концах цевочные колеса, которые входят в зацепление с цевоч­ным ободом жесткого барабана.

На случай порчи электродвигателя или неисп­равности в проводке приспособлены особые розмахи, позволяющее вращать башню вручную. Приводы от механизмов горизонтальной наводки выведены ко всем трем постам наводчиков. Наводка производится из среднего поста, а боковые служат запасными, по­этому приводы их по желанию могут быть вы­ключены. Предельные углы поворота башен: носовой - 270°, кормовой — 300°.

Зарядник, поднимающий к орудию одновременно один снаряд и два полузаряда, состоит из двух главных частей, перемещающихся друг относительно друга: 1) тележки, поднимаемой электрической лебедкой при посредстве стального троса, перекинутого через шкив под крышей башни, причем один конец его укреплен на тележке, а другой на барабане лебедки, и 2) из трех пода­ющих гнезд, из коих нижнее предназначено для снаряда, а два других для полузарядов. Такое устройство зарядника сделано для того, чтобы во время заряжания оста­навливать лебедку один только раз, именно, когда про­тив канала орудия станет нижнее гнездо со снарядом. После досылки снаряда гнезда опускаются автоматичес­ки настолько, чтобы против прибойника пришлись по­лузаряды, сначала нижний, затем верхний.

В случае невозможности произвести подъем за-рядника электрической лебедкой снаряд и полузаряды могут быть поданы в орудийное отделение посредством особой ручной лебедки, от которой спускается трос в погреб через специальную горловину. Снаряд поднима­ется в храпе, к которому снизу прицепляется два медных ведра с полузарядами. В орудийном отделении снаряд с храпа проталкивается по желобу на лоток и на нем при помощи талей подается к орудию.

12-дм. снаряды и полузаряды при погрузке на ко­рабль поднимаются из баржи на палубу кормовыми угольными лебедками при помощи талей, подвешенных к шлюпбалкам 14-ти весельных катеров. Снаряды, име­ющие вес 20 1/4 пуд., поднимаются в храпах по одному, футляры с полузарядами (около 6 пуд. каждый) — по два. Скорость выгрузки на палубу одной лебедкой — около 40 снарядов в час.

Выгруженные на палубу снаряды к кормовой башне перекатываются по доскам, к носовой перево­зятся на тачках и затем спускаются в храпах через спе­циальные горловины в погреба. Перед погрузкой баш­ни необходимо повернуть в такое положение, чтобы фрикционные 2,5-тонные тали, подвешенные на укреп­ленных к крыше башен кронштейнах, приходились над горловинами. Через горловину на верхней палубе сна­ряд спускается в шахту и укладывается на желоб, с ко­торого проталкивается на лоток снарядной тележки. Когда тележка загружена двумя снарядами, их подни­мают или опускают на должную высоту и с помощью поворотной платформы подвозят к желаемым стелла­жам погреба. Перед проталкиванием снарядов с лотков тележки на стеллажи на них одевают стальные стропки для того, чтобы вытаскивать снаряды из стеллажей во время стрельбы. Перед погрузкой снарядов в погреб их необходимо тщательно обтереть, если понадобится, обмыть керосином или пиронафтом и смазать центру­ющие утолщения салом. В каждом погребе помещается по 180 снарядов.

Футляры с полузарядами спускаются простым горденем на тот же желоб в шахте и оттуда переносятся на руках в зарядные погреба, где укладываются на стел­лажи. В носовой башне четыре зарядных погреба, в кор­мовой—два.

Для наблюдения за температурой в погребах уста­новлены самопишущие термометры Ришара и электри­ческие термометры, дающие возможность следить за температурой со станций, расположенных в кубриках. Для записи наличия боевых запасов в погребах имеются особые доски.

Все механизмы 12-дм. башни приводятся в дей­ствие электродвигателями постоянного тока, 100-вольтового напряжения, системы компаунд.

Ток от судовой магистрали, как левого, так и пра­вого борта, подводится к главному башенному рубиль­нику, который помещается в бомбовом погребе; отсюда проведены две освинцованные магистрали к главной распределительной доске в электрическом отделении подачкой трубы. Проводники подведены под снарядной платформой к стакану нижнего подшипника башни и здесь поступают во вращающуюся часть. Главная рас­пределительная доска служит для разветвления тока к коммутаторам отдельных схем и к станции измеритель­ных приборов.

Обслуживают башню один плутонговый коман­дир — офицер и 40 нижних чинов.

Четыре 8-дм башни расположены на уровне верх­ней палубы, по углам 8-дм каземата. Каждая башня по­мещается в круглом колодце, идущем от верхней палубы до платформы. Колодец сверху до жилой палубы окру­жен броневой трубой в 4-дм толщины. В трубе установ­лен жесткий барабан, имеющий три погона, один для го­ризонтальных и два для вертикальных катков, а также цевочный обод. На кубрике колодец, расширяясь, пре­вращается в бомбовый погреб со стеллажами для снаря­дов. Погреба носовых башен вмещают 219, а кормовых 195 снарядов. На платформе колодец имеет радиальные ниши, хранящие в носовых башнях 64, а в кормовых 75 снарядов, уложенными друг на друга с прокладками из ворсы. Одна из ниш в каждой башне приспособлена под арсенал, в котором развешены ключи и запасные части механизмов. Нижний бомбовый погреб непроницаемой дверью сообщается с зарядным. Оба бомбовых погреба имеют одно общее затопление и осушение. Самостоя­тельная вентиляция и охлаждение отсутствуют. Освеще­ние достигается, как и во всей башне, обыкновенными палубными лампами. На случай порчи цепи освещения имеются переносные аккумуляторные фонари. В обоих погребах имеются мраморные доски, на которых долж­на вестись точная запись количества снарядов по родам.

В зарядном погребе установлены девять шкафов, запираемых герметическими дверцами; каждый шкаф хранит по 54 полузаряда в железных оцинкованных пе­налах. На дверцах шкафов прикреплены рамки для по­мещения таблиц с записью количества, веса и партии пороха. Полная вместимость погреба равна 486 полуза­рядам. Зарядный погреб имеет следующие устройства: затопление, осушение, вентиляцию вдувную и вытяж­ную, охлаждение (аэрорефрежирацию), электрическое и свечное освещение. Для измерения температуры служит самопишущий термометр Ришара, а также электричес­кий термометр.

Параллельно колодцу башни от жилой палубы идет шахта, которая на кубрике имеет непроницаемую дверь в верхний бомбовый погреб и люк в зарядный по­греб. На верхней палубе над шахтой расположена горло­вина, закрывающаяся броневой крышкой и служащая для погрузки снарядов.

Поворотная часть башни представляет из себя же­лезную клепаную конструкцию, состоящую из вращаю­щегося стола и подачной трубы. Вращающийся стол состоит из трех продольных балок, на которых установ­лены станины двух 8-дм орудий. Эти балки скреплены между собой поперечинами и образуют элиптическую платформу. Ферма, огибающая платформу, поддержи­вает вертикальную рубашку, к которой броневыми бол­тами крепятся плиты брони.

К конической части приклепана часть цилиндри­ческая, т.е. штыр башни. На штыре, соответственно по­гонам жесткого барабана, имеются два погона, по кото­рым катятся вертикальные катки, служащие для центровки башни в колодце и для поглощения сил, дей­ствующих на башню при выстрелах орудий. Катки верх­него ряда вместе со своим ободом опускаются на винтах для смазки и осмотра; к нижним имеется прямой доступ через горловины.

К штыру приклепана подачная труба, вмещающая шахты нижних зарядников. Труба кончается стаканом, вращающимся на нижнем штыре башни, стоящем на подкрепленной части платформы. Верхний бомбовый погреб от нижнего отделяется вращающейся снарядной платформой, которая катается на катках по погону подачной трубы. Всей конструкции башни диаметральной переборкой, полами и креплениями придана необходи­мая жесткость.

Установка 8-дм башен на корабле вызвана жела­нием иметь хорошо защищенные орудия с большими уг­лами обстрела; кроме того, существовало мнение, что орудия в башне, где все заряжание идет механически, бу­дут скорострельнее, чем казематные. Первые две цели были достигнуты, последняя же оказалась верным толь­ко до тех пор, пока тренировка людей не дала совсем неожиданный результат, и орудия казематов, имея чисто ручное заряжание, не стали стрелять втрое быстрее ба­шен. Из практики выяснилось, что механическое заря­жание необходимо для 10-дм. калибра и выше, но для средней артиллерии, ввиду малого веса снаряда, оно только чрезмерно усложняет установки и дает проиг­рыш в скорости. Вследствие этого, в 8-дм. башнях по проекту судового состава, досылка снарядов и полузаря­дов переделана на ручную, что сразу подняло надеж­ность и скорость заряжания.

Два 8-дм орудия, на станках Металлического за­вода, установлены на станинах в орудийном помещении. Орудия, станки, затворы и продувание совершенно од­нотипны с 8-дм казематными, исключая винтового при­вода, открывания затвора, который в казематах заменен рукояткой. На орудии помещен контакт замка, действу­ющий от привода открывания затвора.

Наводка, как и у всех орудий на флоте, принята раздельная, т.е. горизонтальная вручена одному, а вер­тикальная другому. Этим достигается большая точность и скорость наводки, потому что стреляющему комен­дору не приходится заботиться о горизонтальном наве­дении и он, приведя цель по высоте на нить своего при­цела, нажимает педаль, и если горизонтальный наводчик все время держит цель на прицеле, то и у него будет нажата его педаль, а следовательно, выстрел про­изойдет в минимум времени. При системе раздельной наводки и педалей обе руки наводчиков свободны, а сле­довательно, наводка будет быстрой и точной. В приводы наведения введены муфты Дженни.

Прицелы. На массивной колонке, на неподвиж­ной оси, качается сектор, связанный с орудием тягой, образующей с центром цапфы орудия и оси сектора па­раллелограмм. Таким образом, углы качания орудия и сектора точно совпадают. На той же оси насажен рычаг, сцепленный с сектором зубчатой передачей. Вращая ма­ховик передачи, можно менять угол этого рычага с сек­тором, т.е. производить выдвигание прицела. На рыча­ге, на вертикальном штыре, находится тяга, несущая на себе оптическую часть прицела. Тяга червяком вращает­ся на небольшой угол в горизонтальной плоскости, чем вводятся поправки на целик.

Вся система представляет из себя самый простой и очень солидный прибор, достигающей изменения угла между осью орудия и осью оптической трубы, т.е. вводит высоту прицела и горизонтальные поправки. Труба — перископическая, с переменным увеличением и с кре­стом нитей для наводки. На прицеле указатели Гейслера.

В орудийном отделении, под настилом пола, на­ходится электрическая и ручная лебедка непосред­ственной подачи. Стальной трос закреплен на бараба­не лебедки, проходит по шкивам поворотного крана и спускается по трубе, проходящей сквозь всю башню, в верхний бомбовый погреб. Снаряд в храпе подвеши­вается на гак троса, и барабан лебедки начинают вра­щать вручную или электромотором. На поручни, ог­раждающие шахту, кладется совок, который другим концом ложится на желоб орудия. Когда снаряд под­нят в орудийное отделение, кран поворачивается, и снаряд прямо из храпа кладется на совок, после чего посылается в канал орудия прибойником. Точно та­ким же способом подымаются два полузаряда, вло­женные в медные кокора.

Между параллелями зарядников помещаются: пост плутонгового командира, рубка с визирными от­верстиями и биноклем, переговорные трубы по башне, к наводчикам и в центральный пост, указатель сигналов, телефон и залповый коммутатор. Впереди плутонгового поста находятся: пост горизонтальной наводки, прицел, привод горизонтального наведения, указатель поворота башни и сидения для наводчика и установщика прицела. Под плутонговым постом — привод соединения на залп орудий. Остальные приборы и механизмы расположены симметрично с обеих сторон.

Из 14 8-дм орудий шесть установлены на верхней палубе в казематах между 37 и 65 шп, по три с борта, на станках системы Металлического завода.

Все 8-дм орудия имеют затвор системы Обуховского завода.

У каждого орудия имеется два комплекта стреля­ющих приспособлений: одно для гальванического вос­пламенения трубок, другое для ударного.

Установка 8-дм казематных орудий состоит из штырового основания, поворотной рамы со станинами, качающейся рамы, обоймы, компрессора, накатника и механизмов горизонтальной и вертикальной наводки.

Штыревое основание прикреплено болтами к па­лубе, которая в этом месте подкреплена железной тру­бой, доходящей до настилки жилой палубы. По краю ос­нования положены стальные шары, на которых вращается поворотная рама, а в центре сделано гнездо для боевого штыра, составляющего одно целое с пово­ротной рамой.

Качающаяся рама представляет собою два парал­лельных бруса, соединенных на концах передним и зад­ним связными кольцами, сквозь которые проходит ни чем с ними не связанное тело орудия.

После выстрела орудие, с обоймой откатывается по брусьям качающейся рамы, увлекая за собою шток, который вдвигается в цилиндр и перегоняет в нем жид­кость из одной полости в другую.

Накатник состоит из двух пружин Бельвиля, оде­тых на стержни, которые проходят через отверстия в траверзе и проушины в заднем связном кольце.

Горизонтальное наведение производится вруч­ную расположенными по обе стороны поворотной рамы маховиками, которые при посредстве муфты трения и цилиндрической шестерни, бегающей по зубчатому по­гону штыревого основания, заставляют раму вращаться.

Вертикальная наводка также производится вруч­ную с помощью маховиков, расположенных по обе сто­роны орудия.

Для подачи боевых припасов из погребов к ору­диям установлены элеваторы Лесснера, по два в каж­дом каземате.

На каждом борту имеется по одному бомбовому и одному зарядному погребу. Первый расположен на вер­хнем дне, второй непосредственно над ним на платфор­ме. Снаряды хранятся уложенными в ларях, из которых во время подачи поднимаются особыми храпами с таля­ми, передвигающимися по рельсам. Для облегчения и ускорения подачи в погребе сделаны подготовительные столы (желоба), по которым снаряды, поднятые из ларей храпами, передвигаются в питатели элеваторов. На же­лобах помещается около 30 снарядов. Пеналы с полуза­рядами хранятся в герметически закрываемых шкафах, на которых прикреплены таблицы для записи количе­ства полузарядов, веса их, партии пороха — года изго­товления и поступления на корабль.

Погрузка снарядов в погреба производится через шахты элеваторов при посредстве фрикционных бло­ков, через которые перекинут стальной трос с караби­нами (гаками) на концах. В карабины закладываются особые кокоры. Пеналы с полузарядами спускаются в свои погреба в мешках при помощи простых горденей; для спуска в погреб пустых пеналов устроены специ­альные трубы.

12 120-мм орудий, в 45 калибров длиною, установ­лены в закрытых казематах (по шесть на борт). Все уста­новки — Металлического завода, с затвором системы Канэ. Патроны 120-мм орудий поднимаются из погре­бов элеваторами Лесснера. В погребах имеются питате­ли (беседки) для девяти патронов, вращающиеся на оси. Подвижная штанга захватывает три патрона и поднима­ет в жилую палубу, где вспомогательной прислугой они переносятся в беседку для подъема в каземат. Подъем из жилой палубы в каземат аналогичен подъему из погре­ба. Погреба расположены попарно в носовой и кормо­вой частях корабля. В них имеются стеллажи, в которых патроны укладываются горизонтально и вытаскиваются из стеллажей при помощи особых стропок.

Для управления артиллерийским огнем на кораб­ле установлены приборы Гейслера системы "совмеще­ния стрелок" образца 1910 года. По своему назначению и устройству они разделяются на две отличные друг от друга группы: дающие приборы или передатчики и при­нимающие или указатели. Как показывает самое назва­ние, первые служат для отдачи различных приказаний, вторые — для принятия их. К числу принимающих отно­сятся также контрольные приборы, имеющиеся при каж­дом передатчике.

Для управления огнем вся артиллерия разделена на группы, имеющие каждая свой комплект дающих приборов, в состав которого входят: автомат, передат­чик установки целика, передатчик направления цели и сигналов и замыкатель для ревуна и звонка. Всех групп восемь: две 12-дм. (носовая и кормовая башни), четыре 8-дм. (по две с борта — носовая и кормовая) и две 120-мм. (по одной на борт).

Каждая группа действует самостоятельно, а кро­ме того, группы 12-дм орудий и 8-дм одного и того же борта могут быть включены в общую цепь (только по калибрам) и работать от одного передатчика. Прини­мающие приборы 8-дм казематных орудий имеют пере­ключатели в казематах, позволяющие каждое отдель­ное орудие присоединить к любой из групп 8-дм калибра своего борта.

Комплект принимающих приборов для каждого орудия составляют указатели: высоты прицела, уста­новки целика, направления цели и сигналов ревун и звонок. В каждой башне имеется только один указатель сигналов и направления цели, подвешенный в посту плутонгового командира, а указателей целика три (тре­тий у прицела среднего поста горизонтальной навод­ки). На циферблатах передатчиков и указателей высо­ты прицела нанесены деления через полкабельтова от О до 130; на приборах целика—деления в тысячных дис­танции от 0 до 140; на сигнальных приборах в верхней части: повторяющееся для "кормы" "траверза" и "носа", а также "правый борт" и "левый борт"; в ниж­ней части циферблатов: "дробь", "атака", "пристрел­ка", "залп" и "беглый огонь".

Для предохранения от сырости коробки всех при­боров сделаны герметичными, а провода заключены в свинцовую оболочку. Магистральные кабели проведены по коридорам проводов на нижней броневой палубе. Там же с левого борта у носовой 8-дм. башни сделана выгородка для трансформаторной станции и двух транс­форматоров, которые служат источником тока для при­боров управляющего огнем; один из них является дей­ствующим, другой запасным.

Управление огнем ведется из боевых рубок, кото­рые для этой цели соединены со своими центральными постами специальной сетью двойных переговорных труб, идущих от управляющего огнем к дающим прибо­рам. Чтобы нельзя было управлять одной и той же груп­пой орудий из обеих рубок одновременно и тем ввести полное расстройство во все управление, в центральных постах установлены особые контрольные приборы, не позволяющие включать передатчики, расположенные в разных пунктах, в одну и ту же цепь.

Для связи управляющего огнем с плутонгами, последние снабжены переговорными трубами, которые оканчиваются в носовом центральном посту и могут со­единяться посредством гибкого шланга с трубой из бое­вой рубки. Как рубки, так и центральные посты также соединены между собою трубами, причем из носового в кормовой центральный пост проведена двойная труба. Для тех же целей на корабле проведена особая артилле­рийская сеть телефонов с двумя станциями правого и ле­вого бортов, расположенными на стенках носового цен­трального поста.