Корпус

 

Корпус имеет главные размерения: наибольшая длина 460фт.,длинапоГВЛ 454 фт., наибольшая шири­на 80 фт., углубление при испытании машин, носом 26 фт. 2дм., кормой 26 фт. 4дм., среднее 26 фт. 3 дм., во­доизмещение при испытании машин 16960 тонн.

Средняя скорость при испытании составила 18,5 узлов, индикаторных сила машин при испытании 18596,5 Н.Р., водоизмещение по боевому штату 18902 английских тонн, среднее углубление при этом 29 и 1/2 фт.

Поперечная метацентрическая высота равнялась 4 фт. 4 и 1/2 дм., число тонн на 1 дм. осадки 65.

Если рассматривать корабль с точки зрения со­противления материалов, то становится ясным принцип разделения его на участки крепости. Действительно, ко­рабль на волне можно считать за подверженную изгибу балку; изгибающими силами являются веса корпуса, брони и различных частей судна, а точками опоры, если можно так выразиться,—гребни волн. Очевидно, что наибольшие напряжения возникают в средней части ко­рабля и наименьшие в оконечностях. Линейный корабль "Император Павел I" разделен на 7 участков крепости: главный (42-73 шп.) на продолжении 124 фт. расположен в средней части корабля; от него в нос и корму идут вто­рые участки (30-42 шп.) и (73-85 шп.) каждый протяжен­ностью 48 фт., за ними следуют третий (18-30 шп.) и (85-97 шп.), также по 48 фт. длины, и наконец, в нос от (18 шп.) и в корму от (97 шп.) расположены четвертые участки, кончающиеся штевнями.

Набор корпуса построен по смешанной системе. Вертикальный киль и стрингера до 5-го включительно идут непрерывно, а шпангоуты между пятыми стринге­рами состоят из рамок; выше пятых стрингеров, наобо­рот, шпангоуты идут непрерывно, стрингера же ими прерываются (такие стрингера носят название интеркастельных, а части их между смежными шпангоутами на­зываются интеркастелями). Обводы корабля в носу и корме заканчиваются фор и ахтерштевнем, служащими для укрепления корпуса в оконечностях судна. Оба штевня представляют из себя массивные стальные от­ливки; вес форштевня 670 пудов, ахтерштевня 1239 пу­дов. Ахтерштевень имеет гельмпортовое отверстие для прохода головы руля и две петли для рулевых штыров.

Листы наружной обшивки и рубашки за броней скреплены со штевнями гужонами диаметром 1 и 1/8 дм., расположенными в шахматном порядке. В обоих штев­нях для получения гладкого соединения их с обшивкой и броней выбраны так называемые четверти.

Горизонтальный киль состоит из двух слоев; тол­щина нижнего слоя уменьшается от 1 дм. в главном уча­стке крепости до 5/8 дм. в оконечностях корабля; внут­реннего—от 7/8 до 1/2 дм. в пределах каждого участка крепости толщина листов постоянна. Листы обоих слоев горизонтального киля соединены по стыкам на планках тройным рядом заклепок; боковые крышки соединяются внакрой с наружной обшивкой.

Вертикальный киль состоит из сплошных листов, высотой 3 фт. 9 дм., соединенных по стыкам двумя план­ками с тройным рядом заклепок. Толщина листов верти­кального киля уменьшается от 3/4 дм. в главном участке до 15/32 дм. в оконечностях. С горизонтальным килем и кильсоном вертикальный киль соединен при помощи уг­ловой стали. В нижней части листов, составляющих вер­тикальный киль, сделаны отверстия диаметром 3 дм. для протока воды. С каждой стороны вертикального киля расположено семь стрингеров, из которых пятый—водо­непроницаемый; в остальных стрингерах сделаны вырезы достаточных размеров, для того чтобы мог пролезть чело­век, и, кроме того, у наружной обшивки имеются отвер­стия для протока воды. Как уже было сказано, первые пять стрингеров сделаны из целых листов, соединенных между собой на планках; шестые и седьмые стрингера— интеркостельные. Высота стрингеров: 1-го—3 фт. 6 дм., 2-го— 3 фт. 4 дм., остальные—3 фт. 3 дм.; толщина листов первых пяти стрингеров от 1/2 дм. в средней части до 7/16 дм. в оконечностях двойного дна и 5/16 дм. вне.

Все шпангоуты, за исключением поставленных впереди таранной переборки, отстоят на 4 фт. друг от друга. Конструкция шпангоута такова: от вертикально­го киля до пятого стрингера он состоит из рамок, встав­ленных между стрингерами; выше пятого стрингера флор шпангоута идет, не прерываясь, до шельфа. Шель­фом заканчивается двойное дно, и далее следуют стойки за броней, играющие роль шпангоутов и в то же время служащие подкреплением рубашки за броней.

Между нижней броневой и жилой палубами стой­ки за броней сделаны из коробчатой стали и двух уголь­ников, которые дополняют профиль стойки до двутавро­вого; в местах стыков броневых плит стойки сделаны из листовой стали и угольников для получения более со­лидного подкрепления. Такова же конструкция стоек и за вышележащими поясами брони. Шпангоуты двойно­го дна делятся на водонепроницаемые (13, 15, 18,21,24, 28, 31, 34, 37, 40, 43, 46, 50, 53,56, 59, 62, 65, 68, 70, 73, 76, 79, 82, 86, 90, 94, 99) и с вырезами, к которым относятся все остальные. Водонепроницаемые шпангоуты сделаны из листовой стали 3/8 дм. толщиной; под главными пере­борками эта толщина увеличена до 1/2 дм., кроме того, рамки под некоторыми переборками подкреплены при­клепанным по диагонали угольником. Шпангоуты с вы­резными флорами сделаны из листовой стали толщиной 3/8 дм.-5/16 дм. В носовой части, впереди таранной (4 шп.) переборки, шпангоуты имеют вид листов, иду­щих от борта до борта. В этих листах сделаны вырезы, достаточные для того, чтобы мог пролезть человек. Тол­щина листов этих шпангоутов 9/16 дм., они расположе­ны в расстоянии двух фут друг от друга.

Наружная обшивка подводной части (от горизон­тального киля до шельфа) в средней части корабля со­стоит из одиннадцати поясов с каждого борта, в оконеч­ностях корабля число поясов уменьшается. Листы наружной обшивки идут горизонтально, склепаны внак­рой по пазам и на планках по стыкам. Толщина листов первых семи от киля поясов уменьшается от 7/8 дм. в главном участке до 1/2 дм. в оконечностях. В носовой и кормовой частях корабля, в местах присоединения об­шивки к штевням, подъема якорей, укрепления дейдву­дов и пр. толщина обшивки удвоена.

Настилка внутреннего дна простирается от 13 до 99 шп. по длине и до нижней броневой палубы по шири­не. Листы обшивки соединяются по пазам внакрой с вы­саженными кромками, а по стыкам—на планках.

Главные поперечные переборки идут, не прерыва­ясь, от верхнего дна до нижней броневой палубы; эти пе­реборки поставлены на пятнадцати шпангоутах (13, 18, 24, 28, 34, 40, 46, 50, 56, 62, 68, 73, 86, 90, 99). Переборки на 40,56 и 62 шп. набраны из горизонтальных листов, со­единенных по пазам внакрой; подкреплением этих пере­борок служат вертикальные планки 12 дм. шириной, по­ставленные параллельно диаметральной плоскости и присоединенные к листам переборок при помощи двух полос угловой стали. В свою очередь эти полосы под­креплены еще двумя угольниками, приклепанными к об­ращенной от переборки стороне. Эти подкрепления по­ставлены в расстоянии 2 фт. друг от друга. Переборки на остальных вышеуказанных шпангоутах состоят из вер­тикальных листов с отогнутыми с одной стороны под прямым углом фланцами.

Ширина отогнутого фланца у верхнего дна 13,5 дм., а у нижней броневой палубы— 8,5 дм. Листы соеди­нены между собой внакрой. К отогнутым ребрам для при­дания им большей прочности приклепано по угольнику. Все вообще главные переборки построены из листов тол­щиной 11/32 дм. Пространство между нижней броневой и жилой палубами разделено 9-ю водонепроницаемыми по­перечными переборками, установленными на 4,13,18,28, 50, 73, 86, 93 и 99 шп. Эти переборки сделаны из листов 1/4 дм. толщиной с отогнутыми под прямым углом кром­ками шириной 5 дм., служащими для придания жесткос­ти. Прочие поперечные переборки на кубрике и плат­форме таковы же по конструкции, но толщина листов немного меньше. Переборки, отделяющие поперечные угольные ямы от котельных помещений, сделаны из вер­тикально набранных листов 7/32 дм. толщиной с отогну­тыми под прямым углом кромками.

Для придания переборкам большей крепости ото­гнутые фланцы связаны горизонтальными угольниками с подкреплениями главных поперечных переборок. До высоты площадки переборки поперечных угольных ям сделаны водонепроницаемыми, чтобы вода из трюма ко­чегарки не попадала в ямы. Из продольных переборок наиболее существенное значение имеют: нижние и верх­ние противоминные переборки, внутренние переборки верхних угольных ям и диаметральная переборка, разде­ляющая машинные отделения.

Нижние противоминные переборки идут парал­лельно диаметральной плоскости от 28-86 шп. В средней части корабля переборки удалены от наружного борта на 8 фт 4 дм.; к носу и корме это расстояние меньше. Пе­реборки построены из горизонтальных листов толщи­ной от 1/2 дм. до 3/8 дм. и подкреплены вертикальными стойками для большей жесткости. Помещения между внутренней обшивкой, нижней броневой палубой и нижней противоминной пере­боркой между 34 и 73 шп. служат борто­выми угольными ямами, между 73-86 шп. — машинными кладовыми.

Верхние противоминные перебор­ки поставлены с обоих бортов в расстоя­нии 6 фт. от рубашки за броней; по высоте они простираются от нижней броневой до жилой палубы, а по длине от 13 до 99 шп. Эти переборки набраны из горизонталь­ных листов толщиной 5/8 дм. в средней части и 9/16 дм. в оконечностях. Подкреп­лением служат вертикальные стойки ко­робчатой стали, укрепленные кницами к нижней броневой и жилой палубам.

Продольные переборки верхних угольных ям, отделяющие эти последние от корридоров проводов, идут между 34-73 шп. Они набраны из вертикальных листов с отогнутыми под прямым углом вертикальными же кромками. Толщина листов 13/22 дм. средней части и 5/16 дм. в оконечностях корабля.

Диаметральная переборка между машинными отделениями идет от нижне­го дна до нижней броневой палубы, а по длине от 73 до 86 шп. Она набрана из вер­тикальных листов толщиною 3/8 дм.: для придания переборке жесткости листы рас­положены в двух параллельных диамет­ральной плоскостях, а вертикальные их кромки отогнуты до встречи друг с дру­гом и склепаны внакрой.

Броневые плиты пояса, располо­женного по ГВЛ, нижней своей кромкой стоят на шельфе, который сделан из стальных листов от 25/32 до 3/4 дм. Шельф крепится к наружной обшивке и рубашке за броней угловой сталью. Рубашка за броней построена из горизонтальных ли­стов от 7/8 до 11/16 дм. толщиной. Между броневыми плитами и рубашкой за броней имеется дере­вянная подкладка, состоящая из горизонтальных брусь­ев лиственницы толщиной 7-10 дм. Брусья подкладки крепятся к рубашке за броней 7/8 дм. болтами, постав­ленными через 4 фт. Рубашка за броней подкреплена стойками из коробчатой стали, поставленными на всех шпангоутах, за исключением тех, вблизи которых нахо­дятся стыки броневых плит: в этих местах против стыков плиты поставлены более солидные подкрепления. Вы­шележащие пояса брони не имеют деревянной подклад­ки, и их броневые плиты прилегают непосредственно к рубашке за броней.

Бимсы поставлены на каждом шпангоуте; их на­значение—служить балками для поддержки палубы и, кроме того, увеличивать поперечную крепость. Бимсы верхней и жилой палуб имеют выгиб вверх со стрелкой 15 дм., остальные—прямые. Все бимсы сделаны из коробчатой стали; наиболее солидные бимсы под жилой палу­бой, самые легкие—под настилкой кубриков. Бимсы под нижней броневой палубой соединены с флорами шпанго­утов, остальные крепятся кницами к стойкам за броней.

Испытания артиллерии однотипного линейного корабля "Андрей Первозванный", произведенные в 1910 году, показали, что бимсы, поддерживающие верхнюю палубу в пределах действия орудийных газов 12 и 8-дм. башенных орудий, недостаточно подкрепляют верхнюю палубу. По этой причине и на "Павле" зимой 1910-1911 гг. бимсы 9-27, 76-90 и 99-101, а также 103, 105, 108 шп. были подкреплены угольником и полосой, кроме того, добав­лено было несколько карлингсов и пиллерсов. Осенью 1911 года при испытании артиллерии выяснилось, что поставленные подкрепления достаточно надежны. Для распределения нагрузки верхней палубы на ниже лежа­щие поставлены между палубами пиллерсы; большая часть их в виде труб диаметром 3 и 1/8 дм. и 1/4 дм. тол­щиной и несколько склепанных из листов и угольников прямоугольного сечения.

Настилка платформ и кубриков сделана из сталь­ных листов 1/4 дм. толщиной, соединенных на планках по стыкам и пазам (эти планки поставлены под настил­кой). Деревянная настилка верхней палубы сделана из орегонской сосны. К листам броневой защиты верхней палубы параллельно шпангоутам прикреплены бронзо­выми полосками с шурупами деревянные планки. Они расположены через каждые 3 фт., почему медные планки не могут служить для счета шпангоутов, так как их рас­стояния не соответствуют расстояниям между шпангоу­тами. Поперечное сечение вышеупомянутых планок имеет вид правильной трапеции, у которой нижняя па­раллельная сторона на 1дм. короче верхней.

Между планками вставлено 10 досок 3 и 3/4 дм.—4 дм. шириной и около 2 дм. высотой. Концы этих досок за­ходят под наклонные грани планки и прижимаются ими к стальной настилке. Расстояние между соседними попереч­ными планками—около 4 дм.; оно занимается длинными досками, идущими друг за другом и прикрепленными к стальной настилке обычным способом—болтами, утоп­ленными в этих досках и закрытых заподлицо с поверхно­стью палубы деревянными пробками. Такой способ на­стилки дерева дает возможность, в случае надобности, довольно быстро разобрать настилку, причем при акку­ратной работе планки не будут поломаны. Деревянная на­стилка навесной палубы сделана по старому способу.

Мачты по своему виду имеют некоторое сходство с принятыми на американских кораблях. Каждая мачта состоит из 16 стальных трубок, диаметр которых посте­пенно изменяется от 6 дм. внизу до 4 дм. вверху, толщина их стенок 6 мм. Мачта начинается с навесной палубы, где нижние концы трубок кницами прикреплены к стальной настилке. На навесной палубе концы трубок расположены по эллипсу—14,3x9,3 фт. (размеры приблизительны), а верхние концы по окружности диа­метром около 4-х фт. Каждая трубка, идя вверх, отходит на всей длине от своего прямого направления приблизи­тельно на четверть окружности в сторону, обратную вращению часовой стрелки. По высоте мачта состоит из 12 звеньев; смежные звенья связаны между собой буге­лем, сделанным из коробчатой и листовой стали и под­крепленным крестовиной из коробчатой стали.

Высота мачты от навесной палубы до наблюда­тельного поста, помещенного на марсе равна 100 футам. Реи сделаны из трубчатой стали диаметром 6 и 1/2 дм.- 5 и 1/2 дм. и толщиной стенок 1/2 дм. Стеньги деревянные.