3. Гости Кронштадта

 

В один из июльских дней 1866 г., в полдень, на виду у заранее оповещенной публики на Большом Кронштадтском рейде показались корабли двух союзных держав, проделавшие совместный путь из Гельсингфорса. Взору ожидавших пред­стали корабли Северо-Американских Со­единенных штатов: "Miantonomoh", один из лучших мониторов флота, и сопровож­давший его пароход "Ogasta". Встретив­шая в Гельсингфорсе эти небольшие ко­рабли русская эскадра под командовани­ем контр-адмирала Лихачева, которая со­стояла из только что вступившей в строй броненосной батареи "Не тронь меня", броненосного фрегата "Севастополь", двухбашенной лодки "Смерч", четырех мониторов, фрегатов "Дмитрий Донской", "Храбрый", пароходо-фрегата "Влади­мир" и клипера "Яхонт", выглядела гораз­до внушительнее.

Запланированный президентом Джонсоном еще в мае 1866 г. визит аме­риканских кораблей под командованием капитана Г. Ф. Фокса - помощника секре­таря Морского министра - олицетворял собой не только знак благодарности за демонстрационный визит к побережью САСШ эскадр контр-адмиралов С. С. Лесовского и А. А. Попова во время граждан­ской войны, но и выполнял дипломатиче­скую миссию - доставил в Россию амери­канское посольство. "Miantonomoh" - эта "некрасивая и толстошкурая черепаха", как в то время во Франции называли все мониторы, благополучно пересек океан, выйдя из Нью-Йорка и побывав в Гали­факсе, Шербуре, Копенгагене, Гельсингфорсе, прибыв в Кронштадт, доказал свое право на существование в океане.

Морское министерство серьезно гото­вилось к встрече заокеанских гостей. Для приема эскадры создали специальную комиссию под председательством адмирала С. С. Лесовского, в состав которой вошли офицеры различных специальностей. Ин­терес к "Miantonomoh" был неслучайный. В то время в русском флоте находилось несколько мониторов, которые предназ­начались для защиты Кронштадта.

Посетил "Miantonomoh" и контр-ад­мирал А. А. Попов, известный уже не только как моряк с большим стажем пла­вания и командир эскадры, прибывшей к западному побережью САСШ, но и как организатор постройки броненосных ко­раблей в русском флоте.

Совершив в 1866 г. на "Miantonomoh" переход от Гамбурга до Шербура, А. А. Попов пришел к идее иметь в составе русского флота башенный крейсер мониторного типа необычайной силы, заме­нивший бы целую эскадру, командование которой он осуществлял в Тихом океане в сложной политической обстановке за три года до этого.

Назвав впоследствии свой корабль большого водоизмещения "монитор-крей­сер", он непроизвольно вызвал в морских кругах весьма жаркие споры по этому по­воду, так как предполагаемая автоном­ность этого броненосца составляла всего четверо суток. Все моряки и кораблестро­ители привыкли представлять под словом "крейсер" корабль с большой парусностью и автономностью. Именно в это время -время перехода к железному судострое­нию, коренной перемены всех взглядов и понятий, когда кораблестроители всех стран искали оптимальные варианты ско­рее опытным путем, чем теоретическим, и проявился талант А. А. Попова как но­ватора, имевшего к тому же еще и огром­ный опыт моряка, годами находившегося в плаваниях.

Коренным образом начало меняться представление о самом крейсере как о ти­пе броненосного корабля. "Мы не вправе требовать от броненосного судна того, чтобы оно было таким же хорошим крей­сером, как и обыкновенное. Но если оно может удержать свое место ввиду неприя­тельского порта, не прибегая к помощи пара, и выдерживать погоды, которые ему могут встретиться, если оборонительная сила его будет равна той, которая может быть поставлена против него в море, и ес­ли он носит сильную артиллерию, хорошо поднятую над водой, то мы достигли от броненосца всего, что можно ожидать от него как от крейсера", - так писал англий­ский адмирал Эльвертон после плавания своей броненосной эскадры в 1866 г.

В этот период судостроители всех стран старались разрешить весьма слож­ную задачу увеличения размеров и водо­измещения кораблей, вызванного утяже­лением артиллерийского вооружения, не увеличивая площади его бортов как цели для неприятельских снарядов. Но разви­тие артиллерии требовало, в свою оче­редь, увеличения толщины броневых плит, масса которых уже не позволяла за­щитить ими весь борт, как это делалось на первых броненосцах.

В целом всем этим противоречивым условиям и отвечал проект, предложен­ный А. А. Поповым Морскому министер­ству спустя полгода после плавания на "Miantonomoh". 3 декабря 1866 г., обоб­щив свои наблюдения, он подал управля­ющему Морским министерством адмира­лу Н. К. Краббе докладную записку. Пе­речислив в ней еще раз уже известные до­стоинства и недостатки мониторов, автор просил рассмотреть предлагаемый пока еще в общих чертах проект "монитора-крейсера" на заседании Кораблестрои­тельного отделения МТК - последней ин­станции и своеобразного законодателя в тогдашнем судостроении.

Параллельно А. А. Попов, используя свое высокое положение члена свиты и ге­нерал-адъютанта, в личной беседе озна­комил "покровителя флота" генерал-ад­мирала Константина Николаевича с ос­новными идеями проекта океанского мо­нитора. Получив полное одобрение и поддержку великого князя, А. А. Попов получил тем самым в свои руки сильное оружие, "высочайшее понимание", помо­гавшее успешно бороться с чиновниками огромной бюрократической машины, на­зываемой Морским министерством.

Уже в конце января 1867 г. по указа­нию генерал-адмирала управляющий Морским министерством вынес на обсуж­дение МТК вопрос о предлагаемом к по­стройке океанском мониторе.

Предложение А. А. Попова обобщило в себе весь опыт строительства мониторов применительно к созданию корабля одно­го с ними типа, предназначенного для крейсерства в океане. "Во время плавания на "Miantonomoh" я убедился, - писал он в докладной записке, - что монитор при ветре и большом волнении обладает ус­тойчивостью и спокойствием в такой сте­пени, которая покажется невероятной для моряков, не плававших на судах этого ро­да". Но, наряду с этим, другим главным достоинством монитора А. А. Попов счи­тал небольшую площадь надводного борта - весьма малую цель для неприятельских снарядов, а также возможность защи­тить его броней максималь­ной толщины, которую только способны изготов­лять заводы, и наличие в башнях сильнейших ору­дий того времени.

Создав "Miontonomoh" и однотипный с ним "Monadnock", американ­ские кораблестроители так­же не рассчитывали ис­пользовать их для длитель­ных переходов, но тем не менее их поход в Европу и Калифорнию еще раз дока­зал, что они частично могли выполнять и функции крейсеров. Увеличив водо­измещение и добавив неко­торые усовершенствования, А. А. Попов доказал в МТК, что кажущиеся трудности океанского плавания мониторов, даже при столь малой высоте борта (в проекте его высота в носу и корме была всего 0,6 м, а у мидель шпангоута с бруствером -1,8 м), вызывавшей опасения у моряков, служивших на рангоутных кораблях, бы­ли преувеличены. Кроме того, меньшая, чем у рангоутных броненосцев, плаву­честь проектируемого монитора, по мне­нию А. А. Попова, компенсировалась бо­лее сильными водоотливными средства­ми, а наличие двойного дна и водонепро­ницаемых переборок делало этот недостаток еще меньшим. Положитель­ным являлось и то, что низкий борт, а сле­довательно и меньшая амплитуда качки не ослабляла корпусных конструкций (явление, часто присущее высокобортным кораблям) и делала более удобным обслу­живание артиллерии.

Для наглядности А. А. Попов взял за основу корпус "башенного крейсера", спроектированного незадолго до этого ка­питаном Кользом и утвержденного анг­лийским Адмиралтейством к постройке в Биркенхеде. Это был печально известный "Captain", в то время претендовавший на звание самого сильного из проектируемых кораблей. На его схематическом чертеже в средней части А. А. Попов разместил за­бронированный бруствер высотой 1,37 м и длиной 30 м. Бруствер, напоминавший со­бой, по словам автора, "ящик с закруглен­ными оконечностями", защищался бро­ней, одинаковой с бортом толщины, а сверху - 50,8-мм палубой. Предлагаемый "монитор-крейсер", подобно кораблю Кольза, имел три треногих мачты и раз­витую парусность, но с условием сохране­ния центра парусности с таким расчетом, чтобы можно было обходиться без бушп­рита. Для облегчения управления паруса­ми устраивался обширный мостик, про­стиравшийся от фок - до бизань-мачты над башнями на достаточной высоте от поверхности воды.

Дымовая труба предлагалась автором увеличенного диаметра, но для предохра­нения ее от осколков дымовой ход в райо­не броневой палубы бруствера защищался решеткой из железнодорожных рельсов. Капитанская рубка, являвшаяся одновре­менно и боевой, помимо своего основного назначения, выполняла также и роль вен­тиляционной шахты для паровых венти­ляторов, расположенных внутри корабля.

Вместо 203-мм брони башен и 177-мм брони борта в проекте Кольза на "мониторе-крейсере" башни, бруствер и борт за­щищались 280-мм плитами. В сравнении с тактико-техническими элементами про­ектировавшихся в то время кораблей про­ект А. А. Попова выглядел, действитель­но, сильнейшим в мире, хотя до осуществ­ления этой идеи в металл предстояло пре­одолеть множество сложностей при проектировании, а также разрешить бес­численные проблемы как экономическо­го, так и технического характера.

Все выводы и решения являлись, го­воря современным языком, тактико-тех­ническим заданием на проектирование и составление чертежей броненосца. Пред­стояло выбрать размерения и форму кор­пуса, составив теоретический чертеж, спецификацию; тщательно, с точностью до сотни килограммов, рассчитать весо­вую нагрузку частей корабля. Сделать все это предстояло нашим корабельным ин­женерам под руководством А. А. Попова. Строительство "монитора-крейсера", про­ектирование и создание паровых машин и котлов, башен, орудий, прокат броневых плит - это уже лежало на плечах Морско­го министерства и всей промышленности в целом.