9. Успехи Обуховского завода

 

Рациональное совмещение двух ос­новных показателей мощи любого броне­носного корабля - брони и артиллерии -являлось для судостроителей одним из са­мых сложных вопросов. Морскому мини­стерству и МТК при строительстве "Петра Великого" пришлось затратить огромные усилия и преодолеть массу проблем, прежде чем корабль, одетый в броню и во­оруженный мощнейшими орудиями, мог считаться сильнейшим.

Одновременно с началом проектиро­вания "монитора-крейсера" начали разра­батываться орудия главного калибра. В начале 1867 года к их проектированию приступило Артиллерийское отделение МТК под руководством полковника Ф. Б. Пестича. В то время самыми мощными в мире являлись 381-мм двадцатитонные американские чугунные гладко­ствольные орудия системы Дальгрена. Но в 1867 году в США инженер Родман при­ступил к изготовлению 508-мм орудий специально для береговых укреплений. В России также имели довольно большой опыт в создании орудий, изготовив на Пермском заводе для однобашенных ло­док аналогичные Дальгреновским 381-мм пушки.

В декабре 1867 года Ф. Б. Пестич со­ставил чертеж дульнозарядного гладко­ствольного 508-мм орудия, частично ис­пользовав опыт Родмана. Через полгода, в июне 1868 года, Морское министерство заказало спроектированное орудие, пол­учившее впоследствии номер 593, с комп­лектом из 500 снарядов Пермскому "чугуннопушечному" заводу. На создание формы и отливку ствола заводу потребо­валось полгода, и в конце января 1869 го­да орудие благополучно отлили. В марте завод рассверлил канал ствола до 508 мм (при отливке канал имел диаметр 457 мм), и к маю чугунное орудие весом 43,8 т (2676 пудов), длиной 5,5 м (18 фу­тов) было готово к испытаниям. В начале августа под руководством полковника Максимова начали испытания, окончив­шиеся 12 сентября 1869 года. Во время ис­пытаний сделали 314 выстрелов, причем 251 из них - наибольшим зарядом в 60 кг (130 фунтов) призматического пороха. По окончании испытаний орудие не име­ло никаких видимых повреждений, за ис­ключением небольшого выгорания в ка­нале ствола у запального отверстия. Опы­ты показали, что оптимальным является заряд в 60 кг, а вес снаряда - 508 кг. В этом случае давление внутри орудия до­стигало 1500 атм, а снаряд развивал на­чальную скорость в 340 м/сек. Проведен­ные испытания к чести Пермского завода показали отличное качество отливки. Вы­звала опасение лишь огромная отдача орудия на станок.

В декабре 1869 года орудие решили принять на вооружение флота для мони­тора "Крейсер", одновременно начав проектирование под него вращающейся баш­ни системы Кольза. Несмотря на огром­ную мощь, само орудие оказалось всего на 7-8 т тяжелее изготовлявшихся в то вре­мя в Англии самых больших орудий, что являлось немаловажным фактором в ко­раблестроении. Камский завод начал готовиться к отливке восьми стволов (два комплекта).

Но все же, как ни добротно было от­лито и изготовлено пробное орудие, эра гладкоствольной артиллерии безвозврат­но ушла в прошлое. Появившиеся в 1855 году сначала у английского заводчи­ка Ланкастера, а потом спустя два года у Витворта и Армстронга первые нарезные орудия были еще весьма несовершенны­ми. Лишь спустя десять лет они заявили о себе в полную силу. Германский пушеч­ный магнат Крупп также, почти одновре­менно с Ланкастером, начал изыскания в технологии изготовления нарезных ору­дий, а потом приступил к их изготовле­нию. Крупп достиг больших успехов, ко­торые не остались без внимания у Военно­го ведомства России.

Одновременно с заказом Пермскому заводу 508-мм орудия в Германии, в г. Эс­сене, на артиллерийском полигоне завода Крупна произвели испытания 280-мм двадцатишеститонного нарезного орудия. За испытанием наблюдали: от Военного ведомства генерал-майор Н. В. Маневский, от Морского - полковник Ф. Н. Яновский. Это орудие, изготовляв­шееся как дульнозарядное, впоследствии было переделано в заряжающееся с каз­ны. Орудие успешно выдержало 400 вы­стрелов с зарядом пороха в 41,2 кг и сна­рядом весом 250 кг. При давлении в канале ствола 3200 атм (на 1700 атм больше, чем у 508-мм орудия) снаряд развивал огром­ную начальную скорость. Присут­ствовавшие на испытании русские представители признали вполне пригодным это орудие для приня­тия его на вооружение как флота, так и армии. Более высокие балли­стические показатели нарезного орудия Крупна были очевидны.

Сразу же после испытаний Крупп разработал новое 280-мм орудие улучшенной конструкции с теми же баллистическими дан­ными. В мае 1869 года Россия за­казала пять таких орудий. По готовности первого из них в августе того же года на Волковом поле - полигоне Обуховского завода - произвели его всесто­роннее испытание стрельбой в сруб с 229-мм броней, изготовленный по образ­цу борта английского броненосца "Герку­лес".

В июне 1870 года Крупп приступил к изготовлению опытного 305-мм орудия. Отказавшись от 508-мм чугунных гладко­ствольных орудий Пермского завода, МТК вновь стал перед проблемой выбора одного из калибров: 280-мм, освоенного Крупном, или 305-мм, производство кото­рых только планировалось. Предстояло вооружить строившийся монитор "Крей­сер" и планировавшиеся к постройке че­тыре "поповки". Как ни заманчиво было предложение вооружить эти корабли бо­лее мощными 305-мм орудиями, все же качественное изготовление их еще явля­лось делом весьма спорным.

Не оставался без внимания у Морско­го министерства и один из молодых отече­ственных заводов - Обуховский сталели­тейный. Основанный в 1863 году, завод к моменту выбора артиллерии для "монито­ра-крейсера" имел большую известность. Завод получил свое имя в честь П. М. Обухова, изобретателя особо прочной и упругой тигельной стали, первона­чально (с 1854 года) применявшейся лишь для изготовления ружейных стволов и холодного оружия. После строительства в 1859 году нескольких металлообрабаты­вающих мастерских П. М. Обухов изгото­вил из тигельной стали пробную 12-фун­товую пушку, показавшую на испытани­ях хорошее качество изготовления. Все производившиеся впоследствии обуховские орудия стоили дешевле, чем соответ­ствующие орудия Крупна и имели боль­шую прочность, поэтому Морское мини­стерство решило расширить их производ­ство.

В январе 1865 года управляющим за­водом назначили капитан-лейтенанта А. А. Колокольцева, на которого возлага­лось переоборудование завода и организа­ция самой технологии изготовления стволов во всех фазах, начиная с обработки болванок и кончая окончательной их шлифовкой. Литье же стали и болванок осталось под руководством П. М. Обухо­ва. С 1870 года завод изготовлял сначала 203- и 229-мм нарезные орудия для наших мониторов, а затем приступил к изготов­лению пробной 280-мм пушки, аналогич­ной пушке, сделанной Крупном. По на­стоянию контр-адмирала Шварца МТК принял решение: при удачном изготовле­нии этого орудия поручить производство заводу и 305-мм пробного орудия. Столь постепенные шаги МТК в выборе калибра объяснялись тем, что каждый из выше­названных стволов в среднем стоил около 100 тыс. рублей.

Проектируя 280-мм орудие, завод уже обходился только разработками сво­их инженеров и техников, не прибегая к услугам Крупна. Испытания пробного 280-мм орудия дали такие результаты, которыми не мог похвастать ни один из пушечных заводов мира, способных выде­лывать стволы подобного калибра. Так например, если орудия Крупна и выдер­живали равное с обуховским орудием ко­личество выстрелов, то в них все же выяв­лялись значительные трещины в каморах. В июне 1871 г. Крупп на одном из своих пароходов отправил в Кронштадт четыре 280-мм орудия, заказанные ранее для фрегата "Минин", и одно 203-мм для ис­пытаний. Но при испытании в Кронштад­те на форту "Константин" после 161 вы­стрела одно из этих орудий разорвалось. В других испытываемых стволах уже после 60 выстрелов в каморах обнаруживали глубокие трещины, что основательно по­шатнуло авторитет одного из известных пушечных заводов мира.

Спустя полгода по указанию гене­рал-адмирала Константина Николаевича главным калибром орудий для "Крейсера" определили 305-мм. В 1872 году на Обуховском заводе успешно изготовили об­разцовое 305-мм орудие и отправили его сначала на Московскую, а затем в 1873 году на Всемирную Венскую выстав­ку. Только в августе 1874 года начали подготовку для всестороннего испытания ствола на форту "Константин", куда его доставили через месяц. Но из-за отдален­ности форта от Обуховского завода завер­шить подготовку до конца года не удалось. Испытания начались зимой.

Приспособив для стрельбы станок от испытанного ранее 508-мм орудия, в фев­рале 1875 года произвели несколько пред­варительных выстрелов зарядом в 45,3 кг призматического пороха. В марте после 82 выстрелов выбрали оптимальным боевой заряд в 60 кг и снаряд весом 321 кг. При давлении в канале ствола 2500 атм такой чугунный снаряд со свинцовой оболочкой развивал начальную скорость 440 м/сек. В дальнейшем после 500 выстрелов в ка­нале ствола не удалось обнаружить ни ма­лейших признаков выгорания или нали­чия трещин.

Получив впоследствии название "двенадцатидюймовое орудие образца 1867 года", оно было окончательно приня­то для вооружения корабля, к тому време­ни носившего имя "Петр Великий", а также и для строившегося броненосца "Вице-адмирал Попов". Изготовленные в корот­кий срок три таких орудия вместе с проб­ным, испытанным на форту "Константин" (у которого, рассверлив канал ствола, вставили лейнер - трубу с. нарезами из особо прочной стали), установили в конце 1875 года на броненосце, достраивавшем­ся в Кронштадте.

В целом работа завода в период созда­ния орудий для "Петра Великого" хорошо описана историографом завода В. Колча­ком. В августовском номере журнала "Морской сборник" за 1875 год в статье "Современное стальное дело на Обуховском заводе" он писал: "Обладание хоро­шей артиллерией обуславливается сте­пенью технического и промышленного развития нации. Где выше стояло горное и заводское дело, где более разрабатыва­лось и добывалось металлов, там всегда была и лучше артиллерия. В настоящее же время эта зависимость артиллерии от технического и промышленного развития страны сделалась особенно большой".