10. Трудности в изготовлении брони

 

Если изготовить двенадцатидюймо­вые орудия для броненосца удалось, не прибегая к заказам за границей, лишь ча­стично используя опыт Крупна в изготов­лении его первых орудий, то для выделки броневых плит пришлось обратиться к ан­глийским заводчикам.

Во время проектирования корабля ос­новной поставщик брони для русского флота - Ижорский завод - уже имел не­малый опыт в ее изготовлении. Тем не ме­нее в этот период он не мог без подготовки приступить к прокату 305-мм плит. Завод в то время занимался изготовлением большой партии 178-мм брони и к концу июня 1869 года успешно выполнил этот заказ. Сразу же после этого приступили к ремонту и усовершенствованию прокат­ного цеха, к установке более мощных про­катных вальцов. Окончив эти работы, стоимость которых составила 18 тыс. руб­лей, в феврале 1871 года приступили к изготовлен и ю необходимых к апрелю трид­цати пяти изогнутых 152-мм плит для за­круглений бруствера. Но, к сожалению, их выделку приостановили. Завод пол­учил срочный заказ на прокат брони для "Новгорода" и "Киева", из-за этого прокат плит для "Крейсера" отложили еще на полгода. Изготовление 229-мм гнутых плит для "поповок" давалось заводу с большим трудом, но, несмотря на это, плиты вышли отличного качества.

Руководство завода хорошо понима­ло, что следующий этап - прокат 305-мм брони для "Крейсера" - будет весьма сложной задачей. К тому же начались и финансовые неурядицы. Из-за недостатка средств, отпущенных на 1871 год, адми­нистрации приходилось увольнять даже высококвалифицированных рабочих, с тем чтобы в январе следующего года вновь произвести их набор. Положение спас А. А. Попов. Он сумел добиться досрочно­го выделения еще 20 тыс. рублей из пред­полагавшихся к ассигнованию в следую­щем году для оплаты рабочим и техникам. Получив средства, завод сразу же присту­пил к работе. Из металла, оставшегося от обрезки плит обеих "поповок", начали прокат плит. Основную же партию метал­ла поставил Райволовский завод. К концу июля 1871 года прокатали четыре 305-мм плиты, которые сразу же начали испыты­вать на Волковом поле.

После решения о переносе спуска "Крейсера" на воду на лето 1872 года ра­боты вновь отложили, приступив к выдел­ке брони для фрегата "Генерал-Адмирал". По более детальным подсчетам заводской мощности для выполнения всех заказов явно не хватало. Оказалось, что, даже при весьма напряженной работе, завод спосо­бен сделать броню для "Крейсера", вес ко­торой составлял 2100 т, лишь в течение двух лет. Это не устраивало Морское ми­нистерство, так как корпус корабля, сто­имость которого уже в тот период состави­ла 1,5 млн. рублей, был практически го­тов к установке плит через полгода. Кро­ме того, строившиеся для корабля на заводе Берда механизмы стоимостью в 1 млн. рублей планировали установить сразу же после спуска на воду, то есть ле­том 1872 года. Оставить такой корабль в Кронштадте на два года без брони, на до­ставку которой с завода ушло бы еще 50 тыс. рублей, Морское министерство яв­но не могло. Выход оставался один: зака­зать броню в Англии. Кроме Ижорского завода в мире только английские заводы "Камель и К°" и "Браун и К°" могли спра­виться с изготовлением плит, доведенных к тому времени по проекту до толщины в 356 мм.

В конце 1872 года на запрос военно-морского агента в Лондоне капитана 1 ранга Н. В. Копытова оба завода изъяви­ли желание на выполнение этих работ, так как столь крупный заказ являлся для них весьма выгодным. 15 декабря гене­рал-адмирал Константин Николаевич, решавший вопрос о выборе завода, оста­новился на заводе "Камель и К°", мотиви­руя это тем, что завод "Браун и К°", также отлично оснащенный новейшим оборудо­ванием, в прошлом нередко отказывал на­шим инженерам и техникам в передаче опыта. По-другому и более дальновидно относилась к этому администрация завода "Камель и К°", расположенного в г. Шеффильде, открыв двери перед нашими представителями и приобретая тем самым в лице Морского министерства выгодного заказчика.

Сразу же после выбора завода "Ка­мель и К°" 28 января 1873 года капитан 1 ранга Н. В. Копытов заключил с ним контракт на выполнение всех работ в де­вятимесячный срок. Заводу предстояло произвести все вертикальные плиты об­щим весом 2100 т и около 180 т броневых болтов для крепления с последующей до­ставкой их в Кронштадт не позже 1 октяб­ря 1873 года. Объем предстоящих работ был огромный. Самым сложным являлось изготовление пятидесяти 356-мм плит с отверстиями в 100 мм для крепящих бол­тов. Почти все плиты толщиной 178 мм для защиты башен и закруглений бруст­вера предстояло гнуть по специальным железным лекалам, которые доставлялись из России и представляли собой фор­му той части бруствера или башни, где крепилась каждая конкретная плита, имевшая свой порядковый номер. Кроме того, в нескольких башенных плитах вы­резались амбразуры, а в некоторых пли­тах борта своеобразные выступы или, как их в то время называли, "зубья" для более надежного крепления между собой.

Поставку в Кронштадт изготовлен­ных плит запланировали шестью партия­ми: первую (800 т) к середине мая, по­следнюю к 1 октября 1873 года. По мере изготовления заводу предстояло каждую двадцатую плиту испытывать на своем полигоне в присутствии наших предста­вителей. Выделенная на броню по контр­акту сумма в 1 млн. 200 тыс. рублей вы­плачивалась тремя частями: первая спу­стя десять дней после заключения контр­акта; вторая после предъявления первой партии плит нашим представителям; третья после отправки большей части плит.

Заказ брони в Англии вновь поставил Морское министерство в весьма затрудни­тельное положение. Согласно официаль­ной смете на изготовление брони для "Петра Великого" министерству на 1873 год открывался кредит "в 600 тыс. рублей. Испрашивая ранее эту сумму, рассчитывали финансировать Ижорский завод ежегодно частями. Но несмотря на то, что изготовление брони у "Камеля и К°" было несколько дешевле, чем в России, основным затруднением яв­лялась уплата суммы в более короткий срок, менее чем за год. К этому следует добавить расходы в 75 тыс. рублей на ис­пытания и доставку плит в Кронштадт. По настоятельным требованиям Морского министерства вопрос решили только на заседании Государственного совета. Ми­нистру финансов пришлось дополнитель­но выделить в 1873 году недостающие суммы.

В марте по приказанию управляюще­го Морским министерством в Англию в помощь находившемуся там для изучения технологии изготовления брони лейте­нанту Р. А. Власьеву откомандировали горного инженера Карпинского и техника Меллера. Прибыв на завод "Камель и К°", оба представителя сразу же занялись изу­чением технологического процесса. "Вся продукция завода, начиная с чугуна и кончая шлифовкой металла, обладает ка­чеством, потребным для приготовления плит, весьма стойких. Вся броня замеча­тельна по однородности металла и безуко­ризненности отливки", - писал позже в своем отчете Меллер.

Через два месяца заводом было выпу­щено двадцать три 305-мм и 356-мм пли­ты общим весом около 450 т. Изготовле­ние брони шло настолько быстро, что по­рой даже запаздывало изготовление ле­кал. Но, проработав с огромным напряже­нием все лето, завод начал давать сбои. Первым сигналом послужило изготовле­ние плиты с неправильно рассверленными отверстиями. И хотя ее можно было уста­новить на корабле, в целях эксперимента плиту по указанию управляющего Мор­ским министерством расстреляли на Волковом поле. Взамен заказали новую. В на­чале сентября начались и поломки про­катных станков. Это в свою очередь отра­зилось на сроках поставки последней пар­тии изогнутых 178-мм башенных плит.

Непредвиденной была гибель у Доггер-банки во время шторма вышедшего из Гулля с грузом шести 178-мм плит и 72 броневых болтов парохода "Walamo". Но все же, несмотря ни на что, работы близи­лись к завершению. К оговоренному в контракте сроку в Англии оставались го­товые шесть башенных, девять бортовых и несколько нерассверленных плит для внутреннего ряда закруглений бруствера. Завод задержал изготовление столь ог­ромной партии брони только на месяц, что никоим образом не влияло на общие сроки строительства.