12. Первые плавания

 

На зиму, как это было уже дважды, "Петр Великий" поставили в док, где ко­рабль продолжали достраивать. Третью зиму посвятили полной разборке и сборке главных механизмов, готовя их к предсто­ящим испытаниям. Завод Берда планиро­вал полностью рассчитаться с Морским министерством. Весной продолжили уста­новку брони. Закрепили недостающие плиты второго ряда кормового закругле­ния бруствера, завершив бронирование корпуса корабля. В мае "Петр Великий" продолжал находиться в доке совместно с башенными фрегатами "Адмирал Лаза­рев" и "Адмирал Чичагов", монитором "Стрелец" и канонерскими лодками "Щит" и "Картечь", на которых также шли ремонтные работы.

В этот период на Кронштадтском Па­роходном заводе приступили к сборке но­совой башни, части которой доставили еще зимой, а оба погона под ее опорные катки были привезены в апреле с завода Берда. В июне начали установку изготов­ленных на Кронштадтском заводе новых винтов Гирша, все же рассчитывая на их надежную работу. Вплотную приступили к покрытию пробковой мастикой всех внутренних помещений, за исключением офицерских кают, кают-компании и ко­рабельной церкви. Их роскошную отдел­ку из ценных пород дерева производила фирма купца I гильдии Леонтьева "Базар русской мебели". В июне углубили дно у ворот в док, одновременно расчистив фар­ватер к нему.

Выйдя из дока, "Петр Великий" 2 июля 1875 года вступил в свою вторую кампанию, целью которой являлись ис­пытания механизмов и окончательный прием их для эксплуатации личным со­ставом броненосца или, говоря языком то­го времени, сдача в "казну".

На следующий день, выйдя на Боль­шой Кронштадтский рейд, броненосец встал на якорь между фрегатом "Петро­павловск" и американским корветом "Alaska", прибывшим вместе с фрегатом "Franklin" на торжества по случаю гран­диозного царского смотра Балтийского флота. Командовал американскими ко­раблями известный адмирал Уорден. Тот самый Уорден, который командовал "Мо­нитором" в знаменитом бою с "Мерримаком". Кроме американских кораблей, на рейде собрались корабли еще трех евро­пейских держав: Англии, Швеции и Нор­вегии.

В этот же день "Петр Великий" удо­стоился посещения генерал-адмиралом Константином Николаевичем. 4 июля, не теряя времени, развели пары и опробова­ли главные и почти все вспомогательные механизмы, лавируя за воротами гавани. Следующий день полностью посвятили подготовке к смотру. Украсили верхнюю палубу, как это было три года назад в мо­мент спуска на воду, зеленью и флагами. Несмотря на отсутствие артиллерии и ба­шен, "Петр Великий" все же поставили в строй кораблей Балтийского флота.

Во время двухдневного смотра ко­рабль так и не посетили высокопоставлен­ные гости. Принять же на своем борту Александра II довелось лишь командам фрегата "Петропавловск" и корвета "Ва­ряг". Видимо, в Морском министерстве не хотели преждевременно рекламировать корабль, не имевший вооружения. 7 июня иностранные гости убыли из Кронштадта, и на следующий день, сразу же после ухо­да "Alaska" и "Franklin", "Петр Великий" в полдень на несколько часов вышел к ост­рову Сескар. Определяли девиацию глав­ного магнитного компаса. Сделав еще один выход 11 июля, в течение последую­щих суток грузили уголь. Приняв в уголь­ные ямы 267 т, начали готовиться к пере­ходу в Ревель.

Запланированный на утро 17 июля выход пришлось задержать. "Петр Вели­кий" сначала вышел к Толбухину маяку, имея на борту комиссию от Кронштадт­ского завода для предварительного опре­деления расхода угля. Вернувшись вече­ром на рейд, высадив членов комиссии и взяв на борт вице-адмирала А. А. Попова, специально прибывшего для перехода, броненосец совместно с пароходо-фрегатом "Олаф" и башенным фрегатом "Адми­рал Лазарев" взял курс на Ревель. Плава­ние проходило спокойно. Лишь в левой дейдвудной трубе слегка прослушивался стук, который по мере приближения к Ре­велю усиливался. С усилением стука вновь появились опасения деформации лопастей винтов, поэтому по приходу на Рсвельский рейд сразу же спустили за борт двух водолазов. Опасения подтвер­дились: одна лопасть левого винта была потеряна, другая погнулась у самого края. Винты Гирша вновь преподнесли непри­ятный сюрприз.

Вернувшись в Кронштадт 19 июля, начали подготовку к очередному докованию. В док "Петр Великий" ввели только 7 августа, где он простоял совместно с ба­тареей "Не тронь меня" и тремя монитора­ми 12 дней.

Освидетельствовав оба винта, комис­сия Кронштадтского завода наконец-то пришла к выводу о дальнейшей их непри­годности и необходимости перехода к дру­гой системе винтов. Сплав, из которого изготовили винты Гирша, на 95 % состо­явший из меди и цинка, не удовлетворял требованиям прочности. В доке винты вновь, уже в третий раз, сняли и, испра­вив, установили с расчетом только на продолжение кампании для испытания механизмов, в которых также начали по­являться неполадки.

Установив винты, выход 30 августа посвятили определению расхода угля при плавании с экономической и наибольшей скоростью. Двухчасовое плавание под по­ловинным числом котлов (давление от 1,2 до 1,7 атм, 45 об. винта в мин.) со скоро­стью 7,5 уз. показало, что расход угля в час составил 3,865 т. Двухчасовой перс-ход при работе всех котлов (среднее дав­ление в котлах и обороты винта состави­ли: 2,3 атм. и 67 об. мин) и скорости 11 уз. потребовал часовой расход угля в 5,447 т. Испытания показали неутешительные ре­зультаты. Оказалось, что под действием половины котлов при максимальной вме­стимости угольных ям 1400 т угля хвати­ло на 18 суток перехода со скоростью 7,5 уз. (дальность плавания составила всего 3240 миль).

Следующие испытания провели 2 ок­тября в присутствии главного инженера-механика флота генерал-майора А. И. Соколова. Не имея башен, орудий, шлюпок, рангоута, двух якорей и многих запасов, броненосец вышел на испытания со средней осадкой всего 6,05 м (по проек­ту 7,2 м) и гораздо большим (на 0.8 м) от проектного дифферентом на корму. Шес­тичасовое плавание (четыре пробега) по­казало среднюю скорость 13,02 уз., наи­большую - 13,43 уз. Результаты весьма неутешительные, если учесть меньшую осадку и водоизмещение при этом всего 7697 т (по проекту 9462 т).

К концу испытания, уже в четвертый раз, как бы испытывая терпение строите­лей, от винта Гирша вновь отвалилась ло­пасть. Следует удивляться выдержке представителей механического отделения МТК, полтора года "наблюдавших" изо­бретение, доставленное в Россию из Франции по личному указанию генерал-адмирала Константина Николаевича. Плавание 2 октября окончательно опре­делило судьбу этих винтов на флоте. За­воду Берда позже заказали уже испытан­ные на практике винты системы Гриффитса с изменяемым шагом. Испытания показали, что "механизмы работали плавно и спокойно, легко давая до 78 об. мин." Правда, не обходилось без мелких поломок, которые в целом пока не влияли на ход событий.

Простояв еще несколько дней на рей­де и войдя 9 октября в гавань, "Петр Вели­кий" окончил свою вторую 96-дневную кампанию, так и не завершив ходовых ис­пытаний. Впереди предстояла четвертая зимняя стоянка. В целом, если не считать отсутствовавшие, но готовые к установке башни и орудия, а также неурядицы с винтами Гирша, готовность броненосца составляла 96 %.