17. В Средиземном море

 

Получив 27 февраля 1882 года при­каз управляющего Морским министерст­вом о следовании в Средиземное морс, "Петр Великий" навсегда покинул берега Англии. Прибыв в первейшую морскую державу шесть месяцев назад с экипажем из 506 человек, корабль покидал эту стра­ну, оставляя там 11 моряков. За это время скончались три матроса, четверо сбежало, что было явлением, довольно распростра­ненным в те времена на флотах всего ми­ра. Перед самым отходом в госпитале Гри­нока пришлось оставить трех человек, за­болевших воспалением легких, и матроса 1 статьи И. Борцова, которому тяжело по­вредило ногу упавшей от вооружения на место грот-стеньгой.

За месяц стоянки на Гринокском рей­де машинная команда полностью овладе­ла навыками в управлении машинами и без труда быстро развивала ход в 14 уз, обеспечивая его в течение нескольких ча­сов.

Выйдя из Ирландского канала, броне­носец сразу же попал на волнение, качка достигала размахов до 14° на борт. Нос легко всходил на волну, почти не беря на палубу воды. Правда, другая обстановка была на палубе за бруствером, по которой постоянно гуляли водяные потоки. Но мощно вращавшиеся винты, вздымая за кормой огромные пенистые буруны, ос­тавлявшие широкий кильватерный след, приближали корабль к Шербуру - океанским воротам Франции. Нелегко оказа­лось удерживать корабль на курсе, даже несмотря на легкость и быстроту пере­кладки руля.

Переход окончательно показал каче­ство изготовленных Эльдером механиз­мов. Во время перехода ни одна из тру­щихся частей не нагревалась. При давле­нии в котлах 4,2 атм. сказывалась хоро­шая работа всех восьми вентиляторов, которые выходили раструбами на грибо­видный мостик, даже при естественной тяге, температура в машинном и котель­ном отделениях не превышала 32°.

Через двое суток плавания показался Шербур. Запланированная двухнедель­ная стоянка совпала с предстоящим тор­жеством по случаю годовщины восшест­вия на престол императора Александ­ра III.

2 марта, в день празднования, броне­носец украсили флагами расцвечивания. Приняли участие в торжестве крепость Шербура, давшая совместно с "Петром Великим" салют из 21 залпа, и находив­шиеся на рейде два французских военных корабля: пароход "Колигни" и транспорт "Биенхоа".

5 марта из Петербурга пришел при­каз генерал-адмирала о следовании в Пирей для вступления под командование контр-адмирала О. К. Кремера, под нача­лом которого находились все наши кораб­ли в Средиземном море. В указании, дан­ном командиру броненосца капитану 1 ранга В. Г. Басаргину, говорилось, что­бы в плавании "они как следует испытали свое судно и заходили в порты по своему выбору". Помимо проверки мореходных качеств следовало испытать стрельбой как гидравлические приспособления ору­дийных станков, так и вновь установлен­ные минные аппараты.

Во время двух недель стоянки полно­стью окрасили корабль, приведя его перед запланированными многочисленными ви­зитами в Средиземноморские порты в весьма элегантный вид. Черный корпус, белоснежные башни, грибовидная над­стройка, вентиляторы, рубки на кормовом срезе, шлюпки, катера, мачты со стеньгами и реями тикового цвета, почти отполированное деревянное покрытие па­лубы - все это вместе с зеркально надра­енными латунными дельными вещами придавало грозному исполину с убранны­ми внутрь башен двенадцатидюймовыми орудиями вид, изысканностью которого могли щеголять лишь императорские ях­ты. Особый лоск кораблю придавали тра­пы и светлые машинные люки, сделанные из ценных пород дерева.

20 марта "Петр Великий" вышел из Шербура. Бискайский залив традиционно встретил штормовой погодой. Свежий восьмибалльный ветер к вечеру следую­щего дня усилился настолько, что при­шлось уменьшить ход. Корабль от встреч­ного волнения так зарывался носом, что водяные потоки не сходили с палубы бака. Преобладавшая килевая качка доходила до девяти размахов в минуту, а бортовая -до 13°. Вечером 21 марта пришлось зайти на рейд Бреста и простоять там, пока не утих ветер. К утру 23 марта ветер успоко­ился, оставив сильное волнение. "Петр Великий" продолжил плавание в него­степриимных водах Бискайского залива.

На следующий день в полдень, прой­дя мыс Финистерре, корабль взял курс на зюйд. Через сутки плавания случалась первая поломка. От интенсивной работы на волнении перетерся штуртрос. Сразу же управление рулем перевели в румпельное отделение. Назначенный для это­го механик по звонкам и командам по пе­реговорным трубам непосредственно у па­ровой машинки осуществлял управление рулем. Как ни парадоксально, но более надежным оказался ременный штуртрос, бывший на броненосце до Англии.

Спустя полтора часа боцманская ко­манда сплеснила стальной штуртрос и ко­рабль вновь получил управление из руб­ки.

Гибралтарский пролив прошли 26 марта. Впереди показались отвесные берега Африки, ярко освещенные и силь­но отличавшиеся от европейских, окутан­ных туманом и мглой. Серые очертания укрепленной крепости Гибралтара, посте­пенно исчезая, стали едва видны. От боль­шой разницы освещения здания и укреп­ления на африканском побережье, в отли­чие от строений на испанском берегу, ка­зались белоснежными.

До самого прибытия в Алжир корабль подвергался сильной килевой качке, сле­дуя при этом постоянно со скоростью 13 уз. 28 марта "Петр Великий" бросил якорь на Алжирском рейде. Этот 1500-мильный семидневный переход привел в восторг моряков, разбив при этом преуве­личенные доводы скептиков о недостат­ках броненосца. "Качка хотя и была поря­дочная, но была такая плавная и ровная, что не производила никаких неприятных ощущений даже на новичков. Все любова­лись чудной картиной океана, высокими скалистыми берегами Испании и стадами морских касаток, игравших у самого бор­та. Одним словом, по общему отзыву ка­питана и всех офицеров, корабль "Петр Великий" обладает всеми качествами на­стоящего морского судна", - писал позже на страницах "Кронштадтского вестника" один из участников плавания.

Интересно отметить, что в те годы, уже во времена торжества паровой маши­ны, традиционно высказывалась тревога по поводу отсутствия парусов даже у та­кого корабля, каковым являлся "Петр Ве­ликий". "Но скажет всякий, что без пару­сов "Петр Великий" далек от совершенст­ва и способность корабля передвигаться только исключительно силою пара, без возможности приспособить его к передви­жению силою ветра, ставит корабль этот в разряд судов, неспособных к океанскому переходу", - писалось далее в "Вестнике". Но автор сразу же успокаивал скептиков: "В кругосветное плавание "Петр Вели­кий" не назначат, а что задачи вроде пере­хода в Средиземное море он исполнить может с успехом, не подвергаясь никаким авариям, доказывает наш настоящий пе­реход".

Загрузившись углем в Алжире, ко­рабль 7 апреля продолжил плавание в Пирей для соединения с отрядом контр-адмирала О. К. Кремера. Отряд кораблей, как тогда его называли "в греческих во­дах", был сформирован для политическо­го присутствия России в Средиземном мо­ре. Базировались корабли, как правило, в портах Греции, предоставленных правя­щей династией Эллинов, где королевой тогда была дочь великого князя Констан­тина Николаевича Ольга. Состав отряда был непостоянным и включал в себя ко­рабли как Балтийского, так и Черномор­ского флота.

Прибыв в Пирей 11 апреля, "Петр Ве­ликий" стал флагманом. Здесь была самая продолжительная стоянка. 1 мая в коман­дование отрядом вступил контр-адмирал П. А. Чебышев, назначенный на эту дол­жность еще 5 апреля. Сразу же по прибы­тии он поднял свой флаг на "Петре Вели­ком". В Пирее находились клипер "Забия­ка", крейсер "Азия" и шхуна "Туабсе". 6 мая, в день рождения цесаревича, буду­щего императора России, корабли отрада украсили флагами расцвечивания. Участ­вовали в празднике и находившиеся в Пи-рее французские корабли: фрегат "Фло­ра", авизо "Жирондо" и "Буве" и грече­ские: фрегат "Эллас", броненосец "Георг" и канонерская лодка "Псара". Прибыл в Пирей и находившийся в Греции великий князь Константин Николаевич.

Через неделю контр-адмирал П. А. Чебышев произвел строевой смотр обеим ротам корабля (в первую роту входила верхняя команда, во вторую - нижняя: машинисты и кочегары), найдя их "в пол­ной примерной исправности как в строе­вой, так и в хозяйственных частях".

20 мая "Петр Великий" посетили ко­роль и королева Эллинов со своей много­численной свитой. В кают-компании по традиции состоялся обед. Под вечер, по­сле отъезда на берег королевской четы, был устроен фейерверк. На следующий день ответный визит совершили свобод­ные от вахты офицеры. 22 мая из мастер­ских порта на броненосец доставили два торпедных аппарата, оставленных неза­долго до этого фрегатом "Генерал-Адми­рал". В этот же день из Пирейской бухты перешли во Флоренскую, определив по створам девиацию компасов и циркуля­цию, которая при положении руля на борт совершалась в течение 4,5 минут и со­ставляла в диаметре 3,5 каб. Затем из ус­тановленных в Глазго двух новейших ско­рострельных пушек Гочкиса произвели стрельбу. Эти орудия установили специ­ально для борьбы с миноносцами - новым типом боевых кораблей, носителями са­модвижущихся мин Уайтхеда (торпед). 27 мая из Флоренской бухты корабль ушел в Корфу.

Не доходя до крепости Корфу 60 миль, подняв за 15 минут давление в котлах до 4,9 атм., что по спецификации являлось предельным, корабль легко раз­вил скорость 14,5 уз. После трехдневной стоянки в Корфу следующим портом по­сещения стал Неаполь. Утром 3 июня "Петр Великий" стал на Неапольском рейде. Отсалютовав крепости и старшему на рейде, П. А. Чебышев сразу же нанес визит командиру порта вице-адмиралу Актону, от которого получил разрешение Морского министра Италии на осмотр Неапольского порта, города Специи и вер­фей со всеми строящимися на них кораб­лями. Тогда в Специи для итальянского флота строился броненосец "Италия", спущенный на воду в 1880 году. В составе флота уже находились почти однотипные: спущенный на воду в 1876 году головной корабль "Дуилио" и "Дандоло" (спущен в 1878 году). Затем построили броненосцы "Италия" и "Лепанто". Все эти корабли в течение некоторого времени являлись са­мыми большими боевыми кораблями ми­ра, а 450- и 431-мм орудия делали их сильнейшими в мире в одном ряду с "Пет­ром Великим" и "Devastation".

В течение двенадцатидневной стоян­ки в Неаполе происходили в основном взаимные визиты. Офицерам корабля за это время удалось основательно ознако­миться с организацией службы в итальян­ском флоте и судостроением.

Пользуясь услугами порта, на стоян­ке полностью сменили котельную воду. В Специи при идеальной погоде и прозрачности воды, достигавшей сорокаметровой глубины, два водолаза осмотрели подвод­ную часть броненосца. Оказалось, что при переходе из Глазго корабль потерял фаль­шкиль и правый боковой киль. В течение трех дней исправляли повреждения.

Выйдя поздно вечером 20 июня, со­вершили 54-мильный переход в Геную, прибыв туда утром на следующий день. Предыдущие визиты и многочисленные посещения корабля местным населением не способствовали обеспечению боевой подготовки, поэтому стоянку в Генуе по­святили учебе. Офицеры занимались тео­ретической и практической подготовкой, команда - тренировками по обеспечению стрельб, шлюпочными учениями, подве­дению пластыря и борьбе с пожарами.

Через неделю стоянки корабль посе­тил еще один именитый гость. Им являлся принц Александр Петрович Ольденбургский.

В ночь на 28 июня погода резко изме­нилась. Задул сильный зюйд-вест, необыч­ный для этого времени года. Контр-адмирал П. А. Чебышев считал, что такая по­года - редкий случай для еще одного штормового испытания, и броненосец ушел в направлении Тулона. Постепенно развив скорость до 10 уз и взяв курс на два румба правее направления волн, начали штормовать. "Волнение раскатывалось по палубе почти до трубы, а несколько мо­ментов было таких, при которых вода по­падала на верхний мостик. Корабль делал от 8 до 9 килевых размахов в минуту, но при дифференте в три фута хорошо всхо­дил на волну. Когда поставили корабль совсем поперек зыби и ветра, то вода вка­тывалась иногда через весь борт, но при боковых размахах от 14 до 15 градусов бы­стро скатывалась с палубы. При обоих случаях действовать артиллерией очень хорошо. Ход доходил до 11 уз при 75 обо­ротах и 60 фунтах пару. К четырем часам сила ветра дошла до 10 баллов по системе Бофорта и высота волны увеличивалась до 12-ти футов, почему, уменьшая ход, дошли до пяти узлов. Чтобы судить о силе ветра, достаточно сказать, что большая часть встречных парусных судов на фор­девинд шла под одними марселями, а не­которые только под одними нижними", -писал позже о переходе П. А. Чебышев.

Подойдя в бушующем морс к Гиерским островам, произвели еще один экс­перимент. Остановив одну машину, про­бовали выдержать прямой курс. Оказа­лось достаточным сделать три оборота штурвала в сторону работающего винта, чтобы корабль надежно держался на рум­бе. Утром 29 июня, пройдя 170-мильное расстояние, "Петр Великий" прибыл в Ту­лон. Простояв в Тулоне до 8 июля, броне­носец посетил затем Геную и Неаполь, где 19 июля бросил якорь.

В Неаполе на корабль пришел приказ генерал-адмирала, датированный еще 30 июня, в котором говорилось о том, что "Петр Великий" должен поспешить в Рос­сию. Последним переходом в июле ока­зался переход в Кадис на соединение с от­рядом русских кораблей. На переходе до Кадиса опять лопнул штуртрос. При­шлось вновь перейти на управление ру­лем из румпельного отделения. Через час повреждение устранили. Штуртрос пол­ностью заменили на новый. Переход по­казал, что корабль при ударе волн в борт постоянно уклонялся в сторону их движе­ния. Так при ветре от 6 до 8 баллов прихо­дилось держать руль до 15° на борт или же давать на 10 оборотов больше машине с подветренного борта.

В Неаполе с целью эксперимента во все котлы, имевшие к тому времени высо­кую "соленость" воды, добавили по 10 гал­лонов жидкости Гленфильда, которая ис­пользовалась специально для аварийной работы. По прибытии 30 июля в Кадис контр-адмирал П. А. Чебышев, руководи­тель испытаний броненосца в течение этого времени, перенес свой флаг на крей­сер "Азия". "Петр Великий" стал гото­виться к переходу в Кронштадт.

Вскрыв в Кадисе горловины котлов, механики обнаружили, что все трубки имели осадок соли, которая без труда от­делялась от поверхности топок и дымогар­ных трубок. Скопившаяся в воде грязь осела на дно котлов. При работе котлов с жидкостью Гленфильда вскипаний воды не было - холодильники оказались совер­шенно чистыми. В целом эффект превзо­шел ожидания.

Во время стоянки в Кадисе на корабль вновь прибыли именитые гости. Посетили "Петр Великий" приехавший из Севильи губернатор генерал-капитан Андалузи, военный губернатор и капитан порта Ка­дис, а также французский и американ­ский консулы. По правилам этикета каж­дому посетителю отдавались почести с участием караула, а традиционные ужи­ны с корабельными офицерами произво­дили на гостей неизгладимые впечатле­ния.

Перед самым отходом на броненосец для плавания в Кронштадт прибыл изве­стный русский путешественник, исследо­ватель островов Полинезии Н. Н. Миклу­хо-Маклай, бывший в Кадисе на лечении.

Утром 4 августа "Петр Великий" ос­тавил Кадисский рейд. Плавание до мыса Сент-Винсент проходило спокойно. Обог­нув мыс, известный произошедшими здесь тремя сражениями между англий­ской и испанской эскадрами, в которых первейшая морская держава одержала по­беду, корабль шел на крутую встречную волну*. Пришлось уменьшить ход до 8 уз­лов. На следующий день в 50 милях от Лиссабона ветер и волнение усилились настолько, что даже при минимальной скорости "Петр Великий" получал такие сильные удары, от которых корпус дро­жал и брал на палубу встречные волны. Барометр и все усиливающийся ветер не предвещали улучшения погоды. В пол­день подошли к одному из маяков, с тру­дом взяв на борт лоцмана. Прибыв на рейд Лиссабона к вечеру, броненосец стал на якорь своеобразным способом, называе­мым фертоингом, который обеспечивал наибольшую безопасность на стесненных от кораблей стоянках.

8 августа при едва стихнувшем ветре продолжили плавание. К вечеру следую­щего дня на параллели мыса Финистерре корабль попал в настолько густой туман, что пришлось до минимума уменьшить ход. 10 августа барометр начал быстро па­дать, а ветер с северо-востока достиг та­кой силы, что корабль на волнении качало от 20 до 26° на борт. Утром следующего дня волны смыли часть коечных сеток с мостика, кормовой компас и обломали один из кормовых минных шестов. Но больше всего осложняла плавание паро­вая труба от котлов, на которой появилась выпучина, ежеминутно грозившая разры­вом.

В полдень, проведя обсервацию, вы­яснили, что "Петр Великий" находится в 30 милях севернее острова Oskant. Обсто­ятельства вновь, как и перед походом в Средиземное море, вынудили броненосец зайти в Брест, где на рейде вечером 11 ав­густа бросили якорь. Лишь спустя три дня погода несколько улучшилась. Утром 15 августа "Петр Великий" стал в у одного из мертвых якорей Шербурского рейда.

Сразу же, как только появилась возмож­ность сообщения с берегом, поврежден­ную трубу демонтировали и отправили в котельные мастерские Шербурского ад­миралтейства, где ее быстро запаяли, уси­лив шов заплаткой.

За девятидневную стоянку полно­стью загрузились углем. Все эти дни сто­яла промозглая, дождливая погода. 24 ав­густа "Петр Великий" взял курс на Крон­штадт. Семидневное плавание прошло спокойно. За это время корабль, следуя с 10-уз скоростью, покрыл расстояние в 1682 мили.

Уйдя в плавание 19 мая 1881 года, "Петр Великий" бросил якорь на Большом Кронштадтском рейде 31 августа 1882 го­да. Плавание длилось 470 дней, за кото­рые корабль прошел 11 058 миль. Впереди у броненосца была служба в составе Бал­тийского флота.