22. Учебно-артиллерийский отряд

 

Учебно-артиллерийский отряд Бал­тийского флота имел большую историю. В 1902 году он отметил свой столетний юби­лей. Первым кораблем, принявшим на борт специальную команду для обучения стрельбе, был 44-пушечный фрегат "Ам­фитрита" под командой капитан-лейте­нанта П. А. Родионова. После успешного обучения матросов на "Амфитрите" в конце кампании, 4 декабря 1802 года, Алек­сандр I приказал каждый год выделять для этой цели один из кораблей флота. С той поры ежегодно назначался один из больших фрегатов. В 1862 году к фрегату добавили канонерскую лодку "Снег". Не­которое время функции учебного корабля выполнял броненосный фрегат "Севасто­поль".

С появлением нарезной артиллерии, новых приборов управления стрельбой и векторных прицелов обучение комендо­ров заметно усложнилось. Поэтому при­казом Морского министра в марте 1870 года образовали отряд под командой капитана 1 ранга П. А. Селиванова, со­стоящий из батареи "Кремль", которая бо­лее тридцати лет находилась в его соста­ве, двухбашенной лодки "Русалка", мони­тора "Лава" и клипера "Забияка". В 1883 году Адмиралтействсовет оконча­тельно узаконил наличие на Балтике от­ряда, приняв специальное "положение" (устав) о его деятельности.

К 1900 году в связи с ростом флота численность обучающихся увеличилась до 1000 человек и отряд включал в себя уже 15 кораблей. Тогда же вышло и новое "положение" о деятельности отряда, в ко­тором предусматривалось обучение ко­мендоров стрельбе по берегу, стрельбе в ночное время при освещении цели про­жекторами, а также обучение команд для высадки десанта.

На протяжении многих лет существо­вания отряда им командовали такие изве­стные моряки, как контр-адмиралы М. П. Шварц, П. П. Пилкин, И. Ф. Повалишин, П. С. Бурачек, К. К. Де-Ливрон, А. А. Бирилев и 3. П. Рожественский. Не­которое время командовал отрядом и быв­ший командир "Петра Великого" капитан 1 ранга В. Г. Басаргин, а перед русско-японской войной - контр-адмирал Д. Г. Фелькерзам.

Сражения в Желтом море, сдача Порт-Артура и Цусимская катастрофа выявили большие просчеты как в боевой подготовке наших артиллеристов, так и несовершенства артиллерийского вооружения кораблей. Основными из них явля­лись практика стрельб на дистанции толь­ко до 45 кабельтовых, малое содержание взрывчатого вещества даже в фугасных снарядах, организация стрельб, исклю­чавшая централизованное сосредоточе­ние огня несколькими кораблями по од­ной цели, и низкий уровень практической подготовки личного состава.

Первым организационным мероприя­тием было перемещение в 1905 году на летние месяцы места базирования отряда с Ревельского рейда в Копореемскую (Ромоссарскую) бухту. Это позволяло прово­дить стрельбы по берегу на увеличенных до 70 кабельтовых дистанциях, чего нель­зя было делать на Ревельском рейде из-за стесненной акватории. На островах Карлос и Ромоссари установили по одной ра­диостанции и создали базу для установки береговых артиллерийских щитов. Стрельбы с учетом уроков войны провели в следующем 1906 году. Отряд в этот пе­риод состоял из флагмана-крейсера "Па­мять Азова" под флагом командующего отрядом капитана 1 ранга Н. Д. Дабича, учебного судна - бывшего транспорта "Рига", минного крейсера "Воевода", миноносцев "Послушный" и "Ретивый" и но­мерных миноносцев №№ 102, 106, 107, 113, использовавшихся в основном для буксировки щитов. Полугодовая кампа­ния омрачилась событием, потрясшим всю Российскую империю, - бунтом на "Памяти Азова".

Тогда же еще острее начало сказы­ваться отсутствие в отряде корабля специ­альной постройки. Еще в большей степе­ни появилась необходимость в основа­тельной подготовке в управлении башен­ными орудиями и освоении новых приборов управления стрельбой системы Гейслера.

Еще до русско-японской войны для практики стрельб из башен в состав отря­да попеременно входили все три броне­носца типа "Адмирал Ушаков". Война подтвердила, что башенные установки в дальнейшем будут основными носителя­ми орудий большого калибра, для чего ко­мандование в кампанию 1907 года вклю­чило в состав отряда отремонтированный броненосец "Император Александр II", имевший только одну устаревшую барбетную установку для двух 305-мм ору­дий. Одновременно перевооружили новыми орудиями среднего калибра и учебное судно "Рига". В 1907 году отряд насчиты­вал 1843 человека. Командовал им герой русско-японской войны контр-адмирал Н. К. Рейценштейн.

В 1908 году в состав учебно-артилле­рийского соединения вошел "Петр Вели­кий". Начав кампанию 14 мая, корабль с отрядом ушел в Ревель. На исходе первых суток плавания произошла авария: ко­рабль наткнулся на один из камней Худякова-Ревельстейна. Последствия оказа­лись неприятными: появилась незначи­тельная течь. Около часа ночи 15 мая к "Петру Великому" подошел флагман от­ряда - броненосец "Император Алек­сандр II" под флагом начальника отряда контр-адмирала Н. К. Рейценштейна. Для уменьшения осадки всю ночь выгру­жали боеприпасы и уголь. Благодаря это­му к утру удалось сняться с отмели.

После возвращения 19 мая в Кронш­тадт "Петр Великий" поставили в док. Благодаря участию в работах команды, повреждения исправили через 20 дней. 10 июня корабль вывели из дока. Через два дня, загрузив уголь, "Петр Великий" вышел из гавани и стал на Большом Крон­штадтском рейде, ожидая представителей МТК. Утром 12 июня, сразу же после при­бытия комиссии, сначала устранили деви­ацию главного компаса, а затем направи­лись в море для очередных испытаний.

При первом же пробеге услышали стук в подшипнике цилиндра высокого давления у правой машины. Исправления заняли 10 минут, после чего испытания продолжили. В 22 часа вновь останови­лись. Исправленный подшипник опять за­стучал. Чуть позже нашли неисправным один из подшипников в левой машине. От дальнейших испытаний пришлось отка­заться. "Петр Великий" поставили на пе­реборку машин.

К осени все работы окончили. На ко­рабле окрасили борта, надстройки и часть внутренних помещений. Предстояло уча­стие в Высочайшем смотре, а затем обес­печение слушателей Кронштадтских ар­тиллерийских классов при проведении стрельб, которые завершали весь цикл обучения в 1908 году.

Ночью 19 сентября отряд прибыл к острову Гогланд. Став на якорь среди кораблей Балтийского флота, последующие четверо суток готовились к встрече Нико­лая II и Морского министра адмирала С. А. Воеводского. Стоянка у Гогланда преподнесла неприятный сюрприз. Под­нявшийся ночью 22 сентября сильный ве­тер навалил на левый борт корабля стояв­шую невдалеке на якоре шхуну, которая повредила оба паровых катера. Всю пред­шествовавшую смотру ночь матросы, вхо­дившие по расписанию в экипажи кате­ров, устраняли повреждения.

Утром 23 сентября к кораблям отряда на яхте "Штандарт" прибыл Николай II с Морским министром, державшим свой флаг на крейсере "Адмирал Макаров". По­сле салюта первым действием по тщатель­но отработанному сценарию являлось по­сещение кораблей. Весь день Николай II посвятил осмотру. Император посетил сначала броненосцы "Император Алек­сандр Н" и "Цесаревич", затем броненос­ный крейсер "Рюрик", недавно пришед­ший из Англии, крейсер "Богатырь", эс­кадренный миноносец "Донской Казак" и учебное судно "Европа". На следующий день осмотр кораблей продолжился. По­сле посещения крейсера "Олег" и учебного судна "Рига" к 10 часам утра император со свитой прибыл и на "Петр Великий", "удо­стоив" корабль своим тридцатипятими­нутным пребыванием. Он обошел верх­нюю палубу, осмотрел все орудия на бата­рейной палубе, побывал в матросском камбузе, демонстративно сняв пробу гото­вого обеда. Пробыв на эскадре еще три ча­са, Николай II на "Штандарте" в сопро­вождении посыльного судна "Алмаз" про­шел сквозь строй пестреющих флагами расцвечивания кораблей и убыл в Кронш­тадт.

Сразу же после ухода обоих кораблей с царской семьей, не теряя времени, при­ступили к погрузке угля и вечером в со­ставе отряда "Петр Великий" ушел на Ревельский рейд. Корабли начали самый от­ветственный этап боевой подготовки -проверку всего курса теоретического и практического обучения в кампанию 1908 года. Погрузив у Ревеля к утру

29 сентября боезапас и взяв на буксир два артиллерийских щита, отряд вышел к ост­рову Нарген. У острова следовавший ря­дом пароход "Молодец" поставил щиты.

Первые стрельбы из 152-мм орудий боевыми зарядами выполнили на средних дистанциях (до 45 кабельтовых), еще не­давно, до русско-японской войны, считав­шихся предельными. Через два часа стрельбу прервал начавшийся шторм. На следующий день стрельбу продолжили. Затем очередные стрельбы провели 2 и 3 октября. На этот раз щиты размером 9 х 27 м не выдержали попаданий желез­ных болванок снарядов и превратились в груду обломков. О интенсивности учебы можно было судить по тому, что в период до 26 октября "Петр Великий" еще две­надцать раз выходил на стрельбы. В ос­новном экзаменовались офицеры - слу­шатели артиллерийских классов.

Окончив курс подготовки, "Петр Ве­ликий" и "Император Александр II" по­следними прибыли в Кронштадт, и 3 но­ября их покинули офицеры и матросы, обучавшиеся стрельбам. 12 ноября после завершения кампании оба корабля всту­пили в вооруженный резерв. Началась подготовка к зиме. На "Петре Великом" сняли такелаж и механизмы с катеров, об­шили деревянными щитами люки и руб­ки.

Проверка артиллерии показала пол­ный износ стволов и станков у десяти 152-мм орудий. Их следовало заменить. Тре­бовалось подкрепление корпусных связей под станками всех орудий. В середине но­ября у борта ошвартовали миноносцы "Летучий", "Легкий", "Ловкий" и "Лихой" для поочередного отопления "Петра Вели­кого". Началась очередная тридцать пер­вая зимняя стоянка.