Введение

 

К концу XIX века в Великобритании сло­жился "стандартный" тип линейного корабля с во­доизмещением около 15000 т, который с помощью паровых поршневых машин развивал скорость хода 18 узлов. Он нес смешанное вооружение из 305-мм, 152-мм, 12-фунтовых и 3-фунтовых ору­дий. Однако бурное развитие тяжелой артиллерии, связанное с улучшением управления артиллерийс­ким огнем, привело к увеличению дистанции боя и отказу от орудий меньших калибров. Для того, чтобы огонь с большой дистанции был эффекти­вен, нужно было стрелять залпами. Все это приве­ло к появлению кораблей с вооружением только из тяжелых орудий, в то время как "стандартные" линкоры имели их всего четыре.

Поначалу в Великобритании многие были настроены против линкоров совершенно нового типа. Их строительство требовало больших зат­рат, к тому же после их постройки большая часть линейного флота самой мощной морской державы мира сразу же оказалась бы устаревшей.

Тем не менее решение было принято весьма быстро, особенно благодаря адмиралу Джону Фишеру, который всемерно заботился о том, что­бы какое-то другое государство не опередило Ве­ликобританию в любых новшествах, вводимых на флоте. В рекордные сроки был составлен проект и начато строительство линейного корабля "Дредноут" ("Неустрашимый"). Этот корабль, спущенный на воду 10 февраля 1906 года, имел характеристики, присущие всем поздним линко­рам, которые и стали называться "дредноутами". При водоизмещении 18000 т он, с помощью паро­вых турбин, развивал скорость хода 21 узел и об­ладал унифицированным вооружением из десяти 305-мм орудий. Для отражения атак миноносцев на малых дистанциях к ним были добавлены и 12-фунтовые орудия.

"Дредноут" оказался самым сильным ко­раблем в мире, и, чтобы утвердить превосходство Великобритании на морях, сразу же разработали обширную программу строительства дредноутов. Они ("Беллерофон", "Темерер" и "Сьюперб", за­ложенные в 1905 г., и "Сент Винсент", "Коллингвуд" и "Вэнгард в 1907 г.) были очень похожи на "Дредноут", но для борьбы с миноносцами их во­оружили 102-мм орудиями. На линкорах, зало­женных в 1907 г., 305-мм орудия "МК-Х" с дли­ной ствола 45 калибров были заменены пушками той же марки, но со стволом длиной 50 калибров.

На линкорах "Нептун" (заложен в 1908 г.), "Колоссус" и "Геркулес" (1909 г.) были впервые установлены линейно-возвышенные двухорудийные кормовые башни.

Только корабли типа "Орион" ("Орион", "Конкерор", "Монарх" и "Тандерер" заложены в 1909 г.) существенно отличались от "Дредноута". Они имели водоизмещение 22000 т и были воору­жены десятью 343-мм орудиями в пяти башнях, расположенных по продольной оси корабля. За ним последовали очень похожие корабли типов "Кинг Джордж V" ("Кинг Джордж V", "Аякс", "Одейшес" и "Центурион", заложенные в 1910 г.) и "Айрон Дьюк" ("Айрон Дьюк", "Мальборо", "Бенбоу" и "Эмперор оф Индиа" — 1911 г.).

Наконец, после этих кораблей были спроек­тированы линкоры типа "Куин Элизабет". Имен­но они спустя два десятилетия оказались самыми старыми из тяжелых кораблей, принявших актив­ное участие во второй мировой войне. В их про­екте было много общего с кораблями типа "Ай­рон Дьюк", но в то же время содержался ряд важных нововведений, так что строительство линкоров типа "Куин Элизабет" следует рассмат­ривать как поворотный момент в истории бри­танского военного судостроения.