Корабли проходят модернизацию (1924-1931 гг.)
Международная Морская конференция в Вашингтоне (12 ноября 1921-6 февраля 1922 г.) среди множества вопросов рассматривала и проблему усиления защиты существующих тяжелых боевых кораблей от нападения с воздуха и из-под воды. В итоге пришли к выводу, что проведение необходимых мер вызывает увеличение их водоизмещения на 3000 т. Подобные меры были особенно актуальны для Великобритании, поскольку большая часть ее линкоров была спроектирована и построена до 1916г. Следовало сохранить ударную силу флота, в частности, тех кораблей, которые еще годились для войны на море. Не вызывало сомнений, что в этой войне авиация будет применяться гораздо шире и активнее, чем в первой мировой.
Сразу же по окончании Вашингтонской конференции при британском Адмиралтействе был создан подотдел, которому надлежало исследовать возможности усиления защиты крупных боевых кораблей. В его докладе (май 1922 г.) отмечалось, что "в настоящее время подводная защита важнее, чем защита палуб, но в будущем приоритеты могут изменяться, поскольку точность бомбардировки с воздуха быстро улучшается".
Основываясь на этом заключении, Морской Штаб потребовал представить программу модернизации кораблей, учитывающую установку противоторпедных булей и дополнительное бронирование палуб на линкорах типов "Куин Элизабет" и "Роял Соверен". Адмиралтейство хотело одновременно усилить подводную защиту и защиту палуб, но Морской Штаб, справедливо возражал, что возможность возникновения войны невелика, а финансирование работ в обоих направлениях не получит одобрения. При этом подчеркивалось, что прогресс авиации создает опасность торпедной атаки с воздуха, а потому оборудование тяжелых боевых кораблей булями дело первостепенной важности. Что же касалось требования усилить защиту палуб от бронебойных бомб, Морской Штаб заявил: "Если в будущем возникнет вероятность войны с первоклассной морской державой (а сейчас об этом нет и речи), можно будет вернуться к вопросу о защите палуб не только от нападения с воздуха, но и от навесного артиллерийского огня".
Аргументация в пользу сооружения булей, а не полной замены брони, опиралась на соображение, что первое мероприятие значительно дешевле второго: 200000 фунтов стерлингов против 350000. К тому же шесть тяжелых кораблей британского флота: линейные крейсера "Худ", "Рипалс" и четыре линкора типа "Роял Соверен" уже имели були. Высказывалось мнение, что усиление палубной брони корабля без булей снизит его остойчивость. Оценив защитные свойства палубной брони и возможные последствия воздушного нападения, Морской Штаб пришел к следующим выводам. Максимальная бомбовая нагрузка палубных самолетов примерно 700 кг. Так что, если будут разработаны тонкостенные глубинные бомбы, палубный самолет сможет взять либо одну такую бомбу, либо три 250-килограммовых бронебойных.
Самолеты, взлетающие с наземных аэродромов, имеют большую бомбовую нагрузку и смогут нести более тяжелые бомбы или большее их количество. Конечно, следует надежно защитить боевые корабли от бомбардировки с воздуха. Но Вашингтонские соглашения ограничивали водоизмещение линкоров, а потому пришлось ориентироваться на защиту их от палубной авиации, иначе говоря от 700-кг глубинных и 250-кг бронебойных бомб. Защиту подводной части корабля от тонкостенных бомб обеспечивали були. Защита же палуб от 250-кг бронебойных бомб должна была предотвратить взрыв под главной палубой вблизи артиллерийских погребов и увеличить водоизмещение кораблей не более, чем на 3000 т, но после этого усиливать броню будет невозможно.
Все эти рассуждения показывают, что Адмиралтейство понимало: нападение с воздуха является реальной угрозой для тяжелых кораблей британского флота. По его мнению, "если не принять соответствующих мер, массированная бомбардировка кораблей вражеской авиацией наверняка повредит или разрушит артиллерию главного и вспомогательного калибра, ухудшит их маневренность. Поэтому обеспечение полной или хотя бы частичной защиты кораблей от нападения с воздуха является важнейшей задачей."
"Соответствующие меры" заключались в частности в следующем: следовало заменить имеющееся зенитное вооружение четырьмя 102-мм орудиями и многоствольными автоматами системы "Пом-пом", а также установить современные приборы управления зенитным огнем.
В 20-е годы этих мер и хватило бы, но позже стало ясно, насколько недооценивался прогресс авиации и переоценивались возможности зенитной артиллерии. Адмиралтейство было уверено, что, благодаря современным зенитным орудиям, "нет причин опасаться, что воздушный налет может привести к уничтожению тяжелого боевого корабля или к потере им боеспособности".
Большая часть работ по модернизации проводилась непосредственно на кораблях, на тех, на которых устанавливались були. Для этого требовался сухой док. Это обстоятельство оказалось немаловажным, поскольку доков подходящих размеров имелось немного.
Реализация программы тормозилась и из-за финансовых затруднений, в результате она была закончена на два года позже, чем намечалось. Работы велись долго и на отдельных кораблях этого типа в каких-то деталях по-разному, о чем будет сказано ниже. Линкоры типа "Куин Элизабет" были самыми старыми из подлежащих перестройке. Они же оказались и самыми дорогостоящими. Общая стоимость сооружения булей и установки нового зенитного вооружения составила 195000 фунтов стерлингов на корабль.
Установка булей
Помимо улучшения подводной защиты сооружение булей заметно увеличивало ширину надводного борта, что превышало запас плавучести и остойчивости. Частично компенсировался избыточный вес, полученный при строительстве, и осадка приближалась к проектной. В Великобритании имелось 8 доков, которые могли принять корабли типа "Куин Элизабет" для установки на них булей.
По горизонтали були делились на верхнюю и нижнюю части. Верхняя часть, выдающаяся наружу на 91,5 см по каждому борту, делилась вертикальными переборками, установленными на расстоянии 4,88 м друг от друга. Она прикрывала броневой пояс. Нижняя часть, выступающая наружу на 1,83 м по каждому борту, простиралась от днища до нижней кромки броневого пояса. Здесь промежуток между вертикальными переборками равнялся 6,1 м. При этом расстояние извне до противоторпедной переборки (по миделю) увеличилось с 3,06 до 6,1 м, что защищало от взрыва торпедной боеголовки весом 335 кг.
Теперь между внешней стенкой буля и противоторпедной переборкой располагались продольные пространства: полость буля, полость двойного дна и внешний отсек. Внешний отсек и междудонное пространство предполагалось использовать как топливные цистерны и одновременно как часть защитной системы.
Было решено топливо из этих цистерн использовать (расходовать) как можно дольше, а затем заполнять их водой, чтобы не терять их защитных свойств. Топливо находилось и в цистернах рядом с котельными отделениями, непосредственно у противоторпедной переборки.
Считалось, что при подводном взрыве эта переборка останется неповрежденной. Однако вторая ударная волна, возникшая в массе жидкого топлива, могла бы повредить цистерны, вызвав течь внутрь корабля. Чтобы свести к минимуму такую опасность, было приказано в первую очередь расходовать топливо из внутренних цистерн. К бортам от главных артиллерийских погребов запасов топлива не было, а, так как там глубина подводной защиты была меньше, чем на миделе, то были устроены защитные отсеки. Эти отсеки имели приспособления как для затопления, так и для откачки воды, могли оставаться сухими и располагались у бортов, в междудонном пространстве, во внешней полости буля.
Их устройство предполагало сооружение новых водонепроницаемых переборок в пределах от 33 до 232 шпангоута. Затопленные междудонные отсеки создавали воздушно-водяную прослойку между внешней стенкой буля и противоторпедной переборкой, что обеспечивало высокую эффективность подводной защиты. Пространство под артиллерийскими погребами защищалось междудонными отсеками, которые наполовину заполнялись водой.
Суммарная вместимость всех отсеков системы подводной защиты составляла 815т.
Зенитная артиллерия
Замена стоящих на кораблях 76,2-мм зенитных орудий на четыре 102-мм не представляла особых трудностей. На верфях произвели монтаж новых орудий и некоторые изменения в погребах боезапаса. Гораздо больший объем работ потребовался для модернизации системы управления зенитным огнем.
Наилучшим для нее было бы место, обеспечивающее круговой обзор до горизонта, что гарантировало бы работу приборов управления огнем во время нападения с воздуха и ввод в действие зенитной артиллерии в кратчайшие сроки. Единственным местом, удовлетворявшим этим требованиям, был фор-марс. Но на нем уже стояли приборы управления огнем главного калибра. Можно было бы решить проблему, разместив их на фор-марсе, но глубже, как это было на линкорах типа "Роял Соверен", но при этом возникал ряд недостатков:
1) Мертвый угол для приборов по управление огнем главного калибра по направлению к корме составлял бы 156° для одного визира и 164° для обоих;
2) Перестройка фор-марса требовала дополнительных расходов;
3) Вес передней треногой мачты возрастал;
4) Из-за дополнительных работ задерживался монтаж системы управления зенитным огнем. Если цель появлялась на корме, огнем можно было управлять из третьей ("X") башни главного калибра. На практике такая передача управления требовала времени, так как система "Шаг за шагом" ("Schritt fur Schritt") еще только разрабатывалась.
В 1924 г. эта система синхронизации управления испытывалась на линейном крейсере "Тайгер". Надеялись, что с ее введением многие проблемы будут решены. А до этого в качестве альтернативы кормовой пост управления зенитным огнем установили над постом управления торпедной стрельбой. Это решение было далеким от идеала, но обошлось недорого.
На многих кораблях экспериментировали с управлением зенитной артиллерией. На линкоре "Уорспайт" соответствующий пост удалось поместить на фор-марсе, поскольку корабль находился в доке для установки булей. На других линкорах приходилось искать другие варианты.
16 марта 1925 г. директор военно-морской верфи в Портсмуте получил сообщение, что Адмиралтейство одобряет временное размещение поста управления зенитным огнем в кормовой части линкоров "Куин Элизабет", "Малайя", "Вэлиант" и "Бархэм". Однако, на практике только на "Бархэме" был устроен такой временный пост, на других же кораблях его поместили на фор-марсе еще до установки булей.
Перестройка мостиков
Для размещения поста управления зенитным огнем, для улучшения условий работы постов управления огнем орудий главного и вспомогательного калибров пришлось построить новый фор-марс. Чтобы повысить эффективность работы приборов, посты расположили в соответствии с новейшими требованиями. Посты управления огнем 381-мм и 152-мм орудий отделили друг от друга. Это было "давним пожеланием и совпадало с требованиями флота, выдвигавшимися в течение ряда лет".
Пост управления огнем орудий главного калибра занимал переднюю часть фор-марса, огнем зенитных орудий — заднюю, а от него к бортам располагались два поста управления огнем 152-мм орудий. Такое расположение облегчало общее руководство постами. Для приборов управления огнем главного калибра была пристроена новая платформа под фор-марсом. Над штурманской рубкой был сооружен новый закрытый пост управления торпедной стрельбой с 1,74-метровым дальномером, находившимся под куполом, за штурманской рубкой.
Парусиновая обшивка компасной платформы была заменена на стальные плиты, подверглись перестройке и другие площадки. При этом было предписано, чтобы расширение и перегруппировка мостиков минимально влияли на вес треногой мачты, а неизбежное прибавление веса сочеталось с усилением опор на палубы и переборки. Следовало максимально использовать имеющиеся конструкции мачты, а ставшие ненужными — удалять.
Дымовые трубы
Одной из проблем, появившихся в ходе модернизации было то обстоятельство, что при новой конструкции мостиков возникла обратная тяга, и дым окутывал их сзади. В феврале 1924 г. начальник кораблестроительного отдела предложил соединить переднюю дымовую трубу с задней. Несмотря на дополнительные затраты времени и средств, Адмиралтейство одобрило это предложение.
Модернизация линейных кораблей типа "Куин Элизабет" в 1922—1930 гг. имела свои особенности.
1. "Уорспайт".
Основательная перестройка линкора "Уорспайт" проводилась с ноября 1924 г. по 6 апреля 1926 г. в Портсмуте. Модернизация свелась к следующим мероприятиям:
Установка булей и сооружение водонепроницаемых защитных отсеков с двух сторон артиллерийских погребов.
Демонтаж двух 76,2-мм зенитных орудий и их замена четырьмя 102-мм.
Строительство нового фор-марса с постом управления зенитным огнем и 3,65-м дальномером типа "ИВ-4".
Установка поста управления огнем 381-мм орудий на новой платформе под фор-марсом.
Установка поста управления торпедной стрельбой над штурманской рубкой (этот пост стал закрытым).
Изменения конструкции мостиков: компасная площадка увеличена и заделана стальными листами, адмиральская и прожекторная площадки также были увеличены, два 91,4-см прожектора заменены двумя 60,9-см сигнальными прожекторами, сигнальная палуба была удлинена и достигала изогнутой дымовой трубы.
Фор-марс-стеньгу сняли и заменили более короткой: длиной 3,96 м, считая от уровня наблюдательного поста. Это было необходимо для улучшения условий работы поста управления зенитным огнем, а укороченная стеньга служила для закрепления главной радиоантенны.
Демонтаж прожекторов на грот-мачте.
Установка радиосвязи ближнего действия — ее антенны разместили на задней прожекторной площадке вблизи дымовой трубы.
Объединение двух дымовых труб.
2. "Куин Элизабет".
Во время первой модернизации линкор находился на верфи: с августа по сентябрь 1924 г. За это время на нем были установлены два из четырех 102-мм зенитных орудия и сняты два 76,2-мм орудия, ровно как и прожектора с их площадкой на грот-мачте.
Вторую пару 102-мм орудий установили в ноябре 1925 г. Сначала, после установки булей к "Уорспайту, хотели начать работы на линкоре "Вэлиант", но позже отдали предпочтение "Куин Элизабет". Этот корабль прибыл в Портсмут в июне 1926 г., а к октябрю 1927 г. работы на нем закончили. Их объем в целом был таким же, как и на "Уорспайте", но с небольшими изменениями.
Пристроен буль и водонаполняемые защитные отсеки.
Сооружен фор-марс с постом управления зенитным огнем.
Пост управления огнем 381-мм орудий перенесен под фор-марс.
Пост управления торпедной стрельбой размещен над штурманской рубкой (как на "Уорспайте").
Изменены мостики: увеличен адмиральский, но, в отличие от "Уорспайта", он продолжен вперед. Снята фор-марс-стеньга, главная антенна закреплена на фор-марсе сзади, на задней оконечности фор-марса укреплена вращающаяся средневолновая пеленгаторная антенна. Кормовой пост управления торпедной стрельбой демонтирован, на том же месте, но палубой выше сооружен более легкий. Прежний бронированный дальномер оставлен. Перестроена и повышена кормовая надстройка. Установлена радиосвязь ближнего действия с антеннами на прожекторной площадке у дымовой трубы. Объединены дымовые трубы. Сооружено стартовое устройство для самолета на третьей ("X") башне. Емкости для авиационного бензина установлены на палубе бака по сторонам от грот-мачты.
3. "Малайя".
Первые два 102-мм зенитных орудия были установлены в апреле-мае 1924 г. Одновременно были демонтированы 76,2-мм орудия и прожекторный пост на грот-мачте. Вторая пара 102-мм орудий, пост управления зенитным огнем, новый фор-марс и фор-марс-стеньга установлены во время пребывания на верфи в июле-сентябре 1926 г. Тогда же был перемещен пост управления огнем главного калибра. Установлена аппаратура ближней радиосвязи.
В 1927 г. выяснилось, что передние части булей на "Уорспайте" и "Куин Элизабет" дают течь. В связи с этим была изменена форма булей: их оконечности стали закругленными, а не плоскими, как прежде, что облегчало применение сварных работ. Кроме того, было предложено заполнить оконечности булей деревом, а их верхний край в передней части изогнуть вниз, как на линкорах типа "Роял Соверен".
4 января 1928 г. директор кораблестроительного отдела Адмиралтейства осмотрел деревянную модель передней части модифицированного буля. Он одобрил изменение его формы и усиление крепления с корпусом, а, кроме того, предложил на линкорах "Малайя", "Вэлиант" и "Бархэм" сдвинуть буль на 4,26 м к носу Позже смещение было уменьшено до 3,65 м. 2 февраля 1928 г. установка на "Малайе" модернизированного буля была утверждена.
Основательная перестройка "Малайи" была начата еще в сентябре 1927 г. К марту 1929 г. ее завершили с результатами, почти идентичными итогам модернизации линкора "Уорспайт". На нем произвели следующие работы:
Пристройку модифицированных булей и сооружение водонаполняемых защитных отсеков;
Перемещение поста управления торпедной стрельбой, как на "Уорспайте";
Изменили конструкцию мостиков (как на "Уорспайте");
Установили пост управления зенитным огнем на фор-марсе;
Установили емкости для авиационного бензина (как на "Куин Элизабет");
Улучшили условия хранения боезапаса 152-мм орудий;
Демонтировали фор-марса-стеньги и установили главную антенну в задней части фор-марса;
Произвели совмещение дымовых труб.
4. "Вэлиант".
С января по март 1925 г. происходила замена двух 76,2-мм зенитных орудий двумя 102-мм. Установку еще двух 102-мм орудий провели в июне-августе 1926 г. В это же время были демонтированы прожектора на грот-мачте, установлена аппаратура радиосвязи ближнего действия и дальномер над компасной площадкой (в 1923-1924 гг. он был поставлен на боевую рубку). В марте-июле 1927 г. его опять перенесли и заменили приборами управления огнем главного калибра, построили новый фор-марс, разместив на нем пост управления зенитным огнем.
Во время длительного пребывания "Вэлианта" на верфи в Портсмуте (март 1929 г. - декабрь 1930 г.) сделали следующее:
Постройку модернизированных булей и сооружение водонаполняемых защитных отсеков;
Соорудили пост управления зенитным огнем на новом фор-марсе;
Перенесли пост управления торпедной стрельбой (как на "Уорспайте");
Перестроили мостики (как на "Уорспайте");
Установили емкости для авиационного бензина (как на "Куин Элизабет");
Улучшили условия хранения боезапаса 152-мм орудий;
Демонтировали кормовой пост управления торпедной стрельбой;
Объединили дымовые трубы;
Установили вращающуюся средневолновую антенну для навигационных целей в задней части фор-марса;
Соорудили в кормовой части самолетную катапульту системы Мак-Таггерта (тип EIH) для гидросамолета "Фэйри IIIF":
Установили 4-тонный кран для подъема самолета к катапульте;
Демонтировали стартовую площадку на третьей ("X") башне;
Установили многоствольный автомат системы "Пом-пом" на платформе боевой рубки и два поста для управления его огнем в нижней части фор-марса;
Демонтировали кормовой подводный торпедный аппарат, а его отсек разделили переборками и использовали как склад;
Модернизировали прожекторную установку у дымовой трубы и установили дистанционное управление ею.
Во время ходовых испытаний, которые "Вэлиант" проводил в ноябре 1930 г., представлялась возможность наблюдения за вибрацией и ее воздействием на надстройки на полном ходу. Серьезных колебаний не отмечалось, мостики вообще не вибрировали. Хотя ближе к корме вибрация чувствовалась, на главной палубе больше, чем на средней. При этом в офицерских каютах можно было спокойно писать. На полном ходу самолетная катапульта, расположенная в корме, дребезжала, но это посчитали неизбежным.
Ходовые испытания проходили в холодную ветреную погоду, и на мостике, как отмечали офицеры, "было весьма неуютно". Компасную площадку окружал бортик высотой 1,27 м, который создавал некоторую защиту от ветра непосредственно за ним. Однако на большом ходу ветер отражался вниз, видимо, от поста управления торпедной стрельбой, и в 1,5-1,8 м от борта компасной площадки и был таким сильным, что стоять там без опоры и брать пеленг было крайне трудно. Трудно было пользоваться инструментами, установленными по сторонам площадки.
На верфи в Портсмуте постарались решить эту проблему, соорудив съемные решетчатые щиты шириной 76,2 см на верхнем свесе компасной площадки. Они закреплялись винтами, так что легко убирались. Но щиты лишь частично улучшали условия работы в холодную погоду, и стало ясно, что площадка должна быть полностью закрытой. Вскоре ее снабдили деревянной крышей, что позже сделали и на других кораблях этого типа.
5."Бархэм".
Между ноябрем 1924 г. и январем 1925 г. вместо двух 76,2-мм орудий на "Бархэме" установили два 102-мм зенитных орудия. Одновременно демонтировали прожектор и пост управления им на грот-мачте и установили радиолокационную станцию для управления огнем на ближних дистанциях. Вторая пара 102-мм орудий была поставлена в октябре-ноябре 1925 г. Тогда же был устроен временный кормовой пост управления зенитным огнем на платформе над постом управления торпедной стрельбой. Между февралем и июлем 1928 г. его перенесли на новый фор-марс, а площадку 91,4-см прожектора демонтировали.
Однако коренная перестройка "Бархэма началась только в январе 1931 г., и она была основательнее, чем на других линкорах этого типа. "Бархэм" стал последним кораблем типа "Куин Элизабет", получивший буль. Он же стал первым линкором (кроме "Нельсона" и "Роднея") с бронированной палубой вместо защитных стальных листов (плит).
Буль сооружался с января 1931 по январь 1934 г. в Портсмуте. При этом имели место многочисленные изменения и усовершенствования, которых не было на однотипных кораблях, что, конечно, отразилось на продолжительности и стоимости модернизации. Расходы составили 424000 фунтов стерлингов по сравнению с 195000, потраченными на установку буля на "Уорспайт".
Провели следующие работы:
Пристройку буля;
Создали водозащитные отсеки по сторонам погребов;
Усилили палубы над погребами;
Улучшили условия хранения боезапаса 152-мм орудий;
Установили два поста управления зенитным огнем (на фор-марсе и грот-марсе);
Пристройку к грот-мачте опор для поста управления зенитным огнем;
Разместили две зенитных установки системы "Пом-пом" на новых площадках по обеим сторонам дымовой трубы в нижней ее части;
Соорудили два поста управления огнем установок "Пом-пом" по сторонам фор-марса;
Установили два 12,7-мм пулемета по сторонам боевой рубки;
Демонтировали кормовой пост управления торпедной стрельбой;
Выше компасной площадки соорудили новый закрытый пост управления торпедной стрельбой с дальномером;
Взлетные платформы на второй и третьей башнях демонтировали, а на третью ("X") башню поставили более крупную катапульту типа "EI-Т", по левому борту ближе к корме поставили кран для самолета;
На полубаке по обоим бортам на высоте основания грот-мачты установили емкости для авиационного бензина;
Площадку мостика изменили: заднюю продолжили к корме, компасную увеличили и защитили стальными пластинами (экранами) и снабдили их крышей;
Дымовые трубы соединили;
Прожекторные площадки у дымовой трубы изменили и установили дистанционное управление прожекторами;
Изменили форму кормовой надстройки, дальномер управления торпедной стрельбой демонтировали;
В задней части фор-марса установили среднечастотный радиопеленгатор с вращающейся рамочной антенной, а пеленгаторный пост расположили позади поста управления огнем орудий главного калибра;
Установили передающую радиостанцию типа "71";
Установили эхолот типа "2752".
В 1931 г. решили дополнительно защитить палубы "Бархэма". На среднюю палубу прямо над погребами была положена 102-мм броня из нецементированной стали, под которой находились имевшиеся ранее 254-мм стальные плиты. При этом дополнительный вес составил 500 тонн.
В начале 1932 г. решили защитить порты 152-мм орудий. Это было сделано во время пребывания "Бархэма" на верфи. Тыльная сторона каждого каземата была перекрыта переборкой из 38-мм листа, которая, как считали, достаточно прочна, чтобы задержать осколки от тяжелых снарядов и бомб. На каждой переборке имелись заслоны (клинкеты) для подачи боеприпасов и удаления пустых гильз. Это усовершенствование обошлось в 12000 фунтов стерлингов.
"Бархэм" получил полностью закрытую и увеличенную компасную площадку, такую же, как на линкоре "Роял Соверен". Но командир корабля Гаррисон остался недоволен ее конструкцией. Он считал, что закрытая компасная площадка в принципе неудобна и что достаточно было повысить пуленепробиваемую обшивку площадки на 15,2 см (общая высота 1,73 м), чтобы защитить ее персонал от обстрела с низко летящего самолета. Были у него претензии и к иллюминаторам, которые располагались слишком низко, так что высокому человеку пришлось бы нагибаться, чтобы вести наблюдение за горизонтом. Новая сигнальная палуба оказалась удобной, но на полном ходу дым из труб мешал работать на ней.
Ходовые испытания провели 29 ноября 1933 г. После того, как машины заработали на полную мощность, в течение четырех часов поддерживалась повышенная экономическая скорость хода, достигшая 22,3 узлов. Погода во время испытаний была хорошей, море спокойным, ветер 1-3 балла.
Недостаточно высокая скорость, по общему мнению, объяснялась плохим состоянием днища, т.к. корабль последний раз доковался 7,5 месяцев назад. Как и на "Вэлианте", вибрация во время испытаний была небольшой даже в кормовых каютах. Руля корабль слушался удовлетворительно, но все же его командир, видимо, не очень довольный новой командой, приказал на полном ходу руль не перекладывать потому, что "тогда полетят швы и заклепки".
22 ноября в открытом море было произведено пять запусков макета гидроплана "Фэйри III-F", а затем 2 запуска самого самолета. Все старты были успешными. В следующие дни осуществили еще 2 запуска, когда корабль стоял на якоре у Спитхеда. Все опыты прошли успешно и дали хорошие результаты. Во время запусков дул легкий ветер в направлении взлета, но при этом самолет высоты не терял. Кроме того, были сделаны пробные выстрелы, чтобы выяснить влияние стрельбы 381-мм орудий на катапульту. Конструкции, катапульты успешно противостояла давлению газов. Этого нельзя было сказать о всем корабле. При стрельбе орудий главного калибра на "Бархэме" был обнаружен ряд мелких повреждений надстроек и оборудования.
Со времени длительного пребывания на верфи до его потопления в 1941 г. "Бархэм" претерпел небольшие изменения. С февраля по июль 1938 г. корабль находился на верфи Портсмута. В это время 4 102-мм одиночных зенитных орудия были заменены 4 102-мм спаренными системы MK-XIX, предназначенными для стрельбы как по воздушным, так и надводным целям.
Пост управления торпедной стрельбой над штурманской рубкой был заменен постом управления зенитным огнем. Демонтировали носовой подводный торпедный аппарат. Катапульту несколько видоизменили, приспособив к приему гидросамолета "Суордфиш" вместо "Фейри-IIIF".
После повреждения "Бархэма" торпедой в декабре 1939 г. он был поставлен на ремонт в Ливерпуль. За это время (декабрь 1939-март 1940) на второй башне ("В") смонтировали пусковую установку для неуправляемых ракет, приборы управления зенитным огнем типа TK-I заменили на приборы TK-III.
Адмиральский мостик был расширен вперед, площадку командного поста также увеличили. В начале 1941 г. ракетную установку сняли и поставили 2 12,7-мм пулемета: один на второй башне ("В") и один на кормовой надстройке. Кроме того, на площадке командного поста поместили автомат системы "Пом-пом". О том, что было увеличено число зенитных орудий и об установке радара, данных нет.
Модернизация линкоров типа «Куин Элизабет» в период с 1922 по 1930 гг. (без «Бархэма»)
Водоизмещение, т: |
||
Корабль |
Полное водоизмещение |
Стандартное водоизмещение |
«Куин Элизабет (август 1927) |
35480 |
31 210 |
«Малайя» (март 1929) |
35380 |
30930 |
«Вэлиант» (декабрь 1930) |
34710 |
31 140 |
«Уорспайт» (февраль 1936) |
35060 |
30800 |
Веса, т: ( «Уорспайт» — 1925 г., «Куин Элизабет» — 1926 г.).
Оборудование (в целом) — 700.
Вооружение — 4950.
Машины — 3890.
Запас топлива — 650.
Броня, корпус, защитные стальные листы — 21110
Размеренна, м:
Длинна— прежняя.
Ширина (максимальная с булем) — 31,72.
Осадка (конструкционная, по «Уорспайту») на нос — 8,64.
Осадка (конструкционная, по «Уорспайту») на корму — 8,84.
Полная осадка — 9,68.
Вооружение:
8 381-мм, МК-1.
8 2-фунт. учебные.
12 152-мм, МК-ХП.
6 3-фунт. учебные.
4 102-мм, скорострельные, MK-V, на 4 одиночных лафетахMK-III (зенитные).
4 3-фунт, салютные МК-1 и МК-1* (МК-1* только на «Малайе»).
1 2-фунт. «Пом-пом» (восьмиствольные), на лафетах МК-1' (1930 г. только на «Вэлианте»).
4 533-мм подводные ТА (на «Вэлианте» с 1930 г. только 2.
Боезапас:
381-мм 100 выстрелов, 6 шрапнелей на орудие.
152-мм 130 выстрелов, 100 осветительных снарядов на орудие.
102-мм 150 выстрелов, 100 осветительных снарядов на орудие.
3-фунт. 64 выстрела на орудие.
20 торпед.
Приборы управления огнем (ПУО):
Главный калибр: 2 ПУО на треногах.
Вспомогательный калибр: 2 ПУО с постоянным визиром.
Зенитная арт.: с 1930 г. 1 ПУО с открытым дальномером (на «Уорспайте» и «Куин Элизабет»); 1 ПУО МК-1 (на «Малайе» и «Вэлианте»); 1 ПУО для установок «Пом-пом» МК-1 (на «Вэлианте»).
Дальномеры:
2 3,96-м в башнях «В» м «X» (второй и третьей).
2 4.57-м в башнях «А» и «У» (первой и четвертой).
1 4,57-м под броневым колпаком ПУО.
1 3,65-м на посту управления зенитным огнем.
1 3.65-м на мостике поста управления торпедной стрельбой.
1 3,65-м на кормовом посту управления торпедной стрельбой.
2 2,74-м на адмиральском мостике.
Прожектора (см):
4 91,4.
4 60,9, сигнальные.
Броня и защитные стальные листы:
Как прежде
Машины:
Как прежде, скорость хода 23,5 уз.
Стоимость модернизации (фунты стерлингов):
«Уорспайт» 195000.
«Куин Элизабет 195000.
«Малайя» 195000.
«Вэлиант» 276000.
Из этих сумм 4000 были потрачены на 4 102-мм зенитных орудия и 9000 на приборы управления ими.
Тактико-технические данные линейного корабля «Бархэм» (1933-1941 гг.)
Размерения корабля, параметры артиллерии главного и вспомогательного калибров такие же, как в 1918г.
Водоизмещение (ноябрь 1933):
Полное 35970т. Стандартное 31350 т. Максимальное (включая 815т воды в водозащитных отсеках 36785 т.
Зенитная артиллерия дальнего действия:
1933-1938. 4 102-мм МК-V на. одиночных лафетах MK-III: 1938-1941. 8 102-мм MK-XVI на четырех спаренных лафетах МК-Х1Х(для стрельбы по надводным и воздушным целям).
Зенитная артиллерия ближнего действия:
1933. 16 2-фунтовых орудий MK-VIII на 2 лафетах MK.-V1; 8 127-мм MK-III на 2 лафетах MK-I.
1940. 1 20-мм трубная пусковая установка неуправляемых ракет:
1941. Демонтаж ракетной установки; 2 12,7-мм пулемета: 2 2-фунтовых орудия на лафетах МК-Г1.
Боезапас (1938):
381-мм 100 снарядов/орудие; 6 шрапнелей/орудие. 152-мм 130 снарядов/орудие. 3-фунт. (салютные) 64 снаряда/орудие (только в мирное время). 102-мм 250 снарядов/орудие; 250 осветительных/орудие. 2-фунт 720 снарядов/орудие. 12.7-мм пулемет 2500 выстрелов на каждый.
Приборы управления огнем (1938):
Главный калибр: 2 прибора управления огнем на треногах: 1 счетное устройство Драйера-Плотта MK.-VI.
Вспомогательный калибр: 2 постоянных прицела (визира); по одному адмиралтейскому прибору залпового огня MK-IV (S) и МК-IV(м).
Зенитная артиллерия: 2 прибора управления зенитным огнем МК.-1 (позже заменены на МК-11Г); 2 прибора управления установками «Пом-пом» (1 MK.-I* и 1 МК-I**).
Дальномеры:
2 914-см в башнях 2 и 3 («В» и «X»);
3 457-см в башнях 1 и 4 («А» и «У») под бронированным колпаком;
2 365-см на каждом посту управления зенитным огнем 2 274-см на адмиральском мостике;
1 274-см на носовом посту управления торпедной стрельбой (в 1938 г. демонтирован).
Броневая защита:
Как в 1918 г. за исключением средней палубы над погребами боеприпасов: 127-мм (102 мм нецементированная сталь + 25-мм лист высокоэластичной стали). Кроме того, 38-мм стальные листы за 152-мм орудиями и демонтаж бронированного поста управления торпедной стрельбой.
Машины:
Не считая изменений во вспомогательных машинах, как в 1918г.
Весовые нагрузки линейного корабля «Уорспайт» (тонн)
|
До перестройки |
После перестройки |
Вооружение |
4970 |
5264 |
Машины |
3691 |
2300 |
Оборудование (в целом) |
1 287 |
1420 |
Корпус и защитные плиты |
16250 |
17 130 |
Броня |
5431 |
5980 |
Топливо |
3431 |
3735 |
Запас питьевой воды |
497 |
267 |
Полное водоизмещение |
35557 |
36096 |