Корабли проходят модернизацию (1924-1931 гг.)

 

Международная Морская конференция в Вашингтоне (12 ноября 1921-6 февраля 1922 г.) среди множества вопросов рассматривала и про­блему усиления защиты существующих тяжелых боевых кораблей от нападения с воздуха и из-под воды. В итоге пришли к выводу, что проведение необходимых мер вызывает увеличение их водо­измещения на 3000 т. Подобные меры были осо­бенно актуальны для Великобритании, поскольку большая часть ее линкоров была спроектирована и построена до 1916г. Следовало сохранить удар­ную силу флота, в частности, тех кораблей, кото­рые еще годились для войны на море. Не вызыва­ло сомнений, что в этой войне авиация будет применяться гораздо шире и активнее, чем в пер­вой мировой.

Сразу же по окончании Вашингтонской конференции при британском Адмиралтействе был создан подотдел, которому надлежало исследовать возможности усиления защиты круп­ных боевых кораблей. В его докладе (май 1922 г.) отмечалось, что "в настоящее время подвод­ная защита важнее, чем защита палуб, но в бу­дущем приоритеты могут изменяться, посколь­ку точность бомбардировки с воздуха быстро улучшается".

Основываясь на этом заключении, Морской Штаб потребовал представить программу модер­низации кораблей, учитывающую установку про­тивоторпедных булей и дополнительное брони­рование палуб на линкорах типов "Куин Элизабет" и "Роял Соверен". Адмиралтейство хо­тело одновременно усилить подводную защиту и защиту палуб, но Морской Штаб, справедливо возражал, что возможность возникновения вой­ны невелика, а финансирование работ в обоих на­правлениях не получит одобрения. При этом подчеркивалось, что прогресс авиации создает опасность торпед­ной атаки с воздуха, а потому оборудо­вание тяжелых бое­вых кораблей булями дело первостепенной важности. Что же касалось требова­ния усилить защиту палуб от бронебой­ных бомб, Морской Штаб заявил: "Если в будущем возник­нет вероятность войны с первокласс­ной морской держа­вой (а сейчас об этом нет и речи), можно будет вер­нуться к вопросу о защите палуб не только от нападе­ния с воздуха, но и от навесного артил­лерийского огня".

Аргументация в пользу сооруже­ния булей, а не пол­ной замены брони, опиралась на сооб­ражение, что первое мероприятие значи­тельно дешевле вто­рого: 200000 фунтов стерлингов против 350000. К тому же шесть тяжелых ко­раблей британского флота: линейные крейсера "Худ", "Рипалс" и четыре линкора типа "Роял Соверен" уже имели були. Высказыва­лось мнение, что усиление палубной брони корабля без булей снизит его ос­тойчивость. Оценив защитные свойства палубной брони и возможные послед­ствия воздушного нападения, Морс­кой Штаб пришел к следующим выво­дам. Максимальная бомбовая нагрузка палубных самолетов пример­но 700 кг. Так что, если будут разработаны тон­костенные глубинные бомбы, палубный самолет сможет взять либо одну такую бомбу, либо три 250-килограммовых бронебойных.

Самолеты, взлетающие с назем­ных аэродромов, имеют большую бомбовую нагрузку и смогут нести более тяжелые бомбы или большее их количе­ство. Конечно, сле­дует надежно защи­тить боевые корабли от бомбар­дировки с воздуха. Но Вашингтонские соглашения ограни­чивали водоизмеще­ние линкоров, а по­тому пришлось ориентироваться на защиту их от палуб­ной авиации, иначе говоря от 700-кг глубинных и 250-кг бронебойных бомб. Защиту под­водной части кораб­ля от тонкостенных бомб обеспечивали були. Защита же па­луб от 250-кг бро­небойных бомб должна была пре­дотвратить взрыв под главной палу­бой вблизи артилле­рийских погребов и увеличить водоиз­мещение кораблей не более, чем на 3000 т, но после это­го усиливать броню будет невозможно.

Все эти рас­суждения показыва­ют, что Адмирал­тейство понимало: нападение с воздуха является реальной угрозой для тяже­лых кораблей бри­танского флота. По его мнению, "если не принять соответ­ствующих мер, массированная бомбардировка кораблей вражеской авиацией наверняка повре­дит или разрушит артиллерию главного и вспо­могательного калибра, ухудшит их маневрен­ность. Поэтому обеспечение полной или хотя бы частичной защиты кораблей от нападения с воз­духа является важнейшей задачей."

"Соответствующие меры" заключались в частности в следующем: следовало заменить име­ющееся зенитное вооружение четырьмя 102-мм орудиями и многоствольными автоматами систе­мы "Пом-пом", а также установить современные приборы управления зенитным огнем.

В 20-е годы этих мер и хватило бы, но позже стало ясно, насколько недооценивался прогресс авиации и переоценивались возможности зенит­ной артиллерии. Адмиралтейство было уверено, что, благодаря современным зенитным орудиям, "нет причин опасаться, что воздушный налет мо­жет привести к уничтожению тяжелого боевого корабля или к потере им боеспособности".

Большая часть работ по модернизации про­водилась непосредственно на кораблях, на тех, на которых устанавливались були. Для этого требо­вался сухой док. Это обстоятельство оказалось немаловажным, поскольку доков подходящих размеров имелось немного.

Реализация программы тормозилась и из-за финансовых затруднений, в результате она была закончена на два года позже, чем намечалось. Ра­боты велись долго и на отдельных кораблях этого типа в каких-то деталях по-разному, о чем будет сказано ниже. Линкоры типа "Куин Элизабет" были самыми старыми из подлежащих перестрой­ке. Они же оказались и самыми дорогостоящими. Общая стоимость сооружения булей и установки нового зенитного вооружения составила 195000 фунтов стерлингов на корабль.

 

Установка булей

 

Помимо улучшения подводной защиты со­оружение булей заметно увеличивало ширину надводного борта, что превышало запас плаву­чести и остойчивости. Частично компенсировался избыточный вес, полученный при строитель­стве, и осадка приближалась к проектной. В Ве­ликобритании имелось 8 доков, которые могли принять корабли типа "Куин Элизабет" для ус­тановки на них булей.

По горизонтали були делились на верхнюю и нижнюю части. Верхняя часть, выдающаяся на­ружу на 91,5 см по каждому борту, делилась вер­тикальными переборками, установленными на расстоянии 4,88 м друг от друга. Она прикрывала броневой пояс. Нижняя часть, выступающая на­ружу на 1,83 м по каждому борту, простиралась от днища до нижней кромки броневого пояса. Здесь промежуток между вертикальными пере­борками равнялся 6,1 м. При этом расстояние из­вне до противоторпедной переборки (по миделю) увеличилось с 3,06 до 6,1 м, что защищало от взрыва торпедной боеголовки весом 335 кг.

Теперь между внешней стенкой буля и про­тивоторпедной переборкой располагались про­дольные пространства: полость буля, полость двойного дна и внешний отсек. Внешний отсек и междудонное пространство предполагалось ис­пользовать как топливные цистерны и одновре­менно как часть защитной системы.

Было решено топливо из этих цистерн ис­пользовать (расходовать) как можно дольше, а затем заполнять их водой, чтобы не терять их за­щитных свойств. Топливо находилось и в цистер­нах рядом с котельными отделениями, непосред­ственно у противоторпедной переборки.

Считалось, что при подводном взрыве эта переборка останется неповрежденной. Однако вторая ударная волна, возникшая в массе жидко­го топлива, могла бы повредить цистерны, выз­вав течь внутрь корабля. Чтобы свести к миниму­му такую опасность, было приказано в первую очередь расходовать топливо из внутренних цистерн. К бортам от главных артил­лерийских погребов запасов топ­лива не было, а, так как там глуби­на подводной защиты была меньше, чем на миделе, то были устроены защитные отсеки. Эти отсеки имели приспособления как для затопления, так и для откачки воды, могли оставаться сухими и располагались у бортов, в между­донном пространстве, во внешней полости буля.

Их устройство предполагало сооружение новых водонепрони­цаемых переборок в пределах от 33 до 232 шпангоута. Затопленные междудонные отсеки создавали воздушно-водяную прослойку между внешней стенкой буля и противоторпедной переборкой, что обеспечивало высокую эффек­тивность подводной защиты. Про­странство под артиллерийскими погребами защищалось междудон­ными отсеками, которые наполо­вину заполнялись водой.

Суммарная вместимость всех отсеков системы подводной защи­ты составляла 815т.

 

Зенитная артиллерия

 

Замена стоящих на кораблях 76,2-мм зенитных орудий на четы­ре 102-мм не представляла особых трудностей. На верфях произвели монтаж новых орудий и некото­рые изменения в погребах боеза­паса. Гораздо больший объем ра­бот потребовался для модернизации системы управле­ния зенитным огнем.

Наилучшим для нее было бы место, обеспечивающее круговой обзор до горизонта, что гаранти­ровало бы работу приборов уп­равления огнем во время нападе­ния с воздуха и ввод в действие зенитной артиллерии в кратчай­шие сроки. Единственным местом, удовлетворявшим этим требова­ниям, был фор-марс. Но на нем уже стояли приборы управления огнем главного калибра. Можно было бы решить проблему, разме­стив их на фор-марсе, но глубже, как это было на линкорах типа "Роял Соверен", но при этом воз­никал ряд недостатков:

1) Мертвый угол для приборов по управление огнем главного ка­либра по направле­нию к корме со­ставлял бы 156° для одного визира и 164° для обоих;

2) Перестрой­ка фор-марса тре­бовала дополни­тельных расходов;

3) Вес пере­дней треногой мач­ты возрастал;

4) Из-за до­полнительных ра­бот задерживался монтаж системы управления зенит­ным огнем. Если цель появлялась на корме, огнем мож­но было управлять из третьей ("X") башни главного ка­либра. На практике такая передача уп­равления требова­ла времени, так как система "Шаг за шагом" ("Schritt fur Schritt") еще толь­ко разрабатыва­лась.

В 1924 г. эта система синхрони­зации управления испытывалась на линейном крейсере "Тайгер". Надея­лись, что с ее введе­нием многие про­блемы будут решены. А до этого в качестве альтер­нативы кормовой пост управления зе­нитным огнем ус­тановили над по­стом управления торпедной стрель­бой. Это решение было далеким от идеала, но обо­шлось недорого.

На многих кораблях экспериментировали с управлением зенитной артиллери­ей. На линкоре "Уорспайт" соответствующий пост удалось поместить на фор-марсе, поскольку корабль находился в доке для установки булей. На других линкорах приходилось искать другие варианты.

16 марта 1925 г. директор военно-морской верфи в Портсмуте получил сообщение, что Ад­миралтейство одобряет временное размещение поста управления зенитным огнем в кормовой ча­сти линкоров "Куин Элизабет", "Малайя", "Вэ­лиант" и "Бархэм". Однако, на практике только на "Бархэме" был устроен такой временный пост, на других же кораблях его поместили на фор-мар­се еще до установки булей.

 

Перестройка мостиков

 

Для размещения поста управления зенит­ным огнем, для улучшения условий работы по­стов управления огнем орудий главного и вспо­могательного калибров пришлось построить новый фор-марс. Чтобы повысить эффективность работы приборов, посты расположили в соответ­ствии с новейшими требованиями. Посты управ­ления огнем 381-мм и 152-мм орудий отделили друг от друга. Это было "давним пожеланием и совпадало с требованиями флота, выдвигавши­мися в течение ряда лет".

Пост управления огнем орудий главного калибра занимал переднюю часть фор-марса, огнем зенитных орудий — заднюю, а от него к бортам располагались два поста управления огнем 152-мм орудий. Такое расположение об­легчало общее руководство постами. Для при­боров управления огнем главного калибра была пристроена новая платформа под фор-марсом. Над штурманской рубкой был соору­жен новый закрытый пост управления торпед­ной стрельбой с 1,74-метровым дальномером, находившимся под куполом, за штурманской рубкой.

Парусиновая обшивка компасной платфор­мы была заменена на стальные плиты, подверглись перестройке и другие площадки. При этом было предписано, чтобы расширение и перегруп­пировка мостиков минимально влияли на вес тре­ногой мачты, а неизбежное прибавление веса со­четалось с усилением опор на палубы и переборки. Следовало максимально использо­вать имеющиеся конструкции мачты, а ставшие ненужными — удалять.

 

Дымовые трубы

 

Одной из проблем, появившихся в ходе мо­дернизации было то обстоятельство, что при но­вой конструкции мостиков возникла обратная тяга, и дым окутывал их сзади. В феврале 1924 г. начальник кораблестроительного отдела предло­жил соединить переднюю дымовую трубу с зад­ней. Несмотря на дополнительные затраты време­ни и средств, Адмиралтейство одобрило это предложение.

 

Модернизация линейных кораблей типа "Куин Элизабет" в 1922—1930 гг. имела свои осо­бенности.

1. "Уорспайт".

Основательная перестройка линкора "Уорспайт" проводилась с ноября 1924 г. по 6 апреля 1926 г. в Портсмуте. Модернизация свелась к следующим мероприятиям:

Установка булей и сооружение водонепро­ницаемых защитных отсеков с двух сторон артил­лерийских погребов.

Демонтаж двух 76,2-мм зенитных орудий и их замена четырьмя 102-мм.

Строительство нового фор-марса с постом управления зенитным огнем и 3,65-м дальноме­ром типа "ИВ-4".

Установка поста управления огнем 381-мм орудий на новой платформе под фор-марсом.

Установка поста управления торпедной стрельбой над штурманской рубкой (этот пост стал закрытым).

Изменения конструкции мостиков: компас­ная площадка увеличена и заделана стальными листами, адмиральская и прожекторная площад­ки также были увеличены, два 91,4-см прожектора заменены двумя 60,9-см сигнальными про­жекторами, сигнальная палуба была удлинена и достигала изогнутой дымовой трубы.

Фор-марс-стеньгу сняли и заменили более короткой: длиной 3,96 м, считая от уровня на­блюдательного поста. Это было необходимо для улучшения условий работы поста управле­ния зенитным огнем, а укороченная стеньга слу­жила для закрепления главной радиоантенны.

Демонтаж прожекторов на грот-мачте.

Установка радиосвязи ближнего действия — ее антенны разместили на задней прожектор­ной площадке вблизи дымовой трубы.

Объединение двух дымовых труб.

2. "Куин Элизабет".

Во время первой мо­дернизации линкор находился на верфи: с авгус­та по сентябрь 1924 г. За это время на нем были установлены два из четырех 102-мм зенитных орудия и сняты два 76,2-мм орудия, ровно как и прожектора с их площадкой на грот-мачте.

Вторую пару 102-мм орудий установили в ноябре 1925 г. Сначала, после установки булей к "Уорспайту, хотели начать работы на линкоре "Вэлиант", но позже отдали предпочтение "Куин Элизабет". Этот корабль прибыл в Порт­смут в июне 1926 г., а к октябрю 1927 г. работы на нем закончили. Их объем в целом был таким же, как и на "Уорспайте", но с небольшими из­менениями.

Пристроен буль и водонаполняемые за­щитные отсеки.

Сооружен фор-марс с постом управления зенитным огнем.

Пост управления огнем 381-мм орудий пе­ренесен под фор-марс.

Пост управления торпедной стрельбой размещен над штурманской рубкой (как на "Уорспайте").

Изменены мостики: увеличен адмиральс­кий, но, в отличие от "Уорспайта", он продолжен вперед. Снята фор-марс-стеньга, главная антенна закреплена на фор-марсе сзади, на задней оконеч­ности фор-марса укреплена вращающаяся средне­волновая пеленгаторная антенна. Кормовой пост управления торпедной стрельбой демонтирован, на том же месте, но палубой выше сооружен бо­лее легкий. Прежний бронированный дальномер оставлен. Перестроена и повышена кормовая надстройка. Установлена радиосвязь ближнего действия с антеннами на прожекторной площадке у дымовой трубы. Объединены дымовые трубы. Сооружено стартовое устройство для самолета на третьей ("X") башне. Емкости для авиационного бензина установлены на палубе бака по сторо­нам от грот-мачты.

3. "Малайя".

Первые два 102-мм зенитных орудия были установлены в апреле-мае 1924 г. Одновременно были демонтированы 76,2-мм орудия и прожекторный пост на грот-мачте. Вторая пара 102-мм орудий, пост управления зенитным огнем, новый фор-марс и фор-марс-стеньга уста­новлены во время пребывания на верфи в июле-сентябре 1926 г. Тогда же был перемещен пост уп­равления огнем главного калибра. Установлена аппаратура ближней радиосвязи.

В 1927 г. выяснилось, что передние части булей на "Уорспайте" и "Куин Элизабет" дают течь. В связи с этим была изменена форма булей: их оконечности стали закругленными, а не плос­кими, как прежде, что облегчало применение сварных работ. Кроме того, было предложено за­полнить оконечности булей деревом, а их верх­ний край в передней части изогнуть вниз, как на линкорах типа "Роял Соверен".

4 января 1928 г. директор кораблестрои­тельного отдела Адмиралтейства осмотрел дере­вянную модель передней части модифицирован­ного буля. Он одобрил изменение его формы и усиление крепления с корпусом, а, кроме того, предложил на линкорах "Малайя", "Вэлиант" и "Бархэм" сдвинуть буль на 4,26 м к носу Позже смещение было уменьшено до 3,65 м. 2 февраля 1928 г. установка на "Малайе" модернизирован­ного буля была утверждена.

Основательная перестройка "Малайи" была начата еще в сентябре 1927 г. К марту 1929 г. ее завершили с результатами, почти идентич­ными итогам модернизации линкора "Уорспайт". На нем произвели следующие работы:

Пристройку модифицированных булей и сооружение водонаполняемых защитных отсеков;

Перемещение поста управления торпедной стрельбой, как на "Уорспайте";

Изменили конструкцию мостиков (как на "Уорспайте");

Установили пост управления зенитным ог­нем на фор-марсе;

Установили емкости для авиационного бен­зина (как на "Куин Элизабет");

Улучшили условия хранения боезапаса 152-мм орудий;

Демонтировали фор-марса-стеньги и ус­тановили главную антенну в задней части фор-марса;

Произвели совмещение дымовых труб.

 

4. "Вэлиант".

С января по март 1925 г. про­исходила замена двух 76,2-мм зенитных орудий двумя 102-мм. Установку еще двух 102-мм орудий провели в июне-августе 1926 г. В это же время были демонтированы прожектора на грот-мачте, установлена аппаратура радиосвязи ближнего действия и дальномер над компасной площадкой (в 1923-1924 гг. он был поставлен на боевую руб­ку). В марте-июле 1927 г. его опять перенесли и заменили приборами управления огнем главного калибра, построили новый фор-марс, разместив на нем пост управления зенитным огнем.

Во время длительного пребывания "Вэлианта" на верфи в Портсмуте (март 1929 г. - декабрь 1930 г.) сделали следующее:

Постройку модернизированных булей и со­оружение водонаполняемых защитных отсеков;

Соорудили пост управления зенитным ог­нем на новом фор-марсе;

Перенесли пост управления торпедной стрельбой (как на "Уорспайте");

Перестроили мостики (как на "Уорспайте");

Установили емкости для авиационного бен­зина (как на "Куин Элизабет");

Улучшили условия хранения боезапаса 152-мм орудий;

Демонтировали кормовой пост управления торпедной стрельбой;

Объединили дымовые трубы;

Установили вращающуюся средневолновую антенну для навигационных целей в задней части фор-марса;

Соорудили в кормовой час­ти самолетную катапульту систе­мы Мак-Таггерта (тип EIH) для гидросамолета "Фэйри IIIF":

Установили 4-тонный кран для подъема самолета к катапульте;

Демонтировали стартовую площадку на третьей ("X") башне;

Установили многостволь­ный автомат системы "Пом-пом" на платформе боевой рубки и два поста для управления его огнем в нижней части фор-марса;

Демонтировали кормовой подводный торпедный аппарат, а его отсек разделили переборками и использовали как склад;

Модернизировали прожек­торную установку у дымовой тру­бы и установили дистанционное управление ею.

Во время ходовых испыта­ний, которые "Вэлиант" проводил в ноябре 1930 г., представлялась возможность наблюдения за виб­рацией и ее воздействием на над­стройки на полном ходу. Серьез­ных колебаний не отмечалось, мостики вообще не вибрировали. Хотя ближе к корме вибрация чув­ствовалась, на главной палубе больше, чем на средней. При этом в офицерских каютах можно было спокойно писать. На полном ходу самолетная катапульта, располо­женная в корме, дребезжала, но это посчитали неизбежным.

Ходовые испытания проходили в холодную ветреную погоду, и на мостике, как отмечали офицеры, "было весьма неуютно". Компасную площадку окружал бортик высотой 1,27 м, кото­рый создавал некоторую защиту от ветра непос­редственно за ним. Однако на большом ходу ве­тер отражался вниз, видимо, от поста управления торпедной стрельбой, и в 1,5-1,8 м от борта ком­пасной площадки и был таким сильным, что сто­ять там без опоры и брать пеленг было крайне трудно. Трудно было пользоваться инструмента­ми, установленными по сторонам площадки.

На верфи в Портсмуте постарались решить эту проблему, соорудив съемные решетчатые щиты шириной 76,2 см на верхнем свесе компас­ной площадки. Они закреплялись винтами, так что легко убирались. Но щиты лишь частично улучшали условия работы в холодную погоду, и стало ясно, что площадка должна быть полнос­тью закрытой. Вскоре ее снабдили деревянной крышей, что позже сделали и на других кораблях этого типа.

 

5."Бархэм".

Между ноябрем 1924 г. и янва­рем 1925 г. вместо двух 76,2-мм орудий на "Бархэме" установили два 102-мм зенитных орудия. Од­новременно демонтировали прожектор и пост управления им на грот-мачте и установили ра­диолокационную станцию для управления огнем на ближних дистанциях. Вторая пара 102-мм ору­дий была поставлена в октябре-ноябре 1925 г. Тогда же был устроен временный кормовой пост управления зенитным огнем на платформе над постом управления торпедной стрельбой. Между февралем и июлем 1928 г. его перенесли на новый фор-марс, а площадку 91,4-см прожектора демон­тировали.

Однако коренная перестройка "Бархэма началась только в январе 1931 г., и она была осно­вательнее, чем на других линкорах этого типа. "Бархэм" стал последним кораблем типа "Куин Элизабет", получивший буль. Он же стал первым линкором (кроме "Нельсона" и "Роднея") с бро­нированной палубой вместо защитных стальных листов (плит).

Буль сооружался с января 1931 по январь 1934 г. в Портсмуте. При этом имели место мно­гочисленные изменения и усовершенствования, которых не было на однотипных кораблях, что, конечно, отразилось на продолжительности и стоимости модернизации. Расходы составили 424000 фунтов стерлингов по сравнению с 195000, потраченными на установку буля на "Уорспайт".

Провели следующие работы:

Пристройку буля;

Создали водозащитные отсеки по сторонам погребов;

Усилили палубы над погребами;

Улучшили условия хранения боезапаса 152-мм орудий;

Установили два поста управления зенитным огнем (на фор-марсе и грот-марсе);

Пристройку к грот-мачте опор для поста управления зенитным огнем;

Разместили две зенитных установки систе­мы "Пом-пом" на новых площадках по обеим сторонам дымовой трубы в нижней ее части;

Соорудили два поста управления огнем ус­тановок "Пом-пом" по сторонам фор-марса;

Установили два 12,7-мм пулемета по сторо­нам боевой рубки;

Демонтировали кормовой пост управления торпедной стрельбой;

Выше компасной площадки соорудили но­вый закрытый пост управления торпедной стрельбой с дальномером;

Взлетные платформы на второй и третьей башнях демонтировали, а на третью ("X") башню поставили более крупную катапульту типа "EI-Т", по левому борту ближе к корме поставили кран для самолета;

На полубаке по обоим бортам на высоте ос­нования грот-мачты установили емкости для авиационного бензина;

Площадку мостика изменили: заднюю про­должили к корме, компасную увеличили и защи­тили стальными пластинами (экранами) и снаб­дили их крышей;

Дымовые трубы соединили;

Прожекторные площадки у дымовой трубы изменили и установили дистанционное управле­ние прожекторами;

Изменили форму кормовой надстройки, дальномер управления торпедной стрельбой де­монтировали;

В задней части фор-марса установили среднечастотный радиопеленгатор с вращающейся рамочной антенной, а пеленгаторный пост распо­ложили позади поста управления огнем орудий главного калибра;

Установили передающую радиостанцию типа "71";

Установили эхолот типа "2752".

В 1931 г. решили дополнительно защитить палубы "Бархэма". На среднюю палубу прямо над погребами была положена 102-мм броня из нецементированной стали, под которой находи­лись имевшиеся ранее 254-мм стальные плиты. При этом дополнительный вес составил 500 тонн.

В начале 1932 г. решили защитить порты 152-мм орудий. Это было сделано во время пре­бывания "Бархэма" на верфи. Тыльная сторона каждого каземата была перекрыта переборкой из 38-мм листа, которая, как считали, достаточно прочна, чтобы задержать осколки от тяжелых снарядов и бомб. На каждой переборке имелись заслоны (клинкеты) для подачи боеприпасов и удаления пустых гильз. Это усовершенствование обошлось в 12000 фунтов стерлингов.

"Бархэм" получил полностью закрытую и увеличенную компасную площадку, такую же, как на линкоре "Роял Соверен". Но командир ко­рабля Гаррисон остался недоволен ее конструк­цией. Он считал, что закрытая компасная пло­щадка в принципе неудобна и что достаточно было повысить пуленепробиваемую обшивку площадки на 15,2 см (общая высота 1,73 м), что­бы защитить ее персонал от обстрела с низко ле­тящего самолета. Были у него претензии и к иллюминаторам, которые располагались слишком низко, так что высокому человеку пришлось бы нагибаться, чтобы вести наблюдение за горизон­том. Новая сигнальная палуба оказалась удоб­ной, но на полном ходу дым из труб мешал рабо­тать на ней.

Ходовые испытания провели 29 ноября 1933 г. После того, как машины заработали на полную мощность, в течение четырех часов поддержива­лась повышенная экономическая скорость хода, достигшая 22,3 узлов. Погода во время испыта­ний была хорошей, море спокойным, ветер 1-3 балла.

Недостаточно высокая скорость, по общему мнению, объяснялась плохим состоянием днища, т.к. корабль последний раз доковался 7,5 месяцев назад. Как и на "Вэлианте", вибрация во время испытаний была небольшой даже в кормовых ка­ютах. Руля корабль слушался удовлетворительно, но все же его командир, видимо, не очень доволь­ный новой командой, приказал на полном ходу руль не перекладывать потому, что "тогда поле­тят швы и заклепки".

22 ноября в открытом море было произве­дено пять запусков макета гидроплана "Фэйри III-F", а затем 2 запуска самого самолета. Все старты были успешными. В следующие дни осу­ществили еще 2 запуска, когда корабль стоял на якоре у Спитхеда. Все опыты прошли успешно и дали хорошие результаты. Во время запусков дул легкий ветер в направлении взлета, но при этом самолет высоты не терял. Кроме того, были сде­ланы пробные выстрелы, чтобы выяснить влияние стрельбы 381-мм орудий на катапульту. Кон­струкции, катапульты успешно противостояла давлению газов. Этого нельзя было сказать о всем корабле. При стрельбе орудий главного ка­либра на "Бархэме" был обнаружен ряд мелких повреждений надстроек и оборудования.

Со времени длительного пребывания на верфи до его потопления в 1941 г. "Бархэм" пре­терпел небольшие изменения. С февраля по июль 1938 г. корабль находился на верфи Портсмута. В это время 4 102-мм одиночных зенитных орудия были заменены 4 102-мм спаренными системы MK-XIX, предназначенными для стрельбы как по воздушным, так и надводным целям.

Пост управления торпедной стрельбой над штурманской рубкой был заменен постом управ­ления зенитным огнем. Демонтировали носовой подводный торпедный аппарат. Катапульту несколько видоизменили, приспособив к приему гидросамолета "Суордфиш" вместо "Фейри-IIIF".

После повреждения "Бархэма" торпедой в декабре 1939 г. он был поставлен на ремонт в Ли­верпуль. За это время (декабрь 1939-март 1940) на второй башне ("В") смонтировали пусковую уста­новку для неуправляемых ракет, приборы управ­ления зенитным огнем типа TK-I заменили на приборы TK-III.

Адмиральский мостик был расширен впе­ред, площадку командного поста также увеличи­ли. В начале 1941 г. ракетную установку сняли и поставили 2 12,7-мм пулемета: один на второй башне ("В") и один на кормовой надстройке. Кроме того, на площадке командного поста по­местили автомат системы "Пом-пом". О том, что было увеличено число зенитных орудий и об ус­тановке радара, данных нет.

 

Модернизация линкоров типа «Куин Элизабет» в период с 1922 по 1930 гг. (без «Бархэма»)

 

Водоизмещение, т:

Корабль

Полное водоизмещение

Стандартное водоизмещение

«Куин Элизабет (август 1927)

35480

31 210

«Малайя» (март 1929)

35380

30930

«Вэлиант» (декабрь 1930)

34710

31 140

«Уорспайт» (февраль 1936)

35060

30800

 

Веса, т: ( «Уорспайт» — 1925 г., «Куин Элизабет» — 1926 г.).

Оборудование (в целом) — 700.

Вооружение — 4950.

Машины — 3890.

Запас топлива — 650.

Броня, корпус, защитные стальные листы — 21110

Размеренна, м:

Длинна— прежняя.

Ширина (максимальная с булем) — 31,72.

Осадка (конструкционная, по «Уорспайту») на нос — 8,64.

Осадка (конструкционная, по «Уорспайту») на корму — 8,84.

Полная осадка — 9,68.

 

Вооружение:

8 381-мм, МК-1.

8 2-фунт. учебные.

12 152-мм, МК-ХП.

6 3-фунт. учебные.

4 102-мм, скорострельные, MK-V, на 4 одиночных лафетахMK-III (зенитные).

4 3-фунт, салютные МК-1 и МК-1* (МК-1* только на «Малайе»).

1 2-фунт. «Пом-пом» (восьмиствольные), на лафетах МК-1' (1930 г. только на «Вэлианте»).

4 533-мм подводные ТА (на «Вэлианте» с 1930 г. только 2.

 

Боезапас:

381-мм 100 выстрелов, 6 шрапнелей на орудие.

152-мм 130 выстрелов, 100 осветительных снарядов на орудие.

102-мм 150 выстрелов, 100 осветительных снарядов на орудие.

3-фунт. 64 выстрела на орудие.

20 торпед.

 

Приборы управления огнем (ПУО):

Главный калибр: 2 ПУО на треногах.

Вспомогательный калибр: 2 ПУО с постоянным визиром.

Зенитная арт.: с 1930 г. 1 ПУО с открытым дальномером (на «Уорспайте» и «Куин Элизабет»); 1 ПУО МК-1 (на «Малайе» и «Вэлианте»); 1 ПУО для установок «Пом-пом» МК-1 (на «Вэлианте»).

 

Дальномеры:

2 3,96-м в башнях «В» м «X» (второй и третьей).

2 4.57-м в башнях «А» и «У» (первой и четвертой).

1 4,57-м под броневым колпаком ПУО.

1 3,65-м на посту управления зенитным огнем.

1 3.65-м на мостике поста управления торпедной стрельбой.

1 3,65-м на кормовом посту управления торпедной стрельбой.

2 2,74-м на адмиральском мостике.

 

Прожектора (см):

4 91,4.

4 60,9, сигнальные.

 

Броня и защитные стальные листы:

Как прежде

 

Машины:

Как прежде, скорость хода 23,5 уз.

 

Стоимость модернизации (фунты стерлингов):

«Уорспайт» 195000.

«Куин Элизабет 195000.

«Малайя» 195000.

«Вэлиант» 276000.

Из этих сумм 4000 были потрачены на 4 102-мм зенитных орудия и 9000 на приборы управления ими.

 

 

Тактико-технические данные линейного корабля «Бархэм» (1933-1941 гг.)

 

Размерения корабля, параметры артиллерии главного и вспомогательного калибров такие же, как в 1918г.

 

Водоизмещение (ноябрь 1933):

Полное 35970т. Стандартное 31350 т. Максимальное (включая 815т воды в водозащитных отсеках 36785 т.

 

Зенитная артиллерия дальнего действия:

1933-1938. 4 102-мм МК-V на. одиночных лафетах MK-III: 1938-1941. 8 102-мм MK-XVI на четырех спаренных лафетах МК-Х1Х(для стрельбы по надводным и воздушным целям).

 

Зенитная артиллерия ближнего действия:

1933. 16 2-фунтовых орудий MK-VIII на 2 лафетах MK.-V1; 8 127-мм MK-III на 2 лафетах MK-I.

1940. 1 20-мм трубная пусковая установка неуправляемых ракет:

1941. Демонтаж ракетной установки; 2 12,7-мм пулемета: 2 2-фунтовых орудия на лафетах МК-Г1.

 

Боезапас (1938):

381-мм 100 снарядов/орудие; 6 шрапнелей/орудие. 152-мм 130 снарядов/орудие. 3-фунт. (салютные) 64 снаряда/орудие (только в мирное время). 102-мм 250 снарядов/орудие; 250 осветительных/орудие. 2-фунт 720 снарядов/орудие. 12.7-мм пулемет 2500 выстрелов на каждый.

 

Приборы управления огнем (1938):

Главный калибр: 2 прибора управления огнем на треногах: 1 счетное устройство Драйера-Плотта MK.-VI.

Вспомогательный калибр: 2 постоянных прицела (визира); по одному адмиралтейскому прибору залпового огня MK-IV (S) и МК-IV(м).

Зенитная артиллерия: 2 прибора управления зенитным огнем МК.-1 (позже заменены на МК-11Г); 2 прибора управления установками «Пом-пом» (1 MK.-I* и 1 МК-I**).

 

Дальномеры:

2 914-см в башнях 2 и 3 («В» и «X»);

3 457-см в башнях 1 и 4 («А» и «У») под бронированным колпаком;

2 365-см на каждом посту управления зенитным огнем 2 274-см на адмиральском мостике;

1 274-см на носовом посту управления торпедной стрельбой (в 1938 г. демонтирован).

 

Броневая защита:

Как в 1918 г. за исключением средней палубы над погребами боеприпасов: 127-мм (102 мм нецементированная сталь + 25-мм лист высокоэластичной стали). Кроме того, 38-мм стальные листы за 152-мм орудиями и демонтаж брониро­ванного поста управления торпедной стрельбой.

 

Машины:

Не считая изменений во вспомогательных машинах, как в 1918г.

 

Весовые нагрузки линейного корабля «Уорспайт» (тонн)

 

 

До перестройки

После перестройки

Вооружение

4970

5264

Машины

3691

2300

Оборудование (в целом)

1 287

1420

Корпус и защитные плиты

16250

17 130

Броня

5431

5980

Топливо

3431

3735

Запас питьевой воды

497

267

Полное водоизмещение

35557

36096