Модернизации в период с 1934 по 1946 гг.

 

"Малайя"

 

Первоначальный план модернизации лин­кора "Малайя" предусматривал перестроить его так же, как и "Бархэм". Предполагалось устано­вить дополнительную броню над артиллерийски­ми погребами, на башне установить катапульту для самолета, усилить зенитное вооружение.

В результате удачных опытов на линкорах "Эмперор ов Индиа" и "Мальборо" в 1933 г. ре­шили построить дополнительную защитную па­лубу под машинным отделением, а катапульту на башне заменить поперечной в середине корабля и там же установить ангар для самолета.

Последнее решение сделало "Малайю" за­метно отличающейся от "Бархэма". Хотя суще­ственные различия этих кораблей были не так значительны, как их внешний вид. Модернизация линкора "Малайя" проходила с октября 1934 по декабрь 1936 г.

Броневая защита

Новая броня из нецементированной стали была положена на среднюю палубу над уже имев­шимися 254-мм плитами. Стальные плиты, уло­женные дополнительно после Ютландского боя, демонтировали. Над артиллерийскими погреба­ми уложили плиты толщиной 102-мм, а над ма­шинным отделением 63,5 мм. Погреба боезапаса 102-мм орудий на промежуточной палубе также защитили дополнительной броней.

В 1934 г. убедились, что усиление защиты машинного отделения не столь хорошо, как каза­лось вначале, так как оно увеличивало вес на 260 тонн. А ведь, кроме того, добавлялся вес нового зенитного вооружения и, особенно, брони над по­гребами. Все это ухудшало остойчивость кораб­ля. Ожидалось, что осадка линкора будет на 14 см больше, чем у "Бархэма" и скорость хода соот­ветственно меньше.

Броня над машинным отделением осталась, но ее вес был компенсирован: тяжелую брониро­ванную боевую рубку заменили меньшей по раз­мерам, сохранив ее нижнюю часть и бронирован­ный купол. Эта модернизация сэкономила 220 тонн веса и почти уравняла те 240 тонн, которые весило зенитное вооружение. Кормовой пост уп­равления торпедной стрельбой был демонтиро­ван, кормовая надстройка увеличена на высоту одной палубы.

Вооружение

102-мм одноствольные зенитные орудия были заменены четырьмя новыми 102-мм спарен­ными на станках MK-XIX. Два прибора управле­ния огнем MK-III обеспечивали управление при стрельбе по воздушным и надводным целям. Их поставили на фор-марсе и кормовой надстройке.

Зенитную артиллерию ближнего действия составляли две установки системы "Пом-пом" (одна на станке MK-V, другая — на станке МК-VI), расположенные на пристройках к самолетно­му ангару, на уровне дымовой трубы. Были по­ставлены четыре 12,7-мм пулемета на станках МК-П: два по сторонам боевой рубки (командирс­кого поста), два — на крыше третьей ("X") башни.

По сторонам компасной площадки устано­вили приборы управления огнем для автоматов "Пом-пом", а приборы для 152-мм орудий, стояв­шие на этой площадке, перенесли на пристройку к площадке поста управления огнем орудий глав­ного калибра, расположенную в нижней части фор-марса.

В 1934 г. предложили на "Малайе" и "Уорспайте установить надводные торпедные аппара­ты (8 533 мм). Но, поскольку это увеличивало вес корабля на 75 т и стоило 58000 фунтов стерлин­гов, предложение было отвергнуто.

Кормовые подводные торпедные аппараты на "Малайе" в 1931 г. были демонтированы, а в ходе модернизации сняты и носовые.

Приспособления для самолета

Поперечная катапульта типа "Д-П-Н" была установлена на палубе между дымовой трубой и грот-мачтой. По обе стороны от трубы поставили два ангара, каждый для одного самолета. У каж­дого ангара располагался кран с электромотором для подъема самолетов и катеров. Корабль мог взять и третий самолет, поместив его на катапуль­те. Емкости с самолетным горючим находились в носовой части корабля и в трюме.

Перестройка мостиков

Площадки и рубки мостиков перестраива­лись и расширялись.

Были сделаны следующие изменения: пост управления торпедной стрельбой заменен откры­тым постом противовоздушной обороны. Повы­шенная компасная площадка расширена и снаб­жена полукрышей: ее передняя часть оставалась открытой, чтобы обеспечить круговой обзор воз­душного пространства.

Бывшую компасную площадку, переимено­ванную в "верхний мостик", увеличили и защити­ли стальными листами. Адмиралтейский мостик переименовали в "нижний". Не считая небольших изменений, он остался прежним. Нижнюю про­жекторную площадку расширили к корме до пе­реднего края дымовой трубы, она образовала но­вую "сигнальную" палубу. Кроме флажного поста, на ней расположились 4 60-мм прожекто­ра, 4 254-мм сигнальных прожектора и четыре сигнальных поста.

Площадки боевой рубки и носовая защит­ная палуба остались в основном без изменений. Разве что сигнальный пост перенесли на новую сигнальную палубу. Прежнюю боевую рубку за­менили меньшей по размерам.

На корабле имелись три радиорубки. Ос­новная находилась на главной палубе ниже кор­мовой надстройки, вторая — на той же падубе, под мостиком, резервная — на средней палубе у носовой башни орудий главного калибра.

Расположение антенн было следующим. Главная: 6 антенн (3 от передатчика, 3 от прием­ника) между фор-марсом и реем грот-марса. Вспомогательная антенна (для связи с эскадрой) на переднем крае мостика. Устройство типа "50" — антенны между передней и главной звездооб­разной площадками. Устройство типа "43" — ан­тенны между кормовой надстройкой и реем глав­ной антенны. Устройство типа"75" (ближняя связь артиллерии): принимающая и передающая антенны (штыревые, гибкие) — между передним краем крыши фор-марса и главной "звездой". Средневолновое радиопеленгаторное устройство: антенна на грот-марсе, радиопеленгаторная рубка — на кормовой надстройке.

Тяжелые спасательные шлюпки и катера "Малайи" были заменены современными мотобо­тами и баркасами. Так как прежняя шлюпочная палуба была занята катапультой, их поставили на крышу ангаров.

Подъемную стрелу у грот-мачты демонти­ровали, так как для спуска на воду и подъема на борт судов стал использоваться самолетный кран. Малые гребные шлюпки разместили по сто­ронам от кормовой надстройки. Прежнюю про­жекторную площадку разобрали. Поставили че­тыре 914-мм прожектора: два на новой площадке за дымовой трубой, два на повышенной площад­ке новой сигнальной палубы.

Перед тем как покинуть верфь, в ноябре 1936 г. "Малайя" вышла в море на ходовые испы­тания. При этом на корабле еще не было 12,7-мм пулеметов, приборов управления зенитным огнем и 102-мм орудий. Для испытаний с длительной перегрузкой силовой установки 4 ноября в 8 ч. 30 мин. линкор вышел из залива Коусэнд. Он имел водоизмещение 31650 т.

Испытания проходили на мерной миле в Полперро. Погода была хорошей, хотя и пас­мурной, ветер северо-восточный 2 балла. Чтобы проверить лаги, сделали два пробега на скорос­ти 15 узлов, а затем в течение 2 часов корабль шел полным ходом. Прохождения на мерной миле дали следующие результаты: скорость хода 23,4 узла при мощности машин 75000 л.с. В тече­ние 40 минут скорость сбрасывалась, после чего были выполнены пробеги на скорости 20, 18, 12 и 9 узлов. Наконец в 18 часов корабль вернулся в залив Коусэнд.

Во время испытаний представилась возмож­ность понаблюдать за результатами модерниза­ции и были сделаны некоторые выводы. Под по­лукрышей повышенной компасной площадки возникал воздушный поток, создававший обрат­ную тягу, но тогда на мостике еще не было иллюминаторов и парусиновой обшивки для защиты его передней грани.

Для защиты машинного отделения от ос­колков, во время пребывания линкора на верфи, под отверстиями вентиляционной шахты при­крепили стальные пластины толщиной 38 мм. Оказалось, что это нарушило поток воздуха и отрицательно влияло на всю вентиляционную систему. Пластины были расположены слишком близко к отверстиям, так что позже это приспо­собление изменили. Во время длительных испы­таний на полном ходу вибрация была невелика. Больше всего она ощущалась в задней части главной палубы, где амплитуда колебаний дос­тигала 1,27 см. Старший артиллерийский офицер настоял, чтобы оба 12,7-мм пулемета были уста­новлены на второй ("В") орудийной башне, а не на второй ("В") и третьей ("X"), как предполага­лось вначале.

Ремонт в США (апрель-июль 1941 г.).

Пост противовоздушной обороны был за­менен радарной рубкой с устройством типа "258". Верхний мостик расширили к корме и по­ставили там приборы наведения на цель для зе­нитной артиллерии. В задней части нижней пло­щадки мостика установили две радарные рубки для приборов типа "282".

На площадке боевой рубки ближе к право­му борту построили рубки для радара типа "284" и для радионавигационного прибора типа "FM-2". На этой же площадке, но ближе к левому бор­ту была поставлена рубка для радарного передат­чика типа "281". Рубка для радиолокационной станции находилась на кормовой надстройке.

Радиопеленгаторная рубка на кормовой надстройке (ближе к правому борту) была переде­лана для радиолокационной станции типа "285".

Установили посты наблюдения за подвод­ными лодками по сторонам площадки боевой рубки, изменили такелаж, а на спаренных 102-мм орудиях с внешней стороны установили щиты.

Все эти изменения большей частью огра­ничились подготовительными работами, а ра­диолокационные станции и их антенны устано­вили лишь по возвращении корабля а Великобританию.

В Англии (июнь 1941 г.) демонтировали 12,7-мм пулеметы. Установили 11 20-мм одиноч­ных "Эрликонов". Сняли радиопеленгаторную антенну с грот-мачты. На передней оконечности компасной площадки поставили радиопеленга­тор типа "FM-2" с фиксированной антенной. На грот-мачте установили принимающую антенну радиолокационной станции типа "281", а переда­ющую — на фор-марс-стеньге.

Приборы управления зенитным огнем до­полнили радиолокационными станциями типа "285". На бронированном колпаке поста управле­ния огнем поставили радиолокационную антенну типа "284". Пост управления огнем автоматов "Пом-пом" получил радиолокационную станцию типа "282".

В сентябре 1941 г. поставили дополнитель­но 4 20-мм одиночных "Эрликона".

В Розайте в период с октября по декабрь 1942 г. демонтировали самолетную катапульту, а ангары использовали для других целей. На месте катапульты по сторонам полубака поставили по одному спаренному 102-мм орудию на станке MK-XIX. На кормовой надстройке поставили до­полнительно два восьмиствольных автомата системы "Пом-пом", из-за ограниченности места пришлось их ставить на консоли. Поставили 2 20-мм одиночных "Эрликона". На "звезде" грот-мачты устроили радиолокационную рубку с уста­новкой типа "273". Приборы управления огнем автоматов "Пом-пом" с верхнего мостика пере­несли выше.

В январе 1943 г. установили 2 20-мм "Эрли­кона" на вторую ("В") башню.

В сентябре 1943 г. сняли всю броневую за­щиту 152-мм орудий. Орудийные порты защити­ли 50,8-мм листами нецементированной стали. Эту перестройку предприняли потому, что остой­чивость корабля ухудшилась из-за неизбежных модернизаций военного времени. Освободившее­ся пространство использовали для размещения людей, т. к. команда линкора увеличилась. Де­монтировали приборы управления огнем вспомо­гательной артиллерии и поставили еще 20 20-мм одиночных "Эрликона".

В марте 1944 г. дополнительно поставили 8 20-мм "Эрликонов". Радиолокационную станцию типа "281" заменили типом "281-В", а типа "273" — типом "277-59".Установили передатчик противолокационных помех типа "650" (против поста управления ракетами).

В июле 1943 г. линейный корабль "Малайя" был выведен в резерв, чтобы освободить часть команды для выполнения более важных задач (многих перевели на линкор "Вэлиант"). "Ма­лайя" стояла в 3-х месячной готовности. Ее вер­нули в строй перед высадкой союзников в Нор­мандии, но затем линкор оставался в резерве до конца войны.

В 1945 г. с корабля сняли большую часть вооружения. Так же, как и линкор "Рэмиллес", "Малайя" стала учебным кораблем под названи­ем "Вернон-II".

Общее количество зенитных орудий в конце 1944 г. состояло из 12 102-мм (6x2), 32 2-фунто­вых (4x8) и 45 20-мм (45x1).

 

Тактико-технические данные линейного корабля «Малайя» (1937-1946 гг.)

 

Водоизмещение (т):

1937. Стандартное 31465. Полное 35380.

1945. Стандартное 32980. Полное (включая 815т воды в защитных отсеках 37710).

Размерения (м):

Длина и ширина — прежние. Осадка (1945): нанос 10,54; на корму 10,16.

Вооружение (1937):

Главный и вспомогательный калибры — прежние. 8 102-мм спаренных орудий для поражения воздушных и надводных целей MK-XVI на лафетах MK-XIX. 16 2-фунт. MK-VIII 16 2-фунт. орудий MK.-VIII на лафетах MK-V и MK-VI. 16 12,7-мм пулеметов MK-III на 4 лафетах MK-III. 4 3-фунт. салютных орудий.

Боезапас (1937):

381-мм 100 снарядов/орудие, 6 шрапнелей/орудие. 152-мм 130 снарядов/орудие.

102-мм 280 снарядов/орудие, 250 осветительных снарядов/корабль. 2-фунт. 720 снарядов/орудие. 12, 7-мм 2500 выстрелов/пулемет. 3-фунт. (салютные) 64 выстрела/орудие

Приборы управления стрельбой (1937):

Главный калибр: 2 прибора управлением стрельбой на треногах, 1 прибор «Драйер-Плота» MK-IV.

Вспомогательный калибр — 3 прибора для наводки с постоянным визиром. 2 «адмиралтейских прибора залпового огня MK-IV. Орудия для стрельбы по воздушным и надводным целям 2 прибора управления зенитным огнем MK-I1I.

Зенитные орудия ближнего действия: 2 прибора управления огнем орудий «Пом-пом» МК-1.

Дальномеры:

2 914-см в башнях 2 и 3 («В» и «X»).

3 457-см в башнях 1 и 4 («А» и «У»), а также под брониро­ванным колпаком поста управления огнем.

2 457-см на постах управления защитным огнем. 2 274-см на нижней площадке мостика.

Броневая защита:

Как в 1918 г. за следующими исключениями: Средняя палуба. 127-мм броня (102 мм нецементированной + 25 мм высокоэластичной) над погребами боеприпасов. 89-мм броня (63,6 мм нецементированной + 25,4 мм высокоэластичной ) под машинным отделением. Боевая рубка (командный пункт). Старая рубка демонтиро­вана. Она заменена меньшей по размерам со стенками толщиной 127 мм. Демонтирован кормовой пост управления торпедной стрельбой.

Машины:

Главные машины остались без изменений с момента постройки.

Запас топлива (1945):

3298 т мазута и 119 дизельного топлива.

 

"Уорспайт" (1934-1946 гг.).

 

В 1931 г. на "Уорспайте" был установлен прибор управления зенитным огнем "MK-I" и де­монтирован кормовой подводный торпедный ап­парат. Это единственное значительное изменение между сооружением буля в 1926 г. и модернизаци­ей 1934 года.

Модернизация в 1934-1937 гг.

"Уорспайт" стал первым тяжелым боевым кораблем, подвергнувшимся такой значительной модернизации. Работы проводились в Портсмуте с марта 1934 по март 1937 г. Хотя после модерни­зации линкор не приобрел каких-то совершенно новых качеств, он был во многом улучшен. Обо­шлось это круглым счетом в 2 362000 фунтов стерлингов.

Главной частью модернизации стала замена машин, которая позволила сэкономить вес и, бла­годаря этому, усилить броневую защиту палубы над котельными отделениями, заметно расши­рить водонепроницаемые отсеки.

Башни 381-мм орудий были сняты и отправ­лены в Элсунк на оружейный завод фирмы "Виккерс-Армстронг". Там их модифицировали, при­чем угол возвышения стволов был увеличен с 20° до 30°, а система заряжания приспособлена под новые усовершенствованные снаряды. В резуль­тате дальность стрельбы возросла с 21,4 до 26,5 км при использовании новых снарядов. Модерни­зированные башни получили наименование МК-I(N) и весили 815т (прежние 785 т). Улучшенные 381-мм снаряды имели колпачки, придававшие им более обтекаемую, аэродинамически совершенную форму, уменьшавшую сопротивление воздуха. Они весили 879 кг (старые снаряды 871 кг).

На верхнем мостике был сооружен пост управления огнем орудий главного калибра, а пре­жний бронированный пост перенесли на кормо­вую надстройку. Носовые и кормовые 152-мм орудия по обоим бортам демонтировали. Таким образом количество орудий вспомогательного калибра уменьшилось на 4. Это позволило рас­ширить полубак и лучше защитить оставшиеся 152-мм орудия от брызг при неспокойном море. Изменили и всю защиту батарей, сняв броню за исключением продольных переборок. Боковые и поперечные переборки заменили 50,8-мм листами из нецементированной стали. Это позволило сэ­кономить 445 т веса. Прежние приборы управле­ния огнем 152-мм орудий поставили по сторонам адмиральского мостика.

Зенитное вооружение стало таким же, как на "Малайе", только установок "Пом-пом" было на две больше. Спаренные 102-мм орудия распо­ложили на полубаке, а четыре установки "Пом-пом" сгруппировали вокруг дымовой трубы. Четыре 12,7-мм пулемета установили на второй ("В") и третьей ("X") башнях. Два прибора управ­ления зенитным огнем "МК-III" поставили на ад­миральском мостике, а четыре прибора управле­ния огнем орудий "Пом-пом" "MK-I" — на мостике и кормовой надстройке. Носовой тор­педный аппарат демонтировали, его отсек разде­лили переборками.

Средняя палуба, как на "Малайе", была усилена броней из нецементированной стали.

Кроме того, такую же броню толщиной 63,5 мм положили над котельными отделениями. Демон­тировали бронированную боевую рубку (команд­ный пост), а также, как уже упоминалось, пере­строили броневую защиту 152-мм орудий. Не считая этих изменений, расположение брони и за­щитных стальных листов остались прежним. 152-мм броня кормовой части главной палубы, пер­воначально предназначенная для защиты кормовых 152-мм орудий, осталась в качестве дополнительной защиты погребов боезапаса.

24 широкотрубных котла "Ярроу" были за­менены на 6 "адмиральских" водотрубных высо­кого давления с узкими трубками. Новая установ­ка была рассчитана на мощность 80 тыс. л.с. по сравнению с 75 тыс. л.с. прежней.

Каждый из новых котлов находился в от­дельном отсеке. При этом три кормовых котельных отсека были разделены продольной перебор­кой. Носовые котельные отсеки, поскольку те­перь они по первоначальному назначению не ис­пользовались, также разделили переборками. Прежние гидравлические насосы и часть других вспомогательных механизмов остались на борту. Старые турбины заменили новыми турбинами Парсонса с простыми редукторами мощностью 20 тыс. л.с. на вал, которые обеспечивали 300 обо­ротов вала в минуту. Поставили новые винты ди­аметром 3,66 м с шагом 3,23 м. Предполагаемая скорость при полном водоизмещении (36096 т) и чистом днище планировалась 23,3 узла.

Три машинных отделения были разделены продольной и поперечной переборками таким образом, что получились четыре машинных и четыре турбинных отделения. Это улучшило во­донепроницаемость и повысило прочность кор­пуса. Установка новых машин привела к эконо­мии веса.

Работы по установке самолетов были таки­ми же, что и на "Малайе". На палубу поставили катапульту типа "ДН-Н". Корабль мог нести че­тыре самолета: два на катапульте и по одному в каждом ангаре. Новая труба на "Уорспайте" была уже и стояла ближе к носу, чем прежняя. Это позволило расположить ангары позади нее и тесно прижать друг к другу, а не по сторонам ды­мовой трубы.

По окончании работ линкор был оснащен гидросамолетами "Блэкберн Щарк", перед нача­лом второй мировой войны их заменили гидроса­молеты "Суордфиш", а в 1940 г. — летающие лодки "Уолрус". Все надстройки на полубаке замени­ли новыми конструкциями, и самой примечатель­ной из них был башнеобразный мостик. Он был таким же, как на линкорах "Нельсон" и "Родней", и был удобным при расположении приборов уп­равления огнем, к тому же обеспечивал дополни­тельную защиту людей и вооружений.

На носовой сигнальной палубе соорудили боевой пост, защищенный 76,2-мм и 5,08-мм нецементированной броней. Соединительная шахта, ведущая к нижнему боевому посту на промежу­точной палубе, осталась на прежнем месте. Кор­мовая надстройка почти не изменилась, лишь была несколько укорочена для установки ката­пульты. Ангары и центральная надстройка стали опорой для установки самолетного подъемного крана, автоматов "Пом-пом" и шлюпок.

Главная рубка радиоприема находилась на главной палубе ниже кормовой надстройки, соот­ветствующая рубка радиопередачи на главной палубе ниже мостика. Вторая рубка радиопере­датчика располагалась на платформе ниже мос­тика, в ней же находился вспомогательный при­емник. Первая главная радиоантенна была протянута от фок-мачты к грот-мачте, вторая — от заднего края мостика к переднему антенному рею, а вспомогательные антенны тянулись от боковых крыльев мостика к сигнальному рею.

Антенные устройства типа "75" находились на прежней звездообразной площадке, а устрой­ства типа "7R" — на площадке управления огнем автоматов "Пом-пом" (кормовая надстройка). Устройства типов "75" и "7R" служили для при­ема и передачи радиосигналов на близких рассто­яниях. Среднечастотный радиопеленгатор уста­новили в рубке кормовой надстройки, а его антенна находилась на грот-марсе.

Корабль был оснащен высокочастотным пеленгатором типа "FH-3" с рубкой на сигналь­ной площадке и фиксированной антенной на фор-брам-стеньге.

Несмотря на существенные изменения архи­тектуры линкора, его остойчивость не ухудшалась. Расчетная метацентрическая высота несколько снизилась: при стандартном водоизмещении стала 1,6 м, а при полном на 2,02 м.

"Уорспайт" провел ходовые испытания в марте 1937 г. Машины работали удовлетвори­тельно, и 15 марта во время их длительного испы­тания была достигнута средняя скорость хода 23,84 узла при мощности турбин 80250 л.с.

Но при первом же испытании рулей возник­ли трудности с новым электрогидравлическим ру­левым устройством. Рули имели тенденцию к от­клонению и не хватало мощности, чтобы их вывести из крайнего положения. Рули заклинива­ло, и корабль начинал циркуляцию. Поэтому пришлось проводить испытания, не переклады­вая резко рули. А поскольку сами рули остались прежними, напрашивалось единственное объяс­нение этой ситуации: старое паровое рулевое уст­ройство было более мощным, чем новое. Чтобы улучшить баланс руля, его укоротили на 45,7 см. Но и это не решило проблему полностью, при­шлось провести работы по усовершенствованию гидравлического устройства, повысив давление в нем на 20%.

22, 23 и 24 марта на траверзе Спитхеда про­водились опытные стрельбы. Они были успешны­ми, но при этом установили ряд фактов.

Орудия всех башен испытали стрельбой при возвышении стволов 30°, серьезных повреждений надстроек при этом не было. Боевой угол первой и второй башен ("А" и "В") был 140°, а третьей и четвертой ("X" и "У") 40°. Когда вторая ("В") башня вела огонь при возвышении стволов 30° и угле поворота более 115°, экипажу приходилось покинуть пост на мостике, где стояли приборы управления огнем вспомогательной и зенитной артиллерии, а также 2,74-м дальномер.

Чтобы избежать повреждения самолета на ка­тапульте, поворот второй ("В") башни ограничи­вался 130°, а третьей ("X") — 80°. Когда самолеты находились в ангарах поворот третьей башни был не более 70°. При повороте второй башни на 135° (угол возвышения 25°), когда огонь вело только правое орудие, давлением газов были раз­биты переднее стекло и зеркальная оптика 91,4-см прожектора на мостике. Остальные выстрелы вызвали лишь незначительные повреждения: раз­битие лампочки, небольшое расхождение швов вентиляционных шахт.

Во время испытаний оказалось, что дым из труб проникал вниз по шахтам в котельные от­деления.

До окончания Критской операции в 1941 г. "Уорспайт" не модернизировался.

Во время пре­бывания линкора на верфи в США (июнь-декабрь 1941 г.) на нем произошли следу­ющие изменения:

Вооружение. Демонтаж 4 12,7-мм пулемётов и установка 11 20-мм одиночных автоматов систе­мы "Эрликон".

Радары. Ус­тановка радара типа "281" с руб­ками. Антенны находились на фок- и грот-мач­тах. Установка радара типа "284" с постом управления в рубке высокочас­тотного пеленга­тора на сигналь­ной палубе. Антенна — на посту управления огнем орудий главного калибра. Установка радара типа "271"с антенной на звездообраз­ной площадке фок-мачты.

Установка двух радаров типа "285" с их рубками в задней части адмиральс­кого мостика(по обеим сторонам), антенны — на по­сту управления зенитным огнем.

Установка четырех радаров типа "282" на прибо­рах управления огнем автоматов "Пом-пом".

Установка среднечастотного пеленгаторного устройства типа "FM-2" с его рубкой на пло­щадке № 2 мостика. Пеленгаторную рамку уста­новили на переднем срезе компасной площадки. Мостики

Адмиральский мостик расширили, закрыли спереди и снабдили иллюминаторами. По сторо­нам дымовой трубы устроили наблюдательные посты. По сторонам 102-мм спаренных орудий на полубаке поставили стальные защитные листы. В 1942 г., когда "Уорспайт" входил в состав

Дальневосточного флота, его дополнительно воору­жили 4 20-мм одиночны­ми "Эрликонами". Радар типа "271" был заменен радаром типа "273".

В марте 1943 г. лин­кор вернулся в Великобри­танию и в мае-июне был довооружен для действия в Средиземном море. На нем дополнительно установили 16 20-мм одиночных "Эрликонов". Самолеты убра­ли, катапульту и прочее оборудование демонтиро­вали. Самолетный ангар по правому борту превра­тили в кинозал.

В сентябре 1943 г. у Салерно "Уорспайт" был серьезно поврежден пла­нирующей авиабомбой. Ремонт производился на Мальте, в. Гибралтаре и Росайте.

В Росайте его подготовили для исполь­зования в качестве артил­лерийского корабля в рамках операции "Оверлорд". При этом произве­ли следующие изменения:

Установили 4 20-мм одиночных и 4 20-мм спа­ренных "Эрликонов";

Радар типа "284" за­менили радаром типа "274". На кормовой над­стройке установили два прибора управления заг­радительным огнем с радаром типа "283";

Установили генератор помех типа "650-FK";

Демонтировали 152-мм орудия, заделали порты, освободившееся пространство использо­вали для расширения кают-компании и душевых;

Демонтировали 2 91,4-см прожектора на сигнальной палубе (их заменили 2 20-мм спарен­ными "Эрликонами");

В начале 1945 г. "Уорспайт" был выведен в резерв категории "С".

 

Тактико-технические данные линейного корабля «Уорспайт» (1939-1946 гг.)

 

Водоизмещение (т):

1933. Стандартное 31466, полное 36372 (включая 815 т воды в защитных отсеках)

1937. Стандартное 31 315, полное 36490 (включая 815 т воды в защитных отсеках).

 

Размерения (м):

Длина и ширина как прежде. Осадка (1937): При полном водоизмещении носом 10,3. При полном водоизмещении кормой 9,86.

 

Вооружение (1937-1946):

8 381-мм МК-I в 4 башнях по 2;

8 152-мм МК-XI на лафетных P-IX (в 1944 г. демонтированы): 8 102-мм MK-XV1 спаренных на лафетах MK-XIX для стрельбы по надворным и воздушным целям; 32 2-фут. MK-VIII на 4 лафетах MK-VI; 16 12.7-мм пулеметов MK-III. счетверенных на лафетах МК-II (в 1941 демонтированы), 11 20-м м «Эрликонов» одноствольных (с 1941); 4 20-мм «Эрликона» одноствольных (добавлены в 1942); 16 20-мм «Эрликонов» одноствольных (добавлены в 1943); 4 20-мм «Эрликона» двухствольных (установлены в 1944); Всего (1945) 35 20-мм «Эрликонов» (27x1, 4x2). 4 3-фунт. салютных орудий МК-1 (в 1939 демонтированы).

 

Боезапас:

381-мм 100 выстрелов/орудие. + 6 шрапнелей/орудие: 152-мм 150 выстрелов/орудие;

102-мм 250 выстрелов/орудие, + 250 осветительных снарядов/орудие; 2-фунт. 750 выстрелов/орудие; 12,7-мм 2500 выстрелов/пулемет;

 

Приборы управления огнем:

Главный калибр: башен управления огнем, прибор управления огнем на треноге; адмиралтейский прибор управления залповым огнем MK-VII. Вспомогательный калибр: 2 прибора наводки с постоянным визиром, 2 адмиралтейских прибора управления залповым огнем MK-V1.

Орудия для стрельбы но надводным и воздушным целям: 2 прибора управления зенитным огнем MK-11I. Зенитная артиллерия ближнего (действия: 4 прибора управления огнем «Пом-пом» МК-1.

 

Дальномеры:

2 9,14-м во второй («В») и третьей («X») башнях; 6 4,57-м в бронированной башенке поста управления огнем орудий главного калибра, на кормовом посту управления огнем, у приборов управления зенитным огнем, в первой («А») и четвертой («У») башнях. 2 2,74-м на адмиральском мостике.

 

Прожектора:

2 1,12-м у дымовой трубы; 2 91,4-см (в 1944 сняты); 4 45.7-см; 4 25,4-см на сигнальном мостике.

 

Броневая защита:

Как в 1918г. Кроме: Средняя палуба: 127-мм (102 мм нецементированной + 25 мм высокоэластичной стали над погребами боезапаса; 89 мм (63,5 мм нецементированной + 25 мм высокоэластичной стали над машинными отделениями). Главная палуба: 79,4 мм (47,6 мм + 31,8 мм). Батарея 152-мм орудий: 50,8 мм нецементированной стали. Боевая рубка: 76,2 мм по бокам и спереди, 50,8 мм сзади (нецементированная сталь).

Соединительная шахта (шахта свят): 102 мм + 76,2 мм нецементированной стали. Кормовой пост управления: 102 мм. Нижнее строение этого поста: 52 мм + 50.8 мм.

 

Машины:

Турбины Парсонса, 4 вала, 80 000 л. с.. 23.5 уз при 300 об/мин. Повышенная экономическая скорость хода 22,5 уз при мощности двигателя 72 000 л.с. 6 адмиралтейских водотрубных котлов.

 

Топливо и дальность плавания:

Мазута 3501 т, дизельного топлива 208 т

 

Скорость хода:

12 уз. Дальность плавания: 7579 миль

 

"Куин Элизабет " и "Вэлиант " (1930-1946 гг.)

 

После установки буля и до 1937 г., когда ко­рабли встали на верфь для модернизации, оба линкора претерпели некоторые изменения.

 

"Куин Элизабет"

 

1930. Установка на фор-марсе прибора управления зенитным огнем MK-I. Демонтаж двух кормовых подводных торпедных аппаратов, раз­деление их помещений переборками. Замена среднечастотного радиопеленгатора с его антен­ной новой установкой, месторасположение оста­лось прежним.

1934. Демонтаж катапульты для самолета на второй ("В") башне.

1936. Установка двух автоматов "Пом-пом" на станках MK-VI на площадке боевой рубки. Установка двух приборов управления огнем авто­матов "Пом-пом" на новой площадке ниже фор-марса. Установка двух 12,7-мм пулеметов на кор­мовой надстройке.

 

"Вэлиант "

 

1932-33. Установка второго автомата "Пом-пом" на станках MK-V на площадке боевой рубки по левому борту, а также второго прибора управления огнем.

1933. Демонтаж катапульты для самолета на второй ("В") башне.

1936. Установка двух 12,7-мм пулеметов.

 

Модернизация 1937-1941 гг.

 

Модернизация линейных кораблей "Куин Элизабет" и "Вэлиант" во многом была аналогич­на проведенной на линкоре "Уорспайт", но имела и различия в механизмах и замена прежних орудий вспомогательного калибра 114-мм спаренными, предназначенными для поражения надводных и воздушных целей (как на линейном корабле "Ринаун"). Так как "Куин Элизабет" был короче "Ринауна", то непросто было найти подходящее место для погребов боезапаса этих орудий.

"Вэлиант" прибыл на верфь в Девонпорт 1 января 1937 г., а "Куин Элизабет" в Портсмут 11 августа того же года.

Вооружение

Как и на "Уорспайте" башни 381-мм орудий были сняты и усовершенствованы для примене­ния новых (381-мм) снарядов при возвышении стволов до 30°. Все 152-мм орудия демонтирова­ны, порты заделаны. Это повысило водонепрони­цаемость кораблей и увеличило запас плавучести. Вместо демонтированных орудий были установ­лены 10 114-мм спаренных, предназначенных для поражения надводных и воздушных целей. Их расположили по прямоугольнику, как на линей­ном крейсере "Ринаун". По три орудия стояли по бортам в носовой части полубака и по два — по бортам в кормовой части верхней палубы. При этом полубак был несколько укорочен, чтобы стоявшие там орудия не мешали работе катапуль­ты. Демонтаж 152-мм артиллерии вызвал опреде­ленные сомнения и споры. Старые орудия были непригодны для ведения зенитного огня, но зато более эффективны при стрельбе по надводным целям, а вес их залпа был выше.

В итоге решили, что этим преимуществом можно пожертвовать, поскольку усилие проти­вовоздушной обороны — первостепенная задача. Для хранения боезапаса 114-мм орудий были при­способлены погреба боезапаса 152-мм, а погреба боезапаса кормовых 114-мм орудий устроили в задней части машинного отделения, на высоте промежуточной палубы.

Артиллерия ближнего радиуса действия была такой же, как на "Уорспайте". Она состояла из 4 установок системы "Пом-пом" на станках MK-VI у дымовой трубы и 4 12,7-мм пулеметов на станках MK-III: двух — на второй ("В") и двух — на третьей ("X") башнях орудий главного ка­либра. Приборы управления зенитным огнем рас­полагались так же, как на линейном крейсере "Ринаун". Носовой подводный торпедный аппа­рат демонтировали, его отсек разделили перебор­кой. Авиационное вооружение было таким же, как на "Ринауне".

Защита палуб планировалась такой же, как на линкоре "Уорспайт": 102-мм нецементирован­ная броня над погребами и 63,5-мм такая же бро­ня над машинными отделениями. Но для устране­ния ниже перечисленных слабых мест пришлось принять дополнительные меры:

— При настильном огне снаряд мог пора­зить среднюю палубу между броневым поясом и дополнительной защитой;

— Бомба могла проникнуть до средней па­лубы и взорваться в отсеках, не пробивая гори­зонтальной брони;

— Снаряд мог, пробив лишь 102-мм броню башни, поразить нижнюю часть барбета.

В связи с этим были выдвинуты предложения:

— Создать планируемую бронезащиту не на средней, а на главной палубе;

— Расширить бронированную палубу к бортам на 1,52 м. При этом уменьшить толщину брони средней палубы над погребами с 102 до 63,5 мм и положить 127-мм броню по всей шири­не верхней палубы над погребами;

— Положить, как предусмотрено, 63,5-мм броню на средней палубе над машинным отделе­нием. Кроме того, положить 38-мм броню на средней палубе и 102-мм броню на верхней палу­бе над погребами.

Ни одно из этих предложений не было при­нято прежде всего потому, что при этом увеличи­вался вес надводной части корабля и снижалась его остойчивость. "Куин Элизабет" и "Вэлиант" получили такую же броневую защиту, как "Уорс­пайт" плюс 38-50,8-мм броню в носовой части главной палубы между переборкой цитадели и барбетом первой ("А") башни главного калибра.

По предложению главного инженера Адми­ралтейства на линкорах установили 8 котлов, а не 6, как на "Уорспайте". При этом использова­лись все четыре котельных отделения, которые разделили новой переборкой, уменьшив их ши­рину с 17,7 м до 9,75 м. Продольной переборки не было, так что в каждом отделении находились два котла, а не один, как на "Уорспайте". В бо­ковых помещениях находились запасы питьевой воды, турбо- и дизель генераторы, компрессоры. Как и на "Уорспайте" стояли турбины Парсонса. Но их расположение было другим. Прежнее ма­шинное отделение разделили двумя поперечны­ми переборками на три группы помещений, каж­дую из которых разделили продольной переборкой. Турбины располагались в помеще­ниях передней и средней группы, а в задней на­ходились: погреб боезапаса 114-мм орудий, вспомогательные машины, нефтяная цистерна и коридоры гребных валов.

Расположение мостиков было таким же, как на линейном крейсере "Ринаун", отличаясь от него лишь в деталях. Чтобы устранить задымле­ние мостиков, шахт котельных отделений и кор­мовой надстройки, дымовая труба (в отличие от "Уорспайта") была сдвинута ближе к корме и уве­личена по высоте.

Дополнительно к ней были пристроены так называемые "воздушные дюзы", которые способ­ствовали тому, что дым поднимался (выдувался) вертикально и лишь за кормой опускался вниз. Действовали дюзы с помощью воздушных венти­ляторов. Поскольку трубу отодвинули к корме, сместили и расположенные по сторонам от нее самолетные ангары. Это позволило несколько увеличить катапульту и кормовую надстройку. На линкоре "Куин Элизабет" и фок- и грот-мачта были треногими, на "Вэлианте" фок-мачта было треногой, а грот-мачта — столбообразной.

Модернизация "Вэлианта" была завершена 25 ноября 1939 г., и в декабре он вышел в море на испытания. 11 декабря были проведены первые испытания с длительной максимальной нагруз­кой силовой установки, которые принесли следу­ющие результаты:

Водоизмещение 36000 т;

Осадка на нос 9,75 м;

Осадка на корму 9,98 м;

Обороты валов в минуту (в среднем) 296;

Мощность машин (в среднем) — 80620 л.с.;

Расход нефти 28,2 т/час;

Волнение 2-3 балла.

Скорость хода не устанавливалась, по­скольку в военных условиях приходилось идти зигзагообразным курсом. К тому же днище корабля не было чистым, он вышел из дока три ме­сяца назад. На последующих испытаниях мощ­ность турбин достигла 80314 л.с. 11 декабря воз­душные дюзы дымовой трубы были испытаны их конструктором Первисом, который представил следующий отчет:

"При выходе из гавани ветер дул с кормы и я договорился с командиром корабля, который всемерно содействовал испытаниям, что в 13.00 линкор ляжет на наветренный курс. Около 13.00 получили радиограмму с приказом возвращаться в Портленд. Командир решил испытаний воздуш­ных дюз не проводить. Но я попытался их все-таки опробовать при направлении ветра 30° с носа и его относительной скорости 12-18 м/сек. При неработающих дюзах часть дыма из трубы срывалась через ее заднюю кромку, опускалась на несколько футов вниз, а затем возвращалась в главный поток. При работающих дюзах подобно­го не наблюдалось. Дым поднимался из трубы вертикально и не выходил из главного потока. Он опускался к поверхности воды на большом расстоянии от корабля. На основании этих крат­ких наблюдений можно утверждать, что на "Вэлианте" даже при неработающих дюзах дым из трубы создает меньше неудобств, чем на "Уорспайте", т. к. на "Вэлианте" дымовая труба выше и более удалена от мостиков".

Испытание рулей показали, что все-таки они недостаточно хорошо сбалансированы (по­добные проблемы возникли и на "Куин Элиза­бет"). Во всех других отношениях техническое со­стояние линейного корабля "Вэлиант" было оценено как удовлетворительное. На пробных стрельбах давление газов не вызывало серьезных повреждений, мостики не подвергались колебани­ям, неблагоприятных газовых потоков не наблю­далось, заметной вибрации даже в кормовой час­ти корабля не было. По окончании испытаний "Вэлиант" направился для обучения команды в Вест-Индию, а в феврале 1940 г. вошел в состав Флота Метрополии ("Home Fleet").

С началом войны в сентябре 1939 г. завер­шению модернизации линкоров придавалось пер­востепенное значение. Тем не менее, для модерни­зации "Куин Элизабет" потребовалось больше времени, чем для однотипных кораблей. В кон­це 1940 г. было решено перевести линкор из Порт­смута, где город и верфь подвергались жестоким бомбардировкам. 12 декабря 1940 г. "Куин Эли­забет" покинул Портсмут и через три дня прибыл в Росайт, где его модернизация закончилась 31 января 1941 г.

25 февраля проводились ходовые испыта­ния с длительной предельной нагрузкой турбин. Погода стояла хорошая, сила ветра 4 балла. Пос­ле краткого испытания рулей началось испытание механизмов, которое вскоре было прекраще­но из-за сильной вибрации турбин "х" и "у". На следующий день турбины были вскрыты и найде­на причина: в кожухе турбины были забыты мот­ки проволоки. Повреждения оказались несерьез­ными, и позже они достигли на испытаниях мощности 80301 л.с.

Как и на "Вэлианте" дым из труб не причи­нял особых неприятностей. Вибрации корпуса не наблюдались. Командир и офицеры были полнос­тью довольны состоянием корабля.

 

Модернизация военного времени на линкоре "Вэлиант"

 

Декабрь 1939 г. Установлен радар типа "279" с рубкой передатчика на задней стороне нижнего мостика (между опорами треногой фок-мачты) и рубкой приемника на кормовой над­стройке.

На верфи в Дурбане (15 апреля 1942 г. - 7 июня 1942 г.). Установлены 10 20-мм одностволь­ных "Эрликонов" (возможно, некоторые из них были установлены раньше).

Установлены радары типов "284", "273", "285","282".

Демонтирован радар типа "279" и заменен на "281".

На верфи в Девонпорте (4 марта 1943 г.-28 апреля 1943 г.). Установлены 15 20-мм одно­ствольных и 6 20-мм спаренных автоматов систе­мы "Эрликон".

Демонтированы 4 12,7-мм пулемета.

Демонтирована катапульта, все авиацион­ное оборудование.

Два прибора управления огнем автоматов "Пом-пом" перенесены с кормовой надстройки на крыши ангаров.

Заменен радар типа "284" на тип "274".

Середина 1943 г. - середина 1944 г. Установ­лены дополнительно 10 20-мм одноствольных "Эрликонов" (на корабле стало 35 одиночных и 6 спаренных установок).

Четыре радара типа "284" заменены рада­рами "274".

Установлены четыре прибора управлением заградительным огнем с радаром типа "283".

В августе 1944 г. "Вэлиант" находился в Тринкомали в плавучем доке "АРД-28". 8 августа в доке неожиданно рухнул переход, что привело к сильным повреждениям корабля. Ремонт был не­избежен и "Вэлиант" вернулся в Великобрита­нию. Ликвидация повреждений продолжалась с 7 февраля 1945 г. по 18 апреля 1946 г. в Девонпорте. В это время была поставлена треногая грот-мач­та, растяжки фор-марс-стеньги, а на катапульт­ной палубе поставили новый ангар, на крыше ко­торого поместили спасательные лодки. Демонтировали 1,12-м прожектор и его площадку с оборудованием. Вскоре после ухода с верфи "Вэлиант" был превращен в учебное судно воен­но-морской технической школы в Девонпорте под названием "Империес".

Количество зенитных автоматов к концу войны остается неясным. Список, составленный в октябре 1945 г., включал: 68 стволов "Пом-пом" (6x8, 5x4); 10 40-мм одноствольных системы "Бофорс"; 6 40-мм одноствольных "Боффин" и 16 20-мм (7x2 и 2x1).

Столь значительное усиление зенитной ар­тиллерии ближнего действия объясняется необхо­димостью обороны от камикадзе. Не известно, произошло ли это усиление до 10 августа 1944 г. или в Тринкомали, в доке переход которого рух­нул, или же позже в доке Девонпорта. В апреле 1946 г., уходя с верфи, "Вэлиант" имел: 12 40-мм одиночных орудий; 7 20-мм спаренных; 2 20-мм одиночных. Места расположения 40-мм и 20-мм орудий неизвестны. Две восьмиствольные уста­новки "Пом-пом" находились по сторонам дымо­вой трубы, а четырехствольные — на второй ("В") и третьей ("X") башнях.

 

Модернизация военного времени на линкоре "Куин Элизабет"

 

Январь 1941 г. По окончании постройки по­ставлены радары типов "279", "284" и "285".

Ремонт на военно-морской верфи в Норфол­ке, США, 6 октября 1942 г. -1 июня 1943 г.

Установка 14 20-мм одноствольных и 4 20-мм спаренных "Эрликонов".

Демонтаж 4 12,7-мм пулеметов. Установка радаров типов "273", "282" и "283".

Август-сентябрь 1943 г.

Установка дополнительно 16 20-мм спаренных "Эрликонов". Де­монтаж катапульты и авиационного оборудова­ния. Изменение размещения спасательных лодок. Установка радиопеленгатора. Перенос двух при­боров управления огнем установок "Пом-пом" с кормовой надстройки на крыши ангаров.

О модернизации линейного корабля "Куин Элизабет" в 1944-1945 гг. известно очень мало; она предпринималась 6 октября-17 но­ября 1944 г. на верфи в Дурбане, но особых изменений корабль не претерпел. 2 1,12-м прожектора на кормовой надстройке были демонтированы, и, возможно, было усилено зенитное вооружение.

За время, прошедшее с тех пор, как "Куин Элизабет" и "Вэлиант" в 1943 г. поки­нули воды метрополии и до середины 1944 г. действовали в составе Дальневосточного флота, их водоизмещение возросло весьма значительно: более, чем на 1000 т. Увеличе­ние осадки вследствие этого вызвало тревогу, поскольку шло во вред остойчивости, улучшив­шейся после установки булей.

Поэтому было предложено не проводить больше никаких модернизаций, увеличивающих вес кораблей, если они не компенсировались дру­гим оборудованием, снижающим его. Были наме­чены меры по облегчению кораблей.

 

Тактико-технические данные линейных кораблей «Куин Элизабет» и «Вэлиант» (1936-1946 гг.)

 

Водоизмещение (т):

Стандартное

Полное

«Куин Элизабет» (1936)

31795

36821

«Вэлиант» (1939)

31585

36513

«Куин Элизабет» (1943)

32700

37385

«Куин Элизабет» (1944)

34000

38450

Осадка (м):

При стандарт.  водоизмещении

При полном водоизмещении

«Куин Элизабет» (1936)

На нос 8,99 На корму 8,99

На нос 10,13 На корму!0,21

«Вэлиант» (1939)

 

Нанос 10,31

«Куин Элизабет» (1943)

 

На корму 10,21

«Куин Элизабет» (1944)

 

Средняя 10,52

 

Вооружение:

8 381-мм МК-1 в 4 башнях; 20 114 МК-Ш для стрельбы по надводным и воздушным целям, спаренных; 24 2-фунтовых MK-VI11 на 4 лафетах MK.-VI; 16 12,7-мм пулеметов счетверенных.

Зенитная артиллерия ближнего боя (1944): «Куин Элизабет»: 32 2-фунтовых (4x8); 54 20-мм (20x2 и 14x1). «Вэлиант»: 32 2-фунтовых (4x8); 47 20-мм (6x2 и 35x1). Боезапас (выстрелов/орудие): 381-мм 106;114-мм 250 (зенитных), 150 (по надводным целям); 2-фунтовых 1800, 12,7-мм 2500.

Приборы управления огнем:

Главный калибр: башенная рубка поста управления огнем: 1 прибор управления огнем на треноге под бронированным колпаком, позади него 1 адмиралтейский счетно-решающий прибор MK.-VII.

Вспомогательный калибр: 4 прибора управления огнем по надводным и воздушным целям MK-IV; 4 расчетно-решаюших прибора MK-IV; 4 адмиралтейских прибора управления залповым огнем. Орудия «Пом-пом»: 4 прибора управления огнем МК-Ш.

Дальномеры:

2 9,14 м в башнях «В» и «X» (второй и третий); 8 4,57 м в башнях «А» и «У» (первой и четвертой), на главном посту управления огнем, кормовом посту управления огнем и при 4 приборах управления огнем по надводным и воздушным целям: 2 2.74 м на нижнем мостике.

Прожектора:

5 1,12м (два демонтированы в 1944/45 ); 4 50,8 и 4 25,4 см сигнальных.

Броневая защита (кроме указанного как в 1919 г.):

Боевая рубка: 76,2 мм и 50,8 мм, нецементированная сталь. Шахта связи боевой рубки: 102 мм и 76 мм.

Кормовой пост управления огнем: колпак 102 мм, нижняя часть 152 мм. Зашита 114-мм орудий — 50,8 мм.

Палуба (горизонтально): 127 мм (102 мм нецементированной и 25 мм высоко эластичной стали) над погребами боезапаса орудий главного и вспомогательного калибра. 63,5 мм (381мм нецементированной и 25,4 высокоэластичной стали) над машинными отделениями. Главная палуба спереди — 47,6 мм.

Машины:

Турбины Парсонса, 4 вала, 80000 л.с. 24 уз при 300 об. вала/мин. На испытаниях на продолжительность плавания = 23,5 уз при 72000 л.с. 8 адмиралтейских водотрубных котлов, максимальное рабочее давление 28,1 атм.

Топливо:

На «Куин Элизабет» 3366 т мазута и 204 т дизельного топлива; На «Вэлианте» 3393 т мазута и 202 т дизельного топлива.

 

Весовые нагрузки линейного корабля «Куин Элизабет» до и после перестройки (т)

 

 

Водоизмещение до перестройки

Водоизмещение после перестройки

 

полное

стандарт.

полное

стандарт.

Вооружение

5107,6

5107,6

5704

5704

Машинная установка

3765

3765

2280

2280

Оборудование в целом

1256,7

944,1

1343

1057

Броня

5400

5400

6017

6017

Корпус и стальные плиты

16578

16578

17124

17124

Топливо

3417

 

3581

Запасы питьевой воды

492

 

316

Всего

36006,3

31794,7

36365

32182