Начало войны

 

Начало второй мировой войны застало линкоры типа "Куин Элизабет" в Средиземном море в составе 1-й эскадры линейных кораблей.

В первые месяцы войны средиземноморский театр не привлекал особого внимания британско­го Адмиралтейства, поэтому уже в октябре 1939 г. линкор "Малайя" вместе с авианосцем "Глориес" был проведен через Суэцкий канал в Индийский океан для охраны конвоев. В декабре "Уорспайт" прибыл в Гринок, и на него перенес флаг Коман­дующий флотом метрополии адмирал Фоб-с (пос­ле того, как 4 декабря подорвался на мине линкор "Нельсон"). Для усиления флота метрополии пе­ревели и "Бархэм".

12 декабря 1939 г. адмирал Фоб-с с линко­рами "Уорспайт" и "Бархэм", линейным крейсе­ром "Худ" в охранении 6 эсминцев вышел в море навстречу конвою из Канады. Этот кон­вой уже сопровождали линкор "Ризолюшен", линейный крейсер "Рипалс" и авианосец "Фьюриес", но были получены сведения, что в цент­ральной части Атлантики действует большая группа немецких подводных лодок, и это встре­вожило адмирала. Однако, конвой благополуч­но прибыл в Клайд, избежав столкновений с противником.

28 декабря 1939 г. "Бархэм" с линейным крейсером "Рипалс" и 5 эсминцами прикрывал Северный патруль у берегов Шотландии. К севе­ру от Гебридских островов (58°34' с. ш., 6°30'з.д.) его атаковала немецкая подводная лодка "U-30" (командир капитан-лейтенант Ламп). Лин­кор шел 19-узловым ходом, когда торпеда попа­ла в левый борт на уровне носовых погребов боезапаса орудий главного калибра. Эти погре­ба, а также прилегающие отсеки (в том числе були) быстро заполнились водой. Корабль полу­чил крен на левый борт 7°, но он был выровнен перекачкой нефти на другой борт. Скорость хода упала до 10 узлов. Через полтора часа ее удалось довести до 16 узлов.

29 декабря "Бархэм" прибыл в Ливерпуль и простоял там в ремонте три месяца. Обследова­ние показало, что в буле образовалась пробоина длиной 9,75 м и шириной 5,2 м. Противоминная переборка была вогнута внутрь на 1,83 м. Меха­низмы элеваторов не пострадали, но носовые башни все равно не могли бы действовать из-за затопления погребов.

Максимальная глубина подводной защиты линкора равнялась 3,66 м, на такой глубине и произошел взрыв торпеды. Характер поврежде­ний показал, что взрывные (предохранительные) клапаны системы подводной защиты не уменьша­ли силы взрыва в такой степени, в какой это про­демонстрировали опыты в мирное время.

Весной 1940 г. Германия начала операцию по захвату Дании и Норвегии, в которой приняли участие основные силы ее военного флота. Анг­ло-французское командование начало высадку войск в районе порта На­рвик, для чего требова­лась активная поддержка военно-морских сил. Од­нако линкоры участвова­ли в этих событиях не слишком решительно.

Правда, как только англичане получили изве­стия о высадке немцев в Норвегии (9 апреля 1940 г.), адмирал Фоб-с с лин­корами "Вэлиант" и "Родней", легким крейсе­ром "Шеффилд" и эсмин­цами вышел в Северное море. К вечеру того же дня к нему подошли лин­кор "Уорспайт", авиано­сец "Фьюриес" и другие корабли. В полном соста­ве эскадра включала 3 линкора, авианосец, 3 крейсера и 18 эсминцев.

Линейному кораблю "Уорспайт" с 9 эсмин­цами удалось проникнуть в Уфут-фьорд, на бере­гу которого располагается Нарвик и где уже на­ходился дивизион немецких эсминцев. В происшедшем бою обе стороны потеряли по 2 эс­минца, но еще 5 немецких кораблей были серьез­но повреждены и выведены из строя.

Через 6 недель силами англо-французского десанта Нарвик был взят, но удержать его не уда­лось. Уже 5-8 июня, в связи с тяжелым положени­ем во Франции, войска союзников эвакуирова­лись из района Нарвика.

Таким образом, несмотря на явное превос­ходство на море, союзники не смогли противо­стоять захвату Германией важного плацдарма на севере Европы. Но немецкому флоту норвежская операция обошлась очень дорого: были потоп­лены 3 крейсера, 10 эсминцев, 4 подводные лод­ки, и, что особенно важно, тяжелые повреждения получили "Шарнхорст" и "Гнейзенау". В итоге, к июлю 1940 года из надводных кораблей Герма­нии в боевом состоянии находились всего: 1 тя­желый, 2 легких крейсера и 4 эсминца. Гитлер был откровенно разочарован действиями своих подводных сил.