Средиземное море. 1940 г.

 

В начале лета 1940 г. взоры британского Адмиралтейства обратились к другому театру во­енных действий: средиземноморскому.

Вступление в войну Италии в июне 1940 г., потеря Франции и нейтрализация ее флота созда­ли обстановку, в которой само существование британских военно-морских сил на Средиземном море ставилось под угрозу.

В состав итальянского флота входили че­тыре модернизированных линкора; "Конте ди Кавур", "Джулио Чезаре", "Кайо Дуилио" и "Андреа Дориа", а также два новейших линкора: "Литторио" и "Витторио Венето". Великобрита­ния противопоставила им линкоры "Уорспайт" и "Роял Соверен", базировавшиеся в Александ­рии, а также линейный крейсер "Худ", линкоры "Вэлиант" и "Резолюшн", входившие в недавно созданное соединение "Н" (Гибралтар).

По количеству кораблей эти силы не уступали итальянским, но были менее современными, и только "Худ" мог соперничать с противником по скорости хода. К тому же, британские эскадры располагались на большом расстоянии друг от друга, а итальянцы могли легко сконцентриро­вать свои силы как в восточном, так и западном Средиземноморье. Это давало им дополнитель­ное преимущество. Кроме того, Италия распола­гала кораблями разных классов, превосходила союзников в подводных лодках и авиации. Но их самолеты действовали только с наземных аэро­дромов, а в состав соединения "Н" был включен авианосец "Арк Ройял" — существенный фактор в войне на море.

Теоретически итальянцы, господствующие в центральной части Средиземного моря, могли бы быстро захватить Мальту, лежавшую на пути в Северную Африку. Но на самом деле этого не произошло. Они лишь предпринимали попытки нарушить снабжение Мальты по морю и подвер­гали остров воздушным налетам. Итальянские линкоры действовали оборонительно и не стре­мились вступить в бой, лишь изредка охраняя свои конвои.

Италия не признавала аксиомы, что "луч­шая оборона — это нападение". Итальянская авиация, правда, действовала более агрессивно, чем флот, налеты на британские военные корабли и конвои совершались постоянно. Но и при этом предпочтение отдавалась бомбометанию с боль­шой высоты, мало эффективному в отношении кораблей. Только появление немецких пикирую­щих бомбардировщиков резко увеличило потери союзников, был поврежден британский авиано­сец "Илластриес".

То, как собирается воевать итальянский флот, стало ясно через несколько недель после вступления Италии в войну.

9 июля 1940 г. и британские и итальянские линейные корабли находились в море. Первые охраняли конвой, идущий на Мальту, вторые — конвой в Северную Африку. Британское соеди­нение включало линкоры "Уорспайт", "Малайя" и "Роял Соверен", а итальянское —"Джулио Чезаре" и "Конте ди Кавур". Во второй половине дня они встретились у берегов Калабрии близ мыса Сило.

Огонь был открыт с расстояния 24 км, на этой дистанции только орудия "Уорспайта" мог­ли поразить противника. И произошло невероят­ное: "Уорспайт" первым же залпом накрыл ита­льянский флагман "Джулио Чезаре", попав в середину корабля. На итальянском линкоре на­чался пожар, конвой сейчас же повернул и лег на обратный курс в свою базу.

После этого столкновения англичане под­верглись сильному воздушному налету и ушли на юг. Командующий средиземноморским флотом адмирал Каннингхем был разочарован той легко­стью, с которой итальянцы вышли из боя, и по-

требовал усиления отряда тяжелых кораблей лин­кором, орудия которого имели бы такую же даль­ность действия, как у "Уорспайта", и авианосец, который мог бы обеспечить противовоздушную оборону . До сих пор на этом театре военных дей­ствий у британцев был лишь старый авианосец "Игл" с небольшим количеством самолетов. Каннингхэм получил подкрепление — линкор "Вэлиант" и авианосец "Илластриес".

А итальянские линкоры после боя у Калаб­рии стали еще реже выходить в море и, если наме­чалось столкновение с тяжелыми кораблями про­тивника, предпочитали вернуться в базу, тем более, что при авианалете англичан на порт Та­ранто (в нем и участвовал авианосец "Илластриес") 11 ноября 1940 г. были сильно повреждены "Литторио" и "Кайо Дуилио", а "Конте ди Ка­вур" потоплен.

По этим причинам английские линкоры еще только один раз вступили в бой с надводными си­лами Италии: это произошло в марте 1941 г. у мыса Матапан, и противником британского фло­та стали не линкоры, а тяжелые крейсера.

Итальянское соединение состояло из лин­кора "Витторио Венето", восьми крейсеров и 17 эсминцев. Его целью был перехват британских военных транспортов, направлявшихся в Гре­цию. Итальянцев ввела в заблуждение ложная информация, что два из трех, находившихся в Александрии британских линкоров, выведены из строя немецкой авиацией. На самом деле в охра­нении конвоя, за которым охотились итальянцы, были три английских линкора: "Уорспайт", "Бархэм" и "Вэлиант", а также авианосец "Формидейбл".

Утром 28 марта произошло столкновение легких сил обеих сторон, причем ни итальянцы, ни англичане не подозревали о близости тяжелых кораблей противника. Пока бой вели крейсера, главные силы обеих сторон приближались к мес­ту действия.

Первым на поле боя появился "Витторио Венето'', но вскоре после того, как он открыл огонь по британским крейсерам, итальянский линкор подвергся нападению торпедоносцев с "Формидейбла". Хотя он не получил ни одного попадания, "Витторио Венето" стал отходить. Британские линкоры адмирала Каннингхэма все еще находились на значительном расстоя­нии от противника, а итальянцы на полной ско­рости уходили назад. Чтобы принудить "Витто­рио Венето" к бою, было необходимо частично лишить его хода, и единственным средством до­стичь этой цели были удары торпедоносцев с "Формидейбла" и наземных аэродромов в Гре­ции и на Крите.

Второй налет привел к одному попаданию, скорость итальянского линкора упала до 16 уз­лов, и корабли Каннингхэма получили шанс при­близиться к противнику. Однако вскоре "Витто­рио Венето" увеличил ход до 19 узлов и исчез в наступившей ночи.

Третий налет самолетов с авианосца запоз­дал, зато англичанам удалось остановить торпе­дой тяжелый крейсер "Пола". На поддержку под­битому кораблю итальянский адмирал Якино послал два крейсера" "Зара" и "Фиуме", а также четыре эсминца. 28 марта в 22 ч. 03 мин. "Вэлиант" с помощью радара обнаружил "Пола" на расстоянии 14,6 км. Надеясь, что обнаружен "Витторио Венето", Каннингхэм взял курс на цель. Вскоре удалось засечь "Зару" и "Фиуме", и британские линкоры построились в кильватер, чтобы вести бортовой огонь. С расстояния 2,7 км "Зара", "Фиуме" и эсминец "Альфиери" были ос­вещены прожекторами. Британские линкоры от­крыли огонь.

"Уорспайт" и "Вэлиант" очень скоро пре­вратили "Фиуме" в груду плавающих обломков, пожираемых пламенем, а через 15 минут ко­рабль затонул. "Зара" был также поврежден со­вместным огнем, как и эсминец "Альфиери", по которому стрелял "Бархэм". Затем линкоры ус­тупили свое место эсминцам, которые потопили "Зару", "Полу" и еще один итальянский эсми­нец "Кардуччи".

Сражение у Матапана трудно назвать слав­ной победой англичан, слишком уж неравными были силы. Но оно хорошо продемонстрировало техническое преимущество (наличие радара и умение вести ночной бой). С этих пор тяжелые корабли итальянцев лишь присутствовали на средиземноморском театре военных действий, так и не использовав свое первоначально выгод­ное положение.

Однако колесо фортуны вскоре совершило еще один поворот, и уже англичане потеряли за­воеванное ими преимущество, но не в результате действий тяжелых надводных кораблей, а вслед­ствие активности легких сил и, особенно, авиации и подводных лодок.