Трагический 1941-й

 

Неприятности для англичан начались в мае-июне 1941 г. в ходе битвы за Крит, которая завершилась катастрофой для британских воен­но-морских сил в Восточном Средиземноморье. Немцы обладали абсолютным превосходством в воздухе, и, где бы не появлялись английские ко­рабли, они тут же обнаруживались и подверга­лись атаками авиации.

Было потоплено или повреждено значи­тельное количество боевых кораблей Великобри­тании, ее флот был серьезно ослаблен. Поврежде­ния получили и три британских линкора. Но только "Уорспайт" получил такие тяжелые повреждения, что возник вопрос о его отзыве из Средиземного моря.

Во второй половине дня 22 мая 1941 г. "Уорспайт" находился северо-западнее Крита в Киферском проливе, когда его обнаружили не­мецкие самолеты. Линкор получил прямое попа­дание 250-кг бронебойной бомбы в палубу бака справа от дымовой трубы. Она взорвалась на вер­хней палубе в батарее 152-мм орудий. Палуба бака была повреждена на площади 27,5x9,2 м, а верхняя — на площади 40x9,2 м. В верхней палубе образовалась пробоина 2,5x1,9 м. За взрывом последовал пожар. Два 152-мм орудия были серьезно повреждены, а спаренная 102-мм пушка взрывом выброшена за борт.

Пожар удалось быстро ликвидировать, но дым и газы заполнили котельный отсек № 3, так что людям пришлось его покинуть. Убило 38 че­ловек, ранило 31. "Уорспайт" все же оставили в строю, но было решено не устанавливать новые 152-мм орудия, поскольку взрыв ослабил несущие конструкции.

24 мая линкор вернулся в Александрию, где был выполнен первоочередной ремонт, после чего "Уорспайт" должен был направиться в США для окончательного восстановления. Но в ночь с 23 на 24 июня он опять получил повреждения во время налета на Александрию немецкой авиации. 500-кг бомба упала рядом с кораблем и взорва­лась под водой по правому борту на уровне пер­вой ("А") башни.

Верхние и нижние листы буля повредило на протяжении 18,3 м, буль заполнило водой на 27,5 м. Однако эти повреждения не препятство­вали выходу в море, и 25 июня 1941 г. "Уорс­пайт" направился в США. 11 августа он стал в док на верфи в Бремертоне. Его ремонт закон­чился 28 декабря.

В тот же день и во время того же налета, когда пострадал "Уорспайт", был поврежден и линейный корабль "Вэлиант".Он получил попа­дания двумя 50-кг бомбами, которые взорвались на верхней палубе у третьей ("X") башни. Срав­нительно небольшие бомбы причинили кораблю лишь мелкие повреждения. Третья бомба такого же калибра взорвалась в море вблизи буля и по­вредила его, заполнив водой. Все эти поврежде­ния были устранены в Александрии.

Во время операции по овладению островом Скарпанто, захваченным немцами, 27 мая 1941 г. пострадал от воздушного налета линкор "Бархэм". При налете пикирующих бомбардировщи­ков "Юнкерс-87", в него попала 250-кг бомба, взорвавшаяся на крыше четвертой ("У") башни. В крыше образовалось отверстие диаметром 45,7 см, а броневая плита толщиной 10,79 см оказа­лась слегка изогнута и приподнята, был серьезно поврежден 12,7-мм пулемет, стоявший на башне. От осколков бомбы воспламенялись пороховые заряды, и пожар повредил электрический кабель. Через 20 минут он был потушен.

Вторая 250-кг бомба взорвалась в воде ря­дом с кораблем. Нижняя часть буля была при этом слегка повреждена и изогнута. Образова­лась пробоина 6x4,9 м, хлынувшая в нее вода выз­вала крен 1,5°, который выровняли перекачкой нефти на другой борт. Ремонт занял 2 месяца, и его провели в Александрии. Однако в дальней­шем судьба "Бархэма" сложилась трагически.

24 ноября 1941 г. адмирал Каннингхэм вы­шел из Александрии с главными силами: линко­рами "Куин Элизабет", "Бархэм" и "Вэлиант" в сопровождении восьми эсминцев. Он взял курс на Бенгази, чтобы поддержать отряд крейсеров, за­нятые поисками двух нефтяных конвоев, которые доставляли немецким войскам горючее из Румы­нии. На следующий день в 16 ч. 25 мин. "Бархэм" был торпедирован немецкой подводной лодкой "U-331", которой командовал капитан-лейтенант Тизенгаузен. Лодке удалось незамеченной про­скользнуть сквозь охранение эсминцев. Она вы­пустила четыре торпеды, три из которых попали в левый борт "Бархэма" между дымовой трубой и четвертой ("У") башней.

Линкор быстро накренился, а когда крен достиг 40°, лег на борт. Через 4 минуты после взрыва торпед сдетонировали кормовые погреба боеприпасов орудий главного калибра, причем образовались огромные пробоины в борту и вер­хней палубе. Корабль окутало облако дыма, а когда он рассеялся, на поверхности воды плавали только обломки. Погиб командир "Бархэма" ка­питан первого ранга Кук, 861 человек из его ко­манды. Удалось спасти флагмана дивизии линко­ров вице-адмирала Придхэм-Уиппела и 395 матросов и офицеров.

Точную причину взрыва погребов установить не удалось, слишком быстро затонул лин­кор. Комиссия, расследовавшая обстоятельства гибели "Бархэма", высказала предположение, что возник пожар в погребах боеприпасов 102-мм орудий, который перекинулся на другие по­греба. После попадания торпед вышли из строя средства внутрикорабельной связи и освещение, к тому же быстро возник сильный крен — все это помешало предпринять хоть какие-то меры по спасению корабля.

Потеря "Бархэма" была столь тяжела, что долгое время сведения о гибели линкора сохраня­лись в тайне.

Отказавшись от проведения крупномасш­табных операций на море, итальянцы, тем не ме­нее, хорошо планировали и осуществляли опера­ции с использованием легких сил. В них они демонстрировали и умение, и мужество. Самая известная из подобных операций была проведена в ночь на 18 декабря 1941 г. Три двухместные под­водные лодки ( как их еще называли "человеко-торпеды") итальянцев прорвались сквозь заграж­дения порта Александрия, прикрепив заряды с часовым механизмом к корпусам линкоров "Куин Элизабет", "Вэлиант" и танкера "Сагона".

В 6 ч. 00 мин. следующего утра взорвался первый заряд, тяжело повредивший танкер и сто­явший с ним эсминец "Джервис". Заряд под "Вэлиантом" сдетонировал в 6 ч. 20 мин., а еще через четыре минуты произошел взрыв под "Куин Эли­забет". Глубина в этом месте была 15,24 м, заря­ды, как установили позже, весили 227-454 кг. За­ряд под "Вэлиантом" взорвался в районе буля по борту на уровне первой ("А") башни. В нижней части буля образовалась пробоина 18,3x9,2 м. Внутренние повреждения простирались от днища до средней линии корпуса. Сразу же вода затопи­ла буль, погреба боезапаса носовых башен и при­легающие отсеки.

Главные и вспомогательные машины оста­лись неповрежденными, шахта первой башни оказалась закупоренной, в электрической сети произошло несколько замыканий. Корабль полу­чил сильный дифферент на нос. Но при необходи­мости он мог дать малый ход. Предварительный ремонт линкора произвели в Александрии, затем его перевели в Дурбан, где "Вэлиант" ремонтиро­вался с 14 апреля по 7 июля 1942 г.

На "Куин Элизабет" взрыв произошел под вторым котельным отделением, пробив двойное дно. Образовалась пробоина в днище 30,5x18,3 м, захватившая и буль. Сразу же вода затопила три котельных отделения, погреба боезапаса 114-мм орудий и стала медленно подниматься до уровня главной палубы. Взрыв сильно повредил котлы, вспомогательные машины, электросеть, а позже много разрушении вызвала и хлынувшая вода. Вооружение не пострадало, но вышла из строя гидравлическая система. Корабль сел на грунт. Пришлось его поднимать и проводить первичный ремонт в плавучем доке в Александрии. Позже его отправили в США для окончательного ре­монта, проводившегося на верфи в Норфолке (Виржиния) с 6 сентября 1942 по 1 июня 1943 г. Таким образом, "Куин Элизабет" вывели из строя почти на полтора года (17,5 месяцев).

В 1941 г. три линкора типа "Куин Элизабет", действовавшие на Средиземном море, были выве­дены из строя противником и один ("Бархэм") по­топлен, что явилось серьезной потерей для британ­ского флота. Следует сказать, что эти корабли принимали участие не только в чисто морских опе­рациях (охрана своих и перехват вражеских конво­ев), но нередко и в действиях против берега.