Приложение № 1. Повреждения линейных кораблей 5-й эскадры в Ютландском бою

Из книги К.П. Пузыревского. Повреждения ко­раблей от артиллерии и борьба за живучесть. Ленин­град. Судпромгиз. 1940 г.

 

"Уорспайт"

 

Принадлежал к пятой эскадре ли­нейных кораблей и шел в колонне третьим.

В начале авангардного боя, т. е. в 16 часов 20 минут, "Уорспайт" открыл с дистанции 78 каб. ар­тиллерийский огонь из главного калибра по конце­вым германским линейным крейсерам "Мольтке" и "Фон дер Танн".

Германские корабли ответили из 280-мм ору­дий и нанесли "Уорспайту" значительные повреж­дения, добившись к концу авангардного боя 6 по­паданий бронебойными снарядами; остальные 7 попаданий он получил во время боя с главными си­лами противника, с линейных кораблей типа "Кениг" (305-мм орудия, дис­танция 60-85 каб.)

Временами "Уорс­пайт" находился под со­средоточенным огнем не­скольких германских ко­раблей, окруженный всплесками от неприятель­ских снарядов, которые, по наблюдению артилле­риста с "Уорспайта", при взрыве давали столбы зо­лотистого пламени.

Первый германский 280-мм бронебойный сна­ряд попал (в период с 16 часов 20 минут до 16 ча­сов 30 минут) в неброни­рованную часть левого борта между главной и средней палубами (вероят­но, в кормовой части) и разорвался в командирс­ком помещении, превратив его в груду обломков.

Второй тяжелый сна­ряд прошел сквозь 152-мм броню, нанеся пробоину на 0,9 м выше средней па­лубы и разорвался внутри корабля.

Третий снаряд прошел сквозь 25,4-мм верхнюю палубу и разорвался внут­ри корабля (вероятно, в корме).

Четвертый снаряд прошел сквозь заднюю ды­мовую трубу, ударился в броневые колосники, но не пробил их, рикошетировал и разорвался с правого борта. Колосники, несмотря на высокое давление газов при разрыве снаряда, почти не пострадали.

Следующий снаряд ударился о верхнюю палу­бу и, разорвавшись, произвел небольшой пожар кордита, приготовленного для противоминной ар­тиллерии носовой батареи.

Этим снарядом были повреждены вентилятор­ные колодцы в носовом котельном отделении, которые заполнились ды­мом и газами от горения кордита; поэтому кочега­ры принуждены временно покинуть кочегарное от­деление, а затем некото­рое время работать в респираторах.

Шестой снаряд уда­рился в заднюю надстрой­ку, разорвался внутри ко­рабля и вызвал пожар.

Следующий снаряд ударился в заднюю часть кормовой броневой палу­бы, идущей от кормовой броневой рубки к цент­ральному посту, почти разрушил ее, согнув под углом в 60°, а затем ра­зорвался.

В 18 часов 20 минут, при повороте пятой эскад­ры на N, "Уорспайт" слиш­ком приблизился к линей­ному кораблю своей ко­лонны "Малайя" и для того, чтобы избежать с ним столкновения, резко переложил руль на 20° вправо, но, ввиду неисп­равности рулевой машины (явившейся следствием пе­регревшегося подшипни­ка), при быстром перекла­дывании руля изогнулся и заклинился привод теле­мотора.

Корабль рыскнул вправо, и никакие усилия рулем и машинами не дали должного результата, что­бы сдержать его, при про­ходе вплотную под кормой "Вэлианта"; "Уорспайт" продолжал описывать цир­куляцию по направлению неприятельских линейных кораблей, приближаясь на дистанцию до 60 каб.

Исправление повреж­денного руля было закон­чено через 8 минут. На не­которое время управление кораблем перенесли в ма­шинное отделение.

Восьмой 305-мм бро­небойный снаряд с гер­манского линейного ко­рабля ударился в подвод­ную часть, пробил бронирование главного пояса и затронул водонепроницае­мые переборки машинного отделения.

От полученной пробо­ины оказались затоплен­ными несколько отделений правого борта, причем не­которые переборки, не­посредственно прилегаю­щие к району затопленных отделений, стали дефор­мироваться, и их пришлось подкрепить. Вода попала в машинное отделение через питательную трубу. От принятой внутрь корабля воды увеличилось углубле­ние на 0,4 м. Поступление воды внутрь через пробои­ну остановили посредством заполнения отделений 400 коек, которые плотно заби­ли в помещениях.

В результате получен­ных подводных повреждений скорость хода кораб­ля упала с 24 до 16 узлов.

Один из снарядов в залпе, упавший около бор­та "Уорспайта", рикошетируя, попал в крышу пер­вой башни и сделал в ней вмятину.

Десятый снаряд ударился в главный броневой пояс и обломил верхний угол одной из плит, про­шел внутрь корабля и там разорвался.

Одиннадцатый тяжелый снаряд прошел сквозь 152-мм броню между главной и верхней палубами и разорвался внутри корабля.

Двенадцатый снаряд попал в небронированную часть правого борта между главной и средней па­лубами и разорвался внутри корабля.

Тринадцатый бронебойный 305-мм снаряд уда­рился в верхнюю палубу, разорвался и вызвал не­большой пожар кордита.

При разрыве снарядов в помещениях с водо­непроницаемыми дверями, задраенными не на все задрайки, происходило срывание дверей с петель. Переборки, подкрепленные подпорами, вполне сдерживали воду, что было проверено в 9 часов 35 минут 1 июня при атаке германской подводной лодкой, когда командиру корабля пришлось вре­менно увеличить ход корабля с 16 до 22 узлов, и ни одна переборка не деформировалась.

Во время своего возвращения в Розайт "Уорспайт" держался без крена, несмотря на присут­ствие внутри корабля большого количества воды по правому борту. Ввиду отсутствия сведений, можно лишь предположить, что там были приняты меры по выравнивания крена перекачиванием не­фти с поврежденного борта.

Потери в бою составили 14 человек убитыми и 16 человек ранеными; всего 30 человек.

1 июня в 15 часов "Уорспайт" без посторонней помощи прибыл в Розайт и встал на ремонт, кото­рый продолжался до 20 июля 1916 г.

Итоги."Уорспайт" вел артиллерийский бой с линейными крейсерами и линейными кораблями противника в течение 2 часов, получив за это вре­мя с дистанции от 60 до 86 каб. 13 попаданий гер­манскими 280-и 305-мм бронебойными снаряда­ми, которые причинили ему следующие поврежде­ния: по корпусу — подводную пробоину (305-мм снаряд), с повреждением водонепроницаемых пе­регородок; несколько отделений правого борта были затоплены водой, но, видимо, при помощи выравнивания крена корабль шел обратно с уве­личенным углублением, но на ровном киле. Пере­борки деформировались от давления воды и тре­бовали подкрепления.

Проводником воды в машинное отделение ока­залась поврежденная магистраль питательной воды.

От повреждений в кормовой части было залито водой рулевое отделение. В результате углубление "Уорспайт" увеличилось на 0,4 м. Скорость хода упала на 8 узлов.

Попадания в надводную часть корпуса характе­ризовались обламыванием кусков, от броневых плит главного пояса, пробиванием 152-мм бронево­го прикрытия борта и 76-мм броневой палубы.

Попадание в крышу первой башни произвело вмятину в броне. Броневые колосники выполнили свое назначение, они предотвратили проникнове­ние осколков 305-мм снаряда в жизненные части корабля и в кочегарное отделение. Работа котлов во время боя протекала нормально, и понижение скорости хода надо отнести за счет повреждения в подводной части. Слабым местом оказались водо­непроницаемые двери и их задрайки.

Очагом пожара являлся боезапас, воспламеняющийся в батареях при разрывах снарядов. В тече­ние боя на "Уорспайте" имелись два случая пожа­ров (без взрывов кордита).

Потери экипажа составили 3%. В ремонте ко­рабль находился 49 суток.

Борьба за живучесть сводилась к плотному за­биванию койками затопленного помещения, на что потребовалось их 400 штук; к подкреплению под­порами переборок; к восстановлению работы руля в течение 8 минут и к тушению двух пожаров.

 

"Бархэм"

 

Был флагманским кораблем пятой эскадры линейных кораблей и шел в колонне го­ловным. С началом авангардного боя между анг­личанами и немцами "Бархэм" открыл артилле­рийский огонь по концевому линейному крейсеру "Фон дер Танн". Стрельба "Бархэма" была доста­точно хороша, но качество английских полуброне­бойных снарядов было недостаточно высоким из-за плохого взрывателя: снаряды, ударяясь о бро­ню под острым углом, раскалывались и не прони­кали внутрь корабля.

Через 10 минут "Бархэм" перенес огонь на сле­дующий неприятельский корабль "Мольтке" с боль­шой дистанции. С германской стороны в "Бархэм" из 280-мм орудий стрелял "Фон дер Танн". Когда "Бархэм" шел к противнику левым бортом, с 16 ча­сов 20 минут до 16 часов 40 минут, с дистанции 75-80 каб. неприятельский снаряд ударился с левого борта в бортовую броню, которую вдавил на 19 см.

Производя поворот и положив руль, "Бархэм" получил серьезные попадания по правому борту около второй башни. Тонкая бортовая 152-мм броня была пробита 280-мм снарядом, и внутри вывело из строя радио­оборудование корабля и 63 че­ловека команды (26 убитых и 37 раненых). Пламя от разрыва снаряда достигло батарейной палубы, зажгло находившийся там кордит, причем при пожаре часть личного состава пострада­ла от ожогов. Кусок того же снаряда, влетевший в нижнюю боевую рубку, вывел из строя радиостанцию и убил штурмана, этот же снаряд по правому бор­ту пробил гласис.

Третий снаряд прошел сквозь верхнюю надстройку правого борта и разорвался в помещении под полубаком.

Четвертый снаряд прошел сквозь палубу полубака и ра­зорвался внутри корабля.

Пятый пробил по правому борту вертикальную 152-мм броню между верхней и главной палубами, разорвался внутри корабля и вызвал пожар.

Шестой прошел сквозь вер­хнюю палубу с правого борта и разорвался между верхней и главной палубами.

"Бархэм" находился в сфере действительного артиллерийского огня в течение 1 часа 15 минут, причем в этот промежуток времени получил 6 попа­даний, из них в правый борт 5 попаданий за 55 ми­нут и за 20 минут 1 попадание в левый борт.

Из состава экипажа пострадали 63 человека. Корабль без посторонней помощи возвратился в Розайт 1 июня, встал на ремонт, который закончи­ли 4 июля 1916 г.

Итоги. За 1 час 15 минут пребывания в сфере действительного артиллерийского огня "Бархэм" получил 6 попаданий 280-мм бронебойными снаря­дами, которые произвели следующие повреждения. В корпусе имелась надводная пробоина по правому борту в 152-мм броне.

По левому борту 330-мм плита под действием 280-мм снаряда (в районе его удара) была смеще­на со своего места и вдавлена внутрь на 19 см.

Два снаряда пробили верхнюю палубу на полу­баке и взорвались внутри помещений.

Один 280-мм снаряд пробил 152-мм плиту пра­вого борта в районе второй башни.

В бою пострадали 63 человека, что состави­ло 5 %.

Корабль находился в ремонте в течение 33 суток.

 

"Малайя"

 

Концевой (четвертый) корабль ко­лонны пятой эскадры линейных кораблей, вступил в бой с концевым германским линейным кораблем "Фон дер Танн" (8 280-мм орудий).

В 16 часов 53 ми­нуты с дистанции 114 каб. были замечены идущие германские главные силы (линей­ные корабли "Кениг", "Гроссер Курфюрст", "Кронпринц" и "Маркг­раф"; всего 40 305-мм орудий), которые по мере приближения на дистанцию артилле­рийского огня присое­динялись к своим аван­гардным силам.

В 17 часов 05 ми­нут неприятель при­стрелялся к "Малайе" и в течение 20 минут держал ее под жесто­ким огнем. С дистан­ции 92,5 каб. в 17 ча­сов 20 минут два бро­небойных снаряда по­пали почти рядом в правый борт "Малайи" в район расположения нефтяных цистерн ниже ватерлинии — непосредственно под шельфом.

Один из 305-мм снарядов, ударившись, разорвался и нанес внешнему и внутреннему бортам большие пробоины, через которые оказа­лись наполненными водой прилегающие отделения. В резуль­тате корабль получил значительный крен на правый борт, который был уничтожен по­средством перекачки нефти в цистерны левого борта, благодаря чему водоизмещение корабля не изменилось. На этом случае англичане убеди­лись, что жидкое топливо (нефть), с точки зрения выравнивания крена, имеет крупное преимуще­ство перед каменным углем.

В 17 часов 30 минут следующие два 305-мм снаряда пробили палубу полубака, разорвались внутри 152-мм батареи правого борта, вывели из строя орудие № 3, воспламенили кордит и произ­вели сильный пожар. Пламя огромного размера вырывалось через полупортики, достигая высоты мачт, но, к счастью, кордит только горел, но не взрывался, как это было на линейных крейсерах "Индефатигебл", "Куин Мэри" и "Инвинсибл".

После тушения пожара палуба на 15 см оказа­лась покрытой водой. Электрическое освещение в разбитых помещениях и в прилегающих к ним рай­онах потухло, и проводка была уничтожена. С большим трудом удалось восстановить свет через запасную магистраль. Кроме того, в поврежденных районах у переборок оказалось много выпучин.

Вследствие полученных кораблем значитель­ных повреждений и продолжавшихся падений до 6 снарядов (в каждом залпе) у борта "Малайи", было отдано распоряжение открыть огонь на ближай­шую дистанцию из 152-мм орудий, чтобы поднять завесу из высоких всплесков и тем самым закрыться от града неприятельских снарядов, но, несмотря на это, корабль продолжал получать попадания.

Один тяжелый снаряд попал в нижнюю кромку 330-мм бортовой брони, вдавил ее внутрь и оста­вил следы на ее поверхности. Следующий снаряд, попавший в передний край третьей башни, сорвал болты с крыши, которая вздрагивала при каждом последующем залпе; кроме того, это попадание от­разилось и на действии одного 381-мм орудия, за­медляя его стрельбу.

Седьмой снаряд попал в лазарет, уничтожил все его оборудование, медикаменты, убил нахо­дившихся там раненых и больных, вследствие чего в дальнейшем пришлось вновь прибывающих на пе­ревязку размещать непосредственно на палубе.

Благодаря отсутствию в момент разрыва сна­ряда в лазарете медицинского персонала, никто не пострадал. Большим препятствием для медицинс­кого состава в деле оказания первой помощи пост­радавшим стало уничтожение всех болеутоляющих наркотических средств, необходимых для раненых, страдающих мучительными болями.

Ранение черепа наблюдалось в 14 случаях, плечевых костей — 13, больших и малых костей — 15, повреждения бедра — 12, локтевых и лучевых костей — 8 из общего количества 75 случаев, сре­ди которых имеются и другие ранения.

Потери экипажа составили 96 человек.

Корабль находился в сфере артиллерийского огня в течение 1 часа 55 минут, получив за это вре­мя 7 попаданий и без посторонней помощи возвратился в Розайт 1 июня, был поставлен на ремонт длившийся до 24 июня 1916 г.

Итоги. За 1 час 55 минут боя линейный ко­рабль "Малайя" получил 7 попаданий 305-мм бро­небойными снарядами, которые причинили ему следующие разрушения.

В корпусе от двух попаданий имелось несколь­ко пробоин в подводной части в районе нефтяных цистерн правого борта с затоплением водой борто­вых отделений и с появлением значительного крена.

330-мм броня пояса осталась не пробитой 305-мм снарядами, но получила некоторое смещение внутрь корпуса.

Попадание в расположение носовой 152-мм батареи привело к повреждению одного орудия, к возникновению пожара от горения кордита и выве­ло из строя 65 человек личного состава.

Повреждение крыши башни заключалось в срыве ее болтов и в затруднении действия орудия.

Попадание в незащищенное броней помещение лазарета привело к гибели находившихся в нем ра­неных и к уничтожению оборудования и медика­ментов.

Меры борьбы за живучесть заключались: в вы­равнивании крена перекачиванием нефти в цистер­ны борта, противоположного поврежденному; в ту­шении пожара 152-мм носовой батареи правого борта; в восстановлении перебитых электрических осветительных магистралей.

Пострадало 8% от личного состава. Ремонт продолжался в течение 24 суток.