Проектирование и постройка

 

В 1913 г. в Великобритании приняли программу строительства пяти новых ли­нейных кораблей, очень близких по типу с линкорами типа "Куин Элизабет", кото­рые уже начали вступать в строй. Воору­жение кораблей этих двух типов было оди­наковым, но энергетическая установка новых линкоров рассчитывалась на ско­рость хода всего 21,5 узла (как у линкоров типа "Айрон Дьюк"), в то время как у "Куин Элизабет" она достигала 25 узлов.

Такое решение отражало бытовавшее в британском Адмиралтействе мнение, что главная задача линейных кораблей — действие в составе крупных эскадр, и при этом высокая скорость хода не обязательна. Но­вые корабли имели меньшее водоизмещение, и на них предполагалось установить котлы для комбинированного топлива: угля и не­фти. Все это обеспечивало, прежде всего, экономическую выгоду — стоимость пост­ройки каждого корабля оценивалась в 2 млн. 150 тыс. фунтов стерлингов, в то время как линкоры типа "Куин Элизабет" стоили от 2 млн. 408 тыс. до 3 млн. 14 тыс. фунтов стерлингов каждый.

Проект получил наименование "Т-1" При первом его рассмотрении водоизмещение увеличили с 25 500 т до 25 750 т, а скорость хода снизили с 21,5 до 21 узла.

Все линкоры серии за­ложили в период с середины ноября 1913 г. до середины января 1914 г. В строй они вступали уже в разгар пер­вой мировой войны: с мая 1915 г. по октябрь 1917 г.

 

Тактико-технические данные проекта Т-1 (впоследствии тип "Роял Соверен")

 

Конструктивное водоизмещение — 25500 т.

Полное водоизмещение — 28750 т.

Длина (между перпендикулярами) — 176,90 м.

Ширина — 26,99 м.

Конструктивная осадка — 8,69 м.

Осадка при полном водоизмещении — 9,91 м.

Увеличение водоизмещения на 1 см осадки — 35, 8.

Мощность двигателей — 31000 л.с.

Конструктивная скорость хода — 21,5 уз.

Запас угля при конструктивном водоизмещении — 900 т.

Полный запас угля — 3000 т.

Запас нефтяного топлива — 1500 т.

Вооружение:

8 381 мм /42 калибра, 80 выстрелов/орудие.

16 152 мм /45 калибров, 150 выстрелов/орудие.

4 102 мм зенитное, 200 выстрелов/орудие.

4 535 мм подводных торпедных аппарата,

20 торпед.

Броневая защита

Броневой пояс по миделю — 330 мм.

Броневой в районе носа — 152 мм.

Броневой в районе кормы — 102 мм.

Бортовая броня над броневым поясом — 152 мм.

Броневая переборка в носу — 152 мм.

Броневая переборка в корме — 102 мм.

Барбеты — 102-254 мм.

Орудийные башни — 280 мм.

Боевая рубка — 280 мм.

Шахта боевой рубки — 102-152 мм.

Пост управления торпедным огнем —152 мм.

Шахта поста управления торпедной стрельбой — 102 мм.

Стальные защитные плиты (вертикальные)

Шахта дымовой трубы — 25,4-38 мм.

Противоторпедная переборка — 25,4-38 мм.

Стальные защитные плиты (горизонтальные):

Полубак (над батареей 152-мм орудий) — 25,4 мм.

Верхняя палуба между барбетами 1-й и 4-й башен 31,7-38 мм.

Главная палуба — 25,4; 38 и 50,8 мм.

Главная палуба, скат — 50,8 мм.

Промежуточная палуба к носу — 25,4-63,4 мм

Промежуточная палуба в районе кормы — 63,4 и 76,2-102 мм.

Весовая нагрузка

Оборудование — 750 т.

Вооружение — 4550 т.

Машины — 2500 т.

Уголь — 900 т.

Броня и стальные защитные плиты — 8100 т.

Корпус — 8600 т.

Адмиралтейский резерв — 100 т.

Всего — 25500 т.

 

В январе 1915 г. на них решили установить котлы, работающие не на комби­нированном, а на чисто не­фтяном топливе. При этом подсчитали, что после не­больших изменений турби­ны будут развивать мощ­ность 40 тыс. л.с. вместо предусмотренных первона­чальным проектом 31 тыс. л.с. Вследствие такого уве­личения мощности скорость хода должна была возрасти с 21 до 23 узлов. Изменили и запас топлива: вместо 3000 т угля и 1500 т нефти полный составил 3400 т не­фти. Несмотря на значитель­ное уменьшение объема и веса топлива, дальность плавания не изменилась.

Сэкономленный вес использовали для расши­рения артиллерийских по­гребов орудий главного калибра, вместимость которых возросла с 80 до 100 выстрелов на ствол. Применение жидкого топлива уменьшило количество кочегаров до 75 человек. Целый ряд дру­гих дополнений привел к увеличению кон­структивного водоизмещения до 25 800 т.

Орудия главного калибра (381 мм) так же, как на линкорах "Куин Элизабет", располагались в четырех двухорудийных башнях: две в носу и две в корме. В перво­начальном проекте предполагалось не изменять и систему установки шестнадцати 152-мм орудий, но, основываясь на опыте, полученном на линкоре "Айрон Дьюк", на котором даже при среднем волнении бата­реи 152-мм орудий заливались водой, их перенесли ближе к корме и при этом умень­шили расстояния между казематами. И, хотя орудия все еще находились слишком близко к ватерлинии и не могли избежать действия брызг, их заливало меньше чем на кораблях, построенных раньше.

Из 152-мм орудий только передние по правому и левому борту могли вести огонь прямо по носу, а два задних — прямо по корме. Таким образом обеспечивалась круговая оборона от эскадренных мино­носцев. Четыре орудия на главной палу­бе имели щиты и были поставлены откры­то по сторонам от дымовой трубы. Батареи правого и левого бортов разделялись пере­боркой толщиной 5,08 см и бронированием шахт дымовых труб, а орудия друг от друга — переборкой толщиной 38 мм.

 

Даты строительства линейных кораблей типа «Роял Соверен»

Название корабля

Данные

 

Закладка киля

Спуск на воду

Вступление в строй

Верфь

Изготовитель машин

«Рэмиллис»

12 ноября 1913г.

12 сентября 1916 г.

Октябрь 1917г.

Бердмор

Бердмор

«Ризолюшен

29 ноября 1913г.

14 января 1915г.

Декабрь 1916г.

Палмерс

Палмерс

«Ривендж»

22 декабря 1913 г.

29 мая 1915 г.

Март 1916г.

Виккерс

Виккерс

«Роял Соверен»

15 января 1914г.

29 апреля 1915г.

Май 1915г.

Портсмут

Парсонс

«Роял Оук»

15 января 1914г.

17 ноября 1914г.

Май 1915г.

Девонпорт

Хоторн Лесли

 

Система артиллерийских погребов была такой же, как на линкорах "Куин Элизабет": погреба орудий главного ка­либра находились между двумя носовыми и между двумя кормовыми башнями, а 152-мм орудий — за второй носовой башней.

Проект предусматривал установку тех же приборов управления огнем артил­лерии главного и вспомогательного калиб­ров и на тех же позициях, что и на кораб­лях типа "Куин Элизабет": на боевой рубке под бронированным колпаком на мачтах и мостиках.

Но в ходе строительства кораблей эту схему несколько изменили. Оба централь­ных прибора управления огнем главного калибра были установлены еще до оконча­ния работ: один под вращающимся брони­рованным колпаком в верхней части бое­вой рубки, а другой — на площадке под фор-марсом.

Два центральных прибора управления огнем орудий вспомогательного калибра позже поставили в нижней части фок-мачты. На линкоре "Ризолюшен" это было сделано в апреле 1917 г., на линкоре "Рэмиллис" — в июне 1918 г., на остальных кораблях — в марте 1917 г. Каждая 381-мм башня имела 4,57-метровый дальномер и визир. Огнем всех орудий главного калибра можно было управлять и из третьей ("X") башни.

Главный броневой пояс, как и на линкорах типа"Куин Элизабет", имел толщину в районе миделя 330 мм, посте­пенно утоньшаясь к носу до 152 мм, а к кор­ме до 102 мм. Имея вы­соту 3,88 м, он прости­рался от главной палубы до отметки 1,52 м ниже конструк­тивной ватерлинии (на прежних линкорах — до 1,21 м) и при зна­чительной осадке бро­невой пояс все же поднимался над поверхностью воды на 1,21 м. Эта важная особенность позволяла ко­раблю выдерживать более сильную бортовую качку, не обнажая незащищен­ную часть корпуса.

Стоимость брони со­ставила 20 фунтов стерлин­гов за тонну.

Оконечности главного броневого пояса соединя­лись 102-мм поперечными переборками. Верхний бро­невой пояс толщиной 152 мм тянулся от барбета первой до барбета третьей башни и в оконечностях также замы­кался 152-мм переборками. В отличие от всех предыду­щих линкоров у кораблей типа "Роял Соверен" броне­вая палуба была поднята на уровень прежней глав­ной палубы, ее скат спус­кался до оконечностей бро­невого пояса. А главная палуба теперь находилась не на уровне ватерлинии (но, не ниже нее, как это бы­вало), а на 2,44 м выше. По­этому запас плавучести ко­рабля в случае повреждения бортовой брони снизился бы меньше и к тому же такая конструкция па­луб существенно облегчала погрузку угля, которая была предусмотрена первоначаль­ным проектом.

По всей длине артиллерийских погре­бов, машинного и торпедного отделений была сооружена противоминная (противо­торпедная) переборка. Расположенная так же, как на линкорах типа "Куин Элиза­бет", она имела значительно меньшую тол­щину: всего 3,8 см (против 5,08 см), а в меж­дудонном пространстве — 2,54 см. Причина этого в том, что в первоначальном проекте кораблей типа "Роял Соверен" предусматривалось создание угольных ям. После их демонтажа при переходе на жидкое топли­во корабль лишился дополнительной защи­ты, на которую рассчитывали.

Конечно, определенную защиту обес­печивали и топливные цистерны, так что была ли ослаблена подводная защита в целом — вопрос спорный. Однако не под­лежит сомнению, что из-за меньшей шири­ны линкоров типа "Роял Соверен" подвод­ная защита этих кораблей была слабее, чем у линкоров типа "Куин Элизабет".

Поэтому уже в марте 1915 г., в ходе их строительства, Адмиралтейство приказало снабдить "Рэмиллис" бортовыми булями. Во многом причиной такого решения были многочисленные и основательные опыты, проведенные с "Чатемским плотом" с це­лью найти наилучшие методы подводной защиты от мин и торпед. "Чатемским пло­том" называли модель центральных сек­ций военного корабля, которую строили, чтобы испытать действие подводного взрыва на его корпус и конструкции и разработать затем оптимальную систему подводной зашиты. Ис­пытания обычно прово­дились на моделях масш­таба 1:4, затем 1:2 и, наконец, 1:1, после чего делалось заключение.

Каждый буль в верх­ней и нижней части был разделен на камеры, а в нижней части — еще и про­дольной переборкой. Внут­ренние камеры нижней ча­сти буля заполнялись стальными трубами диа­метром 22,86 см с запаян­ными концами. Эти трубы должны были уменьшить действие подводного взры­ва и препятствовать разрушению перебо­рок осколками и обломками.

Между внешней стенкой буля и тру­бами находилось пространство шириной 1,21 м. Увеличить эту ширину было нельзя, это затруднило бы спуск корабля со ста­пеля. Були, простираясь от носового тор­педного отсека до кормового и выдавались по ширине на миделе на 2,13 м, что увеличивало ширину корабля до 31,26 м. Одновременно осадка уменьшалась на 30,5 см. После установки булей вес корабля увели­чился на 2500 т (из них вес труб 773 т, дерева 194 т).

В октябре 1917 г. было решено снабдить булями и остальные четыре линкора, но при условии, что в пер­вую очередь будет повыше­на их остойчивость, а уж во вторую — усилена подвод­ная защита. Их були были устроены несколько иначе, о чем пойдет речь в следую­щем разделе.

Более высокое распо­ложение броневой палубы заметно увеличивало запас плавучести и остойчивости новых линкоров по сравнению с корабля­ми предшествующих типов. На линкорах (в том числе и типа "Куин Элизабет") по­стоянно возникали проблемы, связанные со стремительной качкой. Их пытались ре­шить, уменьшая проектную метацентрическую высоту. При этом бортовая качка становилась более плавной, и корабль ста­новился более устойчивой платформой для артиллерии.

Но такое решение проблемы не было кардинальным, поскольку значительный крен возникал и при поворотах корабля. Кроме того, "старые" линкоры в боевых условиях доказали, что они не так уж пло­хи и что качка мало влияет на точность их стрельбы.

Но установка булей на линкор "Рэмиллис", выполненная еще до окончания его строительства, изменила параметры ос­тойчивости, поскольку увеличилась шири­на и возросла метацентрическая высота. Поэтому решили, снабжая остальные четы­ре линкора булями, уделить особое внима­ние остойчивости. "Ривендж" получил були в октябре 1917 — феврале 1918 г. "Ризолюшен" — с конца 1917 по май 1918 г.

Нижняя часть булей делилась на водо­непроницаемые камеры, но без заполнения трубами, а верхнюю заполнили смесью це­мента и дерева. При таком устройстве булей осадка кораблей уменьшилась на 40,6 см, а водоизмещение возросло на 1526 т (вес це­мента 640 т, дерева 186 т). Ширина линко­ра "Ривендж" составила 30,93 м, а "Ризолюшен" — 30,90 м (табл. 5).

Работы на "Роял Соверен" не начина­лись до декабря 1920 г., за это время пред­полагалось еще больше повысить его первоначальную остойчивость за счет увели­чения ширины верхней части булей. При этом снова применялись стальные трубы, а заложенная древесина и часть цемента были удалены. Работы закончились толь­ко к октябрю 1924 г. Пристройка булей увеличила водоизмещение корабля на 1474 т, из которых 763 т пришлось на трубы и цемент. После того как выяснилось, что ко­рабли с булями весьма подвержены борто­вой качке, провели множество опытов, чтобы разработать оптимальную конструк­цию булей для линкора "Роял Оук" и уста­новить их одновременно с новыми улуч­шенными боковыми килями. Були были установлены на "Роял Оук" в 1922-24 гг.

 

Влияние установки булей на основные тактико-технические данные

 

«Ривендж» без булей

«Рэмиллис» с булями

Дата

24 марта 1916 г.

30 сентября 1917г.

Осадка

10,10 м

9,79м

Водоизмещение

30 750 т

33000т

Мощность двигателя

42 650 л. с.

42 383 л. с.

Скорость хода

21,9 уз

21,5 уз

Обороты вала

330 об/ мин.

326 об/мин.

 

Метацентрическая высота и показатели остойчивости на линейных кораблях типа "Роял Соверен"

Метацентрическая высота (MB) и показатели остойчивости по окончательному проекту

Состояние корабля

Водоизмещение (V)

МВ(м)

Предельный крен (°)

Полное водоизмещение с 3400 т (95%) нефтяного топлива

29050

1.52

69

Конструктивное водоизмещение с 900 т нефтяного топлива

25 800

0.81

58.5

Порожнем

24650

0.74

58

«Роял Соверен», креновое испытание

Полное водоизмещение с 3400 т (95%) нефтяного топлива

31 160

1.51

67

Водоизмещение в пейсе с 2890 т нефтяного топлива

30650

1.26

59

Конструктивное водоизмещение с 900 т нефтяного топлива

27970

0.85

57

Порожнем

26770

0.72

56

«Ривендж», креновое испытание (после остановки булeй)

Полное водоизмещение с 3400 т (95%) нефтяного топлива

32820

1.57

68.3

Водоизмещение в с 3040 т (85%) нефтяного топлива

32460

1.55

67.2

Конструктивное водоизмещение с 900 т нефтяного топлива

29590

1.59

62.3

Порожнем

28410

1.60

59.3

 

Так же, как на линкорах типа "Куин Элизабет", установили турбины Парсонса в двух группах: в каждой по турбине высо­кого и низкого давления. В продольном на­правлении машинное отделение делилось на три отсека. Пар производили 18 котлов "Ярроу" (у "Куин Элизабет" было 24 кот­ла), расположенных в трех отсеках.

Первоначальный проект предусмат­ривал две дымовые трубы, но позже дымо­вые ходы решили соединить в одну.

По началу возникли опасения, что пристроенные були снизят скорость хода, но потом оказалось, что корабли с булями лучше преодолевают сопротивление воды. Война помешала всестороннему испыта­нию ходовых качеств, хотя некоторые дан­ные были получены на мерной миле у Скелморли (табл. 5). В ходе этих испытаний все линкоры типа "Роял Соверен" превысили конструктивную мощность турбин, которая равнялась у "Роял Соверен" — 41115 л.с., "Ривендж" — 41938 л.с., "Рэмиллис" — 41356 л.с., "Ризолюшен" — 41406 л.с., "Роял Оук" — 40306 л.с.

Электроэнергию производили два 125-квт генератора, работавших от двигателя внутреннего сгорания, и дв4 турбогенератора по 200 квт. По­лученный постоянный ток напряже­нием 240 вольт подавался потребите­лям через две распределительные станции. В 1917 г. был поставлен до­полнительный генератор, работаю­щий от паровой поршневой машины и производящий постоянный ток в 200 квт. Водоопресняющее устройство было немного меньшей мощности, чем на "Куин Элизабет". Оно производи­ло в среднем 188 т воды в сутки (макси­мально 225 т).

До тех пор все британские дредно­уты имели по два параллельных балансирных руля. У линкоров типа "Роял Соверен" руль был одиночный, но до­полненный маленьким вспомогатель­ным рулем спереди (оба располагались в диаметральной плоскости корабля). Такое решение объясняли тремя причи­нами:

1) Разнос рулей по длине корабля снижал вероятность их повреждения од­ним попаданием;

2) Такие рули оказывают меньшее сопротивление воде, чем параллельные двойные;

3) У кораблей с двойным рулем воз­никают большие трудности, если при­ходится перекладывать их на борт вручную.

Новая конструкция предусматри­вала ручное управление только малым рулем, что было значительно легче.

Вспомогательный руль был уст­роен так, что мог работать как синх­ронно с главным, так и автономно. В последнем случае им управляли либо вручную, либо с помощью электромо­тора и приборов типа "Хили", "Шоу" или "Уильямс-Дэненни". На практике малый руль использовался редко и в конце концов был демонтирован.

Расположение жилых помещений в целом было подобным, что и на лин­корах типа "Куин Элизабет", но они были несколько расширены. Это стало возможным, в частности, за счет увели­чения размеров надстройки на полуба­ке, где разместились камбуз, офицерс­кая кают-компания и другие помещения, включая и конференц-зал.

 

Первые модернизации

 

В ходе первой мировой войны и вскоре после нее на линкорах типа "Роял Соверен" были произведены некоторые усовершенствования. Как и на ко­раблях типа "Куин Элизабет", усилили прочность носовой части корпуса путем ус­тановки дополнительных шпангоутов.

Для улучшения водонепроницаемости вентиляционной системы поставили допол­нительные клапаны, а в системе пожарных трубопроводов — запирающие приспособ­ления. Кроме того, все было предусмотрено для того, чтобы при необходимости придать кораблю крен или выправить его путем пе­рекачки топлива.

Опираясь на опыт Ютландского сра­жения, усилили броневую защиту. На главную палубу над артиллерийскими погреба­ми уложили плиты из высокоэластичной стали толщиной 2,54 см. Такое же усиление получила противоминная переборка.

В 1918 г. на вторую ("В") и третью ("X") башни установили взлетные плат­формы для самолетов. С этого же времени на всех 5 линкорах находились 2 самолета-раз­ведчика.

На фор-марсе и на кормовой прожек­торной площадке поставили дальномеры, но в 1925 г. их сняли. Прожекторное воору­жение менялось неоднократно. Между 1916 и 1918 гг. поставили прожекторные площадки с устройствами наведения у дымовой трубы и у грот-мачты. На линкоре "Рэмиллис" такие площадки появились даже рань­ше, причем та, что у дымовой трубы, распо­лагалась заметно ниже, чем на других кораблях. В 1921 г. два прожектора с пло­щадки у грот-мачты убрали, а саму пло­щадку на линкоре "Роял Соверен" демонти­ровали в 1922 г., на остальных кораблях этого типа — между 1923 и 1928 гг. Между 1917 и 1919 гг. перестроили и расширили фор-марсы, чтобы соорудить на них прожек­торную площадку и дальномер.

Видоизменялся и такелаж. В 1919 г. На всех кораблях имелись короткие фор-марс и грот-марс-стеньги (у линкора "Ривендж" только фор-марс-стеньга). В 1919 г. на фор-марсе линкора "Ривендж" установили флагшток, но в 1920 г. его опять сняли. В этом же году на "Ривендж" соорудили кор­мовую галерею.

Между 1919 и 1922 гг. 4,57-метровые дальномеры на второй ("В") и третьей ("X") башнях заменили на 9,14-метровые.

На линкорах "Рэмиллис", "Ривендж" и "Ризолюшен" поставили лебедки для при­вязных аэростатов, но вскоре после оконча­ния войны их убрали.