Модернизация в 1922-1930 гг.

 

В 1922-1930 гг. на линейных кораблях типа "Роял Соверен" были произведены такие же обширные работы, как и на ко­раблях "Куин Элизабет". Существенным отличием было лишь то, что у линкоров "Роял Соверен" к этому времени уже были установлены були. Перед модернизацией в 1922 г. обсуждался вопрос о переносе за­рядных погребов под снарядные, но затем решили этого не делать, т. к. при этом сни­жалась скорость подачи зарядов и, следовательно, скорострельность 381-мм орудий. На каждом корабле модернизация имела свои особенности.

 

"Роял Оук"

 

"Роял Оук" получил були последним из кораблей рассматриваемого типа. На трех линкорах они были сооружены до 1919 г., а строительство булей на четвертом линкоре "Роял Соверен" началось в декаб­ре 1920 г. В это время появилось множество публикаций, утверждавших, что ко­рабли с булями сильно страдают от бортовой качки.

Это вынудило провести целую се­рию опытов, чтобы найти для линко­ра "Роял Оук" оптимальную форму булей. Решению проблемы должно было помочь сооружение и боковых килей. Були "Роял Оук" получил меж­ду октябрем 1922 и маем 1924 г., когда находился на верфи в Портсмуте. Эти були были разделены переборками как в верхней, так и в нижней части, и не были заполнены трубами или чем-либо иным. Они весили 1100 т и в целом были построены по тому же принципу, что на линкорах "Куин Элизабет". При этом осадка корабля при полном водоизмещении увеличилась на 1,78 м. Одновременно по бортам от ар­тиллерийских погребов соорудили новые водонепроницаемые отсеки. Под штурманской рубкой установи­ли новый пост управления торпедной стрельбой. Прожекторный пост у грот-мачты демонтировали, а верхнюю прожекторную площадку мостика расширили и поставили туда два 60,9-см сигнальных прожектора. С прожекторной площадки позади ды­мовой трубы убрали дальномер.

В марте 1924 г. установили два 102-мм зенитных орудия, а два 76,2-мм зенитных убрали. В 1925-1926 гг. временно убрали грот-брам-стеньгу, а в апре­ле—июне 1927 г. соорудили новый фор-марс с площадкой для зенитных орудий и устано­вили еще два 102-мм орудия, а два 152-мм на баке демонтировали.

 

"Рэмиллис"

 

К марту 1923 г. полное водоизмещение линкора Рэмиллис" составляло 36140 т, что на 2600 т было больше, чем на креповом ис­пытании в апреле 1917 г. При этом осадка равнялась 10,52 м и остойчивость была зна­чительно ниже, чем у других кораблей это­го типа. "Рэмиллис" стал первым линкором, который оборудовали булем уже в ходе строительства, в годы первой мировой вой­ны. Верхняя часть буля была поделена на отсеки длиной 4,57 м. К 1923 г. она так про­ржавела, что требовался большой ремонт.

Военно-морская верфь в Портсмуте взялась выполнить работы за 2,5 месяца. Учитывая стоимость работ, решили, что вы­годнее изготовить новую верхнюю часть буля, такую же как на "Роял Оук", и уда­лить 800 т стальных труб и 167 т дерева из булей, что облегчило бы корабль. Подсчи­тали, что осадка при этом уменьшится на 61 см, остойчивость улучшится и немного возрастет скорость хода. Хотя эту проблему об­суждали в июле 1923 г., модернизация лин­кора "Рэмиллис" началась только в авгус­те 1926 г. До этого в мае-сентябре 1924 г. на линкор установили первые два 102-мм зе­нитных орудия, новый мостик и новый пост управления торпедной стрельбой.

Два 76,2-мм зенитных орудия и прожек­торный пост у грот-мачты сняли. За время же пребывания корабля на верфи с августа 1926 г. по март 1927 г. сделали следующее:

— установили новую верхнюю часть булей с удалением труб из них;

— оборудовали водонепроницае­мые отсеки по бортам от артиллерийских погребов;

— установили два 102-мм зенитных орудия;

— установили новый фор-марс с по­стом управления зенитным станем и более короткой стеньгой;

— установили новую грот-брам-стеньгу;

— сняли два 152-мм орудия на полубаке.

 

"Ризолюшен"

 

Линкор находился на верфи в ноябре-декабре 1924 г. За это время было сделано следующее:

— установили два 102-мм зенитных орудия и сняли два 76,2-мм;

— соорудили пост управления торпед­ной стрельбой над штурманской рубкой;

— установили флагшток на грот-брам-стеньге;

— на верхней прожекторной площад­ке мостика вместо двух 91,4-см прожекторов поставили два 2,74-м дальномера.

Во время длительного пребывания на верфи с декабря 1926 г. по январь 1928 г.:

— установили новый фор-марс с по­стом управления зенитным огнем и более ко­роткую фор-марс-стеньгу;

— установили еще два 102-мм зенит­ных орудия;

— сняли два 152-мм орудия на полубаке;

— демонтировали прожекторный пост на грот-мачте.

 

"Ривендж"

 

Первых два 102-мм зенитных орудия на линкор "Ривендж" установили в апреле-мае 1925 г. Тогда же была установлена грот-брам-стенга и сооружен новый пост управления торпедной стрельбой над штур­манской рубкой позади фок-мачты и снят прожекторный пост на грот-мачте.

Пребывание линкора на верфи Девонпорта с января по декабрь 1928 г. связано со следующими перестройками:

— установили еще два 102-мм зенит­ных орудия;

— на платформе поста управления ог­нем 381-мм орудий (в задней части фор-мар­са) установили средневолновую пеленгаторную антенну, а под ней командно-дальномерный пост;

— сняли 152-мм орудие на полубаке;

— настилили новую сигнальную па­лубу над кормовой надстройкой у поста флажных сигнальщиков;

— усовершенствовали прожектор­ный пост у дымовой трубы: его расши­рили к носу, чтобы увеличить угол ос­вещения.

 

"Роял Соверен"

 

С 1920 по 1922 г. "Роял Соверен" был снабжен булями. Построили новый пост уп­равления торпедной стрельбой, а прожек­торный у грот-мачты ликвидировали. Мо­дернизировали компасную площадку. Между августом и сентябрем 1924 г. устано­вили два 102-мм зенитных орудия.

С сентября по апрель 1928 г.:

— установили новый фор-марс с по­стом управления зенитным огнем;

— установили еще два 102-мм зенит­ных орудия;

— сняли два 152-мм орудия с полубака.