Во Второй Мировой войне

 

К началу второй мировой войны лин­коры типа "Роял Соверен" полностью уста­рели, несмотря на проведенную в 30-е годы модернизацию. Их скорость была ограниче­на 17-18 узлами, а корпуса нуждались в ремонте. Стоит заметить, что построенные ранее линкоры типа "Куин Элизабет" по справедливости заслужили славу лучших английских линейных кораблей обеих ми­ровых войн.

 

Тактико-технические данные линкоров типа "Роял Соверен" в 1939-1946 гг.

 

Водоизмещение

"Роял Соверен" (в сентябре 1943 г. после ремонта на верфи в Норфолке, США): Полное водоизмещение — 34 836 т, нормальное водоизмещение (включая 586 т воды в защитной сис­теме и 1880 т нефтяного топлива) — 33490 т., стан­дартное — 29950 т.

"Ривендж": Полное водоизмещение — 33560 т (1945 г.).

"Ризолюшен": Полное водоизмещение — 34700 т (1945 г.).

"Рэмиллис": Полное водоизмещение — 35390 т (1945 г.).

 

Размерения

Длина и ширина — как прежде.

Осадка: "Роял Соверен" (1943 г.) при полном водо­измещении — 10,69 м (нос), 10,13 м (корма);

"Ривендж"" (1945 г.), полное водоизмещение — 10,16 м (нос), 9,83 м (корма).

"Ризолюшен" (1945 г.), полное водоизмещение — 10,72 м (нос), 10,06 м (корма).

"Рэмиллис" (1945 г.), полное водоизмещение — 10,39 м (нос), 10,11 м (корма).

 

Вооружение (1939 г.)

8 381-мм орудий MK-I на лафете MK-I,

12 152-мм орудий МК-ХII на лафете P-IX (на "Ризо­люшен" 2, на остальных 4 демонтированы).

8 102-мм орудий MK-XVI на 4 спаренных лафетах MK-XIX для стрельбы по воздушным и надводным целям.

16 2-фунт. MK-VIII на лафетах MK-V или MK-VI.

8 12,7-мм MK-III на лафетах MK-I или МК-II (с 1931 по 1938 г.).

 

Дополнительное зенитное вооружение ближ­него радиуса действия, 1941-45 гг.

 

"Роял Соверен"

 

После пребывания на верфи в Норфолке, июнь 1941 г.:

— 10 20-мм одиночных "Эрликонов";

— сняты 2 12,7-мм пулемета. Начало 1942 г.:

— 2 четырехствольных автомата системы "Пом-пом" "MK-VII" на второй и третьей башнях.

После пребывания на верфи в Норфолке, сентябрь 1943 г.:

— 4 20-мм одноствольных автомата системы "Эрликон";

— 16 20-мм двухствольных автоматов системы "Эр­ликон";

1944 г., перед передачей СССР, демонтаж 4 20-мм одноствольных автоматов системы "Эрликон".

Общее количество зенитных орудий ближнего дей­ствия к концу войны — 24 2-фунт. (2 8 и 2 4-х стволь­ных); 42 20-мм (16 2 и 10 1-ствольных).

 

"Ризолюшен "

 

После пребывания на верфи в США, сентябрь 1941 г.:

— 9 20-мм одноствольных автоматов системы "Эр­ликон";

— сняты 2 12,7-мм пулемета.

1942 г.:

— 1 20-мм одноствольный автомат системы "Эрликон";

— 2 четырехствольных автомата системы "Пом-пом" MK-VII на второй башне и юте.

Общее количество зенитных орудий ближнего дей­ствия в 1945 г. — 24 2-фунт. (2 8 и 2 4-ствольных); 10 20-мм (10 одноствольных).

 

"Рэмиллис"

 

1941 г.:

— дополнительно 2 четырехствольных автомата сис­темы "Пом-пом" MK-VII;

— 10 20-мм одноствольных автоматов системы "Эр­ликон";

— снятие 2 12,7-мм пулеметов.

Во время годичного пребывания и ремонта в Дубли­не, апрель 1943 г.:

— дополнительно 3 20-мм одноствольных автомата системы "Эрликон".

1944-45 гг.:

— дополнительно 3 20-мм одноствольных автомата системы "Эрликон".

Общее количество зенитных орудий ближнего дей­ствия в 1945 г. — 24 2-фунт. (2 8 и 2 4-х ствольных); 23 20-мм одноствольных.

Примечание: в октябре 1945 г. демонтировано все малокалиберное артиллерийское вооружение.

 

"Ривендж"

 

1941 г.:

— Дополнительно 2 четырехствольных автомата сис­темы "Пом-пом" MK-VII;

— 10 20-мм одноствольных автоматов "Эрликон".

Примечание: это вооружение не менялось до конца войны.

 

Приборы управления огнем (1939 г.), ПУО

Главный калибр: 2 ПУО; 1 прибор "Дрейера" MK-IV.

Вспомогательный калибр: 2 целеуказателя с постоян­ным визиром; 2 адмиралтейских прибора управления зал­повым огнем MK-IV.

Зенитная артиллерия: 2 ПУАЗО MK-III (на "Рэмиллис" 2 MK-I); 2 прибора управления огнем автоматов системы "Пом-Пом" MK-I или МКЛ.

 

Радиолокационное вооружение

"Роял Соверен", 1942 г.: типы 284, 285 (два), 273 и 279, в сентябре 1943 г.: тип 282 (два), а тип 284 заменен на 284-В.

"Ризолюшен", 1941 г.: типы 279 и 285 (два), в 1942 г.: типы 284 и 273.

"Рэмиллис", с 1941 по 1943 г. — неизвестно, в 1943 г.: типы 273, 284-В, 279, 285 (два) и 282 (два), в 1944 г.: установлен перед высадкой в Нормандии генератор по­мех типа 650.

"Ривендж", 1941 г.: тип 279, в 1942 г.: типы 273, 285 (два) и 284.

 

Броневая защита

В целом такая же, как в 1919 г., не считая дополни­тельного бронирования палуб на всех кораблях, кроме "Ривендж".

 

Машины и запасы нефти

Главные машины модернизации не подвергались, вспо­могательные на новые. Запас нефти в 1945 г. 3110 т.

 

1. Линейный корабль "Роял Оук"

 

Линкор "Роял Оук" после модерниза­ции считался лучшим кораблем этого в об­щем-то не слишком удачного типа. Имен­но он явился единственным среди своих "систершипс", погибшим во вторую ми­ровую войну, и к тому же в самом ее нача­ле. И погиб он не в открытом море, а на якорной стоянке главной базы британско­го военно-морского флота Скапа-Флоу (на Оркнейских островах). Идея операции принадлежала командующему подвод­ным флотом Германии Карлу Деницу. Он пришел к выводу, что дерзкий командир подводной лодки, всплыв на поверхность темной безлунной ночью, мог бы попы­таться проскользнуть между брандерами, затопленными в узком проливе Кирк Саунд, ведущим с юга в гавань Скапа-Флоу. Конечно, для этого требовались от­вага и отличное штурманское мастерство. Выбор Деница остановился на командире подводной лодки "U-47" лейтенанте Гюнтере Прине.

8 октября 1939 г., через месяц и неделю с начала войны, "U-47" вышла из Киля и к вечеру 13-го была у Оркнейских остро­вов. Несколько раз едва не сев на мель, под­лодка, пользуясь новолунием и приливом, сумела незамеченной миновать все заграж­дения Скапа-Флоу. Однако большая часть британского флота в это время находилась в море, только у северо-восточного берега залива стояли на якоре линкор "Роял Оук" и база гидросамолетов "Пегас". В 0 ч. 58 мин. "U-47" выпустила по линкору три торпеды с расстояния 3650 м. Одна из них попала в носовую часть линкора, две про­шли мимо.

Взрыв был несильным, и офицеры "Роял Оук" решили, что он произошел внутри корабля, и вначале никто и не по­думал, что линкор торпедирован. Часть носовых отсеков, где находились огнеопас­ные материалы, затопили, чтобы избежать пожара. Аварийные команды начали ос­мотр трюма, задраили водонепроницаемые двери, укрепляли переборки.

Тем временем Прин повернул назад, стремясь поскорее уйти из гавани. Однако, оглянувшись, он увидел, что "Роял Оук" стоит на ровном киле и почти не поврежден.

Тогда, описав циркуляцию, "U-47" снова развернулась в сторону берега. В 1 ч. 22 мин. лодка оказалась в 1500 м от цели. Были выпущены еще три торпеды, и через 3 минуты сильнейший взрыв прогремел "в средней части линкора. Попаданием двух торпед буквально разорвало противотор­педные були и топливные цистерны. "Роял Оук" начал быстро крениться и в 1 ч. 29 мин., т. е. всего через семь минут опрокинул­ся и затонул в полумиле от берега. Его ко­манда даже не успела спустить на воду шлюпки, в результате погибли 833 моряка и среди них 24 офицера.

Столь быстрое затопление линкора объясняется тем, что команда корабля, сто­явшего в главной базе, чувствовала себя в полной безопасности. Не было своевремен­но выполнено аварийное задраивание шахт, люков и дверей. Все это можно было сделать почти за полчаса, прошедших меж­ду первой и второй атаками, и, если не спа­сти линкор, то уж во всяком случае избежать столь больших людских потерь.

Гибель "Роял Оука" стала серьезным моральным потрясением для руководства военно-морскими силами Великобритании. Пришлось временно рассредоточивать тя­желые корабли по другим базам и основа­тельно заняться укреплением Скапа-Флоу.

17 октября 1939 г. подлодка "U-47" вошла в Вильгельмсхафен, где ее встречал сам Дениц, наградивший всех членов ее команды Железным Крестом. Гюнтер Прин был вызван в Берлин и там из рук Гитлера получил Рыцарский Крест, а коммодора Карла Деница за планирование столь ус­пешной операцией произвели в контр-ад­миралы.

Примерно через полтора года после сво­его громкого успеха корветтен-капитан Прин на той же "U-47" курсировал в 200 ми­лях южнее Исландии. Обнаружив конвой англичан, он решил сблизиться с ними в надводном положении, используя часто нале­тавшие дождевые шквалы. Но эти же шква­лы ограничивали и так небольшую види­мость с подводной лодки. Прин вовремя не заметил эсминец "Вулверин", охранявший конвой. Подводная лодка была атакована и потоплена глубинными бомбами. Из эки­пажа "U-47" не уцелел никто.

 

2. Линейный корабль "Ризолюшен"

 

"Ризолюшен" получил боевое креще­ние весной 1940 г., когда Германия захва­тила Норвегию и Данию. В начале мая он находился поблизости от норвежского пор­та Нарвик, чтобы поддерживать артилле­рийским огнем наземные операции союзни­ков. 16 мая "Ризолюшен" стоял на якоре в заливе Чельсунд, в 30 милях западнее На­рвика, когда на него напали немецкие са­молеты. Линкор получил попадание 115-кг бронебойной бомбой в верхнюю палубу между третьей и четвертой башнями 381-мм орудий, ближе к правому борту. Бомба про­никла до средней палубы, где и взорвалась. Повреждения были легкими, небольшие очаги пожара удалось ликвидировать. Ко­манда сразу же начала ремонтные работы, но все же "Ризолюшен" на месяц был выве­ден из строя.

Летом 1940 г. центром военно-морских операций англичан все больше становилось Средиземное море. К 30 июня в Гибралтаре было сформировано соединение "Н" под ко­мандованием адмирала Соммервилла, в со­став которого вошли авианосец "Арк Роял", линкоры "Вэлиант" и "Ризолюшен", линейный крейсер "Худ", легкий крейсер "Аретуза" и четыре эсминца.

В это время одной из главных проблем для англичан была судьба французских во­енных кораблей, которые после оккупации Северной Франции Германией и создания марионеточного Вишистского правитель­ства могли быть использованы немцами. В частности 4 французских линкора, 5 эсмин­цев и большое количество малых кораблей находились в алжирском порту Оран.

Сомервиллу приказали вывести французские корабли из этого порта или уничтожить их. Операция получила назва­ние "Катапульта". Адмирал вышел в море на линейном крейсере "Худ" с линкорами "Вэлиант" и "Ризолюшен", авианосцем "Арк Роял", легкими крейсерами "Арету­за", "Энтерпрайз" и 11 эсминцами. Таких сил было достаточно для преодоления силь­ного сопротивления французов. 3 июля на эсминце в Оран был выслан капитан 1 ран­га Холланд для переговоров с французским адмиралом Женсулем. Женсулю предложи­ли четыре варианта: выйти в море и присо­единиться к британским силам, выйти в море и прибыть в любой английский порт, следовать во французскую Вест-Индию или затопить корабли в течение шести часов.

Переговоры были долгими и трудны­ми. Они начались в 10 ч. и пока продолжа­лись, британское Адмиралтейство перехва­тило радиограмму французов, в которой всем французским военным кораблям пред­писывалось идти на помощь адмиралу Женсулю.

В 17 ч. 25 мин. Холланд покинул флагман французов линейный корабль "Дюн­керк", когда он выходил из гавани, фран­цузский флот готовился к бою.

В 17 ч. 54 мин. корабли адмирала Сомервилла открыли огонь. Бой был коротким, но ожесточенным. В результате французы понесли большие потери: линкор "Бретань" был потоплен, линкоры "Дюнкерк" и "Про­ванс" серьезно повреждены и потеряли бо­еспособность, велики были потери французов и в людях. Однако приказ английского военного кабинета полностью выполнен не был: линкору "Страсбург" и 5 эсминцам удалось выйти из гавани и прибыть в Ту­лон, несмотря на преследование бомбарди­ровщиков-торпедоносцев с авианосца "Арк Роял".

Линкору "Ризолюшен" пришлось еще раз иметь дело с французскими военно-мор­скими силами. В сентябре 1940 г. была предпринята попытка высадить десант у порта Дакар на берегу Сенегала (Западная Афри­ка), который стал колонией вишистской Франции. Задачей операции под кодовым названием "Угроза" было свержение став­ленников правительства Виши и создание в Сенегале правительства генерала Де Гол-ля. Руководил ею британский вице-адмирал Каннингхэм, а его эскадра состояла из авианосца "Арк Роял", линкоров "Ризолюшен" и "Бархэм", крейсеров "Острелия", "Кумберленд", "Девоншир" и "Фиджи", 10 эсминцев и нескольких малых кораблей.

К Дакару она подошла на рассвете 23 сентября. То, что произошло дальше, по мнению английского историка Робертса, весьма напоминало либретто комической оперетты, когда началась невообразимая неразбериха. Десант не смог овладеть аэро­дромом Дакара, на море опустился густой туман, в котором потерялись транспорты с войсками "Свободной Франции", связь между генералом де Голлем и адмиралом Каннингхэмом прервалась. На ультима­тум, переданный по радио генерал-губер­натору Сенегала, тот ответил категоричес­ким отказом.

Рано утром 24 сентября тяжелые ко­рабли Каннингхэма вышли на огневые по­зиции, а самолеты авианосца "Арк Роял" поднялись в воздух для атаки французских кораблей и в первую очередь линкора "Ри­шелье". Расстояние, на которое велся огонь, составляло 14650 м. Однако из-за тумана видимость была плохой, к тому же французский эсминец поставил перед гава­нью дымовую завесу, а огонь береговых батарей мешал британским кораблям при­близиться. К 10 ч. 10 мин. все цели закрыл дым, и английские линкоры отошли, ниче­го не добившись. При этом в "Бархэм" попали два снаряда береговой артилле­рии (155- и 240-мм).

Незадолго до полудня линкоры при­ступили к повторному обстрелу. Он оказал­ся таким же безрезультатным, а "Ризолюшен" получил четыре легких попадания.

В 14 ч. 00 мин. Каннингхэм отошел на юг для встречи и консультации с генералом де Голлем. Было решено на следующий день попытаться высадить десант, а артилле­рийским огнем уничтожить французские корабли.

25 сентября в 9 ч. 02 мин., когда бри­танские линкоры начали занимать огневые позиции, "Ризолюшен" торпедировала французская подводная лодка "Бевезьер" (капитан Лансло). Корабль в этот момент шел со скоростью 19 уз. Торпеда попала в левый борт и взорвалась на уровне носово­го котельного отделения. Буль был разру­шен на длину 15,2 м, а двойное дно на 9,2 м. Из-за повреждений противоторпедной переборки котельный отсек, верхняя и ниж­няя полости буля стали медленно запол­няться водой. Из-за замыкания электросети возникли два небольших пожара, которые удалось быстро ликвидировать.

Через час после взрыва начался по­жар в котельном отсеке. С ним справились только тогда, когда отсек полностью зато­пили. "Ризолюшен" накренился на левый борт на 12 , что сделало невозможным ис­пользование орудий главного калибра, и линкор отвели с позиции. Крен удалось выровнять перекачкой топлива, но через 4,5 часа после торпедирования "Ризолю­шен" потерял ход.

К этому времени выяснилось, что огонь линейного корабля "Ришелье" и бе­реговых батарей точен, а эффективность огня английских кораблей — сомнительна. В частности, линкор "Бархэм" получил се­рьезные попадания с "Ришелье".

Около полудня 25 сентября англичане решили прекратить обстрел Дакара и отве­сти все силы в порт Фритаун. На обратном пути "Бархэм" вел поврежденный "Ризолю­шен" на буксире, и оба корабля благопо­лучно достигли места назначения.

Так провалилась десантная операция, на которую возлагались большие надежды. Справедливости ради следует сказать, что ни надводные рейдеры, ни подводные лодки Германии и ее союзников не использова­ли Дакар в качестве базы.

Линкору "Ризолюшен" пришлось встать на длительный ремонт, который про­водился с апреля по сентябрь 1941 г. в Фила­дельфии (США).

 

3. Линейный корабль "Рэмиллис"

 

До мая 1941 г. линкор "Рэмиллис" вхо­дил в состав эскортных соединений в Север­ной Атлантике. Он принимал участие в "охоте" британских военно-морских сил за одним из самых мощных немецких рейдеров — линейным кораблем "Бисмарк". Но его участие оказалось косвенным, по­скольку "Рэмиллис" патрулировал южное направление, а "Бисмарк" был окружен и потоплен британскими ко­раблями и авиацией значительно се­вернее (27 мая 1941 г. в точке 48°10'с.ш., 16°12'з.д.). Вообще, за вре­мя своей эскортной службы "Рэмил­лис" в крупные боевые столкновения с противником не вступал.

С начала 1942 года стала очевид­ной необходимость создания нового флота — в Индийском океане, где воз­никла угроза господству Великобри­тании прежде всего со стороны Япо­нии. Опасность нависла над Цейлоном, который вполне могла по­стичь участь Малайи, захваченной японцами. Но выделить корабли для Восточного флота было не просто, по­скольку они требовались в Арктике, (конвои в Советский Союз), Атланти­ке и на Средиземном море. Но несмот­ря на все трудности, в конце марта 1942 г. Восточный флот создали.

В его составе имелись 2 тяжелых и один легкий авианосец, 5 линейных кораблей, 2 тяжелых и 5 легких крей­серов, 16 эсминцев и 7 подводных ло­док. Командование новым флотом принял адмирал Соммервилль, при­бывший 26 марта в Коломбо. На этот же порт базировались линкоры "Рэ­миллис" и "Роял Соверен", предназначен­ные для обороны Цейлона.

Уже 5 апреля 1942 г. японская авиа­носная авиация (91 бомбардировщик и 36 истребителей) атаковали Коломбо, где были потоплены 2 британских тяжелых крейсера и авианосец "Гермес". В Индий­ском океане сложилась крайне серьезная обстановка, и Черчилль просил США на­править часть своих кораблей на поддер­жку Восточного флота Соммервилла. К сча­стью для союзников, японцы вскоре после этих событий прекратили операции в Индийском океане, не использовав получен­ные преимущества. На май-июнь они зап­ланировали операции в центральной час­ти Тихого океана, и спустя два месяца ударные авианосные силы японского ад­мирала Нагумо были уничтожены амери­канцами в бою у атолла Мидуэй.

Улучшением обстановки англичане воспользовались для захвата порта Диего-Суарес, хорошей гавани на острове Мада­гаскар, который находился под контролем вишистской администрации. Командование силами в этой операции поручили бри­танскому контр-адмиралу Сифрету, полу­чившему указание быть готовым к концу апреля. В состав его оперативного соедине­ния входили: авианосцы "Илластриес" и "Индомитебл", линкоры "Малайя" и "Рэмиллис" (прибыл из Калиндини 22 апреля), крейсера "Девоншир" и "Гермион", 9 эс­минцев, 6 корветов и 6 тральщиков. Сифрет поднял свой флаг на "Рэмиллис".

Высадка десанта началась 4 мая в 3 ч. 30 мин., почти в полной темноте. К 6 ч. 20 мин. на берегу уже было 2 тысячи десантни­ков. Успешными оказались действия авиа­ции, самолеты с "Илластриес" атаковали суда в главной гавани, а с "Индомитебл" — аэропорт. В течение всего дня, несмотря на усилившийся ветер, войска и техника выг­ружались на берег непрерывным потоком, тральщики очищали фарватеры от мин, ис­требители патрулировали над плацдармом.

Действия на суше продолжались еще трое суток, и 7 мая в 3 часа ночи Диего-Су­арес был занят, командование французских сил обороны капитулировало. В результате успешной операции Великобритания полу­чила важную базу, которая обеспечивала господство в Индийском океане и прикры­тие коммуникаций на Ближний Восток. Од­нако в конце мая британцы понесли серьез­ную потерю. 29 мая в 22 ч. 30 мин. над гаванью Диего-Суарес появился японский гидросамолет. "Рэмиллис" тут же снялся с якоря и начал маневрировать в гавани. Са­молет удалился, не нанеся англичанам ника­кого ущерба.

Британское командование не уделило этому эпизоду должного внимания и, ви­димо, не задумалось, откуда вражеский са­молет появился. И напрасно! А принадле­жал он японской океанской подводной лодке "J-10". Три такие лодки подошли к Мадагаскару.

Вечером следую­щего дня "J-16" и "J-20" выпустили две карликовые подвод­ные лодки, которые пробрались в гавань Диего-Суарес и между 20 и 21 часами торпе­дировали танкер и линкор "Рэмиллис". Танкер затонул. Тор­педа взорвалась в буле линкора по лево­му борту перед первой башней орудий глав­ного калибра. Пробо­ина в буле имела размеры 9,1x9,1 м, в дни­ще 6,1x4,9 м., а повреждения внутри корпуса достигли промежуточной палубы и миделя. Были затоплены погреба носо­вых 102-мм орудий, погреба обеих носовых башен орудий главного калибра, пост уп­равления зенитным огнем и другие близле­жащие помещения на высоту до главной палубы, сильно повреждена электросеть, вся осветительная система и телефонная связь от второй башни к носу вышли из строя. За пределами носовой части линко­ра повреждения были невелики, главная энергетическая установка не пострадала. Предварительный ремонт корабля на месте занял четверо суток и был закончен 3 июня, но полный пришлось проводить в Дурбане. В общей сложности "Рэмиллис" оставался небоеспособным целый год. Судьба этого линкора складывалась так, что наиболее активно он проявил себя, под­держивая десантные операции, в том чис­ле крупнейшую из них — высадку десан­та союзников в Нормандии (операция "Оверлорд").

Вообще эту грандиозную десантную операцию линейные корабли Великобрита­нии поддерживали более интенсивно, чем высадку войск союзников в Северной Афри­ке, Сицилии и Италии. К тому же эта под­держка продолжалась несколько месяцев. По мере продвижения сухопутных сил на восток за ними следовали линкоры, ведущие об­стрел побережья. В большинстве случаев при­менение их тяжелой артиллерии оправдыва­ло все ожидания. Однако при этом особенно отличались более новые линкоры: "Родней" и "Нельсон", орудия которых обладали большой дальнобойностью. Корабли вели точный огонь, подавляющая часть целей после такого обстрела полностью теряла бо­еспособность.

Успех во многом обеспечили обширные учения и тренировки, предшествовавшие вторжению. Очень помогло использование морской разведывательной авиации, на­земных корректировщиков огня. Направ­ленный огонь велся по укреплениям, бата­реям, районам концентрации войск, танковым и пехотным колоннам противни­ка. Силы артиллерийской поддержки десан­та включали 4 линейных корабля. "Рэмиллис" и "Уорспайт" поддерживали самый первый десант 6 июня 1944 г., в то время как более современные "Нельсон" и "Родней" находились в резерве.

"Рэмиллис" и "Уорспайт" действова­ли совместно с монитором "Роберте", крейсерами "Аретуза", "Фробишер" и "Дрэгон". Их задачей была защита восточного фланга десанта и обстрел береговых бата­рей в районе Гавра.

Оба линкора и монитор сосредоточили свой огонь на укрепленных батареях Виллервиль, Бенервиль и Ульгат. К 9 ч. 30 мин. эти батареи замолчали, несмотря на то что они были хорошо защищены железобетон­ными конструкциями.

Двухорудийная батарея Бенервиль была специальной целью "Рэмиллис". Ее удалось подавить, хотя прямых попаданий не наблюдалось. В дальнейшем основную тяжесть борьбы с береговой артиллерией противника приняли на себя линейные ко­рабли "Родней" и "Нельсон", а "Рэмиллис" был отозван для участия в высадке десан­та в Южной Франции. Там он оказался единственным британским линкором, под­держивающим высадку войск между Туло­ном и Каннами 15 августа 1944 г.

"Рэмиллис" вступил в бой с первого же дня, когда он начал обстрел укреплений противника на острове Порт-Кро, который удалось захватить на следующий день. Пос­ле этого линкор вел огонь по батарее береговой артиллерии к югу от Сан Тропеза. 25 ав­густа "Рэмиллис" обстреливал укрепления в районе Тулона и Марселя. 28 августа эти города были заняты союзниками.

 

4. Линейный корабль "Роял Соверен"

 

Когда началась война, линкор "Роял Соверен" находился на ремонте. Вступив в строй, он недолго нес эскортную службу в Атлантике, однако в начале лета 1940 года произошло резкое изменение ситуации: в июне на стороне Германии выступила Ита­лия, немцы к тому времени оккупировали большую часть Франции, а ее военно-мор­ской флот был нейтрализован.

Державы Оси получили такое большое преимущество на Средиземном море, что стал вопрос о самом существовании британских военно-морских сил на этом театре военных действий. В составе итальянского флота на­ходились 4 полностью модернизированных линкора: "Конте ди Кавур", "Джулио Чезаре", "Кайо Дуилио" и "Андрея Дориа", а также 2 современных: "Литторио" и "Витторио Венето". Этим кораблям Великобритания могла противопоставить линкоры "Роял Со­верен", "Уорспайт" и "Малайя", базировав­шиеся на Александрию, "Вэлиант", "Ризолюшен" и линейный крейсер "Худ", находившиеся в Гибралтаре.

Казалось бы, по количеству тяжелых ко­раблей англичане не уступали противнику, но их корабли были менее современные и все, кроме "Худа", значительно уступали италь­янским в скорости хода. Кроме того, итальян­цы в Средиземном море имели большое пре­имущество в подводных лодках и авиации, которая могла действовать с сухопутных аэродромов. В распоряжении же англичан находился единственный авианосец, старый корабль "Игл", имевший всего 24 самолета.

Теоретически Италия должна была быстро овладеть центральной частью Сре­диземного моря и захватить Мальту — важ­нейший укрепленный пункт англичан на пути из Европы в Северную Африку.

Но в действительности ничего подоб­ного не произошло. Итальянский флот с первых же дней войны избрал сугубо обо­ронительную тактику. Он старался не всту­пать в бой, ограничиваясь охраной своих конвоев. Итальянцы пренебрегли принци­пом, что наилучшая оборона — это напа­дение. Активные действия они предприни­мали лишь тогда, когда их противник был многократно слабее.

Такую тактику итальянского линей­ного флота ярко иллюстрируют события, произошедшие 9 июля 1940 г. В этот день в море находились тяжелые корабли обеих сторон. Английские линкоры сопровожда­ли конвой на Мальту, а итальянские — в Северную Африку. Британское соединение включало "Роял Соверен", "Уорспайт" и

"Малайю", а итальянское "Джулио Чезаре" и "Конте ди Кавур". Во второй полови­не дня обе эскадры встретились у побережья Калабрии, в районе мыса Стило.

Огонь был открыт с дистанции 24 км, а на таком расстоянии цель могли поразить только орудия линкора "Уорспайт". И про­изошло почти невероятное: первым же зал­пом ''Уорспайт" накрыл итальянский флаг­ман "Джулио Чезаре", попав в центральную часть корабля, причинив ему значительные повреждения и вызвав по­жар. Итальянская эскадра тут же поверну­ла назад, поставила дымовую завесу и взя­ла курс на свою базу.

После скоротечного боя британским кораблям пришлось выдержать сильный налет итальянской береговой авиации. Дело обошлось без серьезного для них ущерба, но нападение с воздуха помеша­ло преследованию противника. Линкор "Роял Соверен", не открывавший огня по итальянским кораблям, активно участво­вал в отражении воздушного налета.

Командующий британским Средизем­номорским флотом адмирал Каннингхэм был разочарован легкостью, с которой ита­льянские корабли вышли из боя, и просил Адмиралтейство усилить флот линкорами с дальнобойной артиллерией. Кроме того, он просил увеличить авиационные силы, что­бы обеспечить кораблям защиту с воздуха. Вскоре в состав Средиземноморского флота были включены линкор "Вэлиант" и авиа­носец "Илластриес".

К началу 1942 г. "Роял Соверен" пере­вели в Индийский океан, где он базировал­ся в Коломбо для усиления обороны Цейло­на. Но, как уже говорилось выше, японский флот целиком сосредоточился на операциях в Тихом океане.

За год до конца войны с Германией, 30 мая 1944 г., "Роял Соверен" в счет репара­ций с Италии передали Советскому Со­юзу. 17 августа 1944 г. он совершил пере­ход из Скапа-Флоу в Ваенгу (Кольский залив) в сопровождении 9 эсминцев. 23 августа пять немецких подводных лодок пытались атаковать его к юго-востоку от острова Медвежий, но безуспешно.

24 августа линкор вошел в состав Се­верного флота под названием "Архангельск". К этому времени основные его такти­ко-технические данные были таковы: водоиз­мещение 33500 т, длина 182,3 м, ширина 32,2 м, осадка 10,8 м, мощность механизмов 40000 л.с., скорость хода 20,5 уз (экономическая 10 уз), дальность плава­ния 5080 миль, вооруже­ние: 8 381-мм, 8 152-мм, 8 102-мм, 24 40-мм, 16 двухствольных и 14 од­ноствольных 20-мм ору­дий. Команда состояла из 1230 человек.

В составе советс­кого флота линкор на­ходился до 5 апреля 1949 г., когда был воз­вращен Великобрита­нии, затем продан на слом и разобран в Росайте.

 

5. Линейный корабль "Ривендж"

 

Этот линкор в годы второй мировой войны не принял учас­тия в столкновениях с противником, ограни­чиваясь рутинной службой по патрули­рованию и охране конвоев. Исключение со­ставляет лишь участие 11 октября 1940 г. в операции по обстрелу французского порта Шербур (операция «Медиум»).

Действия линейных кораблей типа "Роял Соверен" в 1939-45 гг. показали со всей убедительностью, что время ожесточенных эскадренных боев, таких как Ютландское сражение, в которых броня противо­стояла артиллерии, закончилось. Наибольшего успеха линкоры добивались в действиях против берега (на­беги на базы противника, поддержка десантов и т.д.), да и то не всегда.

Эпоха господства на морях тяжелых кораблей с артиллерийским вооружением уходила в прошлое.

 

Окончание службы линейных кораблей типа «Роял Соверен»

«Роял Оук»

Потоплен германской подлодкой «U-47» 14 октября 1939 г.

«Рэмиллис»

Продан на слом 20 марта 1948 г. Разобран в Кэрнрайане.

«Ризолюшен»

Продан на слом 5 мая 1948 г. Разобран в Фаслейне компанией «Метал Индастриз».

«Ривендж»

Продан на слом 1948 г. Разобран в 5.9.1948 г. в Инверкитинге фирмой «Хорд».

«Роял Соверен» i Продан на слом 5 апреля 1949 г. Разобран в Росайте.