Приложения

 

Приложение № 1. Тактико-технические данные линейных кораблей типа "Роял Соверен" на момент вступления в строй

 

Водоизмещение

Стандартное водоизмещение:

"Роял Соверен" после вступления в строй — 27970 т.

"Роял Соверен" с булями — 29 560 т.

"Ривендж" после вступления в строй — 28000 т.

"Ривендж" с булями — 29 590 т.

"Рэмиллис" после вступления в строй (с булями) — 30300 т.

Полное водоизмещение:

"Роял Соверен" после вступления в строй — 31160 т.

"Роял Соверен" (с булями) — 32 700 т.

"Ривендж" после вступления в строй — 31 250 т.

"Ривендж" с булями — 32 820 т.

"Рэмиллис" после вступления в строй (с булями) — 33 540 т.

Изменение водоизмещения на 1 см осадки (по проекту) — 35,8 т/см.

 

Размерения

Корабль

Длина (м)

Ширина (с булями), м

«Рэмиллис»

189,28

31,11

«Ризолюшен

189,15

30,91

«Ривендж»

190,88 (с корм. галереей)

30,93

«Роял Оук»

189,25

31,14

«Роял Соверен»

189,30

30,96

 

Осадка

"Роял Соверен" после вступления в строй — 9,38 м.

"Рэмиллис" после вступления в строй (с булями) — 9,05 м.

"Ривендж" с булями — 8,93 м.

 

Вооружение

8 381-мм MK-I на лафетах MK-I;

14 152-мм МК-ХII на лафетах P-IX;

2 76,2-мм зенитных;

4 3-фунтовых салютных (в мирное время);

5 пулеметов системы "Максим";

4 533-мм подводных торпедных аппарата.

Боезапас

381-мм — 100 выстрелов/орудие.

152-мм — 130 выстрелов/орудие,

100 осветительных/корабль.

3-фунтовые — 64 выстрела/орудие.

20 торпед.

 

Броневая защита

Броневой пояс — 330 мм по миделю, 152 мм к носу, 102 мм к корме.

Верхний броневой пояс — 152 мм.

Переборка цитадели — 152 мм к носу, 102 мм к корме.

Башни — борт 280 мм, лоб 330 мм, крыша 114,3 мм.

Барбеты — 102-254 мм.

Батареи 152-мм орудий — борт 152 мм, переборки 102 мм.

Боевая рубка — 280 мм.

Шахта боевой рубки — 102-152 мм.

Пост управления торпедным огнем — 152 мм.

Шахта поста управления торпедным огнем — 102 мм.

Противоторпедная переборка — 254-38 мм.

Шахты дымовых труб: между спардеком и полубаком — 38 мм, между верхней палубой и полубаком — 25,4 мм.

Полубак под батареей — 25,4 мм.

Верхняя палуба — 25,4; 31,7 и 38 мм между барбетами первой ("А") и четвертой ("У") башен.

Главная палуба, горизонтальная часть — 25,4 и 50,8 мм над магазинами (погребами) и машинным отделением, 25,4 мм к носу.

Главная палуба, скосы — 50,8 мм.

Средняя палуба — 25,4 мм над погребом четвертой башни и кормовым торпедным отсеком: 50,8; 76,2 и 102 мм: над рулевым отсеком (после Ютландского сражения были усилены стальные плиты над кормовыми погребами).

Промежуточная палуба — от барбета первой башни к носу 25,4-63,4 мм.

 

Энергетическая установка

Турбины Парсонса, работающие на 4 вала; мощность 40000 л.с.; проектная скорость хода 23 узла при 320 об/мин.

Запас топлива — 3400 т нефти, 160 т угля.

 

Стоимость постройки (фунтов стерлингов):

"Роял Соверен" — 2 570929;

"Роял Оук" — 2 488269;

"Ривендж — 2 406500;

"Ризолюшен" — 2 449680;

"Рэмиллис" 3 295800.

Экипаж — 920 человек.

 

Приложение № 2. Хронология службы линейных кораблей типа "Роял Соверен"

 

"Роял Соверен"

 

15 января 1914 года. Заложен на военно-морской верфи в Портсмуте.

29 апреля 1915 года. Спущен на воду.

18 апреля 1916 года. (По другим данным, в мае). Вступил в строй.

Май 1916 года. Зачислен в состав 1-й бригады ли­нейных кораблей Гранд-Флита. Из-за неисправности ме­ханизмов не принял участие в Ютландском сражении.

Июнь-август 1916 года. Служба в составе флота.

19 августа 1916 года. Выход в море на перехват Флота Открытого моря. Сражения не произошло.

Август 1916 года - октябрь 1918 года. Служба в со­ставе флота.

21 ноября 1918 года. В составе Гранд-Флита, уча­ствует в церемонии капитуляции германского Флота Открытого моря.

Ноябрь 1918 года - апрель 1919 года. Служба в со­ставе флота.

Апрель 1919 года. Расформирование Гранд-Флита. "Роял Соверен" в составе 1-й бригады переведен на Ат­лантический флот.

Апрель-июнь 1919 го да. Охранение "интернирован­ных" немецких кораблей.

21 июня 1919 года. Линкор становится свидетелем самозатопления Флота Открытого моря. Экипаж прини­мал участие в спасательных работах.

Июнь-декабрь 1919 года. Служба в составе Атлан­тического флота.

Январь-июль 1920 года. Поход в Черное море в со­ставе бригады. Участие в интервенции против Советской России и контроль над разоружением Турции.

Июль-осень 1920 года. Возвращение в Англию. Служба в составе Атлантического флота. Столкновение с линейным крейсером "Тайгер".

Конец 1920 года. Стоянка в ожидании ремонта.

Январь 1921 года. Ремонт.

Февраль 1921 года - май 1922 года. Пребывание в резерве.

Май-сентябрь 1922 года. Модернизация.

3 октября 1922 года. Возвращение в состав 1-й бри­гады линейных кораблей Атлантического флота.

Октябрь 1922 года - декабрь 1926 года. Служба в со­ставе Атлантического флота.

Декабрь 1926 года. Перевод в состав Средиземно­морского флота.

Декабрь 1926 года - октябрь 1927 года. Служба в со­ставе Средиземноморского флота.

Октябрь 1927 года - июнь 1928 года. Ремонт и модер­низация.

Июль 1928 года - январь 1932 года. Служба в соста­ве Средиземноморского флота.

Январь-ноябрь 1932 года. Ремонт и модернизация в Портсмуте.

Ноябрь 1932 года - начало 1935 года. Служба в со­ставе Средиземноморского флота.

1935 год-январь 1936 года. Линкор переведен в со­став Флота Метрополии. Служба в составе этого соеди­нения.

Январь 1936 года - июнь 1937 года. Используется в качестве учебного корабля.

Июнь 1937года-февраль 1938 года. Модернизация в Девонпорте.

Февраль 1938 года - август 1939 года. Служба в ка­честве учебного корабля.

Август 1939 года. Мобилизация Королевского флота.

31 августа 1939 года. Главные силы флота Метро­полии выходят в море. Во главе соединения командую­щий флотом Метрополии адмирал Ч. Форбс. В его рас­поряжении находятся линкоры: "Роял Соверен", "Нельсон", "Родней", "Рэмиллис", "Роял Оук"; линей­ные крейсера "Худ" и "Рипалс; авианосец "Арк Роял"; 12 крейсеров и 16 эсминцев.

3 сентября 1939 года. Великобритания объявила вой­ну Германии. Флот Метрополии приступил к выполне­нию боевой задачи, поиск вражеских торговых судов между Шотландией, Исландией и Норвегией. Но немец­кие "купцы" после заключения пакта Молотова-Риббентропа ушли в Мурманск.

7 сентября 1939 года. Возвращение в базу.

Сентябрь 1939 год. Стоянка на базе.

Октябрь-декабрь 1939 года. "Роял Соверен" зачис­лен в состав Северо-Атлантических эскортных сил, с базой в канадском порту Галифакс. Линкор охраняет конвои.

Декабрь 1939 года - май 1940 года. Ремонт в Плиму­те (по другим данным, в Девонпорте).

Май 1940 года. Возвращение на Средиземноморс­кий флот.

Май-июнь 1940 года. Служба в составе флота. Под­готовка к войне с Италией.

10 июля 1940 года. Италия объявила войну Вели­кобритании и Франции.

10-27 июня 1940 года. Стоянка в базе.

27 июня 1940 года. В море выходят линкоры "Роял Соверен" и "Рэмиллис", авианосец "Игл" и 8 эсминцев. Они осуществляют дальнее прикрытие конвоя из Александрии на Мальту.

30 июня 1940 года. Возвращение в базу.

30 июня-5 июля 1940 года. Стоянка в Александрии.

6 июля 1940 года. Средиземноморский флот выхо­дит в море. "Роял Соверен" вместе с "Малайей" и авиа­носцем "Игл" и 11 эсминцами образует группу "С" под командованием вице-адмирала Придхема Уиппела.

9 июля 1940 года. Бой между итальянским и британ­ским флотом. "Роял Соверен" не успел принять участие в сражении.

10 июля 1940 года. Возвращение на базу.

11 июля-20 июля 1940 года. Стоянка в Александрии. 21 июля 1940 года. "Роял Соверен" выходит в море в составе Средиземноморского флота для патрулирова­ния юго-западнее Крита.

30 июля 1940 года. Возвращение на базу.

Конец июля - начало августа 1940 года. Командую­щий Средиземноморским флотом просит заменить "Роял Соверен" и "Малайя", которые слишком тихоходны и не могут выполнять возложенные на них задачи. Просьба удовлетворена.

Начало августа 1940 года. Корабль выведен из со­става Средиземноморского флота. Он начинает переход к новому месту службы, Северо-Атлантических эскорт­ных сил. Линкор проходит Суэцкий канал.

14 августа 1940 года. Атакован итальянской под­водной лодкой "Галилео Феррарис" (капитан 3 ранга Пиомарто). Атака результатов не дала.

Вторая половина августа 1940 года. Продолжение перехода.

Сентябрь-октябрь 1940 года. Ремонт механизмов в Дурбане.

Ноябрь 1940 года. Переход из Дурбана в Галифакс.

Декабрь 1940 года. Прибытие в Галифакс. "Роял Соверен" становится флагманом 3-й бригады линейных кораблей.

Декабрь 1940 года - май 1941 года. Охранение кон­воев в Атлантике.

Май-июнь 1941 года. Ремонт в США, на военно-морской верфи в Норфолке.

Июнь-август 1941 года. Линкор эскортирует атлан­тические конвои. В это время принимается решение о пе­реводе его в состав Восточного флота.

Август 1941 года. Корабль возвращается на Бри­танские острова. Начало ремонтных работ на одной из верфей Глазго.

Октябрь 1941 года. Окончание работ. Переход к но­вому месту службы.

Ноябрь 1941 года. Корабль базируется на Килиндини.

Ноябрь 1941 года - февраль 1942 года. Охранение конвоев в Индийском океане.

Конец февраля - начало марта 1942 года. Линкор вместе с тяжелым крейсером "Корнуэлл", 3 эсминцами и австралийским вспомогательным крейсером, и корветом охраняет конвой "SU-1" (12 транспортов на борту 10 090 военнослужащих). Потерь нет.

27 марта 1942 года. Командующий Британским Во­сточным флотом адмирал Сомервилль получает инфор­мацию о рейде японского авиационного соединения в Ин­дийском океане. Для отражения удара флот разделен на два соединения "А" (быстроходное) и "В" (тихоходное). Линкоры "Роял Соверен", "Ризолюшен", Рэмиллис", "Ривендж", авианосец "Гермес", 2 английских легких крейсера, голландский крейсер ПВО и 7 эсминцев.

2-13 апреля 1942 года. Японский рейд в Индийский океан. "Роял Соверен" в боевых действиях участие не принимал.

Апрель-конец 1942 года. Охранение конвоев в Ин­дийском океане.

Конец 1942 года - октябрь 1943 года. Переход в США. Капитальный ремонт и модернизация с установкой новейших радиолокационных станций.

Конец октября - начало ноября 1943 года. Трансат­лантический переход, возвращение в Англию.

5 ноября 1943 года. Линейный корабль выведен в ре­зерв в Розайте.

Конец 1943года-начало 1944 года. Принимается ре­шение о передаче корабля СССР, в счет раздела итальян­ского флота.

9 марта 1944 года. Зачислен в состав советского флота.

Март-май 1944 года. Сформирован экипаж и от­правлен в Англию.

7 мая 1944 года. Советские моряки поднялись на па­лубу линкора.

8-29 мая 1944 года. Передача корабля. 30 мая 1944 года. В 11 часов 15 минут поднят совет­ский военно-морской флаг. Корабль переименован в "Ар­хангельск".

Июнь 1944 года. Прохождение курса боевой под­готовки.

Июль 1944 года. Ожидание перехода в СССР. 17 августа 1944 года. Линкор под флагом вице-ад­мирала Г. И. Левченко, вместе с эсминцами, выходит в море, догоняя союзный конвой "JW-59" (34 транспорта, охранение: 2 эскортных авианосца, легкий крейсер, 11 эсминцев, 11 советских больших охотников, 10 кораб­лей ПЛО).

20 августа 1944 года. Советская эскадра догнала конвой и усилила охранение.

23 августа 1944 года. "Архангельск" атакован не­мецкой подводной лодкой "U-711" (капитан-лейтенант Ланге). Еще одним объектом атаки был советский эсминец "Жаркий". На лодке слышали взрыв, но советские корабли попаданий не получили, скорее всего, это был взрыв глубинных бомб.

24 августа 1944 года. Прибытие в Ваенгу. Начало сентября 1944 года. Линкор зафик­сирован немецкой авиаразведкой. Начата разра­ботка планов уничтожения линкора. В основном по политическим принципам. В период неудач немецкого оружия на всех фронтах требовалась громкая победа, такая как уничтожение "Красно­го линкора".

10 сентября 1944 года. Сформирована эс­кадра Северного флота. Флагман—линкор "Ар­хангельск". Место базирования — бухта Ваенга. Для обеспечения противовоздушной обороны линкора были выделены значительные средства:, истребительный авиационный полк, полк зенит­ной артиллерии.

14-24 сентября 1944 года. Немецкая подвод­ная лодка "U-315" (лейтенант Цоллер), снабжен­ная шнорхелем (РДП), пыталась проникнуть в Кольский залив и уничтожить "Архангельск". Попытка сорвалась, не удалось форсировать се­тевые заграждения у входа в Кольский залив.

28 сентября-10 сентября 1944 года. По­вторная попытка "U-313" (лейтенант Швейцер) со шнорхелем (РДП), задача не выполнена. Причина та же.

Сентябрь-декабрь 1944 года. "Архангельск" стоит в базе и в боевых действиях не участвует. Редкие выходы на боевую подготовку в пределах Кольского залива.

Январь-декабрь 1944 года. Линкор стоит в базе. За 40 суток пройдено 2750 миль.

5-8 января 1945 года. Еще одна попытка уничтоже­ния "Архангельска". -Немецкие подводные лодки "U -295" (старший лейтенант Видольд), "U-716" (старший лейтенант Тимме), "U-739 (старший лейтенант Козник) должны были доставить 6 сверхмалых подводных лодок типа "Бидер". Операция была сорвана из-за неисправно­сти "биберов".

13 мая 1945 года. Участие в параде в честь Дня По­беды над Германией.

Январь-декабрь 1946 года. Стоянка в базе.

Январь-декабрь 1947 года. "Архангельск" стоит в базе. За год пройдено 1826 миль (21 ходовые сутки).

Январь-декабрь 1948 года. "Архангельск" стоит в базе. В конце года принято решение о возвращении ко­рабля Великобритании. Большая часть экипажа корабля вошла в состав "спецкоманды" для приемки итальянско­го линкора "Джулио Чезаре" (будущий "Новороссийск").

15 января-4 февраля 1949 года. Переход Ваенга-Розайт.

4 февраля 1949 года. Возвращен англичанам. В со­став Королевского флота не вводился.

9 февраля 1949 года (по другим данным, 28 мая 1949 года). Исключен из списков флота.

5 апреля 1949 года. Передан Bisco (аналог отде­ла фондового имущества СССР) и продан фирме Т. W. Ward.

18 мая 1949 года. Прибыл на судоразделочный за­вод в Инверкейтинге.

Декабрь 1949 года-1950 год. Разборка на метал­лолом.

 

"Ривендж"

 

22 декабря 1913 года. Заложен на верфи "Виккерса" в Барроу, планировалось назвать "Ринаун", но вско­ре получил название "Ривендж".

29 мая 1915 года. Спущен на воду.

1 февраля 1916 года (по другим данным, в марте). Вошел в состав флота.

Март 1916 года. Зачислен в состав 1-й бригады ли­нейных кораблей Гранд-Флита.

31 мая-1 июня 1916 года. Корабль принимает учас­тие в Ютландском бою. Во время сражения его против­ником был немецкий линкор "Кёниг", линейные крейсе­ра "Дерфлингер" и "Фон дер Танн". "Ривенджу" удалось уклониться от 4-х вражеских торпед. Ночью из-за ошиб­ки командира он не смог добить тяжело поврежденный ли­нейный крейсер "Зейдлиц". После торпедирования лин­кора "Мальборо" на борт "Ривенджа" перешел командующий 1-й бригадой вице-адмирал Берни. Утром "Ривендж" обстрелял из 381-мм орудий главного калиб­ра и 76-мм зенитных орудий немецкий дирижабль "L-11". Общий расход боезапаса во время Ютландского сраже­ния составил 102 снаряда главного калибра и 1 торпеда.

Июнь-октябрь 1916 года. Служба в составе флота.

Ноябрь 1916 года. Поднят флаг младшего флагма­на Гранд-Флита адмирала Маддена.

Ноябрь 1916 года - ноябрь 1918 года. Служба в со­ставе флота.

11 ноября 1918 года. "Ривендж" — один из кораб­лей Гранд-Флита, встречающий корабли германского Флота Открытого моря.

Декабрь 1918 года - апрель 1919 года. Служба в со­ставе флота.

Апрель 1919 года. Расформирование Гранд-Флита. "Ривендж" становится флагманом 1-й бригады линейных кораблей.

Апрель-июнь 1919 года. Служба в составе флота.

21 июня 1919 года. Линкор становится свидетелем затопления немецкого флота в Скапа-Флоу.

Июнь 1919 года - январь 1920 года. Служба в соста­ве флота.

Январь-июль 1920 года. Поход в Черное море в со­ставе бригады. Участие в интервенции против Советс­кой России и контроль над разоружением Турции.

Июль 1920 года - сентябрь 1922 года. Служба в анг­лийских водах.

Сентябрь 1922 года- март 1923 года. Второй поход в турецкие воды.

Март 1923 года- ноябрь 1924 года. Служба в анг­лийских водах.

Ноябрь 1924 года - октябрь 1927 года. "Ривендж" в составе Атлантического флота.

20 января 1925 года. Во время учений участвовал в расстреле линейного корабль "Монарх".

Октябрь 1927 года. "Ривендж" передал обязаннос­ти флагмана новому линкору "Нельсон".

Ноябрь-январь 1927 года. Ожидание ремонта.

11 января 1928 года-2 января 1929 года. Капиталь­ный ремонт в Плимуте.

Январь 1929 года - февраль 1936 года. Служба в составе Средиземноморского флота.

6 февраля 1936 года - март 1937 года. Ремонт в Пор­тсмуте.

1 июня 1937 года. Корабль зачислен в состав 1-й бригады линейных кораблей Метрополии.

1 июня 1937 года-3 сентября 1939 года. Служба в составе флота.

3 сентября 1939 года. Великобритания объявила вой­ну Германии. "Ривендж" зачислен в состав сил Канала. Порт базирования Портленд.

Конец сентября 1939 года. В Южной Атлантике дей­ствует броненосный корабль "Адмирал граф Шпее", а в Северной Атлантике "Лютцов". Адмиралтейство прини­мает меры по борьбе с этой угрозой. "Ривендж" плани­руется отправить в Южную Атлантику.

2 октября 1939 года. Решение об отправке в Южную Атлантику не принято, линкор получил приказ идти в Га­лифакс, присоединиться к 3-й бригаде и войти в состав Се­веро-Атлантических эскортных сил.

Октябрь 1939 года - август 1940 года. Охрана Севе­ро-Атлантических конвоев.

Август-10 октября 1940 года. Для отражения возмож­ного вторжения в Англию линкор возвращен в Метропо­лию и зачислен в состав Плимутского командования.

11 октября 1940 года. Операция "Медиум". В море выходит британское соединение: "Ривендж" в сопровож­дении 5-й флотилии эсминцев (9 кораблей) и 3-й флоти­лии MG-B (аналоги советских морских охотников). Ко­рабли подошли к оккупированному французскому порту Шербур. Линкор и эсминцы с расстояния 9 миль открыли огонь по портовым сооружениям. "Ривендж" израсходо­вал 120 снарядов главного калибра. Порту нанесен боль­шой материальный ущерб, и обстрел нанес сильный удар по престижу немецких вооруженных сил.

12 октября- начало ноября 1940 года. Служба в со­ставе Плимутского командования.

Ноябрь 1940 года - май 1941 года. "Ривендж" в ох­ранении атлантических конвоев.

Конец мая 1941 года. Линкор принимает участие в операции против "Бисмарка", но обнаружить вражеский линкор не удалось.

Июнь-август 1941 года. Охранение атлантических конвоев.

Август 1941 года. "Ривендж" переведен в состав Восточного флота для охранения конвоев в Индийском океане.

Начало апреля 1942 года. В составе соединения "В" (тихоходное) базируется на атолл Адду. В Индийском океане действуют японские авианосцы. "Ривендж" учас­тия в боевых действиях не принимает.

Апрель 1942 года - февраль 1943 года. Охранение конвоев в Индийском океане.

Февраль 1942 года. Операция "Памфлет"—переброс­ка 9-й австралийской дивизии (30 000 человек) из Северной Африки. "Ривендж" в составе сил прикрытия.

Февраль-сентябрь 1943 года. Охранение конвоев в Индийском океане.

Сентябрь 1943 года - май 1944 года. Переход в Вели­кобританию. Линкор выведен в резерв. Находился в распо­ряжении командования в Портсмуте.

Май 1944 года. С кораб­ля демонтированы орудия главного калибра. Они долж­ны были составить резерв для линейных кораблей, выделен­ных для поддержки Норманд­ской десантной операции.

Май-декабрь 1944 года. Нахождение в резерве.

17 декабря 1944 года. Передан в распоряжение учеб­ного отряда.

Декабрь 1944года-март 1948 года. Служба в учебном отряде.

8 марта 1948 года. Вы­черкнут из состава флота.

Июль 1948 года. Пере­дан Bisco (аналог отдела фон­дового имущества СССР) и продан фирме Т. W. Ward.

5 сентября 1948 года. При­был на судоразделывательный завод в Инверкейтинге.

1949 год. Разобран на металл.

 

"Роял Оук"

 

1 января 1914 года. Зало­жен на Военно-морской верфи в Девонпорте.

17 ноября 1914 года. Спущен на воду.

1 мая 1916 года. Вошел в состав флота.

Май 1916 года. Прибыл в Скапа-Флоу и зачис­лен в состав 3-го дивизиона, 4-й бригады линкоров Гранд-Флита.

31 мая-1 июня 1916года. "Роял Оук" принимает уча­стие в Ютландском сражении (израсходовано 38 снарядов главного калибра). Достиг попаданий в "Дерфлингер".

Июнь-август 1916 года. Служба в составе Гранд-Флита, перевод в 1 -ю бригаду линкоров.

19 августа 1916 года. Выход в составе флота на пе­рехват Флота Открытого моря. Боя не произошло.

Август 1916 года - ноябрь 1918 года. Служба в соста­ве флота.

21 ноября 1918 года. Участие в церемонии капиту­ляции кораблей германского Флота Открытого моря.

Ноябрь 1918 года - апрель 1919 года. Служба в составе флота.

Апрель 1919 го да. Расформирование Гранд-Флита. "Роял Оук" вошел в состав 1-й бригады линейных кораб­лей Атлантического флота.

Апрель-июнь 1919 года. Служба в составе флота.

21 июня 1919 года. "Роял Оук" — свидетель само­затопления немецкого флота в Скапа-Флоу.

Июнь 1919 года - март 1920 года. Служба в составе флота.

Март-июль 1920 года. Поход в турецкие воды.

Июль 1920 года - сентябрь 1922 года. Служба в со­ставе флота.

Сентябрь 1922 года - апрель 1924 года. Ремонт и мо­дернизация в Портсмуте.

Апрель 1924 года - март 1926 года. Служба в соста­ве флота.

Март 1926 года - март 1927 года. Служба в составе

Средиземноморского флота.

Март-июнь 1927 года. Ремонт в Плимуте

Июнь 1927 года - май 1934 года. Служба в составе Средиземноморского флота.

Май 1934 года - август 1936 года. Ремонт и модерни­зация в Портсмуте.

Август 1936 года - ноябрь 1938 года. Служба в соста­ве флота Метрополии.

Ноябрь 1938 года. Переход с телом норвежской королевы из Великобритании в Норвегию.

Декабрь 1938 года - июль 1939 года. Служба в соста­ве флота Метрополии.

7 июля 1939 года. В Адмиралтействе принято реше­ние вернуть "Роял Оук" в состав Средиземного флота.

Июль-август 1939 года. Подготовка к переходу в Средиземное море. Но из-за обострения в Европе (Данцигский кризис) "Роял Оук" остался в составе флота Мет­рополии.

31 августа-7 сентября 1939 года. "Роял Оук" выхо­дит в составе флота в море, для перехвата немецких тор­говых судов. Операция была неудачной, немецкие тор­говые суда ушли в Мурманск, и флот Метрополии вернулся в базу.

7 сентября-13 октября 1939 года. Служба в соста­ве флота.

13 октября 1939 года. "Роял Оук" находился на рей­де Скапа-Флоу. В эту базу проникла немецкая подвод­ная лодка "U-47" (капитан-лейтенант Прин). Она два раза выходила в атаку на линкор и добилась от 2 до 4 попаданий торпедами. Все торпеды поразили линкор в правый борт в районе погребов носовых башен, первого котельного отделения и машинного отделения. Потери экипажа 833 человека, в том числе командир корабля капитан 1 ранга Белл и командир 2-й бригады линкоров флота Метрополии контр-адмирал Блегроув. Корпус ко­рабля до сих пор лежит на дне Скапа-Флоу.

 

"Ризолюшен"

 

15 января 1913 года. Заложен на верфи "Палмерс" в Ньюкасле.

14 января 1915 года. Спущен на воду.

7 декабря 1916 года. Вошел в состав флота.

8 декабря-29 декабря 1916 года. Прохождение все­сторонних испытаний.

30 декабря 1916 года. Зачислен в состав 1-й брига­ды линейных кораблей Гранд-Флита.

Январь 1917 года - ноябрь 1918 года. Служба в со­ставе флота.

21 ноября 1918 года. Принимал участие во встрече кораблей Флота Открытого моря, идущего для интерни­рования.

21 ноября 1918 года - апрель 1919 года. Служба в составе флота.

Апрель 1919 года. Реорганизация английского фло­та. "Ризолюшен" вместе с однотипными кораблями во­шел в состав 1-й бригады линейных кораблей Атланти­ческого флота.

Апрель-июнь 1919 года. Служба в составе флота.

21 июня 1919 года. Линкор становится свидетелем самозатопления Флота Открытого моря.

Июнь 1919 года - январь 1920 года. Служба в соста­ве флота.

Январь-июль 1920 года. Поход в Черное море.

Июль 1920 года - сентябрь 1922 года. Служба в со­ставе флота.

Сентябрь 1922 года - март 1923 года. Поход в турец­кие воды.

Март 1923 года - январь 1924 года. Служба в соста­ве Атлантического флота.

14 января 1924 года. В этот день "Ризолюшен" при­нимал участие во флотских учениях. После их завершения линейные силы Атлантического флота ушли в базу. На "Ризолюшен", шедшем концевым, почувствовали силь­ный удар о подводное препятствие. На флагман было до­ложено о возможном столкновении с подводной лодкой. Ей оказалась "L-24", которая всплывала в надводное поло­жение, командир которой был невнимателен при осмотре горизонта в перископ. Погиб весь экипаж лодки—43 че­ловека.

Январь-ноябрь 1924 года. Служба в составе 1 -и бри­гады линкоров Атлантического флота.

Ноябрь 1924 года - март 1926 года. ''Ризолюшен" — флагманский корабль 2-й бригады линкоров Атлантичес­кого флота.

Март-декабрь 1926 года. Перевод в Средиземное море. Служба в составе этого соединения. После ухода лин­кора "Айрон Дьюк", "Ризолю­шен" становится флагманом 1-й бригады линкоров.

Декабрь 1926 года - декабрь 1927 года. Ремонт и модернизация в Портсмуте.

1928-1935 годы. Служба в Средиземном флоте в каче­стве флагманского корабля 1-й бригады.

Конец ноября - начало де­кабря 1935 года. Возвращение в Метрополию.

10 декабря 1935 года-15 сентября 1936 года. Выведен в резерв, для прохождения ре­монта в Портсмуте.

15 сентября 1936 года. Зачислен в состав 2-й бригады линкоров Флота Мет­рополии.

Январь 1937 года - март 1938 года. Используется в качестве учебного корабля.

Март-июль 1938 года. Текущий ремонт в Плимуте.

Июль-декабрь 1938 года. Служба в качестве учеб­ного корабля.

Январь-август 1939 года. Нахождение в составе Флота Метрополии.

Август 1939 года. Начало мобилизации Королевс­кого флота. Линкор зачислен в состав сил Канала.

Сентябрь 1939 года. Служба в составе этого со­единения.

10 октября 1939 года. Адмиралтейство приняло ре­шение об отправке линкора в Южную Атлантику.

5 октября 1939 года. "Ризолюшен" вместе с "Ривендж" пересекает Атлантику. На борту корабля нахо­дятся золотые слитки.

Середина октября 1939 года. Прибытие в канадский порт Галифакс.

Октябрь-декабрь 1939 года. Охранение Северо-Атлантических конвоев.

10-23 октября 1939 года. Переброска в Метрополию 1 -и канадской дивизии (7400 человек на 5 больших лай­нерах, конвой "ТС-1". "Ризолюшен" обеспечивает охра­ну совместно с линейным крейсером "Рипалс" и авианос­цем "Фьюриес". Операция завершилась успешно.

Декабрь 1939 года - апрель 1940 года. Охранение Атлантических конвоев.

Апрель 1940 года. Линкор возвращается на Британ­ские острова и должен усилить флот Метрополии, веду­щий тяжелые бои в норвежских водах.

13 мая 1940 года. "Ризолюшн" и крейсера "Аурора" и ''Эффингем" атакованы немецкой авиацией у Нарвика.

4-11 мая 1940 года. Линкор активного участия в военных действиях не принимал — шла подготовка к де­сантной операции.

12-13 мая 1940 года. В районе Нарвика были выса­жены части французского иностранного легиона. "Ризолюшен" доставил к месту высадки два десантных кораб­ля LC (на каждом было 2 легких танка).

16 мая 1940 года. Во время налета вражеской авиа­ции получил попадание авиабомбы. 2 убитых, 27 раненых.

Конец мая 1940 года. Ремонт повреждений.

4 июня 1941 года. В море из Скапа-Флоу выходят линкоры "Ризолюшен" и "Вэлиент", крейсер "Энтерпрайз" и 3 эсминца. Эти корабли должны войти в состав Гибралтарской эскадры (соединения "Н").

23 июня 1940 года. Прибытие в Гибралтар.

24 июня-2 июля 1940 года. Стоянка на базе.

3 июля 1940 года. "Ризолюшен" принимает участие в бою с французской эскадрой в Мерс-эль-Кебир, завер­шившееся поражением французов.

4-7 июля 1940 года. Стоянка на базе.

8-11 июля 1940 года. В Средиземное море выходят корабли соединения "Н" (линкоры: "Ризолюшен" и "Вэлиэнт", линейный крейсер "Худ", авианосец "Арк Роял", 3 легких крейсера, 10 эсминцев). Английские корабли были атакованы итальянской авиацией, но попаданий в них не было и все они вернулись в Гибралтар.

И июля-22 сентября 1940 года. Служба в составе соединения "Н". Подготовка к высадке в районе Дакара.

23 сентября 1940 года. Первый день операции "Менейс". Английская эскадра: линкоры "Ризолюшн" и "Бархэм", авианосец "Арк Роял", 3 тяжелых, 1 легкий крей­сер, 10 эсминцев, множество малых кораблей, транспорты с десантом. Им противостояла сильная французская эс­кадра во главе с новейшим линкором "Ришелье". Английские линкоры вступили в бой с вражескими корабля­ми и береговыми батареями.

24 сентября 1940 года. В "Ризолюшен" попало 4 сна­ряда с береговой батареи. Повреждения оказались незна­чительными.

25 сентября 1940 года. Торпедирован французской подводной лодкой "Бевезье" (капитан-лейтенант Лансло). Повреждение оказалось тяжелым — затоплено ма­шинное отделение левого борта, начался пожар в котель­ном отделении № 1, крен достиг 12°, и корабль потерял ход. ''Ризолюшен" был взят на буксир линкором "Бархэм", а операцию "Менейс" прекратили.

25-29 сентября 1940 года. Переход на буксире в Фритаун.

Октябрь 1940 года - март 1941 года. Ремонт в Фри­тауне и Гибралтаре.

Март 1941 года. Переход в Портсмут, для заверше­ния ремонтных работ. Из-за угрозы немецких авианале­тов принято решение о продолжении ремонта в США, и корабль пересекает Атлантический океан.

Апрель-6 сентября 1941 года. Ремонтные работы на Военно-морской верфи в Филадельфии.

Сентябрь 1941 года. Прохождение курса боевой подготовки и возвращение в Англию.

Октябрь-декабрь 1941 года. Служба в составе фло­та Метрополии.

Январь-март 1942 года. Переход к новому месту службы. Линкор зачислен в состав Восточного флота в Индийский океан.

26 марта 1942 года. Прибытие в Коломбо.

Конец марта - середина апреля 1942 года. Линкор вошел в состав соединения "В" Восточного флота, но не­посредственного участия в отражении удара японских авианосцев он не принимает.

Апрель 1942 года - февраль 1943 года. Охранение конвоев в Индийском океане.

Февраль 1943 года. Нахождение в составе сил даль­него прикрытия войскового конвоя "Памфлет".

Март-август 1943 года. Охранение конвоев в Ин­дийском океане.

Сентябрь 1943 года. Возвращение в Англию. Ремонт в Розайте.

Октябрь 1943 года. "Ризолюшен" выведен в резерв в Саутгемптоне.

Ноябрь 1943 года - июнь 1944 года. Нахождение в резерве.

Июнь 1944 года. Передан в распоряжение учебного отряда в Девонпорте и использовался в качестве учебно­го корабля для кочегаров. Орудия Главного калибра де­монтированы для замены расстрелянных орудий линко­ров, участвовавших в Нормандской операции.

Июнь 1944 года - февраль 1948 года. Служба в ка­честве несамоходного учебного корабля.

2 февраля 1948 года. "Ризолюшен" вычеркнут из списков флота. Передан Bisco (аналог отдела фондового имущества СССР) и продан фирме Метел Индастриез энд Айрон Стиил Ко.

13 мая 1948 года. Прибыл для разборки на металл в Феслейн.

1948-1949 год. Разобран.

 

"Рэмиллис"

 

12 ноября 1913 года. Заложен на верфи Бэрдмор в Глазго.

12 сентября 1916 года. Спущен на воду. Во время спуска корпус коснулся грунта, и корабль получил серь­езные повреждения в подводной части, после чего его перевели для достройки и устранения повреждений на верфь "Кэллмел Лорд" в Биркенхеде.

5 мая 1917 года. Начало испытаний.

7 мая 1917 года. При возвращении на верфь-строи­тель сел на мель.

23 мая 1917 года. Снят с мели при помощи 8 буксиров.

Конец мая - начало сентября 1917 года. Ремонт по­вреждений и испытания.

Сентябрь 1917 года. Вошел в состав 1-й бригады линкоров Гранд-Флита.

Сентябрь 1917 года - апрель 1919 года. Служба в со­ставе Гранд-Флита. По неизвестной причине не участвовал в церемонии сдачи германского Флота Открытого моря.

Апрель 1919 года. После расформирования Гранд-Флита зачислен в состав 1 -и бригады линкоров Атланти­ческого флота.

Апрель-июнь 1919 года. Служба в составе флота.

21 июня 1919 года. Линкор становится свидетелем самозатопления кораблей Флота Открытого моря.

Июнь 1919 года - март 1920 года. Служба в соста­ве флота.

Март-июль 1920 года. Черноморский поход 1-й бри­гады линкоров. Участие в интервенции против России, поддержка белых и контроль за разоружением Турции.

Август 1920 года - май 1921 года. Служба в составе Атлантического флота.

Май 1921 года. Реорганизация Атлантического флота. 1-я и 2-я бригады линкоров объединены, при этом линкоры типа "Роял Соверен" составили 1-й дивизион, "Куин Элизабет"— 2-й дивизион.

Май 1921 года - август 1922 года. Служба в соста­ве флота.

Сентябрь-ноябрь 1922 года. Поход вместе с одно­типными кораблями в турецкие воды, для демонстрации силы. В основном корабли действовали в Дарданеллах и Мраморном море.

Ноябрь 1922 года - июнь 1924 года. Служба в соста­ве флота.

Июнь 1924 года. Модернизация в Розайте.

Июль-октябрь 1924 года. Служба в составе флота.

1 ноября 1924 года. Очередная реорганизации Ко­ролевского флота. "Роял Соверены" остались в составе Атлантического флота, "Куин Элизабеты" переведены в состав Средиземноморского флота.

Ноябрь 1924 года - сентябрь 1926 года. Служба в составе флота.

Сентябрь 1926 года. Начало модернизации в Девонпорте.

1 марта 1927 года. Окончание работ, возвращение в состав флота.

Март-август 1927 года. Боевая подготовка.

Август 1927 года - сентябрь 1929 года. Служба в со­ставе Средиземноморского флота.

Октябрь 1929 года. Линкор был стационером в Яффе, во время беспорядков в Палестине.

Ноябрь 1928 года - июнь 1932 года. Служба в соста­ве Средиземноморского флота.

Июнь 1932 года-17 сентября 1934 года. Выведен в резерв, для прохождения капитального ремонта и модер­низации.

17 сентября 1934 года. Зачислен в состав флота.

Сентябрь 1934 года - июль 1935 года. Служба в со­ставе Средиземноморского флота.

Июль 1935 года. Зачислен в состав 2-й бригады лин­коров флота Метрополии.

16 июля 1935 года. Участие в юбилейном параде на Спитхедском рейде.

16 июля-31 августа 1935 года. Служба в составе флота.

31 августа 1935 года. Столкновение во время штор­ма у Дувра с немецким торговым судном "Эйзенах". Лин­кор получил легкое повреждение носа.

Сентябрь-декабрь 1935 года. Ремонт повреждений. Служба в составе флота.

1936 -май 1937 года. "Рэмиллис" используется в ка­честве учебного корабля, для офицеров-резервистов и юнг.

Май 1937 года. Принимает участие в параде по слу­чаю коронации короля Георга VI.

Июль 1938 года-22 февраля 1939 года. Модерниза­ция в Девонпорте.

22 февраля 1939 года. Зачислен в состав Средизем­номорского флота.

Март-июль 1939 года. Служба в составе флота.

Июль-август 1939 года. Используется как учебный корабль флота Метрополии.

9 августа 1939 года. Линкор принимает участие в Королевском смотре резервного флота в Портленде.

Август 1939 года. Служба в составе флота Мет­рополии.

31 августа-7 сентября 1939 года. В составе флота выходит в море для перехвата немецких торговых судов. Операция была неудачной. Немецкие транспорты ушли в Мурманск.

Сентябрь 1939 года. Линкор в охранении конвоя совершает переход в Александрию через Гибралтар.

5 октября 1939 года. Зачислен в состав Северо-Ат­лантического эскортного соединения.

6 октября 1939 года. Зачислен в состав Средиземно­морского флота, вместо линкора "Малайя".

Октябрь 1939 года. Служба в составе флота.

Ноябрь 1939 года. Переведен в состав флота Ин­дийского океана. Зачислен в состав 3-й бригады линко­ров. Порт базирования Аден. Принимал участие в поис­ке немецкого броненосного корабля "Адмирал Граф Шпее". "Рэмиллис" зачислен в состав поисковой груп­пы "J", в которую также входили линкор "Малайя" и авианосец "Глориес".

Декабрь 1939 года - май 1940 года. Охранение кон­воев и патрулирование в Индийском океане.

15 апреля-17 мая 1940 года. Линкор находится в охранении австралийского войскового конвоя "US-2", во время перехода из Мельбурна в Суэц. Он стал един­ственным кораблем, прошедшим с конвоем весь путь. Остальные корабли эскорта менялись во время перехо­да. Конвой дошел благополучно.

Середина мая 1940 года. Зачислен в состав Среди­земноморского флота. Это решение было вызвано угро­жающей позицией Италии.

Середина мая - начало июня 1940 года. Рутинная служба в составе 1 -и бригады линкоров Средиземномор­ского флота.

10 июня 1940 года. Италия объявила войну Англии. 10-27 июня 1940 года. Служба в составе флота. 27-30 1940 года. Операция "МА-3", проводка двух конвоев из Александрии на Мальту(в составе охранения "Рэмиллис", "Роял Соверен" и авианосец "Игл", Кон­вой прибыл в порт назначения без происшествий.

1 июля-15 августа 1940 года. Служба в составе флота.

16 августа 1940 года. В море выходят Главные силы британского Средиземноморского флота: линкоры: "Уорспайт", "Малайя", "Рэмиллис", тяжелый крейсер "Кент" и 12 эсминцев.

Утро 17 августа 1940 года. Британские корабли об­стреляли Бардию и форт Капуццо. (Северная Африка). Затем корабли пошли в Александрию, отражая налеты итальянской авиации.

18 августа 1940 года. Прибытие на базу.

19 августа-7 октября 1940 года. Служба в составе флота.

8-14 октября 1940 года. Участие в операции "МВ-6" (проводка конвоя на Мальту). Силы прикрытия состо­яли из линкоров: "Уорспайт", "Малайя", "Вэлиент", "Рэ­миллис", авианосцев "Игл" и "Илластриес", 6 крейсеров и 16 эсминцев.

25-28 октября 1940 года. 2-я эскадра Средиземно­морского флота (линкоры "Рэмиллис", "Малайя", авиа­носец "Игл") прикрывала конвой из Египта в Грецию. Линейные силы дошли до пролива Каско и вернулись в Александрию.

29 октября-5 ноября 1940 года. Стоянка в базе. Под­готовка к большой конвойной операции и авианосному рейду на базу итальянского флота в Таранто.

6-9 ноябре 1940 года. Главные силы Средиземно­морского флота вышли в море, в рамках операции "МВ-8". В распоряжении адмирала Каннингхема находились линкоры: "Рэмиллис", "Уорспайт", "Малайя", "Вэлиант", авианосец "Илластриес", 5 крейсеров и 13 эсмин­цев в дальнем прикрытии Мальтийского конвоя.

10 ноября 1940 года. Итальянская подводная лодка "Пьер Каппони" (капитан 3 ранга Ромей) атаковала "Рэ­миллис". Торпеды прошли мимо цели, но командир лод­ки доложил своему командо­ванию о повреждении линко­ра. Это произошло в 40 милях юго-восточнее Мальты.

11 ноября 1940 года. Вместе с кораблями Среди­земноморского флота при­крывает авианосный рейд на Таранто. В результате налета торпедоносцы "Илластриеса" вывели из строя ядро линей­ных сил итальянского флота. 12-14 ноября 1940 года. Возвращение в базу.

15-23 ноября 1940 года. Стоянка в базе. В это время в Адмиралтействе принято ре­шение передать "Рэмиллис" в Северо-Атлантические эс­кортные силы.

24-26 ноября 1940 года. "Рэмиллис" вместе с крей­серами "Бервик" и "Ньюкасл" выходит из Александрии и идет в Гибралтар навстречу с соединением "Н" (линей­ный крейсер "Ринаун", авианосец "Арк Роял", 2 крейсе­ра и 9 эсминцев).

27 ноября 1940 года. Бой у мыса Спартивенто (или у Теулады). "Рэмиллис"" и "Ринаун" безуспешно пыта­лись перехватить итальянскую эскадру.

29 ноября 1940 года. Прибытие в Гибралтар. Декабрь 1940 года. Возвращение в Метрополию для ремонта.

1-14 января 1941 года. Прохождение испытаний. Конец января 1941 года. "Рэмиллис" вместе с крей­серами "Австралия", "Найяд" и "Феб" находится в ох­ранении войскового конвоя "WS-5B" (21 лайнер на бор­ту 40000 человек). Конвой шел в Северную Африку. После выполнения задачи линкор пошел в Галифакс, где его назначили флагманом 3-й бригады линкоров, вхо­дивших в состав Северо-Атлантических эскортных сил для охраны конвоев на трассе Бермудские острова-Гали­факс-Метрополия..

Начало февраля 1941 года. Охрана конвоев. 8 февраля 1941 года. Охранение конвоя "НХ-106". Конвой был обнаружен немецкими линкорами "Шарнхорст" и "Гнейзенау", но увидев "Рэмиллис", они отка­зались от атаки.

Февраль-май 1941 года. Охранение конвоев. 23 мая 1941 года. Находился в охранении конвоя "НХ-127", когда был получен приказ бросить конвой и идти на поиск линкора "Бисмарк". К счастью для бри­танских моряков, противник не был обнаружен.

Конец мая - август 1941 года. Охранение конвоев. Август-ноябрь 1941 года. Прохождение ремонта.

2 декабря 1941 года. Переход в Коломбо.

Середина декабря 1941 года. Зачислен в состав 3-й бригады линкоров Восточного флота.

Вторая половина декабря 1941 года - март 1942 года. Служба в составе флота.

Конец марта - середина апреля 1942 года. Зачислен в состав тихоходного соединения ("В") Восточного флота.

Середина-конец апреля 1942 года. Служба в соста­ве флота.

Начало мая 1942 года. Заменил линкор "Малайя" в составе соединения (в него также входили авианосец "Илластриес" и крейсер "Горгона"), предназначенного для захвата французской колонии на острове Мадагаскар.

5-7 мая 1942 года. Операция "Айронклэд" ("Броне­носец"). Английская высадка в районе Диего-Суареса. Линкор активного участия в боевых действиях не прини­мал, но на берегу отличились его морские пехотинцы.

8-30 мая 1942 года. Стоянка на рейде Диего-Суареса. Линкор обнаружен японской авиаразведкой.

20 часов 20 минут 30 мая 1942 года. Торпедирован японской сверхмалой подводной лодкой, стартовавшей с "1-20". Лейтенант Акейду Сабуро проник в гавань и выпустил торпеды. Одна поразила линкор, вторая тан­кер "Бритиш Лоулайт". Вторая сверхмалая подводная лодка с "1-16" пропала без вести. Взрыв прогремел в но­совой части перед башней "А" в наделке противоминной защиты левого борта, проделав пробоину длиной 20 фу­тов. Оказались затопленными погреба боезапасов носо­вой башни, а также многие другие помещения. Электро­освещение погасло. Удалось перегрузить часть боезапаса и откачать часть топлива. Осадка в носовой части со­ставляла 43 фута.

31 мая-2 июня 1942 года. Подготовка к переходу для ремонта.

3-9 июня 1942 года. Переход со скоростью в 5 узлов в Дурбан.

Июль-август 1942 года. Ремонт в Дурбане.

Сентябрь 1942 года. Переход в Метрополию.

Октябрь 1942 года- июнь 1943 года. Ремонт в Плимуте.

Июль-декабрь 1943 года. Служба в составе Восточ­ного флота.

Январь 1944 года. Возвращение в британские воды. Зачислен в состав флота Метрополии.

Январь-май 1944 года. Переоборудование для обстрелов побережья.

Начало июня 1944 года. Подготовка к высадке во Франции (операция "Оверлорд"). "Рэмиллес" вошел в состав "Восточного ударного соединения". Он должен был поддерживать высадку на участке "Сворд" (соеди­нение "В": линкоры "Рэмиллис", "Уорспайт", монитор "Роберте", 5 крейсеров, 13 эсминцев).

6 июня 1944 года. Западные союзники высадились в Нормандии. Линкор обстреливал побережье.

Ночь с 6 на 7 июня 1944 года. Соединение "Р" атаковано немецкой 5-флотилией миноносцев. Не­сколько торпед прошли между линкорами "Уорспайт" и "Рэмиллис".

6-17 июня 1944 года. Обстрел береговых батарей.

Июнь-июль 1944 года. Поддержка наступления.

Август 1944 года. Подготовка к высадке в Южной Франции (операция "Драгун").

25-28 августа 1944 года. Дуэль "Рэмиллис" с бере­говыми батареями у входа в Тулонский порт.

Сентябрь 1944 года - январь 1945 года. Служба в со­ставе флота.

31 января 1945 года. Выведен в резерв в Портсмуте. Переоборудован в плавказарму учебного отряда "Вернон" и получил временное название "Вернон III".

Декабрь 1947 года. Исключен из списков флота.

2 (по другим данным, 20) февраля 1948 года. Пере­дан Bisco (аналог отдела фондового имущества СССР). Продан кампании Эрнотт Янг Энд К°

23 апреля 1948 года. Прибыл в Кэрдриан, для раз­делки.

1948-1949 год. Разобран.

 

"Рипалс"

 

1914 года. Заказан. Планировалась закладка на верфи Палмерс в Ньюкасле назван "Резистанс", но за­тем переименован в "Рипалс". Была собрана часть мате­риалов для закладки корпуса. После начала первой ми­ровой войны заказ аннулирован. Материалы переданы верфи Джон Браун в Клайдбенке и использованы при стро­ительстве линейного крейсера "Рипалс".

 

"Ринаун"

 

1914 года. Заказан и заложен на верфи "Фэмрфельд в Глазго, но затем было принято решение достроить, как линейный крейсер "Ринаун".