От автора

 

Автор этой книги принадлежит к поколению, которое встретило Великую Отечественную войну за школьной партой. Мы были детьми сурового военно­го времени и первых послевоенных лет — времени, полного лишений, потерь, каждодневного героизма и веры. Именно оно — это время — воспитывало и фор­мировало наши души и устремления. Память о подви­гах народа в прошлом помогала выстоять в настоя­щем. Вот почему все, о чем мы слышали на школьных уроках истории или читали в книгах о прошлом нашей Родины, о борьбе с иноземными захватчиками, не­вольно "осовременивалось" в пашем сознании, про­ходя через призму войны, которую страна вела с фа­шизмом. А какими близкими и современными стали романы А. Новикова-Прибоя "Цусима" и А. Сте­панова "Порт-Артур", как по-новому зазвучали столь знакомые песни о "Варяге" и вальс "На сопках Мань­чжурии", когда началась война с Японией, завершив­шаяся ее полной капитуляцией.

Именно в это время у меня возник живой инте­рес к истории русско-японской войны и особенно к войне на море в период 1904-1905 гг. Это увлечение в какой-то мере способствовало и выбору профессии: я стал студентом Ленинградского кораблестроитель­ного института. И здесь случилось так, что мои яркие, но все же почерпнутые из литературы "книжные" представления об этой войне чудесным образом до­полнила и осветила все новым светом встреча с людь­ми, принимавшими самое непосредственное участие в событиях той эпохи.

Одним из самых близких мне людей в пору уче­бы в Ленинградском кораблестроительном инсти­туте был доцент кафедры конструкции корпуса Бо­рис Викторович Ящуржинскнй, чьи эрудиция, доброта, культура и педагогический талант покори­ли меня с первой лекции. Это был типичный пред­ставитель старой русской интеллигенции. Он мно­го работал на верфях и в проектных бюро, принимал участие в организации судостроительного технику­ма в Ленинграде, строил первые лесовозы на Балтий­ском заводе. Однажды в его квартире на Гангутской улице мне довелось увидеть фотографии и письма времен русско-японской войны — подлинные доку­менты той эпохи. Большая часть реликвий имела отношение к одному из героических кораблей рус­ского флота — крейсеру "Рюрик" и его команде. Оказалось, что жена Б.В. Ящуржинского, Мария Евгеньевна, была дочерью командира корабля -Евгения Александровича Трусова.

Мария Евгеньевна много и подробно расска­зала Борису Викторовичу об обстоятельствах боя "Рюрика" 1 августа 1904 г., о которых ей стало из­вестно от оставшихся в живых офицеров крейсера. Передо мной раскрывалась трагическая история "Рюрика": исключительный по упорству и тяжести пятичасовой бой, в котором одинокий "Рюрик", ис­черпав все возможности к сопротивлению, погиб под огнем окруживших его кораблей противника, и не­справедливость забвения этого подвига. И вот те­перь — подлинные документы, рождавшие ощуще­ние прямой сопричастности к обстоятельствам войны и этого боя, реальные человеческие судьбы, так внезапно раскрывшиеся. Все это укрепляло же­лание восстановить историческую справедливость, вернуть из забвения имя "Рюрика", на долю которо­го не выпало такой громкой всероссийской и миро­вой славы, какая, например, стала уделом героиче­ского "Варяга".

Тому было несколько причин. Если варяжцы вернулись на родину сразу после боя, в самом нача­ле русско-японской войны и на гребне вспыхнувшего тогда патриотического подъема удостоились неслы­ханных по размаху официальных и стихийных народ­ных чествований, то рюриковцы увидели Россию после японского плена, в разгар охватившей страну первой русской революции, то есть в период совсем иного общественного настроения. Страна была по­давлена кровавой расправой царизма с восставшими моряками Черноморского флота и казнью П.П. Шмидта и его соратников.

О чествовании рюриковцев, понятно, не могло быть и речи. Правда, имя "Рюрика" было присвоено новому, строившемуся в Англии броненосному крей­серу, а в Харбине вышла небольшая книжка Б. Тагеева "Гибель славного „Рюрика"" [23]. Но ни она, ни первое подробное донесение о бое, опубликованное в марте 1906 г., не вызывали того общественного резо­нанса, который сопровождал подвиг "Варяга". В со­ветское время подвиг рюриковцев был по достоинству, оценен в обстоятельном исследовании профессора В.Е. Егорьева "Операции владивостокских крейсеров в рус­ско-японскую войну 1904-1905 гг." [9]. Но эта работа давно стала библиографической редкостью.

Стремление узнать все о "Рюрике" привело ав­тора в 1964 г. в Центральный государственный архив Военно-Морского флота СССР (ЦГА ВМФ) в Ленин­граде. Собрание материалов о "Варяге" и "Рюрике", а также о других кораблях Тихоокеанской эскадры оказалось там огромным. Очень скоро стало понят­ным многое, и как-то вдруг полностью утратило смысл известное из дореволюционной литературы мнение (оно какое-то время казалось справедливым и автору) о якобы несоразмерной с заслугами славе, выпавшей на долю "Варяга". В новом свете явилась та вечная истина, что жизнь человеческая неповтори­ма, что нет ей ни цены, ни эквивалента и что нельзя сравнивать, чей подвиг выше — "Варяга" или "Рю­рика". Оба корабля прошли через тяжкое испытание. Люди равно стояли насмерть под жестоким огнем, ге­роями погибали на палубах своих кораблей и равно заслуживают высокого уважения и памяти. А что одним досталось наград больше, чем другим, что же — оценка фактов не всегда бывает справедливой, но преклонение перед подвигом и вечная намять потом­ков все же приходят, и эта награда вневременная.

Чтобы восстановить справедливость, извлечь из прошлого исторические уроки, нужен тщательный анализ обстоятельств, предшествовавших подвигу. Ведь часто случается так, что людям приходится по­гибать из-за чьих-то недомыслия, недобросовестно­сти, профессиональной некомпетентности, отсут­ствия гражданского мужества. Здесь надо разбираться до конца. То, что в течение долгих лет история "Варяга" не была серьезно исследована, под­тверждал поверхностный характер современных публикаций о героическом крейсере. В результате не­знание действительных обстоятельств боя и свой­ственное людям стремление к канонизации подвига приводили к его дискредитации. Об этом и было ска­зано в первой публикации автора о крейсере "Варяг" в газете "Красная звезда" от 26 сентября 1964 г. Так в тему "Рюрика" прочно вошла тема "Варяга", и судь­бы этих двух кораблей стали для автора неразделимы. Задача во всем разобраться досконально, отде­лить факты от легенд, сделала работу над "Варягом" первоочередной. Но и во время надолго затянувшейся и полностью захватившей автора работы над "Варя­гом" тема "Рюрика" не уходила из нее.

И вот теперь читателю предлагается книга, в которой с возможной полнотой, на основании мате­риалов ЦГА ВМФ и Ленинградского государственно­го исторического архива (ЛГИА) рассказывается ис­тория "Рюрика", раскрываются многие неизвестные страницы его жизни, начиная от создания проекта и кончая описанием боя и последних минут крейсера.

Значительное место в книге уделено людям: го­сударственным и военным деятелям, инженерам, строителям и, конечно, героическим экипажам "Рю­рика", "России" и "Громобоя".

Автор надеется, что, познакомившись с книгой, читатель сможет составить общую картину русско­го судостроения и флота той эпохи. На рубеже XIX-XX вв. военный корабль уже тогда представлял со­бой настолько сложное инженерное сооружение, что по нему можно судить о научно-техническом, эконо­мическом и общественном потенциале России того времени. Перед читателем раскрывается богатейшая сокровищница реального исторического опыта, дей­ствительные обстоятельства, в которых протекала жизнь и деятельность людей той эпохи. А ведь именно это прежде всего и так неудержимо влечет нас, когда мы обращаемся к истории: возможность постижения и осмысления исторических уроков, добытых, как правило, дорогою ценой.

Предлагаемая читателю книга дает богатую пищу для подобных размышлений. Она учит нас не забывать уроков истории и не повторять сделанных когда-то ошибок.