Русские крейсера Тихого океана

 

Вся история освоения русского Дальнего Вос­тока, все важнейшие события, способствовавшие ут­верждению русской государственности на его бере­гах, связаны с крейсерами. Без этих кораблей, которые могли совершать длительные автономные плавания, были бы невозможны открытие, описание, освоение и охрана новых русских земель на Тихооке­анском побережье. Первыми кораблями крейсерского назначения стали морские кочи Федота Попова и Се­мена Дежнева, которые в 1648 г. открыли пролив между Азией и Америкой, а затем первыми из русских ступили на земли Камчатки и Аляски. На этих кораб­лях отважные "служилые и промышленные люди" упорно продвигались на Восток и своими выдающи­мися открытиями подготовили выход России к бере­гам Тихого океана.

С основанием в 1784 г. русских поселений в Америке (экспедиция Г.И. Шелихова) и созданием Российско-Американской компании начались регу­лярные рейсы ее судов в Россию и на Дальний Восток. В 1803 г. по инициативе капитан-лейтенанта И.Ф. Крузенштерна для установления торговых от­ношений с Китаем и Японией и помощи Российско-Американской компании два ее шлюпа "Надежда" и "Нева" под военными флагами были посланы на Дальний Восток. Первое кругосветное плавание рус­ских военных кораблей продолжалось ровно три года. Вслед за этой экспедицией в 1806-1852 гг. на шлюпах, бригах и фрегатах было совершено еще бо­лее 30 плаваний, каждое из которых замечательно географическими открытиями, проявленными муже­ством и героизмом, упорным освоением берегов Азии и Америки. Целый ряд островов в океане был открыт в экспедиции, организованной Н.П. Румянцевым на бриге "Рюрик" (1815-1818) для поиска пути из Берин­гова пролива вокруг берегов Америки".

В кругосветном плавании фрегата "Крейсер" 1822-1825 гг. под командованием капитана 2 ранга М.П. Лазарева участвовал мичман П.С. Нахимов. Во­семь лет нес службу на Дальнем Востоке корвет "Оливуца", прибывший в Тихий океан в 1850 г. из Балтики (в 1842-1846 гг. плававший в Черном море под назва­нием "Менелай"). Особое место в ряду кораблей, ос­ваивавших Приморье, принадлежит транспорту "Байкал". Его командир капитан-лейтенант Г.И. Не­вельской, несмотря на общепринятое мнение о несу­доходности Амура, добился организации экспедиции к устью реки и обширными изысканиями в плавании 1849 г. доказал доступность Амура со стороны моря.

Невельской поднялся вверх по Амуру, основал пост Николаевск и в соответствии с Нерчинским до­говором с Китаем (1689) объявил весь Приамурский край территорией России. Рассеяв длительное заб­луждение о том, что Сахалин—полуостров, Г.И. Не­вельской открыл пролив, отделяющий остров от ма­терика. Дальнейшие исследования Г.И. Невельского во главе специально учрежденной Амурской экспе­диции резко изменили характер знаний о русском Дальнем Востоке и его значении для государства, вплотную поставили вопрос об учреждении в этих водах постоянного военно-морского флота.

В 1852 г. на Дальний Восток с дипломатичес­кой миссией адмирала Е.В. Путятина был послан фрегат "Паллада", в следующем году в Тихий оке­ан ушли для крейсерства у побережья фрегат "Авро­ра", корвет "Наварин" и с грузами для Камчатки транспорт "Неман".

В августе 1853г. на рейде Нагасаки впервые со­брался внушительный отряд русских кораблей: "Пал-лада", "Оливуца", транспорт Российско-Американ­ской компании "Князь Меншиков" и первый русский паровой крейсер на Дальнем Востоке — винтовая шхуна "Восток". Приобретенная в Англии для совме­стных плаваний с фрегатом "Паллада", она в 1852-1855 гг. под командованием лейтенанта В.А. Римского-Корсакова выполнила много гидрографических работ, первой через проливы Татарский и Невельс­кого прошла из Японского моря в Амур. Летом 1854 г русские морские силы пополнил новый, только что построенный фрегат "Диана", присланный на смену "Палладе". Такие крейсерские силы с присоединени­ем к ним брига Камчатской флотилии "Охотск" и луч­ших кораблей Российско-Американской компании могли нанести немалый урон колониям и путям со­общения англо-французских союзников в начавшейся в 1853 г. Крымской войне.

Блистательная оборона Петропавловска-Камчатского 12 августа 1854 г., решающую роль в кото­рой сыграли находившиеся там фрегат "Аврора" и вооруженный транспорт "Двина", стала, по выраже­нию современника, неожиданным и светлым эпизо­дом на фоне неудач в Крыму. Десант союзников был сброшен в море, их флот ушел.

Пост Николаевск, преобразованный в конце 1856 г. в город, стал центром Приморского края и главной базой русских морских сил. Расширялся и район действия флотилии, переименованной тогда же из Охотской в Сибирскую. На смену ушедшим в 1856 г. на Балтику "Авроре", "Оливуце" и "Двине" прибыл заказанный в США пароходо-корвет "Аме­рика", а летом 1858 г. пришла совершившая кругос­ветное плавание эскадра капитана 1 ранга Д.И. Куз­нецова, состоявшая из паровых корветов "Воевода", "Новик", "Боярин" и клиперов "Пластун", "Джи­гит", "Стрелок".

Обычными стали плавания наших кораблей в Тихом океане, у берегов Америки, Японии, Кореи и Китая. Новые русские имена и названия появлялись на карте мира в результате их исследовательской дея­тельности. Под командованием знающих и требова­тельных адмиралов и командиров выковывались кад­ры грядущего броненосного флота (в 1861-1866 гг. .на клипере "Стрелок" и других кораблях эскадры Тихо­го океана проходил практику учившийся в Никола­евском морском училище будущий флотоводец С.О. Макаров).

С I860 г. для стоянок и зимовок кораблей ста­ла использоваться бухта Золотой Рог, в которой был основан пост Владивосток. Велись поиски и более южных баз. В 1861 г. действовавший столь же смело и дальновидно, как и Г.И. Невельской, начальник третьего Амурского отряда капитан 1 ранга И.Ф. Лихачев занял о-ва Цусима по договору с их владе­тельным князем. Английская дипломатия переполо­шилась и угрозой войны заставила Россию отказаться от такой опасной для Британии русской незамерза­ющей базы.

Роль русского флота в международной полити­ке вновь проявилась во время его так называемой "Американской экспедиции", когда в Нью-Йорке и Сан-Франциско в конце сентября - начале октября 1863 г. были сосредоточены готовые к действиям в океанах две русские крейсерские эскадры. Балтийс­кая эскадра под командованием контр-адмирала С.С. Лесовского состояла из парусиопаровых кораблей: фрегатов "Александр Невский", "Пересвет", "Осля­бя", корветов "Варяг" и "Витязь", клипера "Алмаз". Тихоокеанская эскадра контр-адмирала А. А. Попова — из корветов "Богатырь", "Рында", "Калевала" и клиперов "Абрек". "Гайдамак", "Новик" (погиб па подходе к Сан-Франциско). В случае войны эскадры должны были всеми возможными и допустимыми средствами действовать против английских торговых судов и колоний.

Визит кораблей и их последующие плавания у побережья Америки в 1863-1864 гг. содействовали установлению прочных дружественных отношений между США и Россией, высоко подняли престиж на­шей страны в глазах всех народов Американского континента. Исходя из этого опыта в 1869 г. Для обеспечения постоянного присутствия русских крей­серских сил в океанах было решено сформировать четыре крейсерских отряда из одного корвета и двух клиперов каждый. Первый отряд должен был нести службу в Тихом океане, второй на Балтике, выпол­няя необходимый ремонт кораблей после службы на Дальнем Востоке и готовясь к отправке туда снова, а другие на переходах: третий из Балтики на Даль­ний Восток, на смену действующему там, четвертый - обратно — по окончании трехлетней службы в Тихом океане.

Опасность нового столкновения с Англией из-за угрозы ее вмешательства в отношения России с Турцией потребовала повышенной готовности рус­ских кораблей. В конце 1876 г. к берегам Америки вышли русские Средиземноморская и Тихоокеанская эскадры под командованием контр-адмиралов И.И. Бутакова и О.П. Пузино. До военного конфликта дело не дошло, корабли были возвращены в отече­ственные и близлежащие воды. В марте 1878 г. в связи с новым обострением обстановки (Англия и Австрия добивались отмены мирного договора, заключенного с Турцией после войны 1877-1878 гг.) флот был сно­ва приведен в боевую готовность.

Крейсерские силы было решено пополнить пу­тем вооружения торговых судов, как это уже делалось во время военных действий в Черном море. На сред­ства, собранные по добровольной подписке, прове­денной но всей России, было создано государствен­ное судоходное общество "Добровольный флот", пароходы которого с начала войны переоборудова­лись в крейсера.

В 1881 г. при разработке 20-летней судострои­тельной программы было подтверждено, что крейсер­ская война в открытых морях продолжает оставаться "почти единственным и весьма сильным средством для "нанесения существенного вреда торговым инте­ресам неприятеля, обладающего более или менее зна­чительным коммерческим флотом" (ЦГАВМФ, ф. 417, on. I, д. 1319, л. 14-15.).

И хотя программа предусматривала создание эскадр из мореходных броненосцев, крейсера еще преобладали, и их задачи оставались прежними.

Прежней оставалась и тактика. Учитывая от­сутствие в океанах собственных опорных пунктов и баз снабжения, каждому русскому крейсеру предсто­яло действовать самостоятельно и уметь наносить бы­стрые и решительные удары, не рассчитывая на чью-либо помощь. Наибольшего эффекта русские крейсера должны были добиваться не столько сражениями с одиночными кораблями противника, сколько созданием паники и "моральной угрозы не­приятельской морской торговле". Этими требованиями определялся тип русского крейсера как рей­дера-одиночки с повышенными мореходностью, ско­ростью, автономностью, мощным вооружением и достаточными комфортными условиями, сберегаю­щими силы экипажа в длительном плавании.

Исходя из этих требований и материальных возможностей государства по программе 1881г., пла­нировалось создать крейсерский флот из 30 крейсе­ров: 21 — корветского ранга и 9 — фрегатского. По существу это была программа создания тихоокеан­ского крейсерского флота. Задача понятная: необъят­ные просторы Тихого океана, контроль над которы­ми был не под силу даже огромному британскому флоту, делали русские крейсерские силы здесь прак­тически неуловимыми. Но эти же просторы (более половины площади Мирового океана) бескрайнего бассейна между двумя самыми большими материками мира означали также и жестокие всесокрушающие штормы, изнурительные температурные нагрузки (с почти 50-градусными перепадами от тропической жары к холоду ледовых вод), крайнюю удаленность от своих берегов, сложности снабжения, невозмож­ность серьезного ремонта. Плавания и боевые дей­ствия в этих водах требовали предельного напряже­ния людских сил, исключительно надежной техники и самых автономных и мореходных кораблей. В соот­ветствии с этой задачей развивались две сложившиеся на период парусно-парового флота ветви крейсеров.

В результате развития кораблей корветского ранга, продолжавших прежний конструктивный тип парусных и парусно-паровых корветов и клиперов, таких как деревянные корветы "Боярин" (885т, 1856 г.). "Варяг", "Витязь" (2156т, 1862 г.) и композитные клипера типа "Вестник" (1380т, 1880г.), к концу XIX в. появились бронепалубные крейсера типов "Витязь" (3200 т, 1884 г.). "Адмирал Корнилов" (5860 т. 1887 г.) и последующие модификации 1899-1901 гг. — ко­рабли водоизмещением около 6500 т группы "Диана"-"Варяг"-"Богатырь". К ним, имея близкое назна­чение, примкнули малые (3200 т) крейсера серии "Новик"-"Боярин" (1900-1901 г.).

Корабли фрегатского ранга, дав миру принци­пиально новый тип броненосного крейсера (защи­щенного, подобно броненосцам, поясом брони по ватерлинии) — "Генерал-Адмирал" (4750т, 1873 г.), привели к появлению крейсеров типа "Владимир Мономах" (5750 т, 1882 г.), "Память Азова" (6060 т, 1888 г.) и "Адмирал Нахимов" (8270 т, 1885 г.). Опыт создания всех этих кораблей и должны были вопло­тить новые более мощные крейсера, в наибольшей степени отвечающие условиям театра и способные противостоять новейшим из английских крейсеров. Первым таким кораблем нового типа стал "Рюрик".