Бой 1 августа 1904 г.

 

Шестнадцатидневное крейсерство "России", "Громобоя" и "Рюрика" в Тихом океане при всем его внешнем успехе и международном резонансе осталось лишь удачным, но одиночным эпизодом в ходе вой­ны и не могло помочь стоявшей на краю гибели Порт-Артурской эскадре. Укоренившиеся со времен Крым­ской войны взгляды на необходимость пожертвовать флотом ради спасения его базы, отсутствие ясно мыс­лящих флотоводцев в его высшем командном соста­ве предопределили неудачу робких, предпринятых лишь под нажимом главнокомандующего Е.И. Алек­сеева попыток эскадры вырваться из обреченной кре­пости и спасти корабли для продолжения борьбы. Установив на захваченных Волчьих Горах осадную артиллерию и получив возможность корректировать огонь других батарей по внутренним бассейнам Порт-Артура, японцы 25 июля 1904 г. произвели пер­вую бомбардировку стоянки флота в гавани. Только тогда, подчиняясь приказу главнокомандующего, эскадра 28 июля 1904 г. вышла в море, вступив в бой с поджидавшим ее японским флотом. Вла­дивостокский отряд крейсеров должен был выйти ей навстречу, чтобы боем отвлечь на себя эскадру Ка­мимуры и в случае удачи прорыва Порт-Артурской эскадры соединиться с ней в море.

Постоянные задержки сообщений (прямой свя­зи между Порт-Артуром и Владивостоком уже не было) не позволили и на этот раз своевременно со­общить время выхода Порт-Артурской эскадры. Вышедший вместе с ней миноносец "Решительный" доставил шифровку в Чифу, оттуда ее передали в Мукден и только утром 29 июля, почти через сутки, командующий флотом Н.И. Скрыдлов получил те­леграфный приказ Е.И. Алексеева: "Эскадра вышла в море, сражается с неприятелем, вышлите крейсера в Корейский пролив". Предположив, что эскадра вышла раньше, чем была подана телеграмма, коман­дующий флотом в своей инструкции К.П. Иессену устанавливал район возможной встречи — у корейс­кого берега на параллели Фузана. Сюда следовало подойти рано утром и крейсировать на пути, ведущем на север, до 3-4 ч дня, после чего полным 15-17-узловым ходом возвращаться во Владивосток. При встрече с эскадрой Камимуры нужно было, не всту­пая с ней в бой, отвлечь ее на север. На отходе, если обнаружится преимущество японских кораблей в ско­рости, разрешалось выбросить за борт часть топли­ва и запасов воды.

Корабли отряда в это время продолжали зани­маться профилактическими работами после недавне­го крейсерства: "Громобой", на котором перебира­ли рулевой привод, находился в суточной готовности, "Рюрик" с разобранным холодильником — в двенад­цатичасовой. Работы и прием запасов пришлось фор­сировать. В 2 ч ночи 30 июля К.П. Иессен получил инструкцию командующего флотом Н.И. Скрыдлова и телеграфное подтверждение командира порта Артур контр-адмирала И.К. Григоровича о выходе эскадры 28 июля. Других сведений не было.

В 5 ч утра, получив с "Богатыря" "добро" на поход, отряд снялся с якоря. Первым покинул бухту стоявший ближе к выходу "Рюрик", за ним после­довали "Россия" и "Громобой". В 6 ч 30 мин пост­роились в походный порядок, "Рюрик" занял свое место концевого. Приготовились к бою. Около 10 ч, пройдя внешнее минное заграждение и протра­ленный фарватер у о. Циволько, отпустили шедшие впереди строем фронта миноносцы № 209, 210, 211. На крейсерах объявили экипажам о цели похода. Чтобы не разойтись с эскадрой, проложили курс от о. Аскольд к о-вам Цусима и перестроились в строй фронта с интервалами между кораблями в 20 кб. На ночь перестроились в строй кильватера, днем 31 июля вновь разошлись во фронт, увеличив интер­валы до 50 кб.

В ночь на 1 августа 1904 г. команда и офицеры спали не раздеваясь: миновали все расчетные сроки встречи с эскадрой, росли тревога и напряжение ожи­дания. С вечера шли 7-узловой скоростью в кильва­терной колонне. В 4 ч 30 мин утра отряд пришел к месту, назначенному командующим флотом. Повер­нули на запад, чтобы, крейсируя здесь 7-узловой скоростью, поджидать эскадру. Спустя 10 мин после поворота в неясном еще рассвете увидели справа, впереди траверза, силуэты шедших с севера кораб­лей. Миг надежды на встречу со своими — и просту­пивший сквозь редкий туман характерный силуэт построенного во Франции крейсера "Адзума" заста­вил принять жестокую реальность: это была эскадра Камимуры. Пересекая курс шедшего на запад русско­го отряда, она спускалась с севера. "Беру твою под­зорную трубу и сразу различаю, что эскадра Ками­муры состоит из четырех крейсеров..." - писал впоследствии командиру крейсера "Аврора" его сын, участник боя на "России", флаг-офицер штаба на­чальника отряда мичман В.Е. Егорьев. Да, шедший за головным крейсером "Идзумо" приземистый ба­шенный корабль с одиночной, сдвинутой к корме третьей дымовой трубой мог быть только "Адзумой" — силуэт этого построенного во Франции броненос­ного крейсера не имел похожих ни в русском, ни в японском флоте К.П. Иессен уже принял решение: чтобы уйти от корейского берега (до Фузана было уже около 40 миль) в 4 ч 35 мин повернули обратно — на восток.

Японская эскадра, оказавшись слева в 8 милях, по­степенно приближаясь, легла на параллельный курс. Следуя движению "России", наши корабли в соот­ветствии с Морским уставом — "В виду неприятеля" — подмяли на всех мачтах стеньговые флаги. Почти одновременно огромные полотнища с изображени­ем восходящего солнца появились и на японских крейсерах. В 5 ч 10 мин с уменьшением расстояния до 6 миль японцы открыли огонь. Первые же снаря­ды их башенных 203-мм орудий со свистом и с трес­ком, вздымая огромные фонтаны воды, легли у бор­тов русских кораблей. Вслед за "Россией" ответный огонь из 203-мм орудий левого борта открыли шед­шие за ней "Громобой" и "Рюрик".

Начали прибавлять скорость. Командир "Рю­рика" капитан 1 ранга Е.А. Трусов, как всегда, начал энергично форсировать скорость крейсера, чтобы не отстать от вырывавшихся обычно вперед при полной скорости более быстроходных "России" и "Громобоя". На этот раз расстояние до своего переднего ма­телота — "Громобоя" — начало сокращаться неожи­данно быстро. Заметили это и на "Громобое". Но крейсера почему-то продолжали идти не самой пол­ной скоростью. Вероятно, по этой же причине флаг­манский крейсер японской эскадры, не ожидая, что русские пойдут медленнее, чем обычно, быстро выр­вался вперед, оставив шедшие за ним три крейсера на расстоянии 8-9 кб. Воспользовавшись этим, русские крейсера сосредоточили огонь по остальным японс­ким крейсерам. Вскоре на концевом "Ивате" (флаг контр-адмирала Митсу) и "Токиве" были замечены взрывы. Громким "ура" приветствовали на "России" этот первый урон, нанесенный японцам. Но очень ско­ро стало сказываться огромное огневое превосходство японцев, стрелявших залпами из всех 16 башенных 203-мм орудий. Несопоставимым с огнем русских шести палубных восьмидюймовок оказался и огромный раз­рывной эффект японских снарядов. Особенно сильно страдал от этих снарядов концевой "Рюрик", наиме­нее бронированный, с минимальным (только броне­вые щиты) прикрытием артиллерии и оставшимся неустранимым обилием дерева в палубах, рубках и устройствах. С болью наблюдали с "России" и "Гро­мобоя", как при каждом взрыве на палубе "Рюрика" в громадных столбах дыма и пламени взлетали вверх обломки его деревянных частей.

В 5 ч 23 мин "Россия" неожиданно резко сбавила скорость (с 15 до 10 уз), отчего "Громобой", чтобы не столкнуться с флагманом, должен был, так­же уменьшив скорость, выйти из строя, круто, до 45°, повернуть влево в сторону противника. "Рюрику", чтобы не протаранить "Громобой", ничего не оста­валось, как выйти из строя поворотом вправо. Ви­ной всему было падение давления пара в котлах кор­мовой кочегарки флагманского крейсера: взрыв 203-мм японского снаряда чуть ли не наполовину "раскрыл" третью дымовую трубу "России", отчего резко упала тяга в топках, а осколки снаряда, про­никшие через броневые решетки дымохода, разбили несколько трубок в одном котле.

В 5 ч 38 мин отряд изменил курс на 20° вправо: адмирал решил огнем левого 203-мм орудия отогнать подходивший с востока и уже открывший по "России" огонь японский крейсер "Нанива" под флагом контр­адмирала Уриу Сотокичи. Оказавшись под огнем, он круто ушел вправо и в первой половине боя, опасаясь огня русских кораблей, держался в стороне. Появление за "Нанивой" двух других японских кораблей с восто­ка и юга ("Такачихо" и "Нийтака") потребовало пово­рота на обратный курс, чтобы, переменив борт и введя в действие ранее не стрелявшие орудия, вдоль корейс­кого берега, позади японской эскадры, прорваться на север. Этот поворот в сторону от неприятеля нельзя было, однако, осуществить без риска столкнуться с "Рю­риком", который по-прежнему шел правее и впереди своего места в строю. Выровнять строй увеличением скорости головного корабля не позволяла задержива­ющая движение "Россия", на поворот "Все вдруг", что­бы головным стал "Рюрик", адмирал, боясь, видимо, потерять управление отрядом, не решился. Пришлось пойти на маневр, имевший роковые последствия.

В 5 ч 45 мин "Рюрику" были сделаны сигналы "Меньше ход", а затем "Вступить в строй". Но уже через 5 мин, не дав "Рюрику" вступить в строй, ад­мирал начал поворот. Исполняя приказания, "Рюри­ку" пришлось не только уменьшить скорость, но даже временно застопорить машины. Преждевременно начатый поворот заставил корабли сбавить скорость из-за риска столкновения с "Рюриком". Все это вме­сте с уменьшившейся дистанцией до противника при­вело к резкому увеличению числа попаданий япон­цев по русскому отряду. Именно в это время "Рюрик" и получил тяжелые повреждения в корме, в результа­те которых вышел из строя рулевой привод. Сильно пострадал и "Громобой": от снаряда, разорвавшего­ся на юте, погибло около 50 матросов.

Руль на "Рюрике" установили в нейтральное положение и начали управляться машинами. Ко­рабль успел совершить поворот на запад вместе с отрядом, но уже вскоре начал отставать и сбиваться с курса, развернувшись носом в сторону противни­ка. На сигнал адмирала "Все ли благополучно?" с "Рюрика" после длительной задержки ответили "Руль не действует". Это было в 6 ч 28 мин. Отстав от отряда уже на 20-30 кб, он попал под сосредото­ченный огонь японской эскадры. В 6 ч 38 мин, отка­завшись от почти уже удавшегося прорыва, К.П. Иессен повернул обратно на выручку.

Дальнейший бой свелся к многократным отча­янным попыткам "России" и "Громобоя" отвлечь огонь японцев на себя, дать "Рюрику" возможность исправить повреждение и вместе со своими прорвать­ся во Владивосток. В течение почти двух часов "Рос­сия" и "Громобой", держась около "Рюрика", сдела­ли на коротких галсах шесть резких поворотов. Понятно, что такая вынужденная тактика резко сни­жала эффективность огня русских кораблей. В то же время эскадра Камимуры, стреляя по "Рюрику", по­лучила возможность на недолетах и перелетах пора­жать и два других маневрировавших вблизи него русских корабля. Стойкость русских, их огонь, кото­рый к концу боя стал даже усиливаться, заставили японского адмирала прекратить бой. В 9 ч 50 мин, дав последний залп, "Идзумо" резко свернул вправо от русских, за ним последовательно легли на обрат­ный курс остальные.

Когда японцы скрылись из виду, на кораб­лях пробили отбой, дали команде обед. Около часа, застопорив машины, заделывали наиболее опасные (у ватерлинии) пробоины. К вечеру, ис­полнив печальный обряд отпевания погибших, похоронили их в море (жаркая на редкость пого­да не позволяла доставить тела на родину). Про­верили боевое расписание, пополнили особенно поредевшие боевые посты. К исходу дня 2 августа у о. Рикорда встретили свои шесть миноносцев и, пережидая туман, перешли к бухте Славянка. Лишь к вечеру 3 августа корабли вошли в бухту Золотой Рог. На встречу кораблей вышел весь го­род. Однако "Рюрика" среди них не оказалось, и о его судьбе ничего не было известно.