13. "Янчихе" и "Сучена" — разборный вариант "Або".

 

Заказ этих кораблей мотивировали необходи­мостью срочного усиления миноносцами базиро­вавшейся в то время на Владивосток Тихоокеанс­кой эскадры. Но вместо давно требовавшихся мер по усилению в этом порту судостроительной базы, которая позволила бы собирать, а затем и собствен­ными силами строить миноносцы на месте, был из­бран бюрократически более удобный (с минималь­ным расходом средств на месте), но вредный для развития отрасли обходной путь. Миноносцы ре­шили построить секционно-разборными, полнос­тью смонтировав в каждой секции-отсеке все его "внутреннее содержание".

Сборщикам на месте оставалось лишь соеди­нить болтами прилегающие друг к другу попереч­ные переборки-заглушки (отчего их толщина в сбо­ре получалась двойной) и затем склепать их. Минимальным был и объем работ по механизмам. Разра­ботку проекта такого миноносца (сначала на базе "Поти", потом — признанного более отвечающим задаче "Або") временно управляющий Морским министерством Н.М. Чихачев поручил "как можно скорее" осуществить МТК.

Выяснилось, что миноносец "Або" можно разделить на 6 полностью изолированных секций, из которых наибольшие длину и вес (6,7 ми 13т) имела секция котельного отделения, а наименьшие (3,7 м и 5 т) носовая. Требовалось, построив ко­рабль с заглушками- переборками, провести его ис­пытание и к 15 июня 1887 г. разработать и подгото­вить к транспортировке в трюме парохода.

Заказ поручили русскому Обществу механи­ческих и горных заводов, которое назначило наи­меньшую цену (218 тыс. руб.), гарантировало сохранение всех проектных характеристик немецко­го образца и обещало применять материалы толь­ко отечественного производства. Такими — сугу­бо бюрократическими — были представления Морского министерства о развитии отечественно­го судостроения.

Контракт подписали 24 декабря 1886 г. Тех­нологическая и конструкторская переработка про­екта с неоднократной переделкой почти всех черте­жей (со снятием размеров машин с натуры) затяну­лась до конца 1886 г. В мае 1887 г. начали сборку машин, в июне—июле спустили корабли на воду. Из-за непогоды испытание пришлось проводить вблизи Морского канала, где "Янчихе" на пробеге 3 октября показал среднюю скорость 19,6 уз. (мощ­ность машины 969 л. с.), а "Сучена" 31 октября — 19,59 уз. (мощность 883л. с.).

После проверки комплектности корабли ра­зобрали, в феврале 1888 г. они в упакованном виде были приняты в казну, а с открытием навигации от­правлены на пароходах во Владивосток.

Спустя год, в мае 1889 г., они были собра­ны и спущены на воду. С 1898 г. корабли смени­ли название на номера 201 и 202. В 1904— 1905 гг. участвовали в боевых действиях Владивос­токского отряда крейсеров.