16. "Адлер" и "Анакрия" — снова немецкие образцы.

 

Проникшись полным доверием к добротнос­ти качества, стабильности типов и неуклонно пос­ледовательной прогрессивной политике специали­зированной германской миноносной верфи Ф. Шихау и по-прежнему не надеясь на своих инженеров, управляющий Морским министерством И. А. Шестаков при посещении Эльбинга в июне 1888 г. в оче­редной (и уже последний в его правление флотом и Морским ведомством) раз указал на образцы для постройки в России "подобных судов". На сей раз такими, подлежащими заказу у Ф. Шихау образца­ми были признаны минный крейсер и два мино­носца.

Минный крейсер, судя по характеристикам, принадлежал ко второй серии 350-тонных дивизи­онных миноносцев или "дивизионеров" водоизме­щением по 350 т. Корабли этого специфически гер­манского подкласса строились в Германии с 1886 г. и внешне повторяли конструктивный тип серийных миноносцев. Будучи крупнее и мореходнее, они об­ладали более мощными машинами и в походе отря­да миноносцев (каждому отряду полагался "дивизионер") выполняли роль конвоира, спасателя, опе­ративной ремонтной базы и буксировщика. Ведя на буксире аварийный миноносец, "дивизионер" по­зволял всему отряду идти почти с прежней скорос­тью, а в бою, благодаря более мощному вооруже­нию, мог взять на себя роль разведчика и лидера.

Весома была и ремонтная функция корабля. Как многозначительно подчеркивалось в справоч­нике "Военные флоты и морская справочная книж­ка на 1892 г.", замены различных повреждавшихся деталей механизмов и вооружения на миноносцах выполнялись легко и быстро благодаря "совершен­ной одинаковости миноносцев в отряде". Но И. А. Шестаков на подобные "мелочи" по-прежнему не хотел обращать внимание.

Из двух других заказанных кораблей один представлял первую серию 20-уз. 85-тонных миноносцев 1 класса (в дальнейшем S1 - S64), а другой — только что начатую вторую серию 100- тонных ми­ноносцев (впоследствии S65 - S74), обещавших ре­кордную по тем временам 26-уз. скорость. Иными словами, вместо последовательного накопления собственного опыта, Россия в очередной раз брала на себя оплату расходов фирмы по созданию экспе­риментального рекордного корабля. Минный крейсер получил имя "Казарский", миноносец — "Анакрия", а сверхскоростной миноносец — "Ад­лер". Контракты на постройку этих кораблей, предназначавшихся для Черного моря, под­писали 8 и 11 октября 1888г.

Огромный опыт — и, что особен­но важно, тщательно обобщавшийся — си­стемного проектиро­вания и налаженной постройки позволил фирме с блеском ре­шить задачу: "Анакрия" стала почти пол­ным воспроизведени­ем одного из освоен­ных производством миноносца.

Принципиаль­ным отличием кораб­лей стало применение первого в русском флоте полноповорот­ного палубного мин­ного аппарата. На "Адлере" их устано­вили уже два.

Вместо парного расположения двух котлов, их установи­ли в корму и в нос от машин, что суще­ственно повысило живучесть энергети­ки. "Адлер" за счет увеличения водоиз­мещения до 120 т и применения двухвальной установки (по 1000 л. с. на вал), двух локомотивных котлов и в ущерб требова­ниям мореходности также, хотя и не без недорабо­ток (вместо сентября 1889 г. сдача состоялась в апреле 1890 г.), достиг контрактной скорости 26,5 уз. Скорость "Анакрии" составила 21,1 уз.

Выйдя из Пиллау 21 мая, корабли пришли в Севастополь в середине июля 1890 г. Совместный поход миноносцев подтвердил ту очевидную, не требующую дорогостоящего заграничного зака­за истину, что для легкого корабля достижение скоростных показателей всегда оборачивается во вред мореходности. 125-тонный "Адлер" страдал от волнения несравненно сильнее, чем 88-тонный "Анакрия". И оба, естественно, как это выяснилось еще при испытании "Батума", далеко не обладали той мореходностью, которая позволяла бы считать их полноценными эскад­ренными кораблями. Став лебединой песней адмирала Шестакова, эти заказанные за границей корабли практически ни в чем, кроме естествен­но выраставшей, в силу прогресса техники, ско­рости, не сдвинули дело миноносного судостро­ения с тех позиций, на которых оно находилось в начале правления адмирала. Это был флот уве­личившихся в численности, но и умноживших свою разнотипность кораблей.

И все труднее было увидеть среди них тот оптимальный тип, который мог бы стать надеж­ным подспорьем боевой эскадры.