21. Серия "Поланген"— массовое копирование "Пернова".

 

23 марта 1893 г. председатель МТК вице-ад­мирал К. П. Пилкин и и. д. главного инспектора минного дела капитан 2 ранга А. А. Вирениус док­ладывали управляющему Морским министер­ством о том, что "заказы миноносцев Норману преследуют цель иметь образцы для постройки по ним копий у нас" и что "цель эта без рабочих точных чертежей достигается только наполовину". Поэтому следовало бы при заказе кораблей непре­менно добиваться, пусть даже за дополнительную плату, получения и комплекта рабочих чертежей. Но то ли предостережение последовало слишком поздно, то ли цена, назначенная О. Норманом, была признана слишком высокой, но приобретение чертежей не состоялось.

Отказался управляющий Морским министер­ством и от выдачи Норману заказа на поставку ма­шин и котлов для миноносцев типа "Пернов", пост­ройку которых поручали Николаевскому Адмирал­тейству. Не было поддержано и предложение МТК воспользоваться готовностью Нормана продать чертежи машин. Переговоры о цене пришлось пре­кратить. Оставалось одно — снимать эскизы ма­шин с натуры.

С Норманом и фирмой Дю-Тампля догово­риться смогли лишь о поставке котлов для восьми из 24 строившихся в России копий "Пернова". Для двух миноносцев Ижорского завода (NN 129 и 130) котлы поставлял Балтийский завод, для двух других (NN 127 и 128) — завод О. Нормана. Для двух минонос­цев завода Крейтона (он строил корпус и машины) NN 119 и 120 котлы поставлял завод Дю-Тампля. Он же изготовлял котлы своей конструкции для четырех миноносцев NN 133-136 Невского завода.

Как уже не раз бывало, заказ на воспроизве­дение кораблей разными заводами состоялся без какой-либо предварительной проверки образца, отработки единой технологии, документации и хотя бы элементарной технологической и контрагентной подготовки.

Проходившие в июле-ноябре 1893 г. перего­воры о постройке Франко-русским заводом 10 ми­ноносцев не дали результата из-за несогласия в цене. Завод Крейтона (по контракту от 15 июня 1893 г.) поставку двух порученных ему миноносцев задержал (в основном из-за позднего получения из Франции котлов Дю-Тампля) на целый год и сдал их в сентябре и ноябре 1895 г.

Скорость кораблей составила 21 и 21,34 уз. Один из них передали для эскизирования Ижорскому заводу, который четыре своих миноносца (NN 127-130) с машинами собственного производства и котлами, изготовленными заводами О. Нормана и Балтийским, сдал в 1898-1900 гг. Из них наиболь­шую скорость— 20,9 уз. развил N 128, наименьшую 16,7— N129.

Заказанные Невскому заводу 10 миноносцев, начатые постройкой в 1894-1896 гг. (все с машинами и котлами собственного производства, кроме четы­рех, для которых котлы поставлял завод Дю-Тампля из Франции), были приняты в казну в сентябре-нояб­ре 1897 г., из них один (N 136) достиг скорости 23,18 уз., два (NN 133,135)— 22,46 и 22,15 уз., один (N 134) — 21,35 уз. Из остальных кораблей только один (N 137) превысил порог 20-уз. скорости, другие развили скорости 19 уз. или несколько больше.

Николаевское Адмиралтейство, строившее четыре своих миноносца с машинами и котлами за­вода Крейтона, сдало два из них через три года пос­ле начала постройки (их скорости составили около 21 уз.). Два других, имевших нефтяное отопление топок котлов, достигли лишь 14,4и 16,55 уз. скоро­сти. После переделки на отопление углем скорость увеличилась до 20,39 и 20,69 уз. Новое Адмиралтей­ство два своих миноносца N 208, 209 (их начали со­бирать во Владивостоке в декабре 1896 г.) сдало в конце 1899 г. Их скорость составила 17,3 и 18 уз.

Еще два миноносца Ижорского завода N 210 и 211, также с машинами и котлами завода Крейто­на, собирались с 1897 г. во Владивостоке и были сданы в 1899 и 1900гг. Их скорость составила 18,4 и 17,6 уз. Таков был неутешительный итог постройки большой серии, так Морское министерство, всту­пая уже в последнее предцусимское десятилетие, продолжало тратить государственные средства с прежними беззаботностью и расточительностью.