26. Большие уроки малых кораблей.

 

Немалые поводы к размышлению над исто­рией дают и события, связанные с двумя плававши­ми в Практической эскадре С. О. Макарова мино­носцами. 3 августа 1896 г. головной в серии — ми­ноносец N 108 (б."Або") получил повреждение наружной обшивки. Его обветшавшие переборки не имели видимых повреждений, но обнаружили столь сильную фильтрацию воды, что все пять основных отсеков оказались затопленными. Миноносец сел в воду по планширь, и спасти его удалось лишь благодаря энергичным мерам, предпринятым С. О. Макаровым: он успел ввести в действие водоотлив­ные средства Кронштадтского порта.

Сообщая о произошедшем Главному инспек­тору кораблестроения Н. Е. Кутейникову, адмирал задавал вопрос: были ли на этом миноносце пере­борки испытаны таким образом, как он это уже нео­днократно предлагал МТК (то есть наливом воды в отсеки) и собирается ли МТК сделать такие испыта­ния обязательными для всех кораблей. "Я очень по­жалел, — писал С. О. Макаров, — что на работе по съемке не присутствовал ни один инженер. Эта течь переборок так поучительна и так наглядна, что, смотря на нее, не остается никаких сомнений в не­обходимости пробы переборок после того, как две­ри, трубы и прочее поставлено". 21 октября 1896г., не получив никакого ответа, адмирал обращается к и. д. председателя МТК контр- адмиралу К. К. Де-Ливрону. Он напоминал, что в МТК должно нахо­диться "очень много" его записок и отчетов по воп­росам непотопляемости кораблей, но решение об испытании их переборок единственно гарантиро­ванным способом — наполнением отсеков водой по-прежнему — не принято.

Неоднократные осмотры кораблей Среди­земноморской и Практической эскадр привели ад­мирала к убеждению о том, что "у новых судов, как и старых, главные переборки ненадежны, а это крупный боевой недостаток". Хуже того, дело обес­печения непотопляемости кораблей, по мнению адмирала, в некотором отношении шагает назад .

Так при расследовании аварии, произошед­шей с броненосцем "Гангут" в кампанию 1896 г., вы­яснилось, что клапанные коробки его водоотлив­ной системы были отлиты из чугуна и имели весьма сложную, подверженную повреждениям конструк­цию. Между тем, адмирал, занимаясь проблемами непотопляемости еще в ранней молодости, добил­ся на первых броненосцах типа "Адмирал Лазарев" установки коробок из железа.

Словно уже предвидя будущую катастрофу "Гангута", С. О. Макаров предостерегал, что ава­рии будут повторяться и впредь, "пока не установят пробу главных переборок наливом воды и не учре­дят должность инспектора непотопляемости". Пре­достережение и на этот раз, как это было со времен записок, подававшихся на имя И. А. Шестакова, пропустили мимо ушей. И судьба, видимо, решила, что правоту адмирала- патриота надо подтвердить более действенным образом.

В следующую кампанию, когда эскадрой ко­мандовал вице-адмирал С. П. Тыртов (брат управ­ляющего Морским министерством П. П. Тыртова), и произошла та достойная хрестоматий катастрофа броненосца "Гангут", которую с безжалостными подробностями описал в "Воспоминаниях" акаде­мик А. Н. Крылов. Ненадежность переборок и во­доотливной системы с чугунными коробками, а также и выдающаяся нераспорядительность, кото­рую проявили командир броненосца К. М. Тикоцкий и державший на броненосце свой флаг С. П. Тыртов, позволили броненосцу на виду у всей эс­кадры пойти на дно Транзундского рейда.

Чрезвычайной важности исторический урок содержали и проводившиеся в 1899 г. на миноносце N 115 (б."Тосна") опыты "телеграфирования без проводов". Участники испытаний: изобретатель радио А. С. Попов, преподаватель минного офи­церского класса П. Н. Рыбкин, заведующий теле­графом в Кронштадте капитан Троицкий и коман­дир миноносца Е. В. Колбасьев—были довольны достигнутой в то время 14-мильной дальностью ра­диосвязи и, как писал Е. В. Колбасьев, ожидали ее увеличения "в весьма близком будущем".

Эти опыты, ознаменовав начало эры радио­связи на флоте, не вызвали, однако, бурного разви­тия новой отрасли в России. А. С. Попов, не будучи по природе предпринимателем (кем оказались в Италии Маркони, а в Германии Сляби и Арко) го­товности к совершенствованию и развертыванию промышленных образцов станции не проявил и предпочел занять должность профессора Электро­технического института.

Станции его образца, несмотря на участие французского предпринимателя Дюкрете, в техни­ческом совершенстве и дальности связи начали ус­тупать продукции энергично развивавшейся на за­паде радиоиндустрии. В министерстве сочли это вполне нормальным и мер по устранению быстро увеличивавшегося отставания не предпринимали. Маломощная кронштадтская мастерская Морско­го министерства к 1902 г. имела производитель­ность лишь 8 комплектов в год. Это означало, что даже самые скромные потребности флота (36 кора­бельных и 20 береговых станций) могут быть удов­летворены лишь через 7 лет.

На попытки С. О. Макарова (по должности главного командира Кронштадтского порта) побу­дить министерство осознать серьезность отстава­ния и форсировать выпуск современных станций П. П. Тыртов отвечал до удивления беспомощной резолюцией, из которой следовало, что министер­ство не настроено обременять себя лишними хлопо­тами. В конечном счете все свелось к старинной формуле "выписать из заграницы".

За итальянские станции системы Маркони и германские системы Сляби-Арко (фирмы "Телефункен"), как и за английские базисные дальноме­ры Барра и Струда приходилось переплачивать ог­ромные деньги. О станциях для миноносцев думать и вовсе не приходилось.

В итоге оказалось, что при осаде Порт-Арту­ра, в боях в Желтом и Японском морях, в Цусимс­ком сражении японцы использовали радио несрав­ненно более широко и эффективно, чем в русском флоте, где это радио родилось.