35. Две жизни корабля

 

Исключение из списков и сдача к порту не всегда обозначали окончание службы корабля, ког­да его, разоружив, отправляли в разломку на дрова, строительные материалы или металл, расстрелива­ли или взрывали при артиллерийских и минных опытах. Особый случай—расстрел в 1911г. бывше­го броненосца "Чесма", на котором испытывали си­стему броневой и конструктивной защиты уже строившихся дредноутов.

Давняя традиция сбережения исторических кораблей в мире общепризнана, и сегодня более 200 крупных кораблей продолжают нести собой память о трудах, талантах и доблести прошлых по­колений людей. Но Россия, которая и здесь шла "своим путем", к началу XX века сберегала лишь несколько мелких судов времен Петра I (включая знаменитый ботик) да галеру Екатерины II "Тверь". Но и с ней в "просвещенное" хрущевское время сумели покончить.

Ущербная историческая память, низкий куль­турный уровень и уродливые представления об эко­номии, которыми руководствовались правящие в России режимы (что царский, что большевистский), не позволили сберечь для будущего не только круп­ные, но даже и заслужившие того малые корабли XIX века. Не пощадила судьба и первые минонос­цы. Честно отслужив свой срок, но так и не дождав­шись боевого применения в качестве торпедных кораблей, они в исходе своей службы оказались для флота едва ли не более необходимыми, чем в годы молодости. И связано это было с новыми качества­ми, которые потребовал придать им изменивший­ся характер войны на море.

Организацию новой для флота отрасли мин­ного дела поручили капитану 2 ранга М. В. Ивано­ву, который в Порт-Артуре был заведующим со­зданного там первого соединения тралящих кораб­лей, получившего название "тралящий караван" (траление в разное время в Порт-Артуре возглавля­ли капитаны 1 ранга Э.Н. Щенснович, В.М. Зацаренный, Н.К. Рейценштейн). Как и Э.Н. Щенсно­вич, в роли заведующего подводным плаванием М.В. Иванов столкнулся с глухой стеной предубеж­дения, пренебрежения и недоверия.

В результате сформированная с огромными трудами партия траления Балтийского моря со­стояла, по словам И.А. Киреева, "из двух непри­годных к действию и двух устаревших номерных миноносцев", а базой для экипажей и хранения

имущества служила старая лайба "Мечта", состо­явшая ранее при отряде судов Морского корпуса. В 1917г. вместе с тральщиками специальной пост­ройки силы траления на Балтике насчитывали уже свыше 60 кораблей.

В разное время в них состояли бывшие бал­тийские миноносцы разных типов, в том числе но­мерные первого поколения. Это были миноносцы NN 103, 108, 115, 118, 131, 132, 142. Миноносец N 103 в 1915г. был переклассифицирован в посыльное судно, но в годы мировой войны использовался как тральщик. В 1918г. был захвачен немцами в Фин­ляндии, в 1922г. по Юрьевскому договору подле­жал возврату в РСФСР, но по непригодности про­дан Финляндии на металл.

Миноносцы NN 115 и 131, исключенные из списков в 1910- 1911гг., в 1914г. были возвращены в состав флота и до 1917г. использовались на Копанском озере в качестве катеров пристрелочной стан­ции. С окончанием войны сданы к порту, в 1921г. введены в состав флота и переоборудованы в траль­щики. Из-за сильного износа котлов снова были воз­вращены на хранение и в 1925г. сданы на разборку.

Миноносец N132, исключенный из списков в 191 Ог., в 1914- 1918гг. использовался как траль­щик и носил название "Чека". Миноносцы NN 101 и 102 с 1906г. состояли в отдельном корпусе погра­ничной стражи. Миноносец N142, как и большин­ство сохранившихся миноносцев первого поколе­ния, в 1916г. был переклассифицирован в посыль­ное судно, в 1918г. вернулся из Гельсингфорса и сдан на хранение в Кронштадте. В 1921г. он пере­оборудован в тральщик, участвовал в боевом тра­лении 1921-1922гг. В 1923г. затонул от течи в ма­шинном отделении.

Миноносцы NN 119 и 120 в 1912г. были пере­классифицированы в посыльные суда. В 1918г. зах­вачены Финляндией в Гельсингфорсе и проданы ей на слом по Юрьевскому договору. Миноносцы NN 128 и 129 в 1916г. были переклассифицированы в посыльные суда, в 1917г. были сданы на хранение в порту Або. Там вместе с бывшим миноносцем N 104 (с 1912г. посыльное судно) захвачен немцами. Как и другие захваченные и признанные непригодными для дальнейшей службы, проданы Финляндии по Юрьевскому договору.

Миноносец N 108 в 1909г. переклассифициро­ван в портовое плавучее средство. Назывался "Илим", затем сдан на хранение. В 1918г. вошел в состав минной дивизии и переведен на Волгу, где в 1919г. переклассифицирован в канонерскую лодку. От столкновения с канонерской лодкой "Пронзи­тельный" затонул, был поднят и восстановлен. В 1920г. возвращен на Балтику, переформирован в посыльное судно, затем переоборудован в траль­щик. Участвовал в боевом тралении в 1920-1922гг. В 1922-1923гг. находился в составе пограничной охраны ОГПУ, после чего сдан на хранение.

Миноносец N118 в 1909г. был переклассифи­цирован в посыльное судно под названием "Перис­коп". В феврале 1918г. совершил переход из Ревеля в Гельсингфорс, а в апреле в Кронштадт. В 1918-1919гг. действовал на Волге, в 1920г. возвратился на Балтику. В 1921г. под названием "Тральщик N15" участвовал в боевом тралении. В 1922г. находился в составе морской погранохраны ОГПУ, в том же году сдан на разборку.

В Черном море тралящие силы начали свое формирование также путем переоборудования ми­ноносцев первого и второго поколений. И трудно­стей при этом приходилось преодолевать еще больше, чем на Балтике. Принятие всех решений затяги­валось или откладывалось из-за отдаленности от столичных центральных учреждений. Черноморс­кий флот имел и меньшие внутренние ресурсы. Осо­бенно болезненно сказывались последствия русско-японской войны и недавних мятежей: летом 1905г. на броненосцах "Князь Потемкин-Таврический" и "Георгий Победоносец", а также на учебном судне "Прут" и осенью в Севастополе.

Деньги на ремонты кораблей приходилось в Петербурге почти что вымаливать, а потому и при создании партии траления решили обойтись самым скромным составом. В ведение назначенного и.д. начальника партии лейтенанта В.Г.Энгельмана в 1908г. были переданы два бывших миноносца NN 258 и 267 и 12,5-тонный 40-футовый паровой катер N 1 Севастопольского порта. Плавучей базой партии стал ветеран флота — построенный в 1868г. в Англии (Гринок) пароход "Днестр", состоявший в классе учебных кораблей.

К прежнему вооружению миноносцев, вклю­чавшему по 2 37-мм пушки, теперь добавлялось спе­циальное в виде тралов Шульца, щитовых и катер­ных. Особую проблему создавала комплектация партии стабильным штатным составом, который можно было бы обучать новому специальному делу. Флот был крайне обескровлен начавшимися уже в предвоенное время переводами офицеров и матросов-специалистов в состав 1-ой, а с началом войны и 2-ой Тихоокеанской эскадр.

Значительной потерей для флота стало и пе­реформирование команд "бунтовавших" кораблей: "Потемкина", "Георгия Победоносца" и учебного судна "Прут". Обширные "изъятия" были продела­ны и на многих других кораблях, проявивших не­благонадежность. Новая волна еще более широких чисток прокатилась после грандиозного в истории России восстания 15 ноября 1905г. в севастопольс­кой флотской дивизии и на ряде кораблей, возглав­ляемых крейсером "Очаков".

Неслыханными были и репрессии, предпри­нятые по отношению к офицерскому составу флота. Император был вне себя, узнав о протоколе пред­ставителей кают-компаний всех кораблей, в кото­ром накануне готовившегося усмирения говори­лось о том, что "офицеры флота не желают крово­пролития". Все подписавшие протокол были или уволены со службы или переведены на другие фло­ты. Офицерский состав флота в Черном море заме­нили почти полностью. В результате преемственность управления и боевой подготовки были подо­рваны, флот перестал быть боеспособным. И восста­новление этой боеспособности зависело теперь в большой степени от верности своему долгу и энтузи­азма таких офицеров, как лейтенант Энгельман.

Стабильности не удавалось добиться даже в наименованиях кораблей. Вместо сохранения, как это было на Балтике, изначальных названий и но­меров миноносцев — ведь номера были совершен­но абстрактным отличием, не отнимая себе истори­ческих названий — в Черном море вскоре началась их чуть ли не безостановочная перенумерация. Это, видимо, было одним из приемов "перевоспитания" Черноморского флота, необходимой мерой для приведения его в "дисциплинарное", как тогда го­ворили, состояние. Впрочем, это могло быть след­ствием, обыкновенных бюрократических бестол­ковщины и недомыслия, которых еще очень много сохранилось на флоте с довоенных времен.

Вплоть до 1914г. упорно, несмотря на протес­ты офицеров траления, держался и заимствованный из порт-артурского опыта термин "тралящий кара­ван", который по сходству с"землечерпательным ка­раваном" был далек от понятия о боевом соединении кораблей. Рутина примитивных понятий о тралении была столь сильна, что даже высокопоставленные бывшие участники войны, казалось бы, непосред­ственно на себе испытавшие последствия необеспе­ченности флота тральщиками, не хотели признавать за ними всех прав боевого корабля.

Морской министр А.С.Воеводский (всплыв­ший на эту должность в силу малопонятной интри­ги) в мае 1909 г. отклонил ходатайство главного ко­мандира Севастопольского порта капитана 1 ранга Н.С.Маньковского о разрешении поднять вымпелы на бывших миноносцах NN 258 и 267. Министр счи­тал, что "хотя суда эти и укомплектованы военной командой, но должны считаться плавучими сред­ствами (баркасами)". Неразрешено было и присвое­ние им новых названий, о чем просил В.Г.Энгель­ман. Как портовые плавучие средства они имели право лишь на присвоение очередных порядковых номеров среди катеров порта.

Приказом по Морскому ведомству N 187 от 29 июля 1910г. новые пароходы хотя и получили назва­ния ("Альбатрос" и "Балкан"), были зачислены в класс портовых судов. ВIV ранг их перевели только в августе 1912г. (приказ N 207). "Отбили" и попытки В.Г.Энгельмана получить право называть свои ко­рабли "тральщиками". Довод о том, что названия "портовый баркас и прочие не соответствуют этому назначению", на начальство не подействовал.

Неопределенный статус партии траления был удобен всем начальникам. Ее могли использо­вать в качестве аварийно-спасательной службы — тралить грунт у мыса Феолент на месте аварии ми­ноносца N 266. К тралящей партии было удобно (инициатива МТК) причислить проводивший минные опыты миноносец N 263. В сообщении об этом от адмирала Яковлева в декабре 191 Ог. партия трале­ния по-прежнему именовалась тралящим караваном.

Продолжалась и практика использования бывших миноносцев в качестве посыльных судов. В такой роли, как известно, в дни восстания "Потем­кина" при нем оказался миноносец N 267. Теперь с усмирением мятежей прежнюю практику расшири­ли. Условно составлявшие дивизион резервных ми­ноносцев, они были официально приписаны к ко­раблям эскадры: N 260 — к крейсеру "Кагул", N 262 —к крейсеру "Память Меркурия", N264 — к линей­ному кораблю "Ростислав", N 265 — к линейному кораблю "Пантелеймон", N 266 — к линейному ко­раблю "Три Святителя". N 261 был причислен к подводному плаванию, N 263 — к партии траления. N 268 состоял в пристрелочной станции. N 270 в 1910г. находился в капитальном ремонте, N 271 за­нимался опытами нефтяного отопления.

Так своеобразно подводился итог с энтузи­азмом начатой 20 лет тому назад практике этого отопления топок. Нефтяное отопление еще оста­валось на миноносцах NN 263, 271, 273, но и оно, как следовало из отчета флагманского инженер-механика морских сил Черного моря за 1908 г., не обнадеживало: миноносцы сильно дымили и от­личались большим расходом мазута. Правда, МТК, стоя на пороге действенного применения нефтяного отопления на турбинных кораблях, на этот раз поддержал инициативы флота. Испыта­ния были продолжены.

В 1910г. закончила службу еще одна группа миноносцев первого и второго поколений. Из со­става VI и VII резервных дивизионов были сданы к порту миноносцы NN 261, 262, 264, 265, 266, 268. Миноносец N 263 приказом по Морскому ведом­ству N 254 от 2 мая 1913г. был назначен на прода­жу. № 254 передали в пограничную службу. После неоднократных напоминаний со стороны началь­ника партии траления ему наконец в 1911 г. переда­ли давно обещанный миноносец N 255.

В кампанию этого года партию составляли пароходы "Альбатрос", "Баклан", 25-тонный мо­торный катер "Чайка" (принят от завода Беллино-Фендерих в 1911 г.) и миноносцы №№ 258, 267 и 255 переименованные в тральщики NN 8,9,10. По­луофициальное наименование "тральщик" уже в 1911 году фигурировало в годовом отчете, пред­ставленном главным командиром Севастопольско­го порта. Вошло оно и в изданный в 1914г. "Судо­вой список", но официально было принято лишь при введении классификации кораблей 1915 года.

На продолжавших числиться портовыми суда­ми "Альбатросе" и "Баклане" в 1911 г. установили рельсовые пути для сбрасывания мин заграждения. В круг регулярных учений и тренировок партии, как говорилось в отчете командира порта, входили: "обучение личного состава партии тралам Шестранда и Шульца, постановка и уборка мин заграждения с плота, маневрирование судов с тралами, вытраливание мин заграждения, вывод и ввод флота на Севастопольский рейд и расстреливание мин загражде­ния из 37-мм пушек и ружей на якоре и на ходу".

Внеплановым было траление Южной бухты и входа в Севастополь, которое "перед приездом Их Императорских величеств" осуществили портовые суда "Альбатрос", "Баклан" и тральщики N 9". По табели комплектации значилось 10 офицерских чи­нов (имелось 9), 16(11) кондукторов и 180 (139) ниж­них чинов. В 1912 г. занятия проходили по той же номенклатуре. Сверх того, по приказанию командующего морскими силами в Черном море" перед приез­дом Их Императорских величеств тральщики "Аль­батрос", "Баклан" и N 9 тралили Южную бухту и выход из Севастополя и охраняли их". Успешными были и порученные партии траления поиски 400-пу-дового сегмента, утерянного линейным кораблем "Синоп" и станового якоря заградителя "Прут".

Неудержимо обострявшаяся обстановка и энергия В. Г. Энгельмана заставили командова­ние флота всерьез задуматься о предстоящей тральщикам роли.