Проект Э.Ярроу для Невского завода

В конце XIX - начале XX века в высших военно-морских кругах высказывалось мнение о необходимости создания легких, но достаточно мореходных миноносных кораблей, способных не только сопровождать и охранять линейные эскадры на походе, но и принимать участие в сражениях. Финансироваться постройка новых миноносцев должна была за счет кредитов, отпущенных на строительство флота в рамках кораблестроительной программы 1 898 года "для нужд Дальнего Востока".

Для постройки новых кораблей Морским техническим комитетом (МТК) в апреле 1 898 года было разработано тактико-техническое задание, или, как говорили в то время, "Программа для составления проектов эскадренного миноносца до 350 тонн", определявшая основные требования к эскадренному миноносцу (заметим, что официально такого класса кораблей в то время в классификации российского флота не существовало). Вкратце они сводились к следующему: водоизмещение "в полном боевом вооружении" и с запасом топлива около 17% от полного водоизмещения - 350 т; скорость хода при полном водоизмещении - не менее 27 уз; система котлов Ярроу или Нормана, два гребных вала, вооружение: два 75-мм орудия (боезапас - 1 60 выстрелов), пять 47-мм пушек Гочкиса (по 270 выстрелов на каждое), три минных (торпедных) аппарата. В крайнем случае допускалась "сбавка" на одно 75-мм орудие и один минный аппарат. В "Программе", кроме того, оговаривались толщины корпусных конструкций, масса вооружения, багажа команды, топлива, провизии и различных запасов.

В России первым на предложение принять участие в проектировании и последующей постройке миноносцев по этой программе откликнулось Московское правление товарищества Невского механического завода, выразившее желание "выстроить на Невском заводе 10, а если Морское министерство пожелает, то и более истребителей (от английского "destroyer" - "истребитель", так в то время называли миноносцы водоизмещением более 300 т. - НА.) в 350 т, по чертежам Ярроу или Лейрда".

Получив принципиальное согласие, правление Невского завода в мае 1 898 года обратилось за помощью к английским фирмам Ярроу и Модслея с целью установления "технически надежного судостроения на Невском заводе", обязавшись выплачивать им за техническое содействие и проект по 2 % с договорной стоимости построенных кораблей. Первоначально завод рассчитывал построить не более шести миноносцев, но после того как выяснилось, что процент от их стоимости слишком мал, чтобы заинтересовать английские фирмы "в судьбе постройки и исходе ее", стал добиваться заказа на десять таких кораблей, оценив каждый в 510 000 руб. Однако Морское министерство, расходуя огромные средства на постройку кораблей на казенных заводах и предвидя большие затраты при заказе кораблей за границей, урезало эту сумму до 483 000 руб. и только после длительных переговоров согласилось заплатить за каждый миноносец 493 340 руб., компенсировав те 1 0 340 руб., которые завод должен был выплатить английской фирме Ярроу, взявшейся за разработку проекта.

При разработке проекта эскадренного миноносца для российского флота фирма Э.Ярроу использовала чертежи и спецификации строившихся на ее заводе японских "истребителей" - эскадренных миноносцев типа "Икадзути", заложенных в 1 897 году.

Эти корабли имели полное водоизмещение 410 т, главные размерения 68,4 (67,3 между перпендикулярами) х 6,27 х 1,58 м; мощность механизмов составляла 6000 л.с, обеспечивая кораблям скорость 31 уз; вооружение состояло из одного 76-мм, пяти 57-мм орудий и двух 457-мм торпедных аппаратов. Неудивительно, что в результате по силуэту и общему расположению миноносцы Невского завода разительно походили на эти корабли. В период 1904-1905 годов на японских миноносцах заменили одно 57-мм орудие на 76-мм, что дало им значительное огневое преимущество. Специалисты фирмы Э.Ярроу внесли в чертежи и спецификации ряд требований, определенных "Программой" МТК, после чего препроводили их в Россию.

9 июня 1 898 года эскизный проект "эскадренного миноносца в 350 т" был рассмотрен в МТК и на следующем заседании 1 8 июня одобрен, после чего управляющий Морским министерством согласился заказать Невскому заводу десять таких кораблей. На следующем этапе завод представил уже более подробные чертежи и спецификации, но МТК настоял на увеличении минного вооружения на один носовой аппарат, чего не было в первоначальном проекте. В результате пришлось снова отправлять чертежи в Англию на корректировку их разработчику - заводу Ярроу. Последний, перегруженный собственными заказами и не имевший прямой заинтересованности в постройке миноносцев в России, выполнил корректировку чертежей крайне небрежно, задержав возвращение их до ноября 1 898 года. Но и эти чертежи также не удовлетворили МТК и потребовали доработки.

Только 16 августа следующего, 1 899 года контракт на постройку на Невском заводе десяти эскадренных миноносцев "согласно проекту фирмы Ярроу, представленному Невским заводом и одобренному МТК" был наконец заключен.

Длина между перпендикулярами каждого корабля составляла 64, ширина - 6,4 и осадка (без киля) - 1,78 м. Десять стальных переборок, испытанных давлением "столба воды под верхнюю палубу", должны были обеспечить непотопляемость миноносца. Полубак имел форму "черепашьего щита", от боевой рубки к корме шла покатая стальная палуба толщиной 3,3-6,5 мм, покрытая линолеумом. Наружная обшивка из стали Сименс-Мартена имела толщину 4-5 мм, причем для защиты от коррозии подводная часть и "вообще все низкие части" (шпангоуты, фундаменты под котлы, машины и так далее) оцинковывались.

Боевая рубка изготавливалась из стальных листов толщиной 6,25 мм. Штурманская рубка, расположенная сразу за боевой, также была выполнена из стали и внутри обшита "нетеплопроводным" материалом. Она одновременно служила и основанием ходового мостика с компасом, штурвалом и машинным телеграфом.

Артиллерийское вооружение состояло из одного 75-мм орудия системы Канэ с механической подачей снарядов (боезапас - 160 снарядов) и пяти 47-мм пушек Гочкиса (боезапас - 1 350 патронов).

Согласно требованию МТК, миноносцы имели три торпедных аппарата: два - в кормовой части и один - в носу под палубой полубака, что уже в то время было признано неудачным: от носового аппарата, из-за трудности прицеливания, польза считалась более чем сомнительной, а два кормовых могли быть выведены из строя одним удачным попаданием неприятельского снаряда. Из шести мин Уайтхеда (торпед) две постоянно хранились в кранцах на верхней палубе и четыре под разборной палубой минного отделения. Там же хранились и головные зарядные части торпед.

Две вертикальные машины тройного расширения пара общей мощностью около 6 000 л.с. и четыре водотрубных котла типа Ярроу должны были обеспечить миноносцу при отоплении углем скорость хода 26 уз. Кроме того, корабли предполагалось приспособить под нефтяное отопление котлов, для чего угольные ямы изготовлялись герметичными. "Самое же нефтяное отопление, - отмечалось в контракте, - будет устроено заводом за особый счет, по соглашению и по чертежам, которые будут представлены МТК, или по образцам, указанным им в России". Но выполнить это так не удалось. Две динамо-машины обеспечивали работу прожектора и палубное освещение (40 ламп накаливания).

Водоотливные средства миноносца состояли из семи ручных помп, приводившихся в действие с палубы. В котельных отделениях имелось по одной вспомогательной донке подачей 6 т/ч. Из машинных отделений воду могли откачивать две трюмные помпы и циркуляционные насосы, имевшие еще и забор воды и из котельных отделений.

Впервые на миноносцах этой серии паровые эжекторы были заменены водоотливными насосами, или, как тогда говорили, "турбинами" с электродвигателями (семь единиц производительностью по 80 т/ч). Но из-за недостаточно отработанной конструкции и непродуманной установки забортная вода часто попадала как в пусковые реостаты, так и в коллекторы чувствительных к влаге электродвигателей постоянного тока. Такая водоотливная система по расчетам проектантов позволяла "избегать устройства перепускных клапанов", что, впрочем, не подтвердилось практикой плаваний.

Спуск во внутренние помещения миноносцев осуществлялся через 10 люков круглой формы с точеными крышками, снабженными противовесами. Основное требование к этим крышкам, заключавшееся в их "воздухонепроницаемости", то есть герметичности, так выполнено и не было ввиду быстрой порчи резиновых прокладок. Вентиляция жилых помещений и патронных погребов осуществлялась через вентиляторы, расположенные на верхней палубе и снабженные клапанами "в нижних частях" вентиляторной трубы.

Что касается размещения офицеров, то только у командира имелась отдельная каюта, остальные офицеры довольствовались спальными местами в кают-компании. Все остальные переборки покрывались пробковым составом (масляная краска с толченой пробкой). Мебель была только металлической.

Миноносцы вооружались сосновыми мачтами с реями и стрелой для спуска парусиновых шлюпок системы Бертона (позднее подвешенных на легких переносных шлюпбалках).

Два якоря системы Паркера массой каждый по 24 пуда (393,1 кг) и один запасной массой 9 пудов (147,4 кг) снабжались проволочными и цепными канатами.

На заваливающихся шлюпбалках на левом борту висел 24-футовый вельбот, а на палубе хранились в сложенном виде три парусиновые шлюпки Бертона (две 8-весельные и одна 4-весельная). Для спасения команды на миноносцах имелось по 1 2 пробковых спасательных кругов, а также спасательные пояса по числу членов экипажа - пять офицеров и от 60 до 70 нижних чинов.

В снабжение миноносцев входил парусиновый тент со стойками, который обычно натягивался от штурманской рубки до кормы.

Впоследствии штурманские рубки на миноносцах укрепили дополнительно бакштагами и талрепами; минные рельсы прикрыли съемными деревянными щитами; вдоль бортов, для удобства ходьбы, уложили решетчатые деревянные люки; такие же люки уложили вокруг 75-мм орудия и у кормовых штурвала и компаса.

Первый миноносец завод обещал представить для испытаний через 1 1 месяцев, то есть в течение июня 1900 года, а остальные - не позже 1 мая следующего года, но уже в декабре 1 899 года стало ясно, что в эти сроки завод никак не укладывается и сможет сдать первый миноносец не ранее мая 1901 года, а остальные лишь в сентябре того же года.

Пока дело касалось подготовительных работ, все шло относительно гладко, но как только Невский завод приступил к стапельным работам, сразу же возникло много непредвиденных трудностей. Поставки задерживались, с рядом запланированных работ завод сам справиться не смог: так, балки для машинных рам срочно пришлось перезаказывать Адмиралтейским Ижорским заводам. Гребные валы "за невозможностью изготовить на русских заводах" заказали во Франции, а в Англии были изготовлены почти все паропроводы. Только к маю 1 901 года обшивку первых восьми кораблей удалось довести до верхней палубы. 4 августа все десять миноносцев были зачислены в списки флота.

Первые два корабля, "Акула" и "Бычок", сошли на воду 1 1 августа 1901 года. Между тем неустойка Невского завода за опоздания в сроках сдачи миноносцев достигла ужасающей цифры 1 666 066 руб., и Морское министерство было вынуждено прекратить платежи, что грозило окончательным срывом постройки кораблей. Вопрос разбирался на заседании Адмиралтейств-совета, который, учитывая то обстоятельство, что "все паи завода приобретены Государственным банком, посчитал, что наложение штрафа на завод выльется в наложение штрафа на Государственное казначейство", что по вполне понятным причинам не имело смысла. В результате было решено штрафа с завода не взимать, а неустойку счислить. Работы по постройке продолжились.

1 июня завод спустил на воду девятый миноносец - "Безупречный", а последний корабль серии, "Видный", по-прежнему находился на стапеле.

Мытарства этого корабля начались 1 2 февраля 1902 года, после того как кораблестроительный отдел МТК постановил заменить на одном из эскадренных миноносцев паровые машины нефтяными моторами мощностью по 3000 л.с. конструкции инженера Б.Г.Луцкого, контракт на разработку которых подписали 29 сентября 1901 года. Работы по изготовлению моторов первоначально поручили Ижорскому заводу, но в декабре передали германской фирме "Ховальдтсверке". В случае удачных испытаний двигателей в корпусе "Видного" их предполагалось снять с этого миноносца и разместить в корпусе специально построенного для этого корабля, причем выигрыш в массе (55,8 т) употребить на бронирование его жизненно важных частей. По контракту фирма "Ховальдтсверке" обязалась изготовить, собрать и испытать оба двигателя, а затем доставить их в Петербург не позднее 1 сентября 1903 года. Установка на миноносце нефтяных моторов в качестве главных двигателей потребовала принципиально нового подхода к разработке механического оборудования и систем корабля. Так, было принято решение полностью электрифицировать вспомогательные механизмы. К началу 1904 года на Невский завод для установки на миноносце "Видный" доставили изготовленные на русских заводах три динамо-машины по 33 кВт и три спиртовых мотора мощностью по 50 л.с. для их привода, воздухонагнетательный насос с электроприводом, электрический шпиль, электрическую рулевую машину, пневматический опреснитель. Получив первые сведения о постройке главных двигателей, Морское министерство выдало 1 сентября 1903 года Невскому заводу наряд на изготовление и установку топливных цистерн с трубопроводами. Тогда же предполагалось отбуксировать корпус миноносца в Либаву в надежде приступить к испытаниям уже в октябре 1 903 г. И хотя этот срок фирмой был сорван, но уже 1 8 декабря управляющий Морским министерством распорядился выдать Невскому заводу наряд на все работы по установке на "Видном" главных и вспомогательных механизмов, оборудования и систем. Однако начавшаяся Русско-японская война отодвинула эти работы на второй план. Забегая вперед, заметим, что только в июле 1904 года русский морской агент (военно-морской атташе) в Германии Н.Д.Долгоруков сообщил, что оба двигателя готовы. В том же донесении указывалось, что фирма "Ховальдтсверке" предлагает построить миноносец водоизмещением 430 т, поскольку двигатели оказались "несоразмеримы с корпусом "Видного"".

В результате 20 августа 1904 года последовало приказание смонтировать на миноносце "Видный" паровые котлы и механизмы, сняв все приспособления для установки моторов Луцкого.

Между тем к концу июля 1 902 года все девять миноносцев собрались в Кронштадте, где их осмотрела специальная комиссия МТК, после чего начались испытания. Первым их проходил "Бойкий", вслед за ним на мерную милю вышел "Буйный", однако его испытания пришлось прекратить: на миноносце прорвало фланец у нижнего предохранительного клапана цилиндра высокого давления. Постигли неудачи на испытаниях и миноносцы "Быстрый", на котором перегорели угольники, крепившие отражательные планки в котлах, и "Блестящий", у которого в 1 -м и 4-м котлах "осыпалась кирпичная кладка". На "Бедовом" вышел из строя вентилятор. После опробования артиллерии выяснилось, что все миноносцы требуют подкрепления боевой рубки, кроме того, на трех миноносцах требовалась замена всех проводов и арматуры, а на четырех электропроводка вообще отсутствовала.

В первую очередь завод занялся миноносцами "Бурный" и "Бойкий", готовя их к переходу на Тихий океан. Но из-за большой спешности работ, вызванной желанием Морского министерства непременно направить эти миноносцы по назначению осенью 1902 года, работы на них проводились далеко не качественно. В начале октября оба корабля провели учебные стрельбы и после определения девиации компасов 16 октября снялись с якоря и направились на Дальний Восток.