От Либавы до Цусимы

Миноносцы типа "Буйный", вернувшиеся на Балтику после своего несостоявшегося перехода на Дальний Восток, в течение лета 1 904 года прошли основательный ремонт и модернизацию, камбуз вынесли на верхнюю палубу, разместив между штурманской рубкой и котельным кожухом в отдельной рубке. Из-за этого пришлось фок-мачту перенести на камбузную переднюю переборку, трап на штурманскую рубку сняли, вход на камбуз, ставший продолжением мостика, устроили с котельного кожуха. Для улучшения сигнализации и растяжки сети радиотелеграфа, аппаратами которого снабдили все миноносцы, на них установили две мачты. Радиотелеграфные рубки у некоторых кораблей смонтировали в помещении сходного тамбура в офицерское отделение, а на некоторых в специальной рубке на котельном кожухе в районе 4-й дымовой трубы. Согласно циркуляру командующего 2-й Тихоокеанской эскадрой № 43 от 18 июня 1904 года на миноносцах установили по два пулемета: один переносной в носовой части на бортовых стойках, второй - на крыше офицерского сходного тамбура. А вот с минами Уайтхеда (торпедами) дела обстояли не столь гладко. На корабли отпустили лишь по одной мине на аппарат, так как вторые и третьи мины боезапаса были отосланы в Порт-Артур, где, по мнению ГУКиС, уже "использованы против неприятеля". Только после длительных переговоров на всех уровнях удалось заполучить недостающие торпеды с остающихся на Балтике кораблей. Перед самым уходом на три миноносца были назначены новые командиры: капитан 2 ранга Н.Н.Коломейцев ("Буйный"), лейтенант О.О.Рихтер ("Быстрый") и капитан 2 ранга П.П.Дурново ("Бравый").

Выкрашенные, как и все корабли 2-й Тихоокеанской эскадры, в черный цвет с желтыми трубами, все семь миноносцев - "Быстрый", "Бодрый", "Буйный", "Бравый", "Блестящий", "Безупречный" и "Бедовый" - 29 августа 1904 года покинули Кронштадт и пришли в Ревель где занялись боевой подготовкой. После высочайшего смотра эскадра перешла в Либаву и оттуда, уже после завершения последних работ, 2 октября направилась в свой трудный путь. Командование флотом отчетливо представляло себе, что количества миноносцев, отправляемых в составе 2-й Тихоокеанской эскадры на Дальний Восток, явно недостаточно, но мореходных миноносцев, кроме трех, достраивавшихся Невским заводом, просто не было.

С первых дней пути начались неприятности. "Быстрый", вызванный для переговоров к броненосцу "Ослябя", "вследствие неудачного маневра" навалился на его борт и помял себе носовой минный аппарат, получив при этом пробоину в подводной части. Ремонт проводился силами транспорта-мастерской "Камчатка" при сильном волнении, затруднявшем производство работ. После разделения эскадры на главные силы под командованием адмирала З.П.Рожественского и Отдельный отряд судов под командованием контр-адмирала Д.Г.Фель-керзама, миноносцы вошли в отряд последнего для следования Суэцким каналом.

Все миноносцы отряда прикрепили к транспортам: для экономии угля и большей сохранности механизмов предполагалось, что они будут идти на буксирах своих транспортов, на которые также возлагалась обязанность оказывать им в походе "всяческую помощь". К этому времени в Суду на транспорте "Китай" прибыла и запасная команда для миноносцев, расписанная по закрепленным за ними транспортам (по 32-33 человека); она должна была участвовать в погрузках угля, подавать буксиры, замещать больных и так далее.

8 ноября корабли отряда Д.Г.Фелькерзама покинули Суду, продолжив движение на Дальний Восток. Миноносцы первые два дня шли самостоятельно, но затем поступило приказание идти на буксире. Так они и прибыли в Порт-Саид, где ошвартовались у бортов транспортов. С прибытием лоцманов миноносцы первыми вошли в Суэцкий канал и прошли его, не останавливаясь, со средней скоростью 10 уз, поддерживая интервал движения 500 м. 20 ноября отряд контр-адмирала Д.Г.Фелькерзама отдал якорь в Джибути; миноносцы повторили свой путь перехода 1903-1904 годов.

1 декабря поход продолжился. Транспорты взяли миноносцы на буксир, но назначенный эскадренный ход в 9 уз оказался "слишком велик для миноносцев". Буксиры стали рваться, и миноносцам пришлось при сильном волнении разводить пары, чтобы дальше следовать самостоятельно. На следующем переходе, несмотря на сравнительно небольшую зыбь, буксиры то и дело продолжали рваться, сильно изматывая команды миноносцев при их повторной заводке. На "Бравом" при этом лопнула даже буксировочная брага.

Несколько раз грузившись углем в море, 1 2 декабря отряд подошел к бухте Носи-бе, где стал на якорь. Здесь наконец представилась возможность осмотреть миноносцы. Результаты превзошли самые мрачные предположения: машины почти на всех миноносцах "оказались расшатанными", котлы неисправными. От частых погрузок в океане, когда миноносцам на зыби приходилось швартоваться к транспортам, их носовые оконечности и борта оказались измятыми. На кораблях приступили к ремонту, но и при этом миноносцы продолжали нести охранную службу. 27 декабря пришли в Носи-бе и главные силы под командованием З.П.Рожественского и Отдельный отряд был расформирован. Но эскадра простояла в бухте до 3 марта в ожидании Догоняющего отряда капитана 1 ранга Л.Ф.Добротворского, который 3 ноября покинул Либаву.

В состав отряда входили крейсер I ранга "Олег", крейсер II ранга "Изумруд", миноносцы "Грозный" и "Громкий", три миноносца типа "Сокол" - "Прозорливый", "Пронзительный" и "Резвый", - вспомогательные крейсеры "Рион" и "Днепр" с различными грузами для 2-й эскадры и углем для пяти миноносцев отряда. В последнюю минуту к отряду был присоединен транспорт "Океан", который должен был сопровождать отряд до Танжера. Переход для отряда начался в сложных штормовых условиях. По воспоминаниям очевидца, на миноносцы было страшно смотреть: "Бог мой, как их валяет! Весь киль обнажается, того и гляди вот-вот судно перевернется килем вверх... Право там герои какие-то, фокусники, акробаты".

У Скагена отряд вынужден был из-за штормовой погоды стать на якорь, при этом миноносцы "Грозный" и "Ретивый"" сорвало с якорей и только чудом они избежали крупных повреждений, если не гибели. Вскоре дали знать о себе результаты "экстренной сдачи" миноносцев: при входе в Английский канал (Ла-Манш) неисправности в машинах "Громкого" и "Грозного" вынудили их зайти в Шербур. Французы разрешили стоянку только на протяжении четырех дней, и на миноносцах сразу приступили к приведению в порядок механизмов, воспользовавшись помощью одного из частных французских заводов. 16 ноября миноносцы и причисленный к ним вспомогательный крейсер "Днепр" покинули Шербур и спустя пять дней соединились в Танжере с кораблями отряда. Следующий ремонт пришлось провести в Пирее. На "Грозном", потребовалось изготовить новый фундамент под вентиляторную машину и отлить новые головные подшипники, не считая различных "мелких поделок".

Ремонт миноносцев затянулся, и только 26 декабря отряд наконец вышел из Суды, взяв курс на Порт-Саид. В Джибути отряд прибыл достаточно поредевшим. "Прозорливый" и "Пронзительный" пришлось оставить в Средиземном море из-за неисправностей котлов и машин. В Джибути остался "Резвый", потерявший лопасть винта и имевший также много неисправностей в машинах и котлах. Ему предстояло вернуться на Средиземное море с каким-либо угольным пароходом, который удастся зафрахтовать в виде конвоира. В составе отряда остались лишь "Громкий" и "Грозный", механизмы которых были еще в относительно исправном состоянии. 20 января 1 905 года Догоняющий отряд покинул Джибути и 1 февраля соединился наконец с главными силами в бухте Носи-бе. Оба миноносца, "Громкий" и "Грозный", вошли во 2-е отделение миноносцев.

Покинув Носи-бе, эскадра приступила к отработке совместного плавания, однако корабли практически не выдерживали своего места в строю. Не последнюю роль при этом играли миноносцы, их изношенные механизмы часто не позволяли поддерживать даже эскадренный ход. Терпение командующего лопнуло, и он приказал снова взять их на буксир. Этот, казалось бы, несложный маневр занял около полутора часов, после чего движение продолжилось, но буксиры постоянно рвались, а испортившаяся погода еще больше затруднила буксировку. Лопнувшим буксиром на "Быстром" повредило тумбу 75-мм орудия, 10 марта на "Громком" серьезно повредило руль, и для его исправления пришлось спускать водолазов, причем из-за большого количества акул на палубе миноносца стояли с винтовками матросы, готовые "в случае необходимости защитить водолаза". Погрузки угля превращались в настоящую пытку. Миноносцы грузили от 40 т (на "Быстром") до 75 т (на "Бедовом"), при этом все орудия и минные аппараты на миноносцах закрывались чехлами и оборачивались брезентом, во "избежание попадания в них угольной пыли и кусков угля". В таком же положении, "очень далеком от боевой готовности", находились во время угольных погрузок и остальные корабли эскадры.

По мере движения от командиров миноносцев в штаб командующего поступало все больше и больше заявлений о повреждениях. "Сколько возни с этими маленькими суденышками", - с горечью писал флагманский корабельный инженер эскадры Е.С.Политовский. Реакцией З.П.Рожественского стал приказ по эскадре, в котором, обвинив командиров миноносцев в "нерадивости и невнимании", командующий эскадрой предупредил, что "миноносцы до сего времени буксировались или работали самыми малыми ходами для того, чтобы дать командирам их возможность осмотреться и привести в полный порядок котлы и механизмы; теперь же начинается активная боевая служба миноносцев, которая может потребоваться от них каждую минуту..." Однако эти грозные приказы уже мало действовали на измученных людей. Побывавший на "Грозном" Е.С.Политовский писал: "...удивляюсь собачьей жизни на миноносцах. Качает нещадно, грязно, летит сажа из труб, тесно. Вдобавок ко всему отчаянная еда..." - и как пример приводил случай, когда на этом миноносце на всех офицеров выдавалось четыре сосиски, благо выручили офицеры с транспорта "Камчатка". "Меня удивляет, - писал он дальше, - что офицеры смотрят на такую голодовку совершенно спокойно".

При всем этом миноносцы выполняли свое обычное траление мест стоянки, а по ночам несли "сторожевую службу". Согласно циркуляру по 2-й Тихоокеанской эскадре, на дежурных миноносцах одну из труб окрашивали "известью, разведенной на воде" и наносили марки, которые "объявлялись ежедневно при пароле". При приближении дежурного миноносца ночью к кораблям эскадры он, кроме позывных, освещал прожектором свой флаг и "условно раскрашенную трубу".

С присоединением к эскадре отряда кораблей под командованием контр-адмирала Н.И.Небогатова наступил заключительный период похода 2-й Тихоокеанской эскадры. Снова миноносцы шли на буксире у транспортов, и снова буксиры рвались. Без крайней нужды миноносцам запрещалось приближаться ночью к эскадре, если бы это все же потребовалось, то приближавшийся к эскадре миноносец должен был осветить свой кормовой флаг, специально для этого поднятый, и, кроме того, делать опознавательные сигналы данного дня.

К Корейскому проливу миноносцы 2-й Тихоокеанской эскадры подошли, по выражению участника похода капитана 2 ранга В.И.Семенова, "с сильно надорванными механизмами". Этим отчасти и объясняется то, что командующий эскадрой приказом № 243 вменил им в обязанность следить за флагманскими кораблями и в случае необходимости снять с них флагмана и штаб. Большего от миноносцев нельзя было и требовать!