В Цусимском сражении.

Утро 14 мая 1905 года выдалось пасмурным, но уже после 6 ч показалось солнце. К 12 ч эскадра легла на роковой курс норд-ост 23°.

Миноносцы 1-го отделения держались справа от эскадры, наблюдая за флагманскими кораблями, к которым были приписаны, 2-е отделение шло в конце колонны транспортов. С началом боя миноносцы, стараясь держаться вблизи флагманских кораблей, оказались в зоне обстрела. Около 14 ч 40 мин перевернулся броненосец "Ослябя"- первая жертва Цусимского боя. К месту его гибели сразу же устремились "Бравый", "Буйный" и "Быстрый", последний при этом упустил флагманский броненосец "Князь Суворов", за которым должен был неустанно следить. Миноносец "Бедовый", имевший такое же назначение, метался вблизи кораблей - от места гибели "Осляби" до броненосца "Император Александр III". В результате флагманский броненосец "Князь Суворов" был замечен лишь около 1 8 ч с миноносца "Буйный", который до этого занимался спасением "ослябцев", приняв на борт 204 человека. К этому времени флагманский корабль русской эскадры, по образному выражению командира "Буйного" капитана 2 ранга Н.Н.Коломейцева, напоминал "жаровню, вроде тех, что употребляются на юге для печения каштанов..." Под огнем неприятеля "Буйный" на сильной зыби подошел к наветренному борту броненосца; каждую минуту хрупкий корпус миноносца могло раздавить о броню "Суворова". Этот отчаянный маневр принес "Буйному" и его командиру бессмертную славу. Вице-адмирал З.П.Рожественский и флаг-офицер с частью штаба были приняты на миноносец.

К вечеру миноносцы стали подтягиваться к крупным кораблям эскадры. Комиссия при Морском генеральном штабе (МГШ) по описанию действий флота в Русско-японскую войну впоследствии так охарактеризовала данный момент сражения: "Идею миноносцам держаться ночью во время неприятельских атак около своих крупных судов, при обстоятельствах данного времени, трудно назвать иначе как нелепой. Кроме опасности быть принятыми за неприятельские и расстрелянными соответственными судами, есть не меньшая опасность для крупных судов принять неприятельский миноносец за свой и подпустить его к себе", что и случилось с "Владимиром Мономахом". Однако при этом не следует забывать о состоянии миноносцев, механизмы которых находились, как уже говорилось, в "ужасающем состоянии". Если к этому прибавить настроение команд, окончательно деморализованных видом гибнущих кораблей эскадры, а также отсутствие каких-либо приказаний от флагманов , то станет понятно, почему миноносцы так жались к крупным кораблям, видя в них единственный шанс на спасение.

Рассвет застал миноносцы "Буйный", "Бедовый" и "Грозный" с крейсером "Дмитрий Донской", "Быстрый" шел с крейсером "Светлана", "Бравый" пытался пробраться во Владивосток, держась восточнее японских судов, "Блестящий", получив во время спасения экипажа "Осляби" несколько пробоин и потеряв убитым командира, переводил свою команду на "Бодрый". "Безупречный" под командой капитана 2 ранга И.А.Матусевича около 4 ч был настигнут японским крейсером "Читосе" и миноносцем "Ариаке" и после часового боя стал тонуть. Так как с миноносца не осталось никого в живых, о последних минутах "Безупречного" ничего не известно. "Быстрый" после гибели "Светланы" стал уходить к корейскому берег/, но за ним погнались крейсер "Ниитака" и миноносец "Муракумо". Видя, что от погони не уйти, командир миноносца лейтенант О.О.Рихтер выбросил свой корабль на берег к северу от Чикупень-вана и взорвал. Команда и спасенные "ослябцы" (83 человека) попали в плен.

"Буйный", имевший сильные повреждения в механизмах, передал командующего на "Бедовый", после чего был подготовлен к взрыву, но он не удался, и "Дмитрию Донскому" пришлось топить миноносец артиллерийским огнем. "Бедовый" в сопровождении "Грозного" взял курс на Владивосток, но у острова Джалет русские миноносцы были замечены с японских "истребителей" "Сазанами" и "Кагеро", которые сразу устремились в погоню. Увеличив ход, "Грозный" приблизился к "Бедовому", с которого последовало приказание идти во Владивосток. На вопрос командира "Грозного", почему не принять бой, ответа не последовало. Миноносцы продолжали идти рядом, причем неожиданно на "Бедовом" взвился флаг Красного Креста и на мачте затрепыхалась белая салфетка. Одновременно японцы открыли огонь. Выяснять что-либо было уже поздно, и "Грозный" прибавил ход. Последнее, что видели с русского миноносца - как четырехтрубный "истребитель" ("Сазанами") подошел к "Бедовому". Второй, двухтрубный, ("Кагеро") устремился за "Грозным". На расстоянии 26 кб противники открыли огонь, вскоре расстояние сократилось до 14 кб. Несмотря на ряд попаданий, "Грозный" не потерял ход и вскоре "Кагеро" прекратил погоню. Приведя миноносец в некоторый порядок, командир капитан 2 ранга К.К.Андржеевский распорядился взять курс на Владивосток, решив идти экономическим ходом, однако вскоре на миноносце, в результате длительного форсирования хода во время боя, стал подходить к концу уголь. Пришлось сжечь в топках все деревянные вещи - рундуки, шлюпки и даже угольные мешки. Почти без угля около 19 ч 16 мая миноносец подошел к острову Аскольд, где был встречен кораблями Владивостокского отряда.

Миноносец "Бедовый" сдался японцам. 17 мая истребитель "Сазанами" и крейсер "Акаси" отконвоировали его в Сасебо.

В дневном сражении 14 мая миноносец "Громкий" держался на траверзе крейсера "Олег", избежав, по счастью, каких либо повреждений. С наступлением сумерек "Громкий" присоединился к крейсеру "Владимир Мономах", с которым вместе отражал атаки японских миноносцев. Временами с крейсера "Громкий" принимали за неприятеля и открывали по нему артиллерийский огонь, но, к счастью, безрезультатно. Около 5 ч с кораблей был замечен тонущий броненосец "Сисой Великий", а на горизонте - японские вспомогательные крейсеры и два миноносца. Развив большой ход, "Громкому" удалось прорвать кольцо неприятельских кораблей, но в погоню за ним устремился японский миноносец "Сирануи", вскоре к нему присоединились еще два японских "истребителя". После 2 ч погони машинная команда "Громкого" окончательно измоталась: уже около 20 ч люди находились на вахте, кочегары падали в обмороки, а у некоторых начались судороги. Несмотря на это, ход миноносца был доведен до 25 уз, и "Сирануи" стал отставать, но тут со стороны острова Уросан появился японский миноносец № 63, включившийся в погоню. Положение "Громкого" становилось критическим - угля на миноносце осталось около 40 т, в то время как вновь приходилось форсировать ход и он рисковал остаться через непродолжительное время совсем без топлива. Вскоре миноносец № 63 открыл огонь. Капитан 2 ранга Г.Ф.Керн решил атаковать неприятеля торпедами. Круто развернувшись, "Громкий" устремился на ближайший японский миноносец. Но, видимо, военное счастье в этот день окончательно отвернулось от русских моряков. Одна из выпущенных "Громким" торпед ударилась хвостовой частью о борт миноносца и затонула, другая была отбита кильватерной струей японского корабля и прошла мимо цели. Этот маневр обошелся "Громкому" дорого: сблизившись с неприятелем, он попал под сосредоточенный огонь двух японских миноносцев. Японские снаряды вывели из строя 4-й, а затем и 3-й котел. Скорость миноносца упала до 1 6 уз, после чего неприятель без особого труда поставил "Громкий" в "два огня". Начался форменный расстрел русского миноносца, команда которого, несмотря на шквальный огонь, продолжала сражаться. Вскоре артиллерийские погреба оказались затопленными и из всей артиллерии действовали лишь два 47-мм орудия, достреливавшие остававшийся на палубе боезапас. Около 1 2 ч японский снаряд попал в стопорный клапан 2-го котла. "Громкий" остался под одним котлом, пар в котором катастрофически садился. К этому времени миноносец имел восемь подводных пробоин и сел "фута на два с креном на правый борт". Вскоре вышло из строя еще одно орудие. Видя безвыходность положения, командир миноносца капитан 2 ранга Г.Ф.Керн приказал затопить корабль. Выполняя приказ командира, судовой механик штабс-капитан В.В.Сакс с помощью машинного кондуктора Петрова и квартирмейстеров Кагушева и Щенникова сбил клинкеты проточных труб холодильников (конденсаторов), после чего открыл кингстоны машинного и кормового котельного отделений. Когда вода покрыла крышки клинкетов, В.В.Сакс приказал покинуть машинное отделение и носовую кочегарку и доложил командиру, что миноносец скоро затонет. Пользуясь беспомощным положением "Громкого", японцы сблизились с ним на расстояние до 2 кб и, зайдя с кормы, продольным огнем буквально засыпали русский миноносец снарядами. В этот момент боя потери на "Громком" были самыми большими. Неприятель сбил гафель с флагом, и мичман В.Н.Потемкин, управлявший огнем последней пушки, приказал поднять стеньговый флаг на фок-мачте, что под шквальным огнем выполнил сигнальщик Скородумов. Отдав команду спасаться "кто как может", командир миноносца капитан 2 ранга Г.Ф.Керн сразу же был сражен неприятельским снарядом. Вскоре закончились снаряды у последнего орудия. Как только миноносец прекратил огонь, японцы спустили шлюпки для спасения русских моряков, плававших возле медленно погружавшегося в воду разбитого корпуса "Громкого". Японцы сняли с него тяжело-раненных, после чего миноносец лег на правый борт и затонул, имея на фок-мачте Андреевский флаг.

Хотя русских пленных держали на верхней палубе, но все же им удалось узнать, что у японцев было трое убитых и семь раненых, "Сирануи" получил несколько надводных и две подводные пробоины, была сбита шлюпбалка; правая машина лишилась цилиндра, так как осколок русского снаряда попал в золотниковую коробку. По мнению японского генерального штаба, "неприятель храбро сражался... снаряды его ложились хорошо, и в "Сирануи" попало свыше 20 штук..."

Миноносец "Бравый", отстав с вечера от крейсера "Владимир Мономах", благополучно пробрался сквозь завесу из японских миноносцев и, несмотря на серьезные повреждения, полученные в дневном бою, когда он спасал команду погибавшего броненосца "Ослябя" (один 6-дюймовый снаряд, снеся фок-мачту, пробил палубу и котельный кожух, разорвавшись, вывел из строя два носовых котла, перебив главный паропровод, при этом девять матросов и лейтенант К.К. фон Нерике погибли и четыре матроса получили серьезные ранения), 11-узловым ходом решил пробиваться во Владивосток. "Для большей невидимости" на корабле срубили грот-мачту и перекрасили дымовые трубы в белый цвет. Ночью 16 мая на избитом миноносце в довершение всех несчастий лопнула трубка в 3-м котле, после чего его скорость снизилась до 5 уз. Вскоре подошел к концу и уголь: как и на "Грозном", в топку пришлось отправить все дерево, имевшееся на миноносце. При подходе к острову Аскольд на "Бравом" поставили грот-мачту и наладили телеграфное сообщение с Владивостоком, откуда навстречу миноносцу вышел транспорт "Алеут".

Миноносец "Бодрый" под командованием капитана ранга П.В.Иванова, сняв спасенных "ослябцев" и команду с гибнущего "Блестящего", попытался уйти в Шанхай, "предполагая взять там уголь и затем прорываться во Владивосток". На следующий день миноносец попал в жестокий шторм, а в ночь на 1 7 мая уголь на корабле подошел к концу. Из тентов пришлось соорудить самодельные паруса. Около двух дней миноносец носило "по воле волн и течений", пока он не был замечен с английского парохода "Квейлин", который, взяв его на буксир, 22 мая притащил в Шанхай, где миноносец разоружился. Таким образом, из девяти миноносцев, входивших в состав 2-й Тихоокеанской эскадры, только два - "Грозный" и "Бравый" - прорвались во Владивосток, один разоружился в нейтральном порту ("Бодрый"), пять - "Буйный", "Блестящий", "Безупречный", "Быстрый" и "Громкий" - погибли и один ("Бедовый") сдался в плен. Под новым наименованием "Сатсуки" он до 1913 года числился в составе японского флота, после чего до 1 922 года использовался как корабль-цель.

В сентябре 1905 года, уже после подписания Портсмутского мирного договора, отряд русских кораблей в составе крейсеров "Россия", "Богатырь" и миноносцев "Грозный" и "Бравый" встретился с японскими крейсерами "Ивате", "Ниитака" и миноносцами "Оборо" и "Акебоно" в открытом море около залива Корнилова. Так проходило совещание между русским и японским адмиралами по вопросам перехода от военного положения к мирному. А в Петербурге миноносец "Видный" по-прежнему стоял на стапеле Невского завода. Так как в ходе войны Морскому министерству стало не до сомнительных экспериментов, то, как уже отмечалось, 20 августа 1904 года последовало указание снять с миноносца все приспособления для установки моторов Луцкого (с которыми дело так и не наладилось) и приступить к монтажу обычных паровых котлов и механизмов. Достраивался "Видный" по улучшенному проекту миноносцев типа "Грозный" и уже без носового торпедного аппарата. Через год миноносец завершил испытания (скорость 27,25 уз) и вошел в состав Балтийского флота.

Перечисленные в Сибирскую флотилию миноносцы "Бравый", "Бойкий", "Бодрый" и "Грозный" в 1907 году переклассифицировали в эскадренные миноносцы. В этом году Владивосток захлестнула новая волна революционного движения. В октябре вспыхнул мятеж на миноносцах Сибирской флотилии, в ходе которого был убит командир "Бодрого" капитан 2 ранга Курош. Сам миноносец к восстанию не присоединился, остались нейтральными и "Бойкий" с "Бравым", а "Грозный" принял самое активное участие в подавлении восстания.

За период 1907-1914 годов корабли прошли перевооружение, заменив 47-мм артиллерию вторым 75-мм орудием и шестью пулеметами; носовые минные аппараты с них были сняты, причем на "Бравом" на месте аппарата поставили заглушку, а на "Бодром" и "Бойком" переделали форштевни. Скорость кораблей в 1 91 2 году составляла от 20,5 ("Бодрый") до 22 уз ("Бравый"). "Видный", также прошедший перевооружение, на испытаниях 1 91 1 года достиг 25 уз. Комплект офицеров и команды на всех миноносцах стал одинаковым - четыре офицера, два кондуктора и 62 нижних чина.

В ходе ремонта на миноносцах для улучшения тяги была несколько увеличена высота дымовых труб. Тогда же, согласно циркуляру МТК от 24 марта 1 908 года, на миноносцах "все, что может быть видимо издали" было окрашено в "защитный шарозеленый цвет". Изломанный линолеум с верхних палуб миноносцев был снят, а палубы покрашены масляной краской (циркуляр МТК № 2 1 от 7 декабря 1 909 года). Для облегчения ходьбы по палубе на ней были закреплены по обоим бортам "упорные для ног деревянные бруски"; для перевала же через них тачек с углем при угольной погрузке на них клались короткие (в зависимости от размера тачек) накладки. В жаркое время года верхнюю палубу покрывали "плетеными узкими дорожками". Сняли с миноносцев и парусиновые шлюпки, заменив их деревянными. В ноябре 1 905 года Морское министерство внесло последний платеж, окончательно рассчитавшись с заводом за постройку трех кораблей типа "Громкий". "Грозный" вошел в состав Сибирской флотилии; в 1907 году он и оставшийся на Балтике "Громящий" были официально перечислены в класс эскадренных миноносцев, в числе которых прошли перевооружение: "Громящий" в 1 909 и "Грозный" в 1 91 3 году. Таким образом, к началу Первой мировой войны на миноносцах стояло по два 75-мм орудия и шесть пулеметов. Кроме того, они могли брать на борт до 20 мин заграждения. Водоизмещение превысило 420 т, а скорость снизилась до 20-22 уз.