Эсминцы типа “Бедовый” (проект 56-ЭМ и 56-М) — 4+1 единицы

Головной эсминец “Бедовый” заложен по проекту 56 как чисто артиллерийско-торпедный корабль, но в ходе строительства превращен в ракетный (проект 56-ЭМ). Остальные строились по проекту 56-М, но практически не отличались от прототипа. Недостатки ракет КСЩ стали причиной модернизации трех кораблей (“Неуловимый”, “Прозорливый”, “Бедовый”) по проекту 56-У с установкой новых ПКРК П-15М. “Неудержимый” вследствие загрузки дальневосточных заводов не модернизировался. Все корабли вступили в строй как эсминцы, 19.5.1966 г. переклассифицированы в БРК, затем в БПК и в 1977г.— снова в БРК (кроме “Неудержимого”).

БЕДОВЫЙ (заводской № 1204). 3.9.1952 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 1.12.1953г. заложен по проекту 56 на заводе № 445, достраивался по проекту 56-ЭМ, спущен 31.7.1955 г., вступил в строй 30.6.1958 г. и 30.7.1958 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ; явился первым в ВМФ СССР кораблем, вооруженным противокорабельным ракетным оружием. 19.5.1966 г. переклассифицирован в БРК, 26.1.1973 г.- в БПК и 28.6.1977 г.- вновь в БРК. 20 -27.7.1967 г. нанес визит в Гавану (Куба) и 9 - 11.8.1969 г.- в Бриджтаун (Барбадос). 7.10.1970г.— 15.7.1971 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. 9.11.1970 г. при сопровождении отряда кораблей НАТО в Средиземном море столкнулся с английским авианосцем “Ark Royal”, но из строя не вышел и продолжил выполнение боевого задания. В период с 18.7.1972 г. по 25.1.1974 г. модернизирован на “Севморзаводе” в Севастополе по проекту 56-У, а в период с 23.4.1981 г. по 14.5.1986 г. там же прошел капитальный ремонт. 25.4.1989 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 5.8.1989 г, продан частной фирме Турции для разделки на металл и 1.10.1989г. расформирован.

ПРОЗОРЛИВЫЙ (заводской № 1 210). 1 7.10.1955 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 1.9.1956 г. заложен по проекту 56 на заводе № 445, достраивался по проекту 56-М, спущен 30.7.1957 г., вступил в строй 30.12.1958 г. и 8.3.1960 г. включен в состав ЧФ. 19.5.1966 г. переклассифицирован в БРК и 1.2.1977 г.— в ВПК, а 3.8.1977 г. возвращен в класс БРК. В 1976 — 1977 гг. модернизирован на “Севмор-заводе” в Севастополе по проекту 56-У. 25.8.1978 г. перечислен в состав ДНБФ. 14 — 18.6.1979 г. нанес визит в Хельсинки (Финляндия). 1.11 — 31.12.1979 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Анголы. 24,6.1991 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 1.10.1991 г. расформирован.

НЕУЛОВИМЫЙ (заводской № 743/765). 29.4.1954 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 23.2.1957 г. заложен по проекту 56 на заводе № 190, достраивался по проекту 56-М, спущен 27.2.1958 г., вступил в строй 30.12.1958 г. и 8.3.1960 г. включен в состав КБФ. 19.5.1966 г. переклассифицирован в БРК и 26.1.1973 г.- в БПК, а 3.8.1977 г. возвращен в класс БРК. 15 — 20.2.1969 г. нанес визит в Конакри (Гвинея) и 5 — 10.3.1969 г.— в Лагос (Нигерия). 1 7.4.1969 г. перечислен в состав КЧФ. В период с 2.12.1971 г. по 4.10.1972 г. модернизирован на “Севморзаводе” в Севастополе по проекту 56-У, 6.6.1974 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен в Севастополе на отстой, но 18.3.1982 г. расконсервирован и вновь введен в строй, а 19.4.1990 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 11.2.1991 г. расформирован и впоследствии продан частной фирме Италии для разделки на металл.

НЕУДЕРЖИМЫЙ, с 14.3.1986 г-УТС-567 (заводской № 88). 19.1.1955 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 23.2.1957 г. заложен по проекту 56 на заводе № 199, достраивался по проекту 56-М, спущен 24.5.1958 г., вступил в строй 30.12.1958 г. и 8.3.1960 г. включен в состав ТОФ. 19.5.1966 г. переклассифицирован в БРК и 3.8.197 7 г.— в БПК. 23.7.1979 г. поставлен на “Дальзаводе” во Владивостоке на капитальный ремонт, но 8.12.1985 г. разоружен и переформирован в УТС, а 10.4.1987 г. исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации.

НЕУКРОТИМЫЙ (заводской № 89). 17.10.1955 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, но вскоре снят со строительства и на заводе № 199 не закладывался.

 

Водоизмещение; полное 3315, стандартное 2767 т (у “Бедового” – 3447/2890 т); длина 126,1 м, ширина 12,7 м, осадка 4,3 м. Мощность ПТУ 2x36 000 л.с.; скорость хода: максимальная 39, экономическая 14 уз.; дальность плавания экономическим ходом 3900 миль.

Вооружение: 1х1 ПУ ПКРК СМ-59 (8 ракет КСЩ) 4х4 57-мм ЗИФ-75 (на “Бедовом” 4х4 45-мм СМ-20-ЗИФ) орудия, 2х2 533-мм ТА, 2 РБУ-2500 (128 РГБ-25). Экипаж 270 человек, в том числе 19 офицеров.