Предисловие

 

Броненосный крейсер «Адмирал Нахимов» — один из ин­тереснейших кораблей своего времени. При сравнении его с представителями такого же класса в русском и иностран­ных флотах бросалось в глаза его значительное превос­ходство в артиллерийской мощи. Кроме естественного чув­ства гордости за отечественное кораблестроение, возника­ет и недоумение — почему столь, казалось бы, удачный ко­рабль не стал родоначальником целой серии башенных крей­серов с броневым поясом по ватерлинии, в других флотах появившихся много позже! Увы, Россия, введя в строй «На­химова», который по числу орудий главного калибра и весу бортового залпа вдвое превосходил своих современников, почему-то снова вернулась к постройке броненосных крей­серов со «стандартным» числом стволов главной артилле­рии, расположенных, как и орудия среднего калибра, в па­лубных бортовых установках. В результате, когда в 1904 году началась война с Японией, эти крейсера по артиллерии и ее защите оказались слабее аналогичных кораблей про­тивника.

«Адмирал Нахимов» среди русских моряков пользовался большой популярностью. Вот какую характеристику ему дал известный русский и советский кораблестроитель В.П.Костенко: «С раннего детства чувствовал привязанность к это­му кораблю, который своим внешним видом производил впечатление силы и решительности благодаря сильно вы­двинутому тарану, одной дымовой трубе... и пропорцио­нальным очертаниям его сравнительно короткого корпу­са».

Крейсер проектировался и строился в переходный пери­од развития броненосного флота, когда на кораблях ужи­вались паровые машины и парусный рангоут, орудия казно-зарядные и заряжающиеся с дула, торпеды и шестовые мины, электрические системы производства стрельбы и ос­вещение помещений масляными фонарями. Не был исклю­чением и «Адмирал Нахимов». Он запомнился и тем, что стал самым большим парусным бригом за всю историю Российского военного флота, и тем, что на нем впервые в России применили электрическое освещение помещений и противоторпедные сети. Корабль первым получил новые орудия системы 1884 года, но сохранил устаревшие паро­вые машины двойного расширения, изготовленные по об­разцу спроектированных в 1880 году на заводе Элдера в Глазго для царской яхты «Ливадия». Все последующие рус­ские корабли имели уже машины тройного расширения пара.

После ввода в строй в 1888 году «Адмирал Нахимов» сразу перешел на Дальний Восток, где и прошла большая часть его службы. Он участвовал во многих событиях, свя­занных с укреплением позиций России на Тихом океане. Это и дипломатические миссии, боевые маневры, гидрографи­ческие работы и даже «придворная служба». В числе пер­вых крейсеру пришлось обживать Порт-Артур — новую базу флота.

Начало войны застало заслуженный корабль в Кронштад­те. К тому времени он уже лишился парусного рангоута и приобрел более современные очертания, хотя и сохранил устаревшую артиллерию. Учитывая нехватку новых кораб­лей, «Адмирал Нахимов» включили в состав Второй эскад­ры Флота Тихого океана. Поход к Цусиме стал его послед­ним океанским плаванием...

Спустя 80 лет именно к этому кораблю интерес вспыхнул с необычайной силой. Золото! Японцы откуда-то раздобы­ли сведения, что «Нахимов» вез «казну» русской эскадры в золотых слитках. Поставленные на широкую ногу подвод­ные работы, однако, не принесли желаемого результата. С корабля подняли много интересных и ценных вещей, но все «слитки» оказались... свинцовыми балластными чушка­ми. Благодаря неподтвердившемуся слуху «Адмирал Нахи­мов» пока остается единственным обследованным кораб­лем из числа погибших в трагическом для России Цусим­ском сражении.