Постройка и испытания

 

Контракт с Балтийским заводом в Санкт-Петербурге (тогда он назывался Балтийским железо-судостроительным и механическим обществом) на построй­ку нового корабля Морское ведомство подписало 27 апреля 1883 года. Корабль начали строить в специально сооружен­ном эллинге завода 7 декабря, а 2 апре­ля следующего года его зачислили в списки Российского Императорского флота. Название ему присвоили в честь русского адмирала П.С.Нахимова, героя Наварина, Синопа и Севастополя. Тор­жественную церемонию официальной закладки провели в июле 1884 года, что­бы ее мог почтить «высочайшим присут­ствием» отдыхавший в Петергофе Алек­сандр III, большой любитель такого рода мероприятий. Посещение верфей, где закладывались и спускались на воду бро­неносцы и крейсера быстро растущего Балтийского флота, входило в «обяза­тельную программу» летнего отдыха государя.

Не пропустил император и спуск ко­рабля на воду, который состоялся в по­недельник 21 октября 1885 года. Цар­ская чета и сопровождавшие ее великие князья, чины двора и генералы свиты прибыли на катерах к пристани завода, где их встретили управляющий Морским министерством генерал-адъютант И.А. Шестанов и директор завода от­ставной капитан-лейтенант М.И.Кази. Сначала в присутствии высоких гостей произвели торжественную закладку мин­ного крейсера «Лейтенант Ильин», а за­тем перешли на соседний эллинг, где воз­вышалась громада «Адмирала Нахимо­ва». На церемонии присутствовали так­же почти все адмиралы Петербурга и Кронштадта, большое число офицеров, гардемаринская рота Морского корпу­са и «множество посторонней публики».

Поднявшись на борт, Александр III при­нял рапорт командира корабля капитана 2 ранга К.К.Деливрона (Де Ливрона) и после осмотра крейсера в 11 часов 50 минут приказал начать спуск. Тотчас за­стучали топоры и молоты рабочих, вы­бивающих подпоры, и в начале первого часа крейсер тронулся с места, плавно сойдя в невскую воду под звуки госу­дарственного гимна и крики «ура!». Сра­зу же на флагштоке «Адмирала Нахи­мова» взвился императорский штандарт, которому отсалютовал стоявший выше по реке корвет «Витязь». Здесь же на Большой Неве выше Балтийского завода под флагами расцвечивания стояли им­ператорские яхты «Держава», «Алек­сандрия», «Царевна», «Стрельца», паро­ходы «Нева» и «Петербург». Когда «Ад­мирал Нахимов» достаточно завернул вниз по течению, с него последователь­но отдали два якоря, задержавшие крей­сер точно посередине реки. Короткая двадцатиминутная церемония заверши­ла почти двухлетний напряженный труд рабочих завода.

Корпус корабля, по отзыву инспекто­ра кораблестроительных работ Петер­бургского порта генерал-майора П.А.Богословского, был построен «проч­но, правильно и во всем согласно с ут­вержденными МТК чертежами и специ­фикацией, все работы в техническом от­ношении исполнены отчетливо и чрезвы­чайно тщательно». После спуска воды в трюме не обнаружили, а продольная де­формация корпуса при длине между перпендикулярами 97,84 м составила всего лишь 4,8 мм. Спусковое водоиз­мещение равнялось 3011 «длинным» т (по 1016 кг): 2143 т корпусной стали, 139 т «круглого железа на заклепки», 359 т дерева, 106,5 т медного сплава на ли­тые штевни, руль, трубы, кронштейны и кожухи гребных валов, 22 т листовой красной меди на обшивку, 92 т дельных вещей, 80 т весили гребные винты с ва­лами и кингстоны, 45 т — якоря и цепи и т.д.

Осенью 1886 года, когда «Адмирал Нахимов» достраивался на плаву, из Анг­лии пришли известия об испытаниях «Имперьюз». При попытке использовать па­руса оказалось, что сдвинуть корабль с места мог только очень сильный ветер. К тому же «Имперьюз» имел тенден­цию приводиться к ветру, так что управ­лять им под парусами и даже удержи­вать на постоянном курсе удавалось с большим трудом. При движении под парами рангоут оказывал большое со­противление и вызывал лишний расход угля. Именно после этих испытаний анг­личане окончательно отказались от па­русного рангоута на своих кораблях. На «Имперьюз» и «Уорспайт» его замени­ли единственной мачтой между труба­ми с небольшим боевым марсом. Ре­зультаты испытаний лишенного рангоута «Имперьюз» оказались более удовлетво­рительными, хотя он еще долго оставал­ся мишенью для критических публикаций острой на язык британской прессы.

На русских специалистов фиаско «Им­перьюз» на испытаниях под парусами не произвело должного впечатления, и «Ад­мирала Нахимова» продолжали достра­ивать с парусным рангоутом. Не убеди­ли МТК и результаты похода еще не вполне укомплектованного крейсера по Балтике летом 1887 года. Посланный конвоиром царской яхты в Копенгаген «Нахимов», по свидетельству М.И.Кази, «при свежем противном ветре силою от 9 до 10 баллов и довольно крупном не­правильном волнении... обильно прини­мал воду на верхнюю палубу», из-за чего скорость приходилось уменьшать до 3 узлов. По указанию управляющего Мор­ским министерством завод разработал проект перестройки корабля, предус­матривавший облегчение носовой око­нечности примерно на 125 т за счет сня­тия барбетной установки. Высоту борта в носу планировалось поднять за счет доходящего до фор-вант полубака, а два носовых 203-мм орудия переставить в батарею на места 1 52-мм с заменой их станков. Все работы, которые завод был готов выполнить за полгода, оценивались в 125 000 рублей. Однако, командир ко­рабля — произведенный в капитаны 1 ранга Деливрон — высказался против таких переделок, улучшавших мореход­ность и обитаемость за счет значитель­ного ослабления артиллерии: бортовой залп из шести 203-мм и пяти 152-мм орудий уменьшался до пяти 203-мм и четырех 152-мм. Ухудшались и углы обстрела двух орудий ГК, которые к тому же оказывались слишком близко к воде и без всякой защиты. МТК поддер­жал мнение Деливрона, и его решение достраивать крейсер по прежнему про­екту было одобрено управляющим Мор­ским министерством в приказе от 30 декабря 1887 года. Полная стоимость постройки составила 4417 174 рубля, из которых около 2,6 млн. пришлось на корпус, 1,28 млн. на главные механиз­мы, 0,5 млн. на вспомогательные. С уче­том стоимости вооружения корабль обо­шелся казне в 6 002 941 рубль.

Испытания «Адмирала Нахимова» за­тянулись в связи с ремонтом корпуса, поврежденного летом 1887 года при вхо­де в Купеческую гавань Кронштадта. Только 24 июня 1888 года крейсер вы­шел на «частную заводскую пробу ма­шин». При средней осадке 7,62 м он показал среднюю скорость 1 6,38 узла и наибольшую 16,67. Максимальная мощ­ность составила 8012 индикаторных л.с. при скорости вращения валов 100— 102 об./мин. Позднее в печати появи­лись сообщения, что крейсер на завод­ских испытаниях при водоизмещении 7781,7 т и натуральной тяге развил 7768 и.л.с. и 16,33 узла (98,5 об./мин., диаметр винтов 4,88 м, шаг 6,61 м), а на прогрессивных испытаниях при водо­измещении 7785 т с винтами диаметром 5,2 м показал 8400 и.л.с. и 16,9 узла.

На официальных испытаниях 9 сентяб­ря 1888 года, когда на борту корабля не было ни одного представителя заво­да, при водоизмещении 8259,7 т и сред­ней осадке 8,03 м «Адмирал Нахимов» по сумме четырех пробегов на мерной мили у м. Иное ми развил мощность 7508 и.л.с. и среднюю скорость 16,09 узла.