Защита и бронирование

 

В отличие от предыдущих русских бро­неносных крейсеров, имевших полный пояс по ВЛ (152 мм в районе МКО и 11 4 мм в оконечностях), на «Нахимове» из-за увеличившейся толщины брони пояс проходил только между шпангоутами 32 и 105 (протяженность 45 м) и с концов закрывался броневыми траверзами, об­разуя с ними цитадель, охватывавшую котлы и машины и прикрытую сверху 50-мм бронепалубой. Высота пояса была 2,4 м (толщина 254 мм на верхних 1,22м, далее сужение до 152 мм на нижней кромке), из которых при нор­мальной нагрузке над водой возвыша­лись 0,876 м. Высота траверзов толщи­ной 229 мм (на нижней кромке 152 мм) у борта была также 2,4 м, а у ДП не­сколько больше — в соответствии с погибью бимсов. Подкладкой под броню служили проложенные в продольном направлении лиственничные брусья толщиной 254 мм. Наружная деревянная обшивка поднималась чуть выше броне­вого пояса, что внешне создавало впе­чатление его большей высоты.

Броневые плиты барбетов имели тол­щину, 203 мм, подкладка состояла из 203-мм вертикальных лиственничных брусьев. По другим данным, 203-мм толщину имели только наружные плиты бортовых барбетов, а остальные были 1 78 мм. Бортовые барбеты доходили до батарейной палубы и крепились к уси­ленному 25,4-мм настилу, а концевые по проекту имели высоту 2,135 м и под­держивались броневыми стойками из угловой стали размером 178x76x21 и 88x64x11 мм, которые упирались в карапасную бронепалубу. На их нижней кромке имелся внутренний водонепро­ницаемый настил из 12,7-мм стальных листов для поддержки роульсов и пово­ротной платформы. Но затем броневые кольца концевых барбетов также опус­тили до батарейной палубы. Каждый бар­бет имел внутренний диаметр около 6,5 м (между броней и подкладкой) и выступал над верхней палубой на 0,46 м. Внутри вращалась платформа с орудия­ми, которые защищались легкой круго­вой конструкцией в виде башни диамет­ром около 5,7 м со смотровыми щеля­ми по всей окружности (толщина стен 19 мм, крыши 12,7 мм). В кольцевом пространстве между свесом крыши (диа­метр крыши 6,9 м) и броней барбета располагался прикрепленный к стенкам башни карман для коек экипажа, дохо­дивший до смотровых щелей. Сверну­тые в тугие коконы койки с пробковыми матрасами давали дополнительную противоосколочную защиту орудийной при­слуге. В процессе постройки концевые установки ГК получили на крышу коман­дирскую башенку, а для бортовых такие башенки установили неподвижно на навесном мостике.

Все броневые плиты так называемой брони компаунд (сталежелезная) изго­тавливались на Ижорском заводе по тех­нологии английского завода Кэммел из Шеффилда. Люк под дымовой трубой и другие люки в пределах цитадели закры­вались броневыми решетками из полос железа размером 203x16 мм, установ­ленных на ребро с шагом 64 мм. Ос­тальная броневая защита состояла из двухслойной карапасной (сводчатой) бронепалубы в оконечностях толщиной 76 мм (она проходила от траверзных пере­борок к штевням, подкрепляя таран и защищая рулевое отделение) и боевой рубки, имевшей 152-мм стены и 51-мм крышу. Батарейные 152-мм орудия за­щищались только утолщенной до 37 мм бортовой обшивкой и короткими 11-мм поперечными переборками.

Трубы подачи боезапаса под конце­выми барбетами, доходящие до нижней карапасной палубы, имели 76-мм бро­ню, а более короткие под бортовыми барбетами, доходящие до плоской бро­невой палубы, накрывавшей пояс, — не­сколько тоньше, поскольку проходили под защитой верхних угольных ям. При­вод руля между боевой рубкой и бронепалубой не защищался, зато име­лись запасные штурвалы в штурманской и кормовой рубках, а также в румпель-ном отделении под сводом бронепалубы в самой корме.

Во время модернизации крейсера в 1898 — 1899 годах 203-мм орудия при­крыли круглыми щитами диаметром око­ло 6,9 м с толщиной стен 63,5 (вокруг амбразур) — 51 мм и обтянули брезен­том, из-за чего установки ГК приобрели вид настоящих башен. Бортовые коман­дирские башенки сняли.