Механизмы

 

Обе главные паровые трехцилиндро­вые машины двойного расширения мощ­ностью по 4000 и.л.с, изготавливал стро­итель — Балтийский завод — по черте­жам машин крейсера «Владимир Моно­мах». По контракту стоимость опреде­лялась из расчета 1 60 рублей за 1 и.л.с. (всего 1,28 млн. руб.), штраф за каж­дую недобранную и.л.с. 269 руб., а вспомогательные механизмы стоили 50000 руб. Все механизмы, за исклю­чением заказанных в Англии рулевой ма­шины и парового шпиля, были сделаны в России. Каждая машина имела по одно­му цилиндру высокого давления (ЦВД) диаметром 1524 мм и по два цилиндра низкого давления диаметром 1981 мм, ход всех поршней 991 мм. Холодильни­ки были трубчатой системы с общей пло­щадью охлаждения 650 кв.м. Гребные валы изготавливались из кованой стали, четырехлопастные винты диаметром 5 м и шагом 6,1 м — из марганцевой брон­зы. При каждой машине имелось по два воздушных насоса, по две питательных и по две трюмных помпы, донка с пом­пой двойного действия, которая могла питать группу котлов. Помпы могли на­качивать воду в котлы из теплых ящиков холодильников или из-за борта, а также откачивать воду из трюма за борт. Их также использовали для мытья палуб и тушения пожаров. Для обслуживания котлов на экономическом ходу имелись ручные помпы, с их помощью можно было и выкачивать воду из котлов. В машинном отделении имелась еще боль­шая двухцилиндровая пожарная машина с двумя помпами, рукава от которой были проведены в каждую палубу. Как и на «Владимире Мономахе», машины имели счетчики числа оборотов и урав­нители скорости системы Дюргам. Ци­линдры высокого давления испытывались давлением 8,4 атм., цилиндры низкого давления, трубки и теплые ящики холо­дильников— 2,1 атм., дейдвудные тру­бы, корпуса машинных кингстонных кла­панов — 2,8 атм.

Пар для машин вырабатывали 12 ци­линдрических котлов диаметром 4,37 м и длиной 2,9 м, установленных поровну в двух котельных отделениях почти вплот­ную тыльными сторонами к переборке по ДП. Каждый котел имел по три топки диаметром 1,14 м и колосниковую ре­шетку длиной 2,14 м. Общая поверх­ность нагрева составляла 2292 кв.м. Пар подавался в ЦВД под рабочим давлени­ем 5,25 атм., но испытывались котлы водой под давлением, в два раза боль­шим. Дымогарные трубки, с помощью которых и подогревалась налитая в кот­лы вода, были латунные (места соеди­нений из железа) и испытывались под давлением 21 атм. Расход угля при вра­щении валов со скоростью 90 об./мин. оценивался в 0,8 — 0,9 кг/и.л.с./ч.

Цилиндрические котлы к концу 80-х годов прошлого столетия достигли предела совершенства, но их главным не­достатком оставалось слишком медлен­ное поднятие пара — огромную массу воды следовало подогреть до кипения с помощью трубок, по которым протекал горячий воздух из топок. История знает немало примеров, когда морской бой проигрывался именно из-за того, что в первые моменты встречи с противником корабль не мог быстро дать полный ход. Появившиеся в середине 90-х годов во­дотрубные котлы этого недостатка были лишены: вода, протекающая по трубкам, проложенным над колосниковой решет­кой, подогревалась гораздо быстрее. Рассматривался вопрос установки таких котлов и на «Адмирале Нахимове», но в марте 1898 года все-таки решили зака­зать Балтийскому заводу новые цилинд­рические котлы по типу эксплуатировав­шихся на корабле, что позволяло избе­жать переделок по корпусу и сократить сроки ремонта, учитывая сложную внеш­неполитическую обстановку того време­ни. Работы на крейсере закончились к ноябрю 1899 года.

На «Адмирале Нахимове» широко были представлены паровые вспомога­тельные механизмы: машина для проворота гребных валов, лебедки для подъ­ема шлака и золы, приспособления для бесшумного отвода излишнего пара из котлов в холодильники, шпили Бакстера, два локомотивных котла (рабочее дав­ление 4,9 атм.) для привода пожарных центробежных помп, двух опреснитель­ных установок (одна системы Зотова, другая английской системы Фрезера) и обогрева помещений. Для отвода воды из трюма через магистральную трубу имелись две центробежные помпы сис­темы Дж.Гвина (производительность 450 ведер/мин., напор 8,5 м), каждая со своей машиной без холодильника (рабо­чее давление 4,4 — 4,9 атм,, 300 — 350 об./мин.), и два эжектора системы Фридмана. Специальная пожарная пом­па системы Шанд-Масон, способная под­нимать 1 50 ведер воды в минуту на вы­соту 46 м, имела свои паровую машину и котел, в котором рабочее давление 9,1 атмосферы поднималось за 8 ми­нут. Суммарная производительность во­доотливных средств корабля составляла 4700 т/ч.

«Адмирал Нахимов» стал первым рус­ским боевым кораблем, на котором установили полное палубное освещение из 320 ламп накаливания (8 свечей, 50 В) вместо масляных фонарей. Лампы на­каливания уже применялись почти на всех кораблях флота, но носило это харак­тер «случайных устройств»- Электричес­кую энергию вырабатывали четыре ди­намо-машины Грамма мощностью по 9,1 кВт (140 А,65 В) с приводом от от­дельных паровых машин. Две из них — для боевого освещения — стояли в сред­ней части батарейной палубы; их двига­тели брали пар из верхней магистраль­ной трубы, проходившей по этой палу­бе. Еще две динамо-машины — для па­лубного освещения — стояли в средней части жилой палубы, пар на них пода­вался из нижней трубы, проложенной под защитой палубной брони. Подсоеди­нение динамо-машин к магистральным паровым трубам было вынужденным, так как они располагались слишком да­леко от вспомогательных котлов. Око­ло каждой динамо-машины имелось по два четырехпозиционных коммутатора (один на «+», другой на «-»), с их помо­щью ток можно было подать на любой из двух боевых прожекторов Манжена диаметром 60 см (правый или левый контакт), на палубное освещение (верхний) или изолировать динамо-машину (нижний). Каждый коммутатор имел та­хометр, паровой манометр, вольтметр и контрольную лампу. Установка элект­рического освещения производилась русской фирмой Яблочкова, и ее стои­мость, несмотря на большое число пере­делок, оказалась ниже контрактной.

Запас угля— 1100 т нормальный и 1200т полный — позволял крейсеру на скорости 10 узлов пройти 4400 миль. Ос­новной запас хранился в ямах, располо­женных под жилой палубой между про­дольными переборками, откуда уголь легко подавался к котлам. Имелись еще угольные ямы над поясом, которые к тому же обеспечивали защиту борта от снарядов.