Общая  оценка  проекта

 

По сравнению с предыдущими русски­ми броненосными крейсерами «Адми­рал Нахимов» имел значительно увели­чившиеся водоизмещение, толщину бро­невого пояса и число 203-мм орудий. Пояс, правда, пришлось делать непол­ным и в оконечностях защита возлага­лась на карапасную бронепалубу. По числу орудий ГК в бортовом залпе «На­химов» превосходил и все иностранные крейсера, поэтому иногда его «для со­лидности» причисляли даже к броненос­цам — например, при подсчете сил фло­тов, участвовавших в боях у китайской крепости Таку в 1900 году.

К сожалению, тогда практически не уделяли внимания защите корпуса от подводных взрывов. Отсутствовала она и у «Нахимова», хотя он первым в рус­ском флоте получил противоторпедные сети, которые могли задержать торпе­ду при стоянке на якоре или движении малым ходом. Вес заряда мин и торпед того времени был незначительным, и эффект их воздействия приравнивался экспертами взрыву тяжелого снаряда. Находились, впрочем, горячие головы, заявлявшие, что торпеда вытеснит круп­ные корабли из состава флотов, кото­рые будут состоять только из малых крейсеров и миноносцев, но к ним не прислушивались, учитывая мизерные ско­рость и дальность хода этого нового и пока еще толком не опробованного ору­жия. Однако после гибели торпедиро­ванных во время междоусобных кон­фликтов в Чили и Бразилии броненосцев «Бланко Энкаладо» и «Аквидабан» ко­раблестроители ведущих морских дер­жав стали искать способы противотор­педной защиты корпуса. После двойно­го дна на большей части корпуса появи­лось тройное, а вдоль бортов внутри корабля начали ставить противоторпед­ные переборки. И хотя «Адмирал Нахи­мов», опять-таки первым из русских ко­раблей, получил продольную водонепро­ницаемую переборку по ДП и две бор­товых — с внешней и внутренней сторо­ны угольных ям — их нельзя было счи­тать противоторпедной защитой. Флан­говые переборки имели слишком малую толщину, чтобы выдержать подводный взрыв, и могли помочь только при небольших пробоинах в обшивке, получа­емых от удара о подводную скалу, риф и т.п. Переборка по ДП, ограничивая затопления а районе МКО только одним бортом, предохраняла корабль от поте­ри части плавучести, но грозила ему потерей остойчивости. В результате под­водный взрыв остался для «Нахимова» самой страшной угрозой, которая в цу­симскую ночь и подвела итог его суще­ствованию.

Защита от артиллерийского огня, для 80-х годов бывшая вполне «на уровне», спустя десяток лет оказалась совершен­но недостаточной. Появившиеся фугас­ные снаряды обрекали корабли с таким же, как у «Нахимова», бронированием только по ватерлинии, если не на гибель, то на быстрый вывод из строя. К сере­дине 90-х годов уже утвердилась прак­тика давать крупным кораблям в допол­нение к поясу по ВЛ более тонкий верх­ний пояс, а также закрывать орудия бро­ней, равной их калибру,

К несчастью для «Адмирала Нахимова», как и других его современников, прогресс военного кораблестроения «состарил» их раньше времени. Более эффективные и легкие водотрубные котлы, машины трой­ного расширения, новые электрические приборы и устройства, лучшая по качест­ву броня и лучшие схемы ее расположе­ния, скорострельные патронные орудия, не требующие продувки ствола после вы­стрела, бездымный порох и мощные взрывчатые начинки снарядов, более со­вершенные системы подачи боезапаса и управления огнем — все это появилось буквально через пять-шесть пет после вступления «Нахимова» в строй. Естест­венно, корабли 90-х годов и тем более следующего десятилетия, даже меньше­го водоизмещения, превосходили его по всем статьям.

Для его иностранных современников, которым не пришлось участвовать в вой­не, эта разница в техническом оснаще­нии не была заметна, поскольку при от­сутствии боевого опыта мало кто из спе­циалистов мог позволить себе однознач­ные выводы о боеспособности того или иного еще не очень старого корабля. «Адмирал Нахимов» же почувствовал ее «на своей шкуре».

В случае перевооружения на мень­шие, но современные 152-мм орудия, «Нахимов» с бортовым залпом из 11 дальнобойных скорострелок и достаточ­но толстым поясом представлял бы со­бой серьезную угрозу для японских бро­неносных крейсеров, хотя и значитель­но уступал им в скорости. Кстати, све­дения о таком перевооружении (и даже на современные 203-мм 45-калиберные орудия), а также о неосуществленной замене котлов на водотрубные и машин на новые тройного расширения проник­ли в зарубежную печать. Поэтому мно­гие справочники того времени высоко оценивали «Адмирала Нахимова», при­писывая ему и более полное и мощное бронирование (например, 152-мм пли­ты башен), и новые орудия и даже... 19-узловую скорость.

Здесь уместно вспомнить «Имперьюз» и «Уорспайт». Хотя их и облегчили, сняв рангоут, они так глубоко сидели в воде, что при полной нагрузке под ВЛ оказы­вался не только броневой пояс, но и над­водные торпедные аппараты. Пришлось даже снять четыре 152-мм орудия, а торпедные порты поднять на два фута. К 1893 году число орудий в батарее до­вели до восьми, а в 1900-м — до штат­ных десяти. Но все равно, два из них в мирное время хранились в береговом арсенале, а их помещения использова­лись под дополнительные каюты. При полной нагрузке защита ватерлинии обеспечивалась хорошим разделением на отсеки и угольными ямами над по­груженным в воду поясом. Любое за­топление над палубой, проходившей на уровне верхней кромки пояса, оказыва­лось опасным для корабля с таким зава­лом бортов вверху, поскольку при этом уменьшалась площадь сечения по мгно­венной ватерлинии при крене, увеличи­вая потерю восстанавливающего момен­та. В первые годы службы, когда еще не было фугасных снарядов с мощной взрывчаткой, расположенные над по­ясом угольные ямы давали надежную защиту, и британское Адмиралтейство считало эти корабли в большей безопас­ности, когда они покидали гавань с пол­ным запасом угля и погруженным в воду поясом, чем когда у них над водой вы­глядывало около фута брони, а бунке­ры были полупустыми. Не оправдали надежд и бортовые 234-мм орудия: стрелять из них в нос или корму оказа­лось невозможным без риска разнести надстройки дульными газами, поэтому углы их обстрела вместо теоретических 180 градусов пришлось ограничить 120. Разочаровавшись в «Имперьюз» и «Уорспайт», англичане с недоумением воспри­няли появление в составе флота вероят­ного противника их близкого родствен­ника. Построив затем еще 7 крейсеров типа «Орландо», на которых убрали тя­желые барбеты и бортовые 234-мм ору­дия, они вообще на 1 0 лет отказались от строительства крейсеров с броневым поясом по ВЛ. Даже на облегченных «Орландо» узкий 254-мм пояс, скрыва­ясь под водой при любой нагрузке, не давал никакой защиты, оставаясь только лишним бременем.

Все вышесказанное в большой степе­ни относится и к «Нахимову», объясняя, почему столь сильный корабль постро­или всего в одном экземпляре. Пере­груженный артиллерией, «Адмирал На­химов» не оставлял надежд на значитель­ную модернизацию, а его перевоору­жению на скорострелки среднего калиб­ра (как это сделали со всеми броненос­ными крейсерами постройки 1870 -1890 годов) помешала элементарная нехват­ка средств и времени в сложной обста­новке накануне русско-японской войны.