Визиты и походы

 

Во второе заграничное плавание крей­сер под командованием капитана 1 ран­га Лаврова 2-го вышел из Кронштадта 21 мая 1893 года. Хотя путь его снова лежал на Дальний Восток, «Адмирал Нахимов» после захода в Портленд (Анг­лия) и на Азорские острова сначала пере­сек Атлантический океан, прибыв 20 июня в Нью-Йорк. 25-го числа из Бос­тона туда же вернулась эскадра вице-адмирала Н.И.Казнакова (броненосный крейсер «Дмитрий Донской» и бронепа­лубный «Рында»), приглашенная прави­тельством США на торжества по слу­чаю начала всемирной выставки в Чика­го, посвященной 400-летию открытия Америки. Адмирал произвел смотр при­бывшему кораблю и отметил, что, несмотря на скорый, почти без остановок, переход крейсер находится «в полном порядке и исправности, команда его имеет здоровый вид». Последним в Аме­рику прибыл броненосец «Император Николай I». Эскадра посетила Ньюпорт, а 28 июля вышла из Нью-Йорка в океан. На следующий день по сигналу адмира­ла «идти по назначению самостоятель­но» корабли разделились: «Рында» по­шел в Кадис под парусами, «Император Николай I» — в Лиссабон, «Адмирал На­химов» — в Гибралтар (оба с заходом на Азорские острова), а «Дмитрий Дон­ской» с вице-адмиралом Казнаковым — через Англию и Данию на Балтику.

На переходе к о.Файял на «Нахимо­ве» произвели проверочные стрельбы из 1 52-мм орудий (компрессоры и станки действовали исправно, откат орудий был нормальный) и различные учения. При постановке в помощь машине (4 рабо­тающих котла) парусов число оборотов гребных валов увеличилось с 50 до 55.

2 августа с утра погода испортилась, ве­тер усилился до 8 баллов, и пришлось взять 4 рифа на марселях и 2 у грот-триселя, а также ввести в действие пя­тый котел. 6-го числа при устойчивом зюйд-весте в галфвинд поставили мар­сели, брамсели, фор-стень-стаксель и грот-трисепь, и на следующий день ста­ли на рейде Хорта о.Файял, приступив к погрузке угля. Спустя три часа на рейд вошел «Дмитрий Донской», и капитан 1 ранга Лавров на вельботе отправился с докладом к вице-адмиралу Казнакову.

9 августа, закончив приемку угля, «На­химов» ушел в Гибралтар, пройдя 1250,5 мили за 5 суток со средней скоростью более 10 узлов. Переход был сделан при столь благоприятной погоде, что на ходу даже произвели окраску крейсера и привели его в надлежащий порядок для предстоящей представительской службы в европейских водах. В это время в Пе­тербурге готовился дружеский визит русской эскадры во Францию в ответ на приход в Кронштадт французских кораб­лей в 1891 году. Обе страны тогда за­ключили соглашение о взаимной помо­щи на случай войны, которое спустя год закрепили военной конвенцией. Визиту придавалось большое значение: сближе­ние с Францией, имевшей базы на по­бережьях Африки и Юго-Восточной Азии, упрочало положение русских мор­ских сил на Тихом океане, намного об­легчая трудности длительных переходов между Балтикой и Дальним Востоком. В печати то и дело появлялись статьи с оценками морских сил нового союза, которому на Балтике противостоял гер­манский флот, а на Средиземном — ита­льянский и австрийский. Поэтому и со­став эскадры, которую должен был воз­главить крейсер «Память Азова», вышед­ший с Кронштадтского рейда 21 августа под флагом контр-адмирала Ф.К.Авелана, выглядел внушительно: эскадренный броненосец «Император Николай I», броненосный крейсер «Адмирал Нахи­мов», бронепалубный крейсер «Рында» и черноморская канлодка «Терец».

Местом сбора эскадры назначили ис­панский порт Кадис. И надо же было такому случиться, что «Адмирал Нахи­мов», без каких-либо повреждений дважды пересекший Атлантику, в спо­койной гавани Кадиса умудрился столк­нуться с «Памятью Азова», потеряв буш­прит. Повреждение сочли не таким се­рьезным, чтобы возвращать крейсер на Балтику для ремонта, и он продолжил кампанию, хотя без бушприта его ко­роткий корпус с высокими мачтами вы­глядел довольно нелепо. (На известном рисунке художника А.Боголюбова, по­священном приходу русской эскадры в Тулон, «Адмирал Нахимов» ошибочно изображен с бушпритом.) Уже на Даль­нем Востоке на место утраченного временно установили короткий однодревный бушприт.

Русские корабли посетили Гибралтар и Картахену, а в сентябре эскадра Ф.К.Авелана пришла в Тулон. Визит за­кончился успешно, не было недостатка в проявлении дружественных чувств французов к нашим морякам, радушно встречавших тысячи желающих посетить российские корабли. По принятой тра­диции командующего эскадрой, морско­го агента во Франции, командиров и многих офицеров кораблей эскадры, в том числе капитана 1 ранга Лаврова и старпома «Нахимова» Стеммана 2-го, французское правительство наградило орденами Почетного легиона. Высочай­шим указом по Морскому ведомству от 22 ноября 1893 года государь импера­тор разрешил своим офицерам носить эти награды.

Затем русская эскадра пересекла Сре­диземное море, проведя около двух месяцев в водах дружественной Греции и посетив Аяччио, Пирей, Корфу. Часть ее кораблей во главе с броненосцем «Император Николай !» образовали от­ныне постоянную Средиземноморскую эскадру, которой вскоре стал командо­вать контр-адмирал С.О.Макаров, а «Адмирал Нахимов» продолжил путь на Дальний Восток, пройдя в январе 1894 года Суэцким каналом.

После заходов в Аден и Коломбо крей­сер 23 марта прибыл в Нагасаки, где спустя три дня его инспектировал началь­ник эскадры Тихого океана вице-адми­рал С.П.Тыртов 2-й. После необходимо­го ремонта корпуса и рангоута «Нахи­мов» 1 2 мая бросил якорь во Владивос­токе. Русские силы на Тихом океане в то время состояли из крейсеров 1 ранга «Адмирал Нахимов», «Адмирал Корни­лов» и «Рында» (прибыл в мае из Средиземного моря); крейсеров 2 ранга «Забияка», «Разбойник» и «Крейсер» (прибыл в июне); мореходных канонер­ских лодок «Сивуч», «Бобр», «Кореец» и «Манджур»; транспорта «Алеут»; шес­ти миноносцев и трех небольших мино­носок. Все лето «Нахимов», сильнейший корабль эскадры, проводил «большие дефектные работы», отдельные кораб­ли в одиночку и в составе отрядов выхо­дили в море для практики и учений, вся­кий раз возвращаясь во Владивосток. Боевой подготовке в тот год уделялось особое внимание — летом началась вой­на между Японией и Китаем, затраги­вающая и интересы России.

В инструкции С.П.Тыртову, получен­ной им при вступлении в должность в 1893 году, говорилось: «В случае войны с Азиатскими государствами эскадра должна будет вступить в бой с непри­ятельским флотом и уничтожить его, а при разрыве с Европейскими держава­ми, помимо нанесения прямого вреда им, будет являться средством для отвле­чения сил противника от пределов Им­перии и перенесения войны в воды не­приятеля».

Быстрые военные успехи Японии не­вольно заставляли русских моряков оце­нивать вероятность исхода возможного столкновения с японским флотом, раз­бившим 5 сентября китайцев в сражении у реки Ялу. Было очевидно, что, имея всего три крупных корабля, да еще и вооруженных устаревшей артиллерией, значительно уступавших в скорости вось­ми более новым японским крейсерам с современными скорострельными ору­диями, С.П.Тыртов не имел никаких шан­сов на успех не только в сражении, но и в дипломатических действиях против по­знавших вкус победы самураев. Более того, вынужденный «быть в непрерывных сношениях с нашими дипломатичес­кими представителями на Дальнем Вос­токе и оказывать им содействие назна­чением стационеров в те иностранные порты, которые они укажут, посылкой в их распоряжение караулов и десантов с судов для охраны наших миссий, по­сольств и т.д.», русский адмирал не мог даже собрать вверенные ему корабли вместе, чтобы провести эскадренные учения. Посылка из Средиземного моря крейсера «Память Азова» и двух мин­ных крейсеров (попросту увеличенных миноносцев, вооруженных несколькими мелкими пушками и двумя торпедными аппаратами) не изменяла соотношение сил на тихоокеанском театре.

Тем не менее вице-адмирал Тыртов, не дожидаясь подкрепления, решил пе­ред уходом на зимовку в Японию, где должен был передать эскадру контр-адмиралу Е.И.Алексееву, провести де­монстрацию силы. 19 октября в китай­ский порт Чифу направился крейсер «Рында», за которым через три дня пос­ледовали флагманский «Адмирал Нахи­мов» (командиром корабля был уже капитан 1 ранга А.П.Кашерининов) и «Адмирал Корнилов». Все три сильней­ших русских корабля 27-го числа стали на рейде Чифу, показывая японцам свою готовность к боевым действиям, после чего раздельно ушли на зимовку. 1 но­ября «Адмирал Нахимов» под флагом С.П.Тыртова прибыл в Нагасаки.

Успехи японцев, захвативших обе глав­ные военно-морские базы Китая — Порт-Артур и Вей-хай-Вей — вместе с нахо­дившимися там боевыми кораблями, вызвали значительное беспокойство в Петербурге. На Дальний Восток срочно посыпалась эскадра контр-адмирала Макарова, и вице-адмиралу Тыртову было предписано, дождавшись ее в япон­ских портах, возглавить объединенные Средиземноморскую и Тихоокеанскую эскадры с целью оказания нажима на Японию. Это уже были силы, по мне­нию российского правительства, способ­ные умерить воинственный пыл японцев на мирных переговорах с Китаем.

Когда в феврале 1895 года в Нагасаки прибыл крейсер «Память Азова», вице-адмирал Тыртов перенес на него свой флаг, отправив «Адмирала Нахимова» в Кобе. К концу апреля главные сипы обеих эскадр сосредоточились на рейде Чифу, приступив к интенсивным маневрам и учениям. Действия русского флота в поддержку требований дипломатии ока­зали нужное влияние на Японию, кото­рой на мирных переговорах с Китаем пришлось прислушаться к «дружеским» указаниям России и занять скромную позицию, отказавшись от всех своих тер­риториальных притязаний.

«Адмирал Нахимов» попал в Среди­земноморскую эскадру, куда вошли корабли, назначенные к уходу в Россию на ремонт. Вместе с «Рындой» и «Разбойником» он вызывал особое беспокой­ство адмирала за состояние корпуса, артиллерии и особенно механизмов, что выявилось во время эскадренных учений. Для дальнего перехода требовалось «ис­править суда во Владивостоке», куда «Нахимов», выйдя из Чифу 29 июня, при­был 7 июля.

Однако сложная обстановка и нехват­ка кораблей задержали «Нахимова» на Дальнем Востоке еще на два с полови­ной года. Сплаванный и опытный экипаж позволял ему, несмотря на устаревшую технику, добиваться успехов в боевой подготовке. Большую пользу приносило и участие «Нахимова» в гидрографичес­ких работах. «Замечательную стрельбу» крейсера во время эскадренных учений в октябре 1895 года отметил в своем приказе контр-адмирал С.О.Макаров. Сыграло здесь роль и то, что «на бума­ге» «Нахимов» оставался самым сильным русским кораблем на Тихом океане, несмотря на прибытие новейшего «Рю­рика» и перевооруженного скорострель­ными орудиями «Дмитрия Донского». На совещании флагманов в конце 1 895 года даже постановили, что русская эскадра должна иметь в своем составе «6 судов типа «Нахимов» или «Центурион», 10 типа «Эдгар» или «Иосино» (Броненосец 2 класса «Центурион»: 10 650 г; 18,5 уз.; 4 254/32 орудия. 10 120/40 скорострель­ных орудий; броня: пояс по ВЛ — 305, барбеты — 229, башни — 152, казематы — 127 мм. Английский крейсер 1 класса «Эдгар»: 7450 т; 20.5 уз.; 2 234/ 30, 10 152/40 скорострельных орудий; броневая пагуба 25 — 127 мм. Японский крейсер «Иосино»: 4150т; 23 уз.; 4 152/40 и 8 120/40 скорострелок; броневая палуба 51 - 114 мм.), 5 мин­ных крейсеров и 25 контр-миноносцев». Приравнивание «Нахимова» к новейше­му английскому броненосцу «Центури­он», конечно, не было правомерным, но это еще раз подчеркивает, каким авто­ритетом в то время пользовались циф­ровые данные из военно-морских спра­вочников.

В конце года после короткого захода в Чемульпо «Адмирал Нахимов» снова отправился на зимовку в Японию, прой­дя в феврале докование в Иокогаме. В конце марта 1896 года крейсер стал стационером в Чемульпо, сменив там «Ад­мирала Корнилова». Но через месяц, ус­тупив место «Донскому», вместе с флаг­манским крейсером «Память Азова» и «Рюриком» перешел в Чифу, откуда на­чальник эскадры контр-адмирал Е.И.Алексеев отправился с визитом в Пекин отстаивать право на долговремен­ное пребывание русских стационеров в китайских портах ввиду нестабильной об­становки в Маньчжурии, вызванной по­стройкой Восточно-Китайской железной дороги.

12 мая 1896 года почти вся Тихоокеан­ская эскадра собралась во Владивосто­ке для необходимого ремонта, артилле­рийских и минных стрельб, а также де­сантных учений, которые неудобно было проводить в иностранных портах. В пер­вую очередь на ремонт стали ветераны: «Адмирал Нахимов», «Адмирал Корни­лов», «Крейсер», канлодки «Кореец», «Отважный» и «Манджур». Работы про­водились очень медленно, так как сла­бые ремонтные возможности Владивос­токского порта никак не соответствова­ли статусу главной базы флота. Плохо оборудованные мастерские, нехватка квалифицированных рабочих, устарев­шие станки, отсутствие крытых складов и погрузочных средств любую работу превращали в проблему. Например, «по­грузка 3110 тонн угля на четыре крей­сера продолжалась двадцать дней при полном желании личного состава и ста­рании команды окончить ее в возможно короткий срок». И это при том, что в Нагасаки или Сингапуре «Нахимов» при­нимал 1 200 т полного запаса угля за двое суток. Не удовлетворяли мастерские порта и возросшим нуждам эскадры по артиллерийской и минной части, что на­ряду с отсутствием больших доков ста­вило боевую готовность кораблей в за­висимость от иностранных (то есть япон­ских) портов.

Тем не менее деятельный адмирал Алексеев находил любую возможность для выходов эскадры на учения. Наиболее значительные, в которых, не считая мелких кораблей, участвовали бронено­сец «Император Николай I» и четыре броненосных крейсера, включая «Нахи­мова», состоялись 20—29 августа в за­ливе Славянский. Корабли провели дву­стороннее маневрирование, боевую стрельбу, практиковались в высадке де­санта, отражении торпедных атак, по­становке минных заграждений с плоти­ков (все русские корабли 1 ранга несли в погребах 30 — 50 сфероконических мин заграждения). После захода во Вла­дивосток эскадра 11 сентября снова вы­шла в море, и 15-го начались трехсуточ­ные маневры в бухте Америка. Они должны были закончиться «боем», но тот пришлось отменить «из-за малочислен­ности судов». Вместо «боя» произвели совместный обстрел воздвигнутой на о.Лисий батареи.

21 сентября эскадра снялась с якоря, часть судов отправилась во Владивосток, а флагманский «Память Азова» вместе с «Адмиралом Нахимовым» и «Забия­кой» посетил японские порты Хакодате и Аомори, вернувшись во Владивосток 30 сентября. После мелкого ремонта и пополнения запасов почти вся эскадра, за исключением ушедшего на Балтику «Императора Николая I» и ремонтиро­вавшихся «Адмирала Корнилова» и «Крейсера», 16 октября вышла в море для обхода корейских портов: порта Шестаков, Фузана и Чемульпо. Во вре­мя этих посещений, кроме отработки различных боевых задач, решались во­просы организации угольных складов для русских кораблей, смены стационеров, выполнялись дипломатические миссии, способствовавшие укреплению русско­го влияния в Корее. Смена стационеров производилась для того, чтобы все ко­рабли могли равномерно пройти курс боевой подготовки.

Из Чемульпо эскадра перешла в Нага­саки, где и оставалась до конца года. 21 декабря на «Адмирале Нахимове» поднял свой флаг младший флагман контр-адмирал Реунов. Пользуясь сто­янкой в Японии, адмирал Алексеев сис­тематически посылал корабли в отдель­ное плавание для изучения японских пор­тов и бухт. В то время уже явно стало проявляться направленное против России недовольство в различных слоях японско­го общества, особенно среди военных. Увеличение японской армии и флота, со­оружение новых портов и военно-мор­ских баз, подготовка большого военно­го займа, антирусские публикации в пе­чати и активная посылка войсковых контингентов в Корею показывали, что Япо­ния масштабно готовится к войне. 8 мар­та 1897 года начались большие маневры японского флота, которые продолжались 10 дней, а спустя две недели японское правительство объявило о своем жела­нии «обратить Нагасаки в военный порт», сделав дальнейшее пребывание там рус­ских кораблей невозможным. 20 апре­ля эскадра почти в полном составе, вклю­чая «Нахимова», покинула Нагасаки и, разделившись на два отряда, направилась в обход корейских портов: Лонг-Рич, Чемульпо, Фузан, Генэан и порта Шес­таков, где было назначено рандеву. Это посещение предприняли для нажима на корейское правительство, которое не без участия японцев затягивало перего­воры по поводу увеличения числа рус­ских военных инструкторов в корейской армии. И на этот раз благодаря флоту вопрос для России решился благоприят­но.

В начале мая эскадра из порта Шестаков вернулась во Владивосток, прове­дя три дня в заливе Посьет. В базе ко­рабли приступили к ремонтным работам и приемке различных запасов, чтобы 10 июня выйти для практического плава­ния в Славянский залив. В течение 10 дней корабли по очереди выходили в море для ночных артиллерийских стрельб и в Амурский залив для стрельбы торпеда­ми на ходу. На якоре производились различные учения: артиллерийские, мин­ные, своз десанта на шлюпках и высад­ка на берег, постановка мин и сетевых заграждений. В очередной раз началь­ник эскадры — произведенный в вице-адмиралы Е.И.Алексеев — обратил вни­мание на нежелательность сохранения на кораблях дымного пороха. На примере «Рюрика», который имел те же 203-мм 35-капиберные орудия, что и «Нахимов», он доказывал необходимость перевести их на бездымный порох или заменить сами орудия на современные скоро­стрельные с патронным заряжанием: «При выстреле одного бортового 8-дюй­мового орудия цель настолько закрывалась густым дымом, что остальные ору­дия (новые 16 152-мм и 6 120-мм.— авт.), несмотря на бездымный порох и свою скорострельность, должны были прекращать огонь». Выявилась также невозможность стрельбы из надводных торпедных аппаратов на скорости свы­ше 10 узлов.

21 июня корабли вернулись во Влади­восток, снова приступив к ремонту и пополнению запасов угля, воды и прови­зии. Красноречиво свидетельствуют о возможностях базы следующие строки: «Наполнение котлов пресной водой на крейсерах «Рюрик», «Адмирал Нахи­мов», «Адмирал Корнилов» и «Дмитрий Донской» заняло время с 8-го по 19 июля, т.е. 11 дней» (в порту имелся всего один бот-водолей). А погрузка 1770 тонн угля на эти четыре крейсера из-за нехватки барж длилась 17,5 суток! Только 30 июля эскадра смогла выйти в залив Славянский для двухнедельных практических занятий.

31 августа отбывшего на Черное море Е.И.Алексеева сменил контр-адмирал Ф.В.Дубасов, которому и пришлось ре­шать вопрос о новой незамерзающей базе флота. Эскадра оставалась во Вла­дивостоке до 29 октября, когда новый начальник вывел ее для обхода корей­ских портов. Большинство из них уже посещались русскими кораблями, про­водившими подробные описные работы, но Ф.В.Дубасов решил практически про­верить доступность и удобство этих пор­тов для базирования целой эскадры. В результате этого похода он отправил в Петербург предложение выбрать в ка­честве базы флота корейский порт Мозампо на архипелаге Каргодо. Адмирал доносил в главный морской штаб, что может занять эту базу и защищать ее эскадрой от любого противника, пока вопрос не решится дипломатическим путем. Готовящегося же к возвращению на Балтику «Адмирала Нахимова» при­шлось направить в Нагасаки для выпол­нения тех ремонтных работ, которые нельзя было сделать во Владивостоке.

Однако в Петербурге были больше озабочены слухами о возможном заня­тии Порт-Артура английской эскадрой, которая бросила якоря на рейде Чифу. Считая, что в сложившейся обстановке важнее склонить Китай к разрешению свободного доступа русских кораблей в его порты (аренда базы в Корее, по мнению российского МИДа, могла до опасного предела обострить отношения с Японией), в Петербурге решили опе­редить англичан, и 27 ноября Дубасов получил приказ послать в Порт-Артур отряд судов, который должен был оста­ваться там до особого распоряжения и «быть готовым ко всяким случайностям». Для быстрейшего выполнения этой ак­ции, грозившей перерасти в междуна­родный конфликт, Дубасову разреша­лось задержать уход «Адмирала Нахи­мова», Старый крейсер под флагом контр-адмирала Реунова и возглавил от­ряд, куда также вошли «Адмирал Кор­нилов» и канлодка «Отважный». С этого началось освоение Порт-Артура — новой базы русского флота на Дальнем Вос­токе. Борьба за нее спустя 7 лет прико­вала внимание всего мира. Отряд оста­вался в Порт-Артуре до конца января, после чего «Адмирал Нахимов» наконец-то ушел на Балтику. Его сменили более мощные корабли, постоянное присутст­вие которых привело к передаче 15 мар­та 1898 года части Ляодунского полу­острова с портами Талиенван (Даляньвань), Порт-Артур в аренду России.

«Нахимов» тем временем неспешно возвращался на Балтику через Сингапур, Коломбо, Аден, Суэц. Пройдя в апреле 1898 года Суэцким  каналом,   крейсер посетил с  визитом  французскую  базу Брест и в середине мая прибыл в Крон­штадт, закончив свое самое длительное заграничное плавание.  13 мая его посе­тил царь Николай II, хорошо помнивший крейсер  по  своему  путешествию  еще наследником. Затем «Адмирал Нахимов» стал на капитальный ремонт и модерни­зацию, а его командир капитан 1  ранга Н.И.Небогатое  получил назначение на­чальником учебно-артиллерийского от­ряда.