Снова в дальневосточных водах

 

Внешнеполитическая обстановка, тре­бующая быстрого наращивания морских сил на Дальнем Востоке, заставляла рус­ское Морское ведомство наряду со строительством новых кораблей прово­дить интенсивную модернизацию старых, насколько возможно приспосабливая их к требованиям современного морского боя. На «Адмирале Нахимове» сняли парусный рангоут, заменили котлы, стан­ки орудий, установили новое оборудо­вание, электроприводы к установкам ГК и подаче боезапаса. Но из-за недоста­точной мощности Обуховского завода, основного поставщика артиллерии для российского флота, не удалось заменить 203-мм и 1 52-мм пушки — новых с тру­дом хватало на строившиеся корабли.

В очередное заграничное плавание «Адмирал Нахимов» вышел в ноябре 1899  года под командованием капитана 1 ранга С.С.Всеволовского. Тяжелая ле­довая обстановка в Финском заливе за­ставила корабль зайти в Ревель, выдер­жав ночью 11-балльный шторм со снеж­ной пургой, во время которого на кам­нях о.Гогланд потерпел аварию броне­носец береговой обороны «Генерал-ад­мирал Апраксин». Дальнейшее продви­жение было невозможно, рассматривал­ся даже вопрос о возвращении в Крон­штадт. Но с прибытием нового ледоко­ла «Ермак» появилась надежда, и 26 ян­варя, первым из боевых кораблей, «На­химов»  с помощью  «Ермака»  преодолел 100 миль ледовых полей. На чистую воду крейсер вышел с поврежденной на большой площади подводной обшивкой и погнутыми лопастями винтов, ремонт которых решили провести в одном из иностранных портов.

После посещения Киля и Шербура «Адмирал Нахимов» в марте 1900 года прибыл в Специю и стал в док на двух­месячный ремонт. В июне крейсер че­рез Суэцкий канал поспешил на Дальний Восток, где русская эскадра Тихого океа­на впервые приняла участие в боевых действиях при подавлении боксерского восстания в Китае. Поскольку существо­вала опасность прорыва ряда китайских крейсеров в океан для действий против торгового судоходства, «Нахимов» по­лучил приказ «главного начальника и ко­мандующего войсками Квантунской об­ласти и морскими силами Тихого океа­на» вице-адмирала Е.И.Алексеева задер­жаться в Гонг-Конге для охраны русских транспортов. Присоединиться к эскадре крейсер смог только в августе, успев поучаствовать в действиях против китай­цев, продолжавшихся до октября.

До конца года «Нахимов» посетил Шанхай и Нагасаки, а в январе 1901 года — Мозампо, после чего приступил к обычным учениям в составе эскадры. Командиром стал капитан 1 ранга А.Ф.Стемман. Во время маневров на внешнем рейде Порт-Артура отличился один из минных катеров «Адмирала На­химова». В течение двух с половиной часов, ни разу не попав в луч прожекто­ра и не будучи обстрелянным, он про­шел мимо крейсера «Адмирал Корни­лов», успешно атаковал броненосец «Сисой Великий» и крейсер «Дмитрий Донской», а затем, пройдя через вре­менно открытый для выхода миноносца бон внутрь гавани, «потопил» стоявшую там канонерку «Отважный». Начальник эскадры вице-адмирал Н.И.Скрыдлов в своем приказе, высоко оценив действия командира катера мичмана В.Н.Игнатье­ва, высказал озабоченность необеспе­ченной охраной стоянки кораблей на внешнем рейде Порт-Артура.

В июне крейсер вместе с эскадрой перешел из Порт-Артура во Владивос­ток, где 6 июля стал в док для ремонта. Конец лета и сентябрь «Нахимов» с дру­гими кораблями провел в интенсивных маневрах и учениях около Владивостока, а в октябре вернулся в Артур, где до начала зимовки эскадра продолжала боевую учебу. 12 декабря в Россию ушел отряд кораблей, которые с 1898 года составляли основу Тихоокеанской эскадры и вынесли на себе основную тяжесть освоения Порт-Артура: броне­носцы «Наварин» и «Сисой Великий», крейсера «Владимир Мономах», «Дмит­рий Донской» и «Адмирал Корнилов». Наступившая суровая зима с обильными снегопадами сделала бесполезной сто­янку кораблей на открытом внешнем рейде Порт-Артура. Из-за сильного вол­нения прекратилось даже сообщение с берегом. Поэтому вместе с отрядом крейсеров контр-адмирала К.П.Кузмича и ремонтировавшим машины броненос­цем «Севастополь» 20 декабря «Адми­рал Нахимов» перешел на внутренний рейд, закончив кампанию 1901 года. Броненосцы «Петропавловск» и «Полта­ва» ушли в Японию.

Весной на рейдах Порт-Артура и Талиенвана возобновились боевые учения эскадры, к которой постоянно присоеди­нялись новые корабли, прибывавшие с Балтики. «Адмирал Нахимов» вступил в кампанию 1 мая вместе с броненосцем «Севастополь», минзагом «Енисей», не­давно прибывшими крейсером «Варяг» и пятью миноносцами. Возросшая мощь русского флота на Тихом океане была продемонстрирована 16—17 мая в дав­но облюбованном для этих целей китай­ском порту Чифу. После возвращения в Порт-Артур «Адмирал Нахимов» 30 мая вместе с отрядом крейсеров контр-ад­мирала К.П.Кузмича ушел во Владивос­ток для докования.

23 июня 1902 года собравшийся на Владивостокском рейде флот отмечал 100-летие со дня рождения прославлен­ного русского адмирала П.С.Нахимова. 17 выстрелами салютовали корабли эс­кадры адмиральскому флагу, поднято­му на стеньге «Адмирала Нахимова». Уже на следующий день возобновились учения, изредка прерываемые приема­ми посещавших Владивосток иностран­ных боевых кораблей и целых отрядов. Дальнейшей боевой подготовке «Адми­рала Нахимова» помешало назначение на него великого князя Кирилла Влади­мировича, за короткий срок «выплававшего» на Дальнем Востоке чин капитана 2 ранга (начинал он мичманом на крей­сере «Россия» в 1897 году). Пребыва­ние на эскадре великого князя Кирилла, а затем и его брата Бориса доставило немало хлопот ее начальнику вице-ад­миралу Н.И.Скрыдлову.

«Знакомясь» с будущим театром бое­вых действий, великие князья для визитов в иностранные порты предпочитали использовать самые сильные корабли — то броненосец «Пересвет», то броне­носец «Севастополь», надолго вырывая их из эскадренной подготовки. Наконец, Н.И.Скрыдлов мудро решил «сплавить» великого князя Кирилла на наименее ценный в боевом отношении корабль 1 ранга, «Адмирал Нахимов» 10 июля вышел из Владивостока в очередное «путешествие капитана 2 ранга К.В.Романова» по Япо­нии (в августе великий князь стал стар­шим офицером крейсера). Посетив в июле Иокогаму, в августе корейский порт Мозампо и в сентябре захвачен­ный Германией китайский порт Циндао, крейсер в октябре вернулся в Порт-Ар­тур, а уже 10 ноября собравшаяся там эскадра провожала в Россию последнего своего ветерана, проплававшего на Дальнем Востоке более 8 лет. В ее со­ставе теперь остались только современ­ные корабли 1 ранга.

Обратный путь пролегал по знакомо­му маршруту: Гонконг, Сингапур, Ко­ломбо и т.д. 6 декабря капитан 1 ранга А.Ф.Стемман сдал командование кораб­лем капитану 2 ранга Н.М.Бухвостову, что создало на борту несколько пикант­ную ситуацию. Н.М.Бухвостов, потомок одного из первых солдат «гвардии Пет­ра», имел тот же чин, что и старший офицер великий князь Кирилл. Однако спустя 10 дней Н.М.Бухвостова повыси­ли до капитана 1 ранга, и все стало на свои места. «Адмирал Нахимов», посе­тив еще ряд портов в Средиземном море, в апреле прибыл в Либаву, а за­тем перешел в Кронштадт, где 17 мая его «почтил визитом» царь Николай II. Н.М.Бухвостов получил назначение ко­мандиром новейшего броненосца «Им­ператор Александр 111» и 8 сентября сдал командование крейсером капитану 1 ранга А.А.Родионову, до этого коман­довавшему старой броненосной бата­реей «Первенец».

«Нахимов» намеревались подвергнуть капитальному ремонту со сменой артил­лерии и механизмов, возможно, имен­но так, как указывалось в иностранных справочниках того времени: 152-мм и 120-мм скорострельные орудия систе­мы Канэ, вертикальные машины тройно­го расширения и водотрубные котлы Бельвиля. Однако спешная достройка новых кораблей для Дальнего Востока настолько загрузила петербургские вер­фи, что ни о какой модернизации нель­зя было и помышлять. Пришлось огра­ничиться, по сути, текущим ремонтом.