Проект

 

Появление новых крейсеров было тес­но связано с общей обстановкой, сло­жившейся на Средиземном море в кон­це прошлого века. Потерпев поражение в морском бою у о.Лисса, итальянцы смогли переиграть своего противника — австрийцев — в кораблестроительном состязании. Более того, Италия сделала заявку на роль одной из ведущих мор­ских держав, приступив с начала 80-х годов к постройке мощных океанских боевых кораблей по проектам талантли­вого конструктора Бенедетто Брина. Он пытался создавать самые большие в мире корабли с хорошей скоростью, вооруженные самой крупнокалиберной артиллерией. Однако такой вариант ко­раблестроительной гонки оказался не под силу финансам и промышленности итальянского королевства. Соседняя Франция могла строить большие броненосцы быстрее и в большем количест­ве. Поэтому уже в конце того же деся­тилетия военно-морской министр адми­рал Сен-Бон предложил принять в каче­стве основного типа боевой корабль средних размеров с артиллерией «уме­ренного» калибра. Такое решение весь­ма удачно совпало с появлением скоро­стрельных орудий среднего калибра. Требование быстроходности сохрани­лось, и, поскольку разница в скорости, вооружении и защите между новыми броненосцами и крейсерами оказалась не столь уж значительной, итальянское военно-морское министерство установи­ло для них общую классификацию. Все итальянские корабли были разбиты на 5 классов, без различия между крейсера­ми и броненосцами.

В проекте «боевого судна 2-го клас­са» (к этому классу относились все бое­вые единицы, имевшие водоизмещение от 6 до 9 тысяч тонн) типа «Гарибальди» четко прослеживаются обе пинии его предшественников, как со стороны ли­нейных кораблей, так и со стороны крей­серов. Заложенные в 1892 году по про­екту генерал-лейтенанта Эдуарде Масдеа броненосные крейсера «Карло Альберто» и «Веттор Пизани», хорошо за­щищенные и достаточно скоростные (20 уз.) для своего времени, оказались очень удачными. Настолько удачными, что их... подвергли критике — за слишком слабое вооружение, состоявшее только из 1 20-мм и 152-мм скорострельных орудий. Морские специалисты же требовали ус­тановки крупнокалиберных пушек. Глав­ный конструктор флота Бенедетто Брин признал справедливость подобной кри­тики и представил морскому министру адмиралу Раккиа, а затем его преемни­ку адмиралу Морину, докладе возмож­ности создания броненосного крейсера ограниченного водоизмещения с более мощным вооружением и лучшей защи­той по сравнению с «Пизани».

Идеи, положенные в основу создания нового типа крейсеров, формулирова­лись следующим образом:

1.  Возможно создание боевой едини­цы, способной выполнять задачи броне­носного крейсера и эскадренного бро­неносца, который мог бы действовать в составе эскадры;

2.  Стратегически такой корабль мог бы использоваться для действий в оди­ночку;

3.  Он   должен нести сильное воору­жение для борьбы с соединениями крей­серов, в том числе броненосных;

4.   Корабль должен  иметь  возмож­ность уклониться от боя с превосходя­щими по силе боевыми единицами, что обеспечивается скоростью, превосходя­щей скорость всех эскадренных броне­носцев.

Решение проблемы, предложенное Брином, состояло в «скрещивании» крей­серов типа «Пизани» с только что зало­женными в 1893 году броненосцами «Эмануэле Фипиберто» и «Амиральо ди-СенБон», проект которых составил Гиацинто Пуллино на основе идей адмира­ла Сен-Бона. Разработка чертежей но­вого корабля была поручена автору про­екта «Пизани» генералу Эдуарде Масдеа.

Масдеа сохранил все основные осо­бенности «Пизани», такие, как располо­жение машин и котлов, общая схема броневой защиты, батарейное располо­жение шестидюймовой артиллерии. Наи­более существенным отличием нового проекта были две десятидюймовые ба­шенные установки, перекочевавшие в него из чертежей броненосцев типа «Филиберто». Меньшие размеры крей­сера позволили установить в каждой баш­не только по одному орудию. От тех же броненосцев «Гарибальди» получил свой силуэт: вместо двух мачт, как на «Пизани», единственную боевую мачту в геометрическом центре корабля и две широко расставленные дымовые трубы. На большом расстоянии новые крейсе­ра было нетрудно спутать с их броне­носными «предками»; только при тща­тельном рассмотрении можно было от­личить более низкий борт и высокие бар­беты «Филиберто» и «Сен-Бонз».

Все технические решения по проекту принимались в соответствии с возмож­ностями завода «Ансальдо», которому поручили постройку головного корабля.

Морское министерство в марте 1893 года санкционировало постройку двух кораблей. Первый из них должны были заложить на верфи фирмы «Ансальдо» в Генуе в том же году, второй — на сле­дующий год на верфи фирмы «Орлан­до» в Ливорно. По королевскому указу от 6 августа того же года им присвоили названия «Джузеппе Гарибальди» и «Варезе».

По контракту фирма «Джиованни Ансальдо» обязалась через 60 месяцев поставить готовый крейсер водоизмеще­нием 6840 т. За приобретение и уста­новку машин отвечал завод, а броню планировало поставить морское минис­терство. Стоимость артиллерии и дру­гого вооружения в контракт не входила. Головной крейсер предназначался к вступлению в строй итальянского флота в начале 1898 года, но история и полити­ка распорядились иначе. И этот, и вто­рой корабль серии оказались во флоте далекой Аргентины.