«Ярмарка» крейсеров

 

История взаимоотношений двух сосе­дей по южной оконечности Американ­ского континента, Аргентины и Чили, в конце прошлого столетия, казалось, со­стояла из сплошных территориальных споров. В основном они касались прав на обладания областями Патагонии — южной, тогда еще необжитой части их территории, а также вопросов контроля над Магеллановым проливом. Договор 1881 года установил границу между дву­мя странами по Кордильерскому хреб­ту Анд, но окончательно вопрос не был разрешен, и хотя один договор следо­вал за другим, ситуация оставалась на­пряженной.

В 1878 году иностранные суда, кото­рым Аргентина выдала разрешение на вывоз гуано с берегов Патагонии, были задержаны чилийцами. Аргентина в от­вет направила в зону конфликта башен­ный монитор «Лос-Андес», посыльное судно и канонерку. Крейсерство этих трех кораблей оказалось успешным: 2  декабря  они  прибыли  в  порт Санта-Крус,  и чилийским таможенным судам пришлось ретироваться.   Однако мони­тор мог применяться только в прибреж­ной зоне,  что еще раз показала война 1879 — 1883 годов между Чили и коали­цией в составе Боливии и Перу.  Уроки этого противостояния не прошли даром для Аргентины и ее потенциального про­тивника. Чилийцы отреагировали первы­ми,   заказав  в  середине  90-х  годов  в Англии ряд очень сильных крейсеров, два из   которых,   «Эсмеральда»   и   «О'Хиггинс», были броненосными.

К 1895 году обстановка накалилась настолько, что война могла вспыхнуть в любой момент. Чилийский флот в то вре­мя превосходил по сипе аргентинский, и взоры руководства последнего обрати­лись к Европе. Из-за ограниченности финансовых средств требовалось заку­пить недорогие, но в то же время силь­ные корабли, желательно из числа уже находившихся на стапелях. На членов специальной комиссии отличное впечат­ление произвели строящиеся в Италии новые крейсера. Конечно, решение об уступке столь остро необходимых соб­ственному флоту боевых единиц было для итальянцев нелегким. Впрочем, со­блазн также оказался велик: появлялась возможность стать поставщиком самой дорогой в те времена военной техники, экспортное производство которой пол­ностью поделили между собой Англия, Франция и Германия. В конце концов перевесили аргументы, выдвинутые фир­мой «Ансальдо». Она утверждала, что сможет повторить постройку таких же кораблей за меньший срок, учтя и скор­ректировав при этом все возможные не­достатки исходного проекта. Аргентин­цам, естественно, привели совершенно другие доводы: президент Аргентины Хулио А.Рока получил от фирмы теле­грамму, где говорилось, что она готова уступить первый корабль нового типа «за весьма умеренную цену и в кредит из соображений личного уважения к Ваше­му Превосходительству».

Контракт подписали в Лондоне 14 июля 1895 года. Стоимость крейсе­ра— 750 тысяч фунтов планировалось выплачивать четырьмя частями: две сра­зу, а остальные по мере постройки ко­рабля, причем последняя — после его поставки. Все складывалось удачно для обеих сторон; не пришлось даже менять название: Гарибальди считался нацио­нальным героем не только в Италии, но и в Аргентине.

Между тем отношения между Чили и Аргентиной становились все хуже, и пос­ледняя попросила о продаже и второго корабля еще в процессе постройки. Сто­роны пришли к согласию, но формаль­но покупка состоялась лишь через год. Италия, которая вела в это время, каза­лось бы, легкую колониальную войну против Абиссинии, потерпела в 1896 году сокрушительное поражение в битве при Адуа. За ним последовало падение правительства Криспи; в условиях парла­ментского кризиса никто не хотел при­нимать важного решения, тем более ущемлявшего интересы собственных во­оруженных сил. В дело пришлось вме­шаться Б.Брину, вновь ставшему в это время военно-морским министром. Он направил меморандум министру ино­странных дел, в котором указывал, что было бы опрометчиво терять столь прекрасного партнера, как Аргентина. 8 ре­зультате латиноамериканский контрагент наконец добился своего. Корабль был оплачен 26 октября 1896 года, получил в честь известного военного и полити­ческого деятеля эпохи борьбы за неза­висимость название «Сан-Мартин» и че­рез два года вступил в состав аргентин­ского флота.

После продажи своих броненосных крейсеров итальянский флот тут же за­казал два других корабля тем же фир­мам «Ансальдо» и «Орландо» и под теми же названиями («Джузеппе Гарибальди» и «Варезе»), Однако и покупатели и про­давцы вошли во вкус. На сей раз спрос превысил предложение, и у аргентинцев появились конкуренты. Ввод в строй двух первых крейсеров сдвинул баланс сип в Южной Америке в пользу Аргентины. Для закрепления преимущества над Чили решили закупить еще два корабля того же типа.

Чилийские дипломатические круги за­теяли активную кампанию, пытаясь пред­отвратить эту сделку. Были начаты пере­говоры о закупке тех же двух броне­носных крейсеров вместо Аргентины. Но итальянцы оказались верны своему пер­вому клиенту. Чилийцы после того, как все их попытки оказались безуспешны­ми, объявили, что они сами отказались от покупки итальянских кораблей ввиду их более низкого качества по сравнению с английскими.

Но на этот раз Аргентине достал­ся только один крейсер — бывший «Ва­резе» (уже второй под этим именем), получивший название «Генерал Бельграно» (в честь очередного героя войны за независимость, Мануэля Бельграно), по­скольку Италия не могла отказать еще одному претенденту на популярные бое­вые корабли. По иронии судьбы «конку­рентом» оказалась именно та страна, против которой когда-то воевали и Бельграно, и Сан-Мартин.

В 1885 году, завершив формирова­ние своей обширной колониальной им­перии, Испания учинила «инвентариза­цию» военно-морских сил. В итоге при­шлось печально констатировать, что во флоте не осталось ничего, кроме... тра­диций.

Была принята программа строительства и модернизации флота. К несчас­тью, недостаточность выделенных для ее осуществления средств не позволяла Испании заказывать корабли за грани­цей; пришлось строить их на отечествен­ных верфях, где работы велись очень медленно и некачественно. Только три крейсера типа английского «Орландо», строившиеся в Бильбао под руководст­вом британских инженеров, были гото­вы к войне 1898 года.

Неизбежность конфликта с США все же заставила Испанию раскошелиться и произвести экстренную закупку ино­странных боевых единиц. Неудивитель­но, что взоры руководителей этого не­счастного флота обратились к родствен­ной (тоже «латинской») и доброжела­тельно настроенной стране, где строил­ся броненосный крейсер, весьма удач­но подходивший по тактическим возмож­ностям к остальным кораблям срочно формировавшейся эскадры адмирала Серверы. В результате второй «Гари­бальди» уступили испанцам и назвали «Кристобаль Колон» — в честь великого генуэзца, Христофора Колумба, открыв­шего Американский континент для все­го человечества и...испанского короля.

Испания находилась в жутком цейт­ноте, и верфи фирмы «Ансальдо» в Ге­нуе пришлось поторопиться. Уже 16 сен­тября 1896 года под руководством его строителя, инженера Бипьяти, состоял­ся спуск крейсера на воду. Достройка также протекала быстро, и в апреле сле­дующего, 1897 года, «Кристобаль Ко­лон» был готов к испытаниям в присут­ствии испанской приемной комиссии. Фирма «Ансальдо» показала, что может успешно соревноваться в скорости по­стройки с ведущими кораблестроитель­ными центрами мира.

Вскоре после решения о продаже вто­рой пары крейсеров в 1896 году на верфи «Ансальдо» заложили уже пятый по счету корабль для итальянского фло­та (опять-таки под названием «Джузеп­пе Гарибальди»!). Судьба его была пред­определена: аргентинцы хотели иметь однородную эскадру из четырех кораб­лей, и они своего добились. «Пуэйредон», как стал называться этот крейсер, спустили на воду почти одновременно с «Бельграно», строившимся фирмой «Орландо», но его ввод в строй задержался до 1899 года.

Только в 1898-м Италия наконец при­ступила к постройке трех броненосных крейсеров этого ставшим знаменитым типа уже для себя. Приобретенный в ходе работ над пятью единицами опыт позволил избежать недостатков, свойст­венных ранним кораблям. По своеобраз­ной традиции очередной (/же четвертый и на этот раз последний) «Джузеппе Га­рибальди» был заложен на верфи «Ансальдо», а третий «Варезе» — на верфи «Орландо». Последний корабль серии, «Франческо Феруччо», строился на го­сударственном заводе в Венеции. И если обе частные фирмы, поднакопившие к этому времени основательный опыт по­стройки уже привычных кораблей, уло­жились в обычные 2,5 года, то венеци­анская верфь смогла за этот же срок лишь спустить свой крейсер на воду, а ввод его в строй задержался до середи­ны 1905 года. Впрочем, это уже не было столь важно. Кораблестроение в начале века развивалось настолько быстро, что к этому моменту «Гарибальди» уже не только не являлись лучшими представи­телями своего класса, но и попросту ста­ли устаревшими. Утешением могло слу­жить лишь то, что фирмы-строители сдержали обещание: своему флоту они поставили несколько улучшенные кораб­ли по гораздо более дешевой цене (средняя стоимость итальянских «Гари­бальди» составила около 600 тысяч фун­тов стерлингов — на четверть меньше, чем перекупленных аргентинцами). Од­нако и эти крейсера не оказались пос­ледними.

К 1902 году политический конфликт в Южной Америке достиг своего апогея. Аргентина хотела приобрести еще одну пару броненосных крейсеров этого типа. И фирма «Ансальдо» получила заказ от аргентинского правительства на два сле­дующих «Гарибальди», названных «Мит­ра» и «Рока». Набившие руку в стро­ительстве однотипных кораблей итальян­цы сумели спустить заказанные крейсе­ра всего через 7 — 9 месяцев. За это время аргентинцы успели их переиме­новать — соответственно в «Ривадавию» и «Морено», разумно посчитав, что име­на очередных двух героев борьбы за независимость Аргентины начала XIX века более «безопасны» с точки зрения возможного переименования, чем име­на более современных политиков. На бронепалубном крейсере «Чакабуко» в Италию были посланы команды для при­емки новых кораблей.

Далее события развивались с кинема­тографической быстротой. Чилийцы, оставшиеся в кораблестроительном состя­зании далеко позади, пошли с козырной карты: они заказали в Англии два бро­неносца, специально созданные для борьбы с броненосными крейсерами. Вооруженные четырьмя 254-мм и четыр­надцатью 190-мм орудиями, «Конститусьон» и «Либертад» практически не ус­тупали аргентинским «Гарибальди» в скорости, а в бою должны были проби­вать 152-мм броню последних с боль­шой дистанции, оставаясь практически неуязвимыми для 152-мм и 120-мм ско­рострелок. Традиции британского кораб­лестроения вселяли уверенность в том, что заказ будет выполнен качественно и в срок.

Не желая оставаться в хвосте, арген­тинцы подписали с «Ансальдо» контракт на два броненосца по 15 000 т и согла­шение о покупке семи эсминцев итальянского флота. Но за это надо было пла­тить, а обе страны уже истощили все свои финансовые ресурсы. Первыми не выдержали чилийцы, обратившись к Анг­лии за посредничеством. В результате 28 мая 1902 года был подписан «Май­ский пакт», который урегулировал во­прос о чилийско-аргентинской границе, а главное — позволил ввести в действие план разоружения. Последовало согла­шение об ограничении морских воору­жений от 9 января 1903 года, по кото­рому аргентинский заказ в Италии и чи­лийский в Англии аннулировались. На строительство новых кораблей наложи­ли пятилетний мораторий, а в будущем каждая из стран обязывалась объявить о своем желании что-либо построить за полтора года до начала работ. На этом заканчивается южноамериканская исто­рия крейсеров типа «Гарибальди», но война и политическая борьба, теперь уже на другом конце света, затягивает в свою воронку и бывший аргентинский заказ.

Противоречия между Россией и Япо­нией нарастали как снежный ком, и вой­на на Дальнем Востоке становилась не­избежной. Япония реализовывала свою программу 1896 года «6-6» (6 броне­носцев и 6 броненосных крейсеров) на­столько интенсивно, что Россия вынуж­дена была обратиться к постройке бое­вых кораблей во Франции, США и Гер­мании. Однако многочисленные мел­кие неурядицы и несогласованность между требованиями Морского техни­ческого комитета (МТК) и корабле­строительными традициями фирм-по­ставщиков привело руководство Мор­ского министерства к решению стро­ить военные суда только на собствен­ных верфях. Царь Николай II дал соот­ветствующее указание. Но к началу 1903 года стало ясно, что постройка специально созданных для Дальнего Востока броненосцев типа «Бородино» запаздывает, а количество броненос­ных крейсеров на тихоокеанском те­атре в любом случае будет явно не­достаточным.

Как раз в это время решалась судьба «повисших в воздухе» южноамериканских заказов. В конце 1902 года вице-адмирал Н.И.Скрыдлов получил через своего старого знакомого, итальянско­го вице-адмирала Кандиани, частное предложение от фирмы «Орландо» ку­пить заказанный Аргентиной броненосец типа «Рома». В январе следующего года чилийское правительство провело зон­даж о возможности продажи в Россию своих «противокрейсерских» броненос­цев «Конститусьон» и «Либертад», в это время уже спущенных на воду в Анг­лии. Морской министр адмирал П.П.Тыртов твердо стоял на принятом ранее ре­шении, и, похоже, был прав: итальянский броненосец существовал лишь на бума­ге, а англичане так или иначе не допус­тили бы покупки строившихся у них ко­раблей «врагом своего друга». Чтобы раз и навсегда покончить с этим вопро­сом, британское Адмиралтейство само приобрело чилийские броненосцы, хотя они не соответствовали тактическим взглядам флота Его Величества. Остава­лись аргентинские «Ривадавия» и «Мо­рено», спущенные на воду к марту 1903 года.

Действительно, в августе того же года фирма «Ансальдо» направила в Российский Главный морской штаб предложение купить оба крейсера. Новый управляющий Морским минис­терством адмирал Ф.К.Авепан, сменив­ший умершего П.П.Тыртова, поручил рассмотреть этот вопрос контр-адми­ралу З.П.Рожественскому, исполняю­щему обязанности начальника Морско­го штаба. Будущий командующий 2-й Тихоокеанской эскадрой уведомил рус­ское посольство в Италии, что Морское министерство не собирается приобре­тать эти крейсера. Итальянцы, вполне дружелюбно настроенные к России и одновременно рассчитывавшие полу­чить с нее солидный куш, вновь обра­тились, на сей раз через морского агента в Лондоне И.Ф.Бострема, с предложением о покупке «Ривадавии» и «Морено» с полным боезапасом. 6 декабря 1903 года российский Мор­ской штаб вынес окончательный вер­дикт — корабли не покупать. В это время будущий противник не дремал. Японцы вели параллельные перегово­ры о приобретении тех же судов и дей­ствовали весьма решительно. Сделка была оформлена с ошеломляющей бы­стротой: уже 29 декабря оба крейсе­ра стали собственностью Страны вос­ходящего солнца по цене 760 тыс.фун­тов стерлингов за каждый.

Вокруг возможной покупки арген­тинских крейсеров возникло немало до­мыслов, побуждающих и доныне исто­риков к спорам и малообоснованным крайним мнениям. С одной стороны, эта история подавалась как «очеред­ная авантюра царского режима», пред­принятая лишь с целью дать в конце концов погреть руки различным по­средникам. С другой стороны, и пра­вительство и военно-морское руковод­ство упрекались в неразворотливости и косности, из-за чего не удалось при­обрести «совершенно необходимые корабли». На деле же вопрос сводил­ся к обычной «угадайке»: начнется ли вскоре война или нет? Морское минис­терство все же надеялось, что будет достаточно в очередной раз продемон­стрировать на Дальнем Востоке мощь России, а самих боевых действий удаст­ся избежать. В этом случае при покуп­ке двух «Гарибальди» русский флот приобретал две весьма чужеродные боевые единицы и кучу проблем. ГМШ и МТК весьма трепетно относились к таким характеристикам боевых судов, как их соответствие морской доктрине и наличие на них отечественной артил­лерии. Итальянские «аргентинцы» не удовлетворяли ни тому, ни другому требованию. Хотя они и имели вдвое больший вес бортового залпа по срав­нению со считавшимся наиболее удач­ным броненосным крейсером «Баян», но явно уступали ему по мореходнос­ти, автономности и запасу хода — ос­новным параметрам, которыми долж­ны были обладать русские крейсера. С их включением в состав действую­щих сил отечественный флот «обога­тился» бы сразу тремя новыми типами орудий, к тому же производства Бри­тании, то есть потенциального против­ника. Не смотрелись бы «новички» и в составе линейных сил, поскольку в Рос­сии не предусматривалось развитие броненосцев второго класса. Так что, если бы война не вспыхнула немедлен­но, пришлось бы заняться дорогостоя­щим перевооружением и переобору­дованием не вполне современных и так­тически неподходящих кораблей.

С другой стороны, большинство про­блем стратегии кораблестроения отпа­дало при быстром начале войны. Для боевых действий против Японии не столь важна была «чистота» крейсеров с точки зрения соответствия военно-морской доктрине, сколько их боевая мощь. Не столь острой становилась и проблема нахождения в русском фло­те английских орудий: прилагавшегося боезапаса хватило бы на решающие сражения. Судьба же кораблей после окончания войны отходила Б такую «ту­манную даль», что об этом не прихо­дилось и беспокоиться. Не говоря уже о том, что приобретение этих крейсе­ров автоматически устраняло возмож­ность их появления во флоте противни­ка. Так что Морскому штабу и его на­чальнику необходимо было угадать: идти ли на риск такой покупки? З.П.Рожественский не угадал.

Легко предположить, что произошло бы с аргентинским «Гарибальди», если бы покупка все же состоялась. Несо­мненно, что их не решились бы погнать на Дальний Восток немедленно, как это сделали японцы, поскольку даже нахо­дившиеся в полной готовности корабли отряда Вирениуса «завернули» домой. Скорее всего был бы составлен план бесчисленных доводок и переделок в соответствии с отечественными стан­дартами, корабли не спеша проходили бы испытания, и в итоге хорошо, если бы они смогли окончательно войти в состав 2-й Тихоокеанской эскадры. Так что скорее всего крейсера отправились бы в роковое путешествие с Балтики под командой отвергнувшего их З.П.Рожественского. Сомнительно, что подобное усиление его эскадры могло бы склонить удачу на сторону русских. В завершение перечня крейсеров типа «Гарибальди» следует упомянуть еще четыре, заказанные Италией по программе 1900 года. Они должны были получить названия «Амальфи», «Пиза», «Генуя» и «Венеция», но их постройку отменили в 1901-м, посколь­ку во всех странах уже строились го­раздо более мощные корабли этого класса. Названия «Амальфи» и «Пиза» перешли по наследству к броненосным крейсерам следующего типа водоиз­мещением в 9800 т (принципиально отличавшимся по концепции от «Гари­бальди»).