Описание конструкции, вооружения и защиты
Общее расположение крейсеров типа «Гарибальди» отличалось простотой и рациональностью. Для них был взят за основу гладкопалубный корпус (от принятого на «Пизани» полубака отказались из весовых соображений, а также из-за неудобства установки тяжелой носовой башни главного калибра на большой высоте) простой формы, с практически вертикальными, без завала, бортами. Он собирался из стали, произведенной на заводах фирм «Сочьета Метаплургика» в Сестри-Поненте и «Сочьета Аччоикрие» в Терни. Форштевень и ахтерштевень отливались отдельно на заводе фирмы «Ванцетти Соргамозо» в Милане. Некоторые кованые детали производились в филиале фирмы «Ансальдо» в Сампьердарене.
Двойное дно имелось только по длине машинно-котельной установки — на протяжении 51 м между 25-м передним и 31-м задним шпангоутами (нумерация шпангоутов на кораблях итальянской постройки принималась в обе стороны от миделя). Высота междудонного пространства составляла 1 м. Оно разбивалось на 44 отсека, вмещавшие 730 т воды. Двойное дно продолжалось кверху в виде двойного борта, заканчивавшегося у броневой палубы. Над скосом этой палубы простирался коффердам шириной 1 м, состоявший из 20 водонепроницаемых отсеков. В подводной части располагалось 2 бортовых киля, изготовленных в виде коробчатой конструкции шириной 50 — 80 см из листов кораблестроительной стали толщиной 9 мм. Корпус выше броневой палубы разделялся 12 главными водонепроницаемыми переборками и рядом вспомогательных и продольных переборок. Всего пространство над двойным дном, обеспечивавшее основной запас плавучести крейсера, разделялось на 75 отсеков. Средняя и верхняя палубы состояли из листов обычной кораблестроительной стали толщиной 5 — 8 мм (на верхней палубе имелся еще 40-мм настил из тиковых брусков). Остальные конструкции выполнялись из еще более тонкого материала. Так, выгородки кают имели толщину всего 2 — 2,5 мм. Вообще после вступления крейсеров в строй в военно-морских кругах велись дебаты относительно их слишком легкой конструкции — греха, в котором постоянно упрекалось итальянское кораблестроение. В самом деле, вес корпуса на первых кораблях серии составлял 38% от проектного нормального водоизмещения, что несколько ниже нормы, принятой в британском флоте, главном «законодателе мод» того времени. Однако эта величина не выходит за пределы, когда действительно можно говорить о слишком легкой постройке: следует учесть и то, что «Гарибальди» имели относительно небольшую высоту борта: от 6,1 до 5 м в нормальном грузу. Впрочем, определенные выводы, очевидно, были сделаны, поскольку на последних кораблях серии вес корпуса возрос примерно на 400 т, то есть почти на 1 5% от начального значения.
Палубные надстройки «Гарибальди» также были заметно изменены по сравнению с «Пизани». Помимо массивной центральной надстройки, являвшейся, в сущности, продолжением корпуса, крейсера оснащались только двумя блоками легких рубок и мостиков перед носовой и за кормовой трубами, в результате чего орудия главного калибра имели достаточные углы обстрела. Основные органы управления кораблем сосредоточивались перед носовой трубой. Там помещалась бронированная боевая рубка, над которой располагалась штурманская и рулевая рубка для управления кораблем в небоевых условиях. Над верхней палубой возвышались также камбузы и два продольных мостика для сообщения между передним и задним рубками в плохую погоду. Шлюпки и устройства для их спуска занимали центральную часть корабля и практически не мешали стрельбе из орудий верхней палубы, и уж тем более — из батарейных пушек. Строго симметричный силуэт не только затруднял противнику определение курса корабля, но в ряде случаев даже не давал возможность правильно оценить направление его движения.
Небольшое отношение длины к ширине (6:1) при большой полноте корпуса в средней части определяло и преимущества и недостатки проекта. Оно позволяло компактно расположить механическую установку и обеспечить ей хорошую дополнительную защиту за счет угольных ям, но малая общая длина (несколько более 108 м по ватерлинии) ограничивала скорость, которую мог развить корабль при разумной мощности машин.
Все жизненно важные элементы (машинно-котельная установка, погреба боезапаса, рулевые и шпилевые машины, динамо-машины, опреснители воды) находились под броневой палубой. Непосредственно над броневой проходила жилая палуба, выше нее шла батарейная. Батарея закрывалась сверху тиковой верхней палубой толщиной 40 мм. В небронированных пространствах носа и кормы располагались только каюты и вспомогательные помещения (склады, аптека и т.п.).
Бронирование «Гарибальди» заслуживает особого анализа. В конце прошлого века проходили испытание самые разные, порой весьма вычурные схемы броневой защиты; в особенности это касалось класса крейсеров. Итальянские конструкторы, казалось, сделали шаг назад, вернувшись, по сути дела, к расположению брони, принятой на самых первых броненосцах. Действительно, броневой пояс высотой около 3 м располагался по всей длине крейсера; его толщина, составлявшая 152 мм в середине судна, уменьшалась к обеим оконечностям до 80 мм. Броневые плиты пояса размещались поверх тиковой подкладки толщиной 8 — 9 см и крепились 50-мм броневыми болтами. Между броней и подкладкой шел слой фланели, пропитанной суриком, а герметичность стыков плит обеспечивалась специальным патентованным составом Леони против ржавчины. На протяжении 55 м в центральной части над поясом возвышался каземат, также забронированный с бортов 152-мм плитами, а спереди и сзади броневыми траверсами толщиной 120 мм. Он занимал всю высоту борта до верхней палубы, защищая все помещения в средней части корпуса и батарею. В общем, примерно так бронировались батарейные броненосцы в 60 — 70-х годах XIX века. Из новшеств, свойственных уже концу столетия, можно отметить броневую палубу, выполненную из двух слоев мягкой стали и имевшую толщину от 22 до 37 мм. В пределах каземата у бортов она примыкала к нижней кромке броневого пояса, уходившего в воду на 1,5 м, а в диаметральной плоскости немного возвышалась над ватерлинией, образуя скосы, составлявшие дополнительную защиту жизненно важных частей корабля от тех снарядов, которые могли пробить бортовую броню. В целом схема бронирования корпуса практически полностью повторяла принятую на непосредственных предшественниках «Гарибальди» — крейсерах типа «Веттор Пизани».
Вся броня изготавливалась в Италии, на заводе в Терни. Но хотя в спецификациях ко всем крейсерам серии в качестве материала указывается «сталь Терни», за то десятилетие, в течение которого строились «Гарибальди», качество брони успело измениться. Если на первых трех аргентинских кораблях («Гарибальди», «Сан-Мартин» и «Бельграно») применялся гарвеевскнй способ цементирования и закалки, то все остальные крейсера получили плиты, обработанные по усовершенствованному методу, приближавшему их качество к броне Крупна.
Возврат к прошлому в расположении бронирования (с использованием новых материалов и броневой палубы со скосами) оказался очень удачным. Как раз на рубеже XIX — XX веков широкое распространение получили скорострельные орудия среднего калибра и снаряды, начиненные так называемыми «высоковзрывчатыми» веществами на основе пикриновой кислоты («лиддит», «мелинит», «шимозе»). Из-за высокой чувствительности таких ВВ к ударным воздействиям, снаряженные ими снаряды взрывались при попадании почти в любое препятствие, иногда даже без активации взрывателя. При этом в небронированном борту образовывались обширные пробоины, но броня средней толщины полностью гарантировала неуязвимость корабля. Большое значение приобретала площадь бронирования. Таким образом формально «древняя» схема защиты «Гарибальди» отлично удовлетворяла современным требованиям. Естественно, она не служила препятствием для крупнокалиберных бронебойных и полубронебойных снарядов, но подобное требование для крейсера водоизмещением около 7000 т и не выдвигалось. Кроме того, такой недостаток, как отсутствие броневой «крыши» у батареи, при увеличившихся дистанциях боя мог привести к тому, что сверху в нее мог попасть снаряд (особенно при продольных попаданиях), не встретив сколь-нибудь существенного препятствия, кроме четырехсантиметровых тиковых брусков. На последних кораблях серии уже устанавливалась двухслойная верхняя броневая палуба (она же крыша каземата) общей толщиной 40 мм, а также дополнительная тонкая противоосколочная палуба по верхней кромке броневого пояса вне каземата. Возможный ущерб от попадания в батарею частично ограничивался тонкими броневыми переборками между орудиями; их имелось три: между 1-м и 2-м, 2-м и 3-м и 4-м и 5-м орудиями. Боевая рубка выполнялась из двух гнутых броневых плит толщиной 152 мм. Местную защиту имели и торпедные аппараты, для которых устраивались специальные выгородки из 20-мм стальных листов.
Артиллерийское вооружение крейсеров можно разбить на три группы: башенные установки главного калибра, 152-мм батарею и орудия среднего калибра на верхней палубе. Из них только батарея оставалась неизменным элементом на всех кораблях серии: в ней помещалось десять шестидюймовых орудий — по пять на борт. Батарейное расположение предопределяло ограниченные углы обстрела (около 100 — 110 градусов), причем возможность огня прямо в нос или в корму исключалась (для этого необходимы казематы сложной формы и срезы бортов, а в проекте корпуса «Гарибальди» все подчинялось максимальной простоте).
Значительно большие углы обстрела имела средняя артиллерия верхней палубы. Здесь существовало два варианта: либо шесть 120-мм пушек, по три на борт, либо четыре 152-мм.. В обоих вариантах в нос и корму теоретически могли вести огонь по два орудия. Углы обстрела концевых установок составляли 155, а средних — 130 градусов.
Имелись три варианта размещения артиллерии главного калибра. Один из них предусматривал две одноорудийные башенноподобные установки, заключавшие по одному 254-мм орудию Армстронга. Их легко опознать по большому углу наклона 140-мм лобовой броневой плиты, увеличивавшему ее сопротивляемость бронебойным снарядам. Конструкция установки была очень близка к двухорудийным башням броненосцев типа «Филиберто», разработанным с участием английских специалистов. Второй вариант вооружения увеличивал число орудий в ущерб их калибру: четыре 203-мм пушки (также фирмы Армстронга) помещались попарно в башнях овальной формы с плоской крышей, забронированных 102-мм плитами и разработанной тем же Армстронгом для вооружения японских крейсеров типов «Асама» и «Ивате» на основе одноорудийной установки «эльсвикского» броненосного крейсера — чилийского «О'Хиггинс». Такое вооружение получили только два: аргентинский «Сан-Мартин» и «Морено», ставший впоследствии японским «Ниссином».
Наконец, третий вариант тяжелой артиллерии являлся комбинацией двух первых: одноорудийная 254-мм установка в носу и двухорудийная 203-мм башня в корме. Трудно понять столь значительный разнобой калибров в «окончательном» варианте (так вооружались все последние крейсера: три «итальянца» и «Касуга»). Можно предположить, что это диктовалось интересами тактики: при преследовании желательно иметь возможность нанести тяжелым снарядом уходящему противнику такие повреждения, которые приведут к снижению его хода и заставят принять бой. Напротив, убегая от более сильного противника, удобно сбивать точность его огня, выпуская как можно больше снарядов в единицу времени. Но столь «тонкие» соображения вовсе не компенсируют сложности управления огнем нескольких калибров (большинство «Гарибальди» имели три калибра средней и крупной артиллерии). Уже в процессе постройки итальянских кораблей серии рассматривался вопрос о замене носовой 254-мм установки на одноорудийную 305-мм башню, но здравый смысл восторжествовал, и проект был отклонен. Несомненно, что значительная перегрузка носовой части безнадежно ухудшила бы и без того не блестящие ходовые качества крейсеров.
Все башенные установки имели электропривод и резервное ручное управление; скорострелки среднего калибра наводились и управлялись вручную. Подача боезапаса осуществлялась по 16 элеваторам производства фирмы «Орландо», приводимым в движение электромоторами. Исключением в этом отношении стал «Кристобаль Колон»: испанцы предпочли более простые и, на их взгляд, более надежные механизмы с паровым приводом; фактически же все операции со снарядами и зарядами на этом корабле предполагалось осуществлять вручную.
Малокалиберная артиллерия состояла из 20 — 24 обычных для того времени и уже практически бесполезных скорострелок калибра 57, 47 и 37 мм. Они располагались главным образом на двух боевых марсах, а также на мостиках. Так, на первом корабле серии из десяти 57-миллиметровок две помещались на нижнем марсе, четыре — на продольном мостике, две — в адмиральских помещениях в корме, и две — в носовом небронированном каземате. Из такого же количества 37-мм скорострелок Гочкиса две были на верхнем боевом марсе, четыре— на коечных сетках, две — на среднем мостике и две — на главном командирском мостике. Оборудование верхнего боевого марса дополнялось двумя пушками Норденфепьда того же калибра.
Завершали артиллерийское вооружение крейсеров две короткоствольные 76-мм пушки для десантных партий и два пулемета. Перечень личного оружия для первого из аргентинских крейсеров включал 200 винтовок Маузера (аргентинская модель 1891 года), 57 револьверов «веблей» и 140 тесаков.
Варианты вооружения всех кораблей серии приведены в таблице. Орудия среднего калибра принадлежали к первому поколению скорострельных пушек британского проекта (для кораблей итальянской постройки их производил филиал завода Армстронга в Поццуоли). Шестидюймовка и 1 20-мил-лиметровка имели одинаковую длину ствола в калибрах (40) и небольшую начальную скорость; на рубеже веков они получили широчайшее распространение по всему миру вместе с «эльсвикскими» крейсерами, основу вооружения которых составляли. Со своими «высоковзрывчатыми» снарядами и большой скорострельностью они являлись грозным оружием, что, в частности, подтверждает их действие против русских кораблей в боях в Желтом море и при Цусиме. Эти же пушки находились на вооружении большинства броненосцев и крейсеров британского флота конца прошлого века.
Скорострельным считалось и восьмидюймовое орудие Армстронга с длиной ствола в 45 калибров (в большинстве старых изданий указывается 40 калибров, что неверно), также широко распространенное в различных флотах мира. Сами англичане пушек этого калибра в своем флоте не имели (предпочитая более мощное орудие в 234 мм), но им вооружались все японские броненосные крейсера, корабли Италии и большинства латиноамериканских стран, а также Китая.
Не было принято в британском флоте и 254-мм орудие Армстронга. Итальянцы, ставившие это орудие английской конструкции на свои броненосцы и крейсера, считали его весьма мощным и удачным. Однако испанцы удивили весь мир, отказавшись от их установки на «Кристобале Колоне». В качестве официальной причины высказывалось низкое качество и малая мощь этих пушек. Уместно, однако, предположить, что Испанское морское министерство хотело вместо английских орудий применить 240-мм французские типа Канэ — из соображений близости их конструкции к уже имевшимся на вооружении отечественным пушкам завода Гонториа, производившего их по французским чертежам. Такая разборчивость дорого стоила испанцам: «Колон» вынужден был пойти в бой без своего главного калибра. Впрочем, действительно, главное вооружение «Гарибальди» нельзя считать вполне удачным. И 254-мм и 203-мм башенные установки имели небольшие размеры (в основном из-за весовых соображений) и были очень тесными. Недостаток места в восьмидюймовых башнях усугублялся тем, что непосредственно в них помещалось более половины всего запаса снарядов. Устройства подачи боезапаса предусматривали транспортировку из погребов либо снарядов, либо зарядов. Вполне разумно конструкторы предпочли держать под броневой палубой более пожаро- и взрывоопасные заряды, а снаряды (хотя бы на сражение не слишком большой продолжительности) хранить в башнях. Но такая неудачная система (перекочевавшая непосредственно из конструкции «О'Хиггинса») делала восьмидюймовые башни крейсеров похожими на танковые с полной боеукладкой.
В таблице приведены технические характеристики орудий, состоявших на вооружении крейсеров типа «Гарибальди», в сравнении с современными им орудиями аналогичных калибров других стран.
Минное вооружение состояло из четырех 457-мм поворотных торпедных аппаратов, помещавшихся в каземате на жилой палубе. Защищенные спереди 152-мм броней борта они прикрывались сзади и с боков 20-мм выгородкой. Неукоснительно соблюдавшийся элемент больших боевых судов того времени — торпедные аппараты — по сути дела, были абсолютно бесполезны, но такова была «мода» тех лет. Неоднократные попытки использовать их в бою не дали ни одного успешного попадания, но конструкторы упорно продолжали ставить торпеды на броненосные корабли вплоть до 20-х годов нашего столетия.
Механическая установка состояла из двух трехцилиндровых машин. Для крейсеров, строившихся фирмой «Ансальдо», машины производились на заводах той же фирмы по чертежам британской фирмы «Модели», одного из главных поставщиков корабельных механизмов. Для кораблей фирмы «Орландо» и строившегося на государственной верфи «Феруччо» машины собирались филиалом известной (также британской) фирмы «Хауторн Гаппи» в Неаполе, кроме «Варезе», механическая установка которого изготавливалась на заводах «Орландо». Диаметры цилиндров низкого, среднего и высокого давления составляли соответственно 235, 160 и 1 08 см, ход поршня — 117 см. Оба машинных отделения, разделены продольной переборкой по диаметральной плоскости, располагались в самом центре корабля. Для повышения живучести единственным средством сообщения между ними была площадка, расположенная на высоте крышек цилиндров, то есть в самой верхней части помещений. В нос и в корму от машинных отделений находилось по две кочегарки. Прогресс в технике сказался на их «начинке»: если на трех первых крейсерах серии применялись двойные цилиндрические котлы (8 котлов, из них 4 — двухсторонние и 4 — с односторонним расположением топок, всего на 32 топки), то «Колон», «Пуэйредон» и 3 итальянских «Гарибальди» получили водотрубные котлы конструкции Никлосса и Бельвиля, количество которых из-за меньших размеров доходило до 24. Выигрыш от их установки был несомненным — срок подготовки корабля к походу сокращался примерно с 6 — 8 часов до менее чем 1 часа. Несколько неожиданным кажется возврат к цилиндрическим котлам на «Ниссине» и «Касуге», но не следует забывать, что эти крейсера строились по заказу аргентинского флота, желавшего иметь возможно меньшее количество различных систем котлов одновременно. Рабочее давление в цилиндрических котлах составляло 14,5 атм., но при впуске в цилиндры давление пара падало уже до 10,5 атм.
Машины приводили в движение два изготовленных из «дельта-металла» четырехлопастных (на японских крейсерах — трехлопастных) винта; их диаметр на первом корабле серии достигал 4,82 м, а шаг — 7м.
Максимальная мощность при форсировке по проекту равнялась 13 000 л.с. для первых пяти крейсеров (аргентинских и «Колона»); на последних пяти, водоизмещение которых возросло на 500 — 800 т, мощность увеличивалась до 13 500 л.с. Без форсировки механическая установка должна была развивать до 8500 л.с. при скорости корабля около 18 узлов.
Все же скорость оказалась ахиллесовой пятой этих боевых судов. В проектное задание первого «Гарибальди» закладывался максимальный ход в 20 узлов. Но первые же испытания на мерной мили в Специи показали, что при проектных 13 000 л.с. крейсер может дать лишь 19. Итальянцы предположили, что причиной является неблагоприятная глубина (около 20 м). Из-за повторных испытаний ввод крейсера в строй пришлось отложить на полгода. Они проводились на новой мерной миле у Генуи, уже на глубине 50 — 70 м, но итоги их вновь оказались обескураживающими. Средние результаты шести пробегов: мощность 13 384 л.с. при 104 оборотах машины, то есть больше проектной, но скорость— 19,95 узла — так и не дотянула до требуемой.
История повторилась и с «Сан-Мартином». Прекрасно показав себя при шестичасовых испытаниях с нормальной тягой (средняя скорость 18,1 узла при 8300 л.с., максимальная 18,5 узла при 8800 л.с.), при двухчасовой форсировке машин крейсер развил в среднем всего 19,7 узла. Лишь на несколько минут он смог дать 20,06 узла при 12436 л.с. и 104 оборотах. «Колон» благоразумно (для итальянцев) испытывался при неполной нагрузке и дал (также на очень короткое время) 20,3 узла. Но строителям уже стало ясно, что реально крейсера этого типа имеют максимальную скорость около 19,5 узла. Именно такая цифра появилась в проектном задании итальянских «Гарибальди». Все три отечественных крейсера на испытаниях превысили проектную мощность, но опять-таки с трудом достигали заданной скорости (максимум на полуторачасовых испытаниях: «Гарибальди» — 19,66 уз. и 14713 л.с., «Варезе» — 20,1 уз. И 13 885 л.с., «Феруччо» — 19,3 уз. при 13635 л.с.).
В проекте «Ривадавия» и «Морено» опять появилась цифра 20 узлов. Ввиду огромной спешки новые их владельцы — японцы — так и не организовали официальных испытаний. Проведенные «в рабочем порядке» замеры показали, что эти самые «тяжелые» корабли серии могли достичь запланированной скорости около 20 узлов при мощности 14 000 п.с.
Но даже эти скорости, показанные на первых испытаниях, когда корабли, как правило, еще не имели полной боевой нагрузки, на службе практически никогда не достигались. В русско-японскую войну «Ниссин» и «Касуга», по данным английских наблюдателей, с трудом могли развить 18 узлов, и то на короткое время. Итальянские «Гарибальди» к началу мировой войны не дотягивали уже до 17 узлов («Варезе» имел всего 16,8). Хуже всего дело обстояло с самыми первыми по времени вступления в строй аргентинцами, имевшими к тому же очень «консервативные» цилиндрические котлы. Сказывалась и общая техническая отсталость латиноамериканского флота, не имевшего достаточной производственной базы для ремонта и модернизации механических установок. В 1910 году «Пуэйредон» показывал всего 16,3 узла, а «Гарибальди» едва развивал 14. Наиболее скоростным на службе оказался «Бельграно», который и через десяток лет после вступления в строй мог поддерживать свыше 17 узлов.
Проектный нормальный запас угля на первых крейсерах серии составлял всего 400 т. Для итальянских и японских кораблей его увеличили до 650 т (количество угольных ям достигло при этом двадцати), однако, например, «Ниссин» и «Касуга» при нормальной нагрузке реально могли принять не более 580 т. Для кораблей того времени максимальное количество принимаемого топлива являлось в некоторой степени величиной переменной и даже фиктивной: уголь можно было брать во многие в принципе не предусмотренные для этого помещения, если подобная перегрузка не угрожала ходовым и боевым качествам, а емкость собственно бункеров в тоннах зависела от качества (насыпной плотности) топлива. Номинально первые «Гарибальди» могли принять около 1000 т угля, а модифицированные — до 1 200 т, что при расходе на максимальной скорости в 14 т/ч соответствовало теоретической дальности около 1600 миль. Однако реально дальность плавания даже при запасе топлива в 1000 т не превышала 4800 миль десятиузловым ходом, что соответствовало менее, чем 2000 миль с нормальным запасом. Полным ходом с обычным количеством угля аргентинские крейсера могли пройти лишь 500 — 600 миль. Несомненно, подобные характеристики совершенно не соответствовали судну крейсерского типа, хотя вполне удовлетворяли условиям действий на ограниченных театрах, например в Средиземноморье.
«Гарибальди» были одними из самых «электрифицированных» судов своего времени: электричество применялось дли вентиляции, приведения в действие шлюпочных кранов, вращения и возвышения орудий главного калибра, освещения прицепов и подачи боезапаса. Электросеть первых крейсеров серии состояла из 700 ламп и 4 дополнительных блоков по 16 мощных ламп каждый, которые использовались для освещения при погрузке угля. Боевое освещение менялось от одного корабля серии к другому; например, на «Сан-Мартине» большие прожекторы фирмы «Шукерт» с параболическими зеркалами располагались следующим образом: один, диаметром 750 мм и углом вращения 360 градусов, — в задней части мачты, а еще четыре, диаметром 600 мм и углом освещения в 180 градусов, — на надстройке в корме. При модернизации в 30-х годах количество прожекторов на аргентинских крейсерах было увеличено за счет их дополнительной установки на мостике треногой мачты.
Ток ко всем этим устройствам поставляли четыре динамо-машины фирмы «Този», состоявшие из вертикальной паровой машины и четырехполюсного генератора (конструкции Технического института в Милане). Каждый такой блок давал максимальный ток около 300 А при напряжении 70 В и малом (280) числе оборотов паровой машины. Как правило, одна пара динамо-машин обслуживала осветительную сеть крейсера, тогда как вторая давала ток для всех вспомогательных механизмов (вентиляторы, приводы вращения башен, элеваторы подач, инжекторы, оборудование пекарни и т.п.).
Вспомогательные системы и устройства. Водоотливная система состояла из двух главных циркуляционных помп производительностью по 1100 т воды в час, и дополнительной помпы «Тайрион» на 400 т/ч. Два опреснителя фирмы «Ансальдо» обеспечивали подачу 1 2 т пресной воды в сутки — в дополнение к запасу питьевой воды в 24,5 т, хранившемуся в шестнадцати специальных цистернах.
Рулевое устройство состояло из самого руля площадью 17 кв.метров, и трех паровых приводов со штурвалами, два из которых располагались под броневой палубой, а один — на кормовой надстройке. Механический привод позволял осуществлять перекладку руля на 33 градуса за 20 секунд.
Первые пять крейсеров имели Адмиралтейские якоря со складными штоками, остальные оснащались бесштоковыми якорями Холла, втягивавшимися непосредственно в клюзы.
В нормальное шлюпочное вооружение входило 10 шлюпок различных типов, в том числе 2 паровых катера. Спуск на воду и подъем осуществлялся с помощью паровых лебедок.
Окраска. Аргентинские крейсера в начале карьеры были окрашены в светло-серый цвет, затем в белый с желтыми трубами и мачтой, впоследствии имели однородную темно-серую окраску, а в конце службы вновь стали светло-серыми. Треногая мачта, имевшаяся на «Пуэйредоне», была окрашена в черный цвет на 3/4 высоты.
«Кристобаль Колон» на протяжении своей короткой службы был выкрашен в черный цвет, а его трубы и нижняя часть мачты — в желтый.
Итальянские крейсера в начале службы — черные с белыми надстройками, включая башни главного калибра и их орудия; две параллельных белых полосы проходили вдоль всего корпуса. Одна отделяла красное днище от корпуса, вторая проходила на уровне главной палубы. В 1905—1906 годах были перекрашены в серый цвет.
Японские крейсера на протяжении всей службы окрашивались в серый цвет средней интенсивности; подводная часть красная.
Палубы всех 10 крейсеров выполнялись из тика, мостики имели деревянный настил.