Описание конструкции, вооружения и защиты

 

Общее расположение крейсеров типа «Гарибальди» отличалось простотой и рациональностью. Для них был взят за основу гладкопалубный корпус (от при­нятого на «Пизани» полубака отказались из весовых соображений, а также из-за неудобства установки тяжелой носовой башни главного калибра на большой вы­соте) простой формы, с практически вертикальными, без завала, бортами. Он собирался из стали, произведенной на заводах фирм «Сочьета Метаплургика» в Сестри-Поненте и «Сочьета Аччоикрие» в Терни. Форштевень и ахтерш­тевень отливались отдельно на заводе фирмы «Ванцетти Соргамозо» в Мила­не. Некоторые кованые детали произ­водились в филиале фирмы «Ансальдо» в Сампьердарене.

Двойное дно имелось только по дли­не машинно-котельной установки — на протяжении 51 м между 25-м передним и 31-м задним шпангоутами (нумерация шпангоутов на кораблях итальянской по­стройки принималась в обе стороны от миделя). Высота междудонного про­странства составляла 1 м. Оно разбива­лось на 44 отсека, вмещавшие 730 т воды. Двойное дно продолжалось квер­ху в виде двойного борта, заканчивав­шегося у броневой палубы. Над скосом этой палубы простирался коффердам шириной 1 м, состоявший из 20 водоне­проницаемых отсеков. В подводной час­ти располагалось 2 бортовых киля, изго­товленных в виде коробчатой конструк­ции шириной 50 — 80 см из листов ко­раблестроительной стали толщиной 9 мм. Корпус выше броневой палубы разделялся 12 главными водонепроница­емыми переборками и рядом вспомо­гательных и продольных переборок. Все­го пространство над двойным дном, обеспечивавшее основной запас плаву­чести крейсера, разделялось на 75 от­секов. Средняя и верхняя палубы состо­яли из листов обычной кораблестроитель­ной стали толщиной 5 — 8 мм (на верх­ней палубе имелся еще 40-мм настил из тиковых брусков). Остальные конструк­ции выполнялись из еще более тонкого материала. Так, выгородки кают имели толщину всего 2 — 2,5 мм. Вообще пос­ле вступления крейсеров в строй в воен­но-морских кругах велись дебаты отно­сительно их слишком легкой конструк­ции — греха, в котором постоянно уп­рекалось итальянское кораблестроение. В самом деле, вес корпуса на первых кораблях серии составлял 38% от про­ектного нормального водоизмещения, что несколько ниже нормы, принятой в британском флоте, главном «законода­теле мод» того времени. Однако эта ве­личина не выходит за пределы, когда дей­ствительно можно говорить о слишком легкой постройке: следует учесть и то, что «Гарибальди» имели относительно небольшую высоту борта: от 6,1 до 5 м в нормальном грузу. Впрочем, опреде­ленные выводы, очевидно, были сдела­ны, поскольку на последних кораблях серии вес корпуса возрос примерно на 400 т, то есть почти на 1 5% от начально­го значения.

Палубные надстройки «Гарибальди» также были заметно изменены по срав­нению с «Пизани». Помимо массивной центральной надстройки, являвшейся, в сущности, продолжением корпуса, крейсера оснащались только двумя блоками легких рубок и мостиков перед носовой и за кормовой трубами, в результате чего орудия главного калиб­ра имели достаточные углы обстрела. Основные органы управления кораблем сосредоточивались перед носовой тру­бой. Там помещалась бронированная боевая рубка, над которой располага­лась штурманская и рулевая рубка для управления кораблем в небоевых ус­ловиях. Над верхней палубой возвыша­лись также камбузы и два продольных мостика для сообщения между перед­ним и задним рубками в плохую пого­ду. Шлюпки и устройства для их спус­ка занимали центральную часть кораб­ля и практически не мешали стрельбе из орудий верхней палубы, и уж тем более — из батарейных пушек. Стро­го симметричный силуэт не только за­труднял противнику определение кур­са корабля, но в ряде случаев даже не давал возможность правильно оценить направление его движения.

Небольшое отношение длины к ши­рине (6:1) при большой полноте кор­пуса в средней части определяло и пре­имущества и недостатки проекта. Оно позволяло компактно расположить ме­ханическую установку и обеспечить ей хорошую дополнительную защиту за счет угольных ям, но малая общая дли­на (несколько более 108 м по ватерли­нии) ограничивала скорость, которую мог  развить  корабль   при   разумной мощности машин.

Все жизненно важные элементы (ма­шинно-котельная установка, погреба боезапаса, рулевые и шпилевые маши­ны, динамо-машины, опреснители воды) находились под броневой палубой. Не­посредственно над броневой проходила жилая палуба, выше нее шла батарей­ная. Батарея закрывалась сверху тико­вой верхней палубой толщиной 40 мм. В небронированных пространствах носа и кормы располагались только каюты и вспомогательные помещения (склады, аптека и т.п.).

Бронирование «Гарибальди» заслу­живает особого анализа. В конце про­шлого века проходили испытание самые разные, порой весьма вычурные схемы броневой защиты; в особенности это ка­салось класса крейсеров. Итальянские конструкторы, казалось, сделали шаг назад, вернувшись, по сути дела, к рас­положению брони, принятой на самых первых броненосцах. Действительно, броневой пояс высотой около 3 м рас­полагался по всей длине крейсера; его толщина, составлявшая 152 мм в сере­дине судна, уменьшалась к обеим око­нечностям до 80 мм. Броневые плиты пояса размещались поверх тиковой под­кладки толщиной 8 — 9 см и крепились 50-мм броневыми болтами. Между бро­ней и подкладкой шел слой фланели, про­питанной суриком, а герметичность сты­ков плит обеспечивалась специальным па­тентованным составом Леони против ржавчины. На протяжении 55 м в цент­ральной части над поясом возвышался каземат, также забронированный с бор­тов 152-мм плитами, а спереди и сзади броневыми траверсами толщиной 120 мм. Он занимал всю высоту борта до верхней палубы, защищая все помеще­ния в средней части корпуса и батарею. В общем, примерно так бронировались батарейные броненосцы в 60 — 70-х го­дах XIX века. Из новшеств, свойствен­ных уже концу столетия, можно отме­тить броневую палубу, выполненную из двух слоев мягкой стали и имевшую тол­щину от 22 до 37 мм. В пределах казе­мата у бортов она примыкала к нижней кромке броневого пояса, уходившего в воду на 1,5 м, а в диаметральной плоскости немного возвышалась над ватерлинией, об­разуя скосы, составлявшие допол­нительную защиту жизненно важ­ных частей корабля от тех снаря­дов, которые могли пробить бор­товую броню. В целом схема бро­нирования корпуса практически пол­ностью повторяла принятую на не­посредственных предшественниках «Гарибальди» — крейсерах типа «Веттор Пизани».

Вся броня изготавливалась в Италии, на заводе в Терни. Но хотя в спецификациях ко всем крейсерам се­рии в качестве материала указывается «сталь Терни», за то десятилетие, в те­чение которого строились «Гарибаль­ди», качество брони успело изменить­ся. Если на первых трех аргентинских кораблях («Гарибальди», «Сан-Мартин» и «Бельграно») применялся гарвеевскнй способ цементирования и закалки, то все остальные крейсера получили пли­ты, обработанные по усовершенство­ванному методу, приближавшему их качество к броне Крупна.

Возврат к прошлому в расположении бронирования (с использованием новых материалов и броневой палубы со ско­сами) оказался очень удачным. Как раз на рубеже XIX XX веков широкое рас­пространение получили скорострельные орудия среднего калибра и снаряды, начиненные так называемыми «высоко­взрывчатыми» веществами на основе пикриновой кислоты («лиддит», «мелинит», «шимозе»). Из-за высокой чувст­вительности таких ВВ к ударным воздей­ствиям, снаряженные ими снаряды взры­вались при попадании почти в любое пре­пятствие, иногда даже без активации взрывателя. При этом в небронирован­ном борту образовывались обширные пробоины, но броня средней толщины полностью гарантировала неуязвимость корабля. Большое значение приобрета­ла площадь бронирования. Таким обра­зом формально «древняя» схема защи­ты «Гарибальди» отлично удовлетворя­ла современным требованиям. Естест­венно, она не служила препятствием для крупнокалиберных бронебойных и полу­бронебойных снарядов, но подобное требование для крейсера водоизмеще­нием около 7000 т и не выдвигалось. Кроме того, такой недостаток, как от­сутствие броневой «крыши» у батареи, при увеличившихся дистанциях боя мог привести к тому, что сверху в нее мог попасть снаряд (особенно при продоль­ных попаданиях), не встретив сколь-нибудь существенного препятствия, кроме четырехсантиметровых тиковых брусков. На последних кораблях серии уже уста­навливалась двухслойная верхняя броне­вая палуба (она же крыша каземата) общей толщиной 40 мм, а также допол­нительная тонкая противоосколочная па­луба по верхней кромке броневого поя­са вне каземата. Возможный ущерб от попадания в батарею частично ограни­чивался тонкими броневыми переборка­ми между орудиями; их имелось три: между 1-м и 2-м, 2-м и 3-м и 4-м и 5-м орудиями. Боевая рубка выполнялась из двух гнутых броневых плит толщиной 152 мм. Местную защиту имели и торпед­ные аппараты, для которых устраивались специальные выгородки из 20-мм сталь­ных листов.

Артиллерийское вооружение крейсеров можно разбить на три груп­пы: башенные установки главного калибра, 152-мм батарею и орудия среднего калибра на верхней палубе. Из них толь­ко батарея оставалась неизменным эле­ментом на всех кораблях серии: в ней помещалось десять шестидюймовых орудий — по пять на борт. Батарейное расположение предопределяло ограни­ченные углы обстрела (около 100 — 110 градусов), причем возможность огня прямо в нос или в корму исключалась (для этого необходимы казематы слож­ной формы и срезы бортов, а в проекте корпуса «Гарибальди» все подчинялось максимальной простоте).

Значительно большие углы обстрела имела средняя артиллерия верхней па­лубы. Здесь существовало два вариан­та: либо шесть 120-мм пушек, по три на борт, либо четыре 152-мм.. В обоих ва­риантах в нос и корму теоретически могли вести огонь по два орудия. Углы обстрела концевых установок составля­ли 155, а средних — 130 градусов.

Имелись три варианта размещения ар­тиллерии главного калибра. Один из них предусматривал две одноорудийные башенноподобные установки, заключавшие по одному 254-мм орудию Армстронга. Их легко опознать по большому углу на­клона 140-мм лобовой броневой плиты, увеличивавшему ее сопротивляемость бронебойным снарядам. Конструкция ус­тановки была очень близка к двухорудийным башням броненосцев типа «Филиберто», разработанным с участием англий­ских специалистов. Второй вариант воору­жения увеличивал число орудий в ущерб их калибру: четыре 203-мм пушки (также фирмы Армстронга) помещались попар­но в башнях овальной формы с плоской крышей, забронированных 102-мм плита­ми и разработанной тем же Армстрон­гом для вооружения японских крейсеров типов «Асама» и «Ивате» на основе одноорудийной установки «эльсвикского» бро­неносного крейсера — чилийского «О'Хиггинс». Такое вооружение получили толь­ко два: аргентинский «Сан-Мартин» и «Мо­рено», ставший впоследствии японским «Ниссином».

Наконец, третий вариант тяжелой ар­тиллерии являлся комбинацией двух первых: одноорудийная 254-мм уста­новка в носу и двухорудийная 203-мм башня в корме. Трудно понять столь значительный разнобой калибров в «окончательном» варианте (так воору­жались все последние крейсера: три «итальянца» и «Касуга»). Можно пред­положить, что это диктовалось интере­сами тактики: при преследовании же­лательно иметь возможность нанести тяжелым снарядом уходящему против­нику такие повреждения, которые при­ведут к снижению его хода и заставят принять бой. Напротив, убегая от бо­лее сильного противника, удобно сби­вать точность его огня, выпуская как можно больше снарядов в единицу времени. Но столь «тонкие» сообра­жения вовсе не компенсируют слож­ности управления огнем нескольких калибров (большинство «Гарибальди» имели три калибра средней и крупной артиллерии). Уже в процессе построй­ки итальянских кораблей серии рас­сматривался вопрос о замене носовой 254-мм установки на одноорудийную 305-мм башню, но здравый смысл вос­торжествовал, и проект был отклонен. Несомненно, что значительная перегрузка носовой части безнадежно ухуд­шила бы и без того не блестящие хо­довые качества крейсеров.

Все башенные установки имели электропривод и резервное ручное уп­равление; скорострелки среднего калиб­ра наводились и управлялись вручную. Подача боезапаса осуществлялась по 16 элеваторам производства фирмы «Орландо», приводимым в движение электромоторами. Исключением в этом отношении стал «Кристобаль Колон»: испанцы предпочли более простые и, на их взгляд, более надежные механизмы с паровым приводом; фактически же все операции со снарядами и зарядами на этом корабле предполагалось осущест­влять вручную.

Малокалиберная артиллерия состо­яла из 20 — 24 обычных для того вре­мени и уже практически бесполезных скорострелок калибра 57, 47 и 37 мм. Они располагались главным образом на двух боевых марсах, а также на мос­тиках. Так, на первом корабле серии из десяти 57-миллиметровок две поме­щались на нижнем марсе, четыре — на продольном мостике, две — в адми­ральских помещениях в корме, и две — в носовом небронирован­ном каземате. Из такого же количества 37-мм скоро­стрелок Гочкиса две были на верхнем боевом марсе, че­тыре— на коечных сетках, две — на среднем мостике и две — на главном командир­ском мостике. Оборудова­ние верхнего боевого марса дополнялось двумя пушками Норденфепьда того же ка­либра.

Завершали артиллерий­ское вооружение крейсеров две короткоствольные 76-мм пушки для десантных партий и два пулемета. Перечень личного оружия для первого из аргентинских крейсеров включал 200 винтовок Мау­зера (аргентинская модель 1891 года), 57 револьверов «веблей» и 140 тесаков.

Варианты вооружения всех кораблей серии приведены в таблице. Орудия среднего калибра принадлежали к пер­вому поколению скорострельных пу­шек британского проекта (для кораб­лей итальянской постройки их произ­водил филиал завода Армстронга в Поццуоли). Шестидюймовка и 1 20-мил-лиметровка имели одинаковую длину ствола в калибрах (40) и небольшую начальную скорость; на рубеже веков они получили широчайшее распростра­нение по всему миру вместе с «эльсвикскими» крейсерами, основу воору­жения которых составляли. Со своими «высоковзрывчатыми» снарядами и большой скорострельностью они явля­лись грозным оружием, что, в част­ности, подтверждает их действие про­тив русских кораблей в боях в Желтом море и при Цусиме. Эти же пушки на­ходились на вооружении большинства броненосцев и крейсеров британского флота конца прошлого века.

Скорострельным считалось и вось­мидюймовое орудие Армстронга с длиной ствола в 45 калибров (в боль­шинстве старых изданий указывается 40 калибров, что неверно), также широ­ко распространенное в различных фло­тах мира. Сами англичане пушек этого калибра в своем флоте не имели (пред­почитая более мощное орудие в 234 мм), но им вооружались все японские броненосные крейсера, корабли Ита­лии и большинства латиноамериканских стран, а также Китая.

Не было принято в британском фло­те и 254-мм орудие Армстронга. Ита­льянцы, ставившие это орудие англий­ской конструкции на свои броненосцы и крейсера, считали его весьма мощ­ным и удачным. Однако испанцы уди­вили весь мир, отказавшись от их ус­тановки на «Кристобале Колоне». В качестве официальной причины выска­зывалось низкое качество и малая мощь этих пушек. Уместно, однако, предположить, что Испанское морское министерство хотело вместо английских орудий применить 240-мм француз­ские типа Канэ — из соображений бли­зости их конструкции к уже имевшим­ся на вооружении отечественным пуш­кам завода Гонториа, производившего их по французским чертежам. Такая разборчивость дорого стоила испан­цам: «Колон» вынужден был пойти в бой без своего главного калибра. Впро­чем, действительно, главное вооруже­ние «Гарибальди» нельзя считать впол­не удачным. И 254-мм и 203-мм ба­шенные установки имели небольшие размеры (в основном из-за весовых со­ображений) и были очень тесными. Не­достаток места в восьмидюймовых башнях усугублялся тем, что непосред­ственно в них помещалось более по­ловины всего запаса снарядов. Устрой­ства подачи боезапаса предусматрива­ли транспортировку из погребов либо снарядов, либо зарядов. Вполне разум­но конструкторы предпочли держать под броневой палубой более пожаро- и взрывоопасные заряды, а снаряды (хотя бы на сражение не слишком боль­шой продолжительности) хранить в башнях. Но такая неудачная система (перекочевавшая непосредственно из конструкции «О'Хиггинса») делала восьмидюймовые башни крейсеров похожими на танковые с полной боеукладкой.

В таблице приведены технические ха­рактеристики орудий, состоявших на вооружении крейсеров типа «Гарибаль­ди», в сравнении с современными им орудиями аналогичных калибров дру­гих стран.

Минное вооружение состояло из четырех 457-мм поворотных торпедных аппаратов, помещавшихся в каземате на жилой палубе. Защищенные спереди 152-мм броней борта они прикрывались сзади и с боков 20-мм выгород­кой. Неукоснительно со­блюдавшийся элемент больших боевых судов того времени — торпед­ные аппараты — по сути дела, были абсолютно бесполезны, но такова была «мода» тех лет. Не­однократные попытки ис­пользовать их в бою не дали ни одного успешно­го попадания, но кон­структоры упорно про­должали ставить торпеды на броненосные корабли вплоть до 20-х годов на­шего столетия.

Механическая уста­новка состояла из двух трехцилиндровых машин. Для крейсеров, строившихся фирмой «Ансальдо», машины производились на заводах той же фирмы по чертежам британской фирмы «Модели», одного из главных поставщиков корабельных механизмов. Для кораблей фирмы «Орландо» и строившегося на государ­ственной верфи «Феруччо» машины со­бирались филиалом известной (также британской) фирмы «Хауторн Гаппи» в Неаполе, кроме «Варезе», механичес­кая установка которого изготавливалась на заводах «Орландо». Диаметры ци­линдров низкого, среднего и высокого давления составляли соответственно 235, 160 и 1 08 см, ход поршня — 117 см. Оба машинных отделения, разделены продольной переборкой по диа­метральной плоскости, располагались в самом центре корабля. Для повыше­ния живучести единственным средст­вом сообщения между ними была пло­щадка, расположенная на высоте кры­шек цилиндров, то есть в самой верхней части помещений. В нос и в корму от машинных отделений находилось по две кочегарки. Прогресс в технике ска­зался на их «начинке»: если на трех первых крейсерах серии применялись двойные цилиндрические котлы (8 кот­лов, из них 4 — двухсторонние и 4 — с односторонним расположением топок, всего на 32 топки), то «Колон», «Пуэйредон» и 3 итальянских «Гарибальди» получили водотрубные котлы конструк­ции Никлосса и Бельвиля, количество которых из-за меньших размеров до­ходило до 24. Выигрыш от их установ­ки был несомненным — срок подготов­ки корабля к походу сокращался при­мерно с 6 — 8 часов до менее чем 1 часа. Несколько неожиданным кажет­ся возврат к цилиндрическим котлам на «Ниссине» и «Касуге», но не следу­ет забывать, что эти крейсера стро­ились по заказу аргентинского флота, желавшего иметь возможно меньшее количество различных систем котлов одновременно. Рабочее давление в ци­линдрических котлах составляло 14,5 атм., но при впуске в цилиндры давле­ние пара падало уже до 10,5 атм.

Машины приводили в движение два изготовленных из «дельта-металла» четырехлопастных (на японских крей­серах — трехлопастных) винта; их диа­метр на первом корабле серии дости­гал 4,82 м, а шаг — 7м.

Максимальная мощность при форсировке по проекту равнялась 13 000 л.с. для первых пяти крейсеров (арген­тинских и «Колона»); на последних пяти, водоизмещение которых возросло на 500 — 800 т, мощность увеличивалась до 13 500 л.с. Без форсировки меха­ническая установка должна была раз­вивать до 8500 л.с. при скорости ко­рабля около 18 узлов.

Все же скорость оказалась ахиллесо­вой пятой этих боевых судов. В проект­ное задание первого «Гарибальди» за­кладывался максимальный ход в 20 уз­лов. Но первые же испытания на мер­ной мили в Специи показали,  что при проектных 13 000 л.с.  крейсер может дать лишь 19.  Итальянцы предположи­ли, что причиной является неблагоприят­ная глубина (около 20 м). Из-за повтор­ных испытаний ввод крейсера в строй пришлось отложить на полгода. Они про­водились на новой мерной миле у Ге­нуи, уже на глубине 50 — 70 м, но ито­ги их вновь оказались обескураживаю­щими. Средние результаты шести про­бегов: мощность 13 384 л.с. при 104 обо­ротах машины, то есть больше проект­ной, но скорость— 19,95 узла — так и не дотянула до требуемой.

История повторилась и с «Сан-Мар­тином». Прекрасно показав себя при шестичасовых испытаниях с нормальной тягой (средняя скорость 18,1 узла при 8300 л.с., максимальная 18,5 узла при 8800 л.с.), при двухчасовой форсировке машин крейсер развил в среднем всего 19,7 узла. Лишь на несколько минут он смог дать 20,06 узла при 12436 л.с. и 104 оборотах. «Колон» благоразумно (для итальян­цев) испытывался при неполной нагруз­ке и дал (также на очень короткое вре­мя) 20,3 узла. Но строителям уже ста­ло ясно, что реально крейсера этого типа  имеют  максимальную  скорость около 19,5 узла. Именно такая цифра появилась в проектном задании итальян­ских «Гарибальди». Все три отечествен­ных крейсера на испытаниях превыси­ли проектную мощность, но опять-таки с трудом достигали заданной скорости (максимум на полуторачасовых испы­таниях: «Гарибальди» — 19,66 уз. и 14713 л.с., «Варезе» — 20,1 уз. И 13 885 л.с., «Феруччо» — 19,3 уз. при 13635 л.с.).

В проекте «Ривадавия» и «Морено» опять появилась цифра 20 узлов. Вви­ду огромной спешки новые их владель­цы — японцы — так и не организовали официальных испытаний. Проведенные «в рабочем порядке» замеры показа­ли, что эти самые «тяжелые» корабли серии могли достичь запланированной скорости около 20 узлов при мощнос­ти 14 000 п.с.

Но даже эти скорости, показанные на первых испытаниях, когда корабли, как правило, еще не имели полной бое­вой нагрузки, на службе практически никогда не достигались. В русско-япон­скую войну «Ниссин» и «Касуга», по данным английских наблюдателей, с трудом могли развить 18 узлов, и то на короткое время. Итальянские «Га­рибальди» к началу мировой войны не дотягивали уже до 17 узлов («Варезе» имел всего 16,8). Хуже всего дело обстояло с самыми первыми по вре­мени вступления в строй аргентинца­ми, имевшими к тому же очень «кон­сервативные» цилиндрические котлы. Сказывалась и общая техническая от­сталость латиноамериканского флота, не имевшего достаточной производственной базы для ремонта и модерни­зации механических установок. В 1910 году «Пуэйредон» показывал всего 16,3 узла, а «Гарибальди» едва развивал 14. Наиболее скоростным на службе ока­зался «Бельграно», который и через десяток лет после вступления в строй мог поддерживать свыше 17 узлов.

Проектный нормальный запас угля на первых крейсерах серии составлял все­го 400 т. Для итальянских и японских кораблей его увеличили до 650 т (ко­личество угольных ям достигло при этом двадцати), однако, например, «Ниссин» и «Касуга» при нормальной нагрузке реально могли принять не более 580 т. Для кораблей того вре­мени максимальное количество прини­маемого топлива являлось в некоторой степени величиной переменной и даже фиктивной: уголь можно было брать во многие в принципе не предусмот­ренные для этого помещения, если подобная перегрузка не угрожала хо­довым и боевым качествам, а емкость собственно бункеров в тоннах зависе­ла от качества (насыпной плотности) топлива. Номинально первые «Гари­бальди» могли принять около 1000 т угля, а модифицированные — до 1 200 т, что при расходе на максималь­ной скорости в 14 т/ч соответствова­ло теоретической дальности около 1600 миль. Однако реально дальность пла­вания даже при запасе топлива в 1000 т не превышала 4800 миль десятиузловым ходом, что соответствовало ме­нее, чем 2000 миль с нормальным за­пасом. Полным ходом с обычным ко­личеством угля аргентинские крейсе­ра могли пройти лишь 500 — 600 миль. Несомненно, подобные характеристи­ки совершенно не соответствовали суд­ну крейсерского типа, хотя вполне удовлетворяли условиям действий на ограниченных театрах, например в Сре­диземноморье.

«Гарибальди» были одними из самых «электрифицированных» судов своего времени: электричество применялось дли вентиляции, приведения в действие шлюпочных кранов, вращения и воз­вышения орудий главного калибра, ос­вещения прицепов и подачи боезапа­са. Электросеть первых крейсеров се­рии состояла из 700 ламп и 4 дополни­тельных блоков по 16 мощных ламп каждый, которые использовались для освещения при погрузке угля. Боевое освещение менялось от одного кораб­ля серии к другому; например, на «Сан-Мартине» большие прожекторы фирмы «Шукерт» с параболическими зеркалами располагались следующим образом: один, диаметром 750 мм и углом вращения 360 градусов, — в зад­ней части мачты, а еще четыре, диа­метром 600 мм и углом освещения в 180 градусов, — на надстройке в кор­ме. При модернизации в 30-х годах ко­личество прожекторов на аргентинских крейсерах было увеличено за счет их дополнительной установки на мостике треногой мачты.

Ток ко всем этим устройствам по­ставляли четыре динамо-машины фир­мы «Този», состоявшие из вертикаль­ной паровой машины и четырехполюсного генератора (конструкции Техни­ческого института в Милане). Каждый такой блок давал максимальный ток около 300 А при напряжении 70 В и малом (280) числе оборотов паровой машины. Как правило, одна пара дина­мо-машин обслуживала осветительную сеть крейсера, тогда как вторая дава­ла ток для всех вспомогательных ме­ханизмов (вентиляторы, приводы вра­щения башен, элеваторы подач, инжек­торы, оборудование пекарни и т.п.).

Вспомогательные системы и уст­ройства. Водоотливная система состояла из двух главных циркуляционных помп производительностью по 1100 т воды в час, и дополнительной помпы «Тайрион» на 400 т/ч. Два опресните­ля фирмы «Ансальдо» обеспечивали подачу 1 2 т пресной воды в сутки — в дополнение к запасу питьевой воды в 24,5 т, хранившемуся в шестнадцати специальных цистернах.

Рулевое устройство состояло из самого руля площадью 17 кв.метров, и трех паровых приводов со штурвала­ми, два из которых располагались под броневой палубой, а один — на кормо­вой надстройке. Механический привод позволял осуществлять перекладку руля на 33 градуса за 20 секунд.

Первые пять крейсеров имели Ад­миралтейские якоря со складными што­ками, остальные оснащались бесштоковыми якорями Холла, втягивавшими­ся непосредственно в клюзы.

В нормальное шлюпочное вооруже­ние входило 10 шлюпок различных ти­пов, в том числе 2 паровых катера. Спуск на воду и подъем осуществлял­ся с помощью паровых лебедок.

Окраска. Аргентинские крейсера в на­чале карьеры были окрашены в светло-серый цвет, затем в белый с желтыми трубами и мачтой, впоследствии имели однородную темно-серую окраску, а в конце службы вновь стали светло-серы­ми. Треногая мачта, имевшаяся на «Пуэйредоне», была окрашена в черный цвет на 3/4 высоты.

«Кристобаль Колон» на протяжении своей короткой службы был выкрашен в черный цвет, а его трубы и нижняя часть мачты — в желтый.

Итальянские крейсера в начале службы — черные с белыми надстрой­ками, включая башни главного калиб­ра и их орудия; две параллельных белых полосы проходили вдоль всего кор­пуса. Одна отделяла красное днище от корпуса, вторая проходила на уровне главной палубы. В 1905—1906 годах были перекрашены в серый цвет.

Японские крейсера на протяжении всей службы окрашивались в серый цвет средней интенсивности; подводная часть красная.

Палубы всех 10 крейсеров выполня­лись из тика, мостики имели деревян­ный настил.