Аргентинские крейсера

«Гарибальди»

 

Переданный аргентинской приемоч­ной комиссии 12 октября 1896 года, корабль совершил переход через Атлантику под командованием капита­на 1 ранга Мануэля Домеска Гарсия, и 10 декабря прибыл в Буэнос-Айрес. Приняв топливо, крейсер немедленно перешел в расположенную ближе к возможному театру военных действий базу в Баия-Бланка, где стал флагман­ским кораблем 2-й дивизии и принял участие в важных маневрах флота.

В 1900 году корабль прошел мо­дернизацию в Генуе. В 1917-м уже устаревший крейсер стал учебным ко­раблем; с 1921 года он был приписан к учебно-артиллерийскому отряду. В конце 20-х годов рассматривался во­прос о дальнейшей судьбе патриархов аргентинского флота. В итоге решили модернизировать те из них, которые способны к дальнейшей службе в те­чение 5 лет, с установкой более или менее современного оборудования, в частности централизованной системы управления огнем. Единственным из всех «Гарибальди», не удостоенным этой чести, стал головной корабль се­рии, к этому времени он не мог дер­жать сколь-нибудь значительной ско­рости хода в море. Его в 1932 году переклассифицировали в корабль бе­реговой обороны, а еще через А года, 5 ноября 1936 года, продали на слом.

 

«Сан-Мартин»

 

Второй аргентинский броненосный крейсер прибыл к месту назначения 25 апреля 1898 года. 13 июня он во­шел в состав «Escuadra de Mar» — мор­ской операционной группы аргентин­ского флота. Первые полтора десятка лет его службы были заняты в основ­ном рутинными походами и упражне­ниями. С 1920 года он, как и «Гари­бальди», получил статус учебного ко­рабля, а с 1923-го окончательно пере­веден в учебную дивизию. Впоследст­вии также переклассифицирован в ко­рабль береговой обороны. «Сан-Мар­тин» планировалось модернизировать по общей программе в Буэнос-Айресе. Предполагалось, что на нем оста­нется всего четыре 203-мм орудия в башнях и шесть 1 20-мм на верхней па­лубе. Однако по-латиноамерикански неспешно проводившиеся работы так и не были окончены. 18 декабря 1935 года крейсер исключили из списков флота. До окончательной разборки в 1947-м он использовался в качестве понтона в Рио-Сантьяго.

 

«Пуэйредон» и «Генерал Бельграно»

 

История активной службы этой пары крейсеров практически одинакова и мало чем отличалась от службы своих систершипов. Окончательно переданный Арген­тине 4 августа 1898 года «Пуэйредон» пересек океан и уже 1 сентября прибыл в Пунта-Педрас. «Бельграно» был при­нят экипажем в Италии 8 октября 1898 года и прибыл в воды Аргентины 6-го числа следующего месяца. Четыре ко­рабля сформировали однородную эскад­ру, превосходившую чилийские ВМС и служившую главной боевой силой арген­тинского флота вплоть до вступления в строй в 191 5 году новых дредноутов. Все аргентинские броненосные крейсера в 1906 году оборудовали радиостанциями. Начиная с 1926-го, оба последних крей­сера серии подвергли самой существен­ной модернизации за всю их историю. На них было поставлено нефтяное отопление: безнадежно устаревшие и при­чинявшие огромные затруднения и му­чения для команды на службе цилинд­рические котлы заменили на восемь кот­лов Ярроу. Максимальное количество принимаемой нефти достигало (во вся­ком случае, на бумаге) 1000 т. Силуэт заметно изменился после установки ха­рактерной треногой мачты с директором для управления огнем и легкими мости­ками для прожекторов примерно на трети их высоты. Изменению подверглось и вооружение: все казематные орудия убрали, поскольку их установки, посто­янно заливаемые волнами в свежую по­году, оказались окончательно непригод­ными для стрельбы на возросших дис­танциях боя, которые допускала новая система управления стрельбой. Вместо них крейсера получили восемь 152-мм орудий на простых палубных установках со щитами, поместившихся на главной палубе (6 орудий по бокам от носовой и кормовой трубы и мачты, по 3 на борт), и на мостике на уровне шлюпочной па­лубы (2 орудия). Для снижения «верх­него веса» вместе с батарейными ору­диями сняли и их защиту — 152-мм бро­ню каземата. Тогда же крейсера полу­чили по несколько малокалиберных зе­нитных пушек, а число 57-мм орудий сократилось до четырех. Модернизация проводилась постепенно, в течение не­скольких лет. Первым модифицировали «Бельграно», на заводе фирмы «Одеро» в Италии: работы завершились в 1930 году. «Пуэйредон» поставили в док глав­ной базы аргентинского флота в Пуэрто-Бельграно, где работы затянулись еще на несколько лет.

Однако модернизация не помогла: вскоре после ее завершения активная жизнь двух последних аргентинских «Га­рибальди» также закончилась: они ста­ли кораблями береговой обороны и ред­ко выходили в море. «Бельграно» в 1933 году был низведен до уровня плавбазы для подводных лодок в Мардель-Плата. Ему даже пришлось послужить в роли своего рода плавучей тюрьмы для эки­пажа германской лодки U-977, которая после капитуляции «третьего рейха» до­бралась до Южной Америки и сдалась аргентинским властям. В 1947 году служба «Бельграно» завершилась окончатель­но, и вскоре он был сдан на слом. Его имя получил купленный в США крейсер «Феникс» (типа «Бруклин»), потопленный в ходе кампании у Фолклендских (Мальвинских) островов в 1982 году.

В качестве корабля береговой обо­роны «Пуэйредон» прослужил дольше всех — до 1941 года, когда сменил сво­их исключенных из списков товарищей и стал учебным судном. Он плавал до 1952-го, поставив рекорд продолжитель­ности карьеры среди всех кораблей се­рии. 2 августа 1954 года, всего за не­сколько дней до 56-летней годовщины своей службы, его исключили из спис­ков флота. В январе следующего года последний из «Гарибальди» определили на слом, и он совершил свои завершаю­щий переход — в Японию.