Японские крейсера

 

Вступление «Ниссина» и «Касуги» в состав японского флота происходило в большой спешке. И не зря: Россия, не купив крейсера сама, предпринимала отчаянные попытки, чтобы они не попа­ли в руки противника. 10 января 1904 года наместник на Дальнем Востоке адмирал Е.А.Алексеев срочной телеграммой в Петербург просил задержать крейсера в Генуе дипломатическим путем. Но поздно: днем раньше они снялись с яко­ря и направились к Суэцкому каналу. Работы на кораблях не были закончены; более того, на «Ниссин» не успели даже погрузить все необходимое снаряжение. Как раз в это время на Дальний Восток шел наш отряд адмирала Вирениуса, состоявший из броненосца «Ослябя», 3 крейсеров и 11 миноносцев. Японцы настолько боялись, что русские восполь­зуются беспомощным положением не готовых к бою кораблей, что вынужде­ны были в очередной раз обратиться за помощью к Британии. Английские офи­церы резерва Пейнтер и Ли приняли ко­мандование «Ниссином» и «Касугой», пестрая команда которых (британские и японские матросы и итальянские машин­ные команды) насчитывала всего 240 человек. В первый день нового, 1904 года по православному календарю (13 янва­ря по новому стилю) японские крейсера под английским торговым флагом при­были в Порт-Саид, где уже стояли «Ав­рора» и 7 миноносцев. Но русские, на­ходясь в одном из бастионов «владычи­цы морей», ничего поделать не могли. Под конвоем новейшего британского крейсера «Кинг Альфред» японцы бла­гополучно достигли Индийского океана. Более того, они косвенно помешали дальнейшему продвижению отряда Ви­рениуса. «Умные головы» в ГМШ посчи­тали, что «Ниссин» и «Касугу» могут укомплектовать еще в Красном море или Индийском океане, и они попытаются уничтожить русский отряд по частям. В это время все еще небоеспособные крейсера полным ходом двигались в Япо­нию, прибыв в Йокосуку 16 февраля. Менее чем через два месяца они уже обстреливали укрепления Порт-Артура. Появление их в составе японского фло­та оказалось очень своевременным. После гибели на русских минах «Хацусе» и «Ясимы» они вошли в состав ос­новных сил вице-адмирала Того, поддер­жав японскую доктрину «6-6».

 

«Ниссин»

 

«Ниссин» с момента вступления его в состав боевых сил 11 апреля 1904 года под командованием капитана 1 ранга Такеноучи Хейтаро оставался в гуще событий русско-японской войны. В свой первый же боевой выход крейсер, во­шедший в 1-й боевой отряд — основную ударную силу адмирала Того, стал сви­детелем рокового взрыва на мине бро­неносца «Петропавловск». На следую­щий день он вместе с «Касугой» был вы­делен в специальную группу для обстре­ла гавани Порт-Артура методом пере­кидной стрельбы. По русским данным, в этом первом же деле «Ниссин» полу­чил в борт снаряд с береговой батареи, хотя японские источники этого не под­тверждают.

Вскоре он стал бессменным адми­ральским кораблем и до боя в Желтом море 10 августа 1904 года нес флаг вице-адмирала Котаока. Обычно он действо­вал вместе со своим собратом отдель­но от броненосцев Того, но непосред­ственно перед боевым столкновением оба крейсера включались в состав 1-го боевого отряда. Вице-адмиральский флаг привлекал огонь русских в обоих гене­ральных сражениях русско-японской вой­ны, где «Ниссин» неизменно оказывался наиболее поврежденным японским ко­раблем после флагманского броненос­ца «Микаса».

В Желтом море в первой же фазе боя крейсер получил два русских круп­нокалиберных снаряда, убивших трех и ранивших 13 членов команды. Оба япон­ских «Гарибальди» обстреливали концевые корабли русской колонны. Во вто­рой фазе боя еще один русский снаряд произвел страшные опустошения среди командного состава, убив флагманско­го механика 3-й эскадры Сайто, капи­тан-лейтенантов Мацумото и Такахаси, еще двух офицеров и 6 матросов, при­чем от 9 человек не осталось и следа. Всего его потери в сражении составили 16 убитых и 15 раненых. Однако крей­сер не только не вышел из строя, но сразу после боя был оставлен в составе отряда Катаока вместе с «Касугой» и «Асамой» для наблюдения за Порт-Ар-

туром, где скрылись русские корабли, хотя и поврежденные, но все же пред­ставлявшие собой значительную силу. 8 генеральном сражении с порт-артурской эскадрой «Миссии» и «Касуга» выпусти­ли 33 254-мм и 307 203-мм снарядов, и их стрельба получила высокую оценку японского командования. В августе па­ровые катера с обоих «итальянцев» в составе отряда канлодок участвовали в поддержке правого крыла осадной ар­мии, в то время как сами крейсера об­стреливали фланг русских войск.

В Цусимском бою 27 (14) мая 1905 года на «Ниссине», которым командо­вал в это время капитан 1 ранга Таеноуни, нес свой флаг младший флаг­ман 1-го боевого отряда вице-адмирал Мису. На первой стадии боя, находясь последними в строю за четырьмя бро­неносцами и также последними завер­шив знаменитую «петлю Того», оба японских «Гарибальди» открыли огонь по флагману 2-го отряда броненосцу «Ослябя». В соответствии с приказани­ем Рожественского огонь русских бро­неносцев был сосредоточен по флаг­манскому кораблю противника «Микаса», и концевые корабли вели стрель­бу практически без помех, не получив в эти решающие минуты никаких по­вреждений. Но после выхода из строя «Суворова» следовавший за ним в строю «Александр III» в 14.55 внезап­но повернул на север, пытаясь про­рваться во Владивосток под хвостом японской колонны. После отданного Того приказания повернуть на 8 рум­бов и последовавшего через 7 минут второго поворота «все вдруг» еще на 8 румбов «Ниссин» оказался головным кораблем японской колонны на севе­ро-западном курсе. Тут же в него пос­ледовали попадания. Двенадцати­дюймовый бронебойный снаряд пробил 152-мм броню пояса примерно в полу­метре ниже ватерлинии. К счастью для японцев, взрыв произошел в заполнен­ном углем бортовом бункере. Уголь и 37-мм скос броневой палубы погасили незначительную энергию взрыва ма­ленького разрывного заряда русского снаряда, и повреждения ограничились только районом угольных ям. Несколь­ко позже другой крупнокалиберный снаряд попал в 6-дюймовую плиту ка­земата примерно а метре выше ватер­линии, но на сей раз броня не была пробита (очевидно, это был фугасный снаряд, попавший под невыгодным уг­лом в маневрировавший в это время крейсер). В 15.15 вышедший ранее из строя броненосный крейсер «Асама» занял место в строю перед «Ниссином». Несколькими минутами раньше он отогнал своим огнем русский крей­сер «Жемчуг», который приблизился к колонне противника на 17 кабельто­вых и, по мнению японцев, пытался выйти на дистанцию торпедного выстре­ла. В 1 5.30 эскадра З.П.Рожественского пропала в тумане по левому борту отряда Того. Японский адмирал прика­зал «Ниссину» изменить курс на 4 рум­ба влево и затем развернул свои ко­рабли «все вдруг». В результате крей­сера вновь оказались в хвосте колон­ны, и в продолжение остального вре­мени боя влияние на них русского огня опять уменьшилось. За весь бой «Нис­син» получил не менее 11 попаданий, шесть из которых — 1 2-дюймовыми снарядами. На нем был снесен мостик, а осколки попавшего в носовую баш­ню крупного снаряда влетели в смот­ровые щели боевой рубки, ранив вице-адмирала Мису — единственного япон­ского адмирала, пострадавшего в Цу­симском бою. В числе 5 убитых ока­зался офицер штаба эскадры капитан 2 ранга Мацуи, а из более чем 90 ра­неных 6 были офицерами корабля и штаба.

По японским данным, три двенадца­тидюймовых попадания(в 14.40, 17.20 и под самый конец боя, около 19.00) пришлись в стволы трех 203-мм пушек (практически невероятное совпаде­ние!). Вот как вспоминал о последнем из этих загадочных попаданий офицер «Ниссина», будущий адмирал и коман­дующий японским флотом Иосороку Ямамото: «Со страшной силой снаряд ударил в еще остававшуюся 8-дюймо­вую пушку (в носовой башне. — Авт.). Облако дыма окутало всю переднюю часть корабля, а сам я почувствовал, что захвачен смерчем. Меня отброси­ло на несколько шагов; таблицы стрель­бы, которые я носил на шее, исчезли, а два пальца на левой руке держались только на коже».

Существуют более правдоподобные объяснения того, что произошло с ору­диями «Ниссина». В соответствии с од­ной из версий быстрая последователь­ность нагрева при выстреле и последующего охлаждения при банении мо­гла привести к тому, что проволочная конструкция британского орудия про­сто не выдерживала давления газов при следующем выстреле. Однако более вероятно, что слишком чувствительные взрыватели японских снарядов (начи­ненных «шимозе», что само по себе делало их очень опасными уже при выстреле) вызывали их разрыв в ство­ле. Такого мнения придерживались на­ходившиеся при эскадре Того англий­ские наблюдатели, хотя японцы упор­но настаивали на том, что все три пуш­ки второго флагмана были снесены именно русскими снарядами.

Как и в бою в Желтом море, дейст­вия «Ниссина» и «Касуги» при Цусиме заслужили высокую оценку. В этом сражении первый из них все же успел, несмотря на описанные выше происше­ствия, расстрелять из своих восьмидюймовок 181 снаряд, тогда как четыре броненосца Того, имевшие вчетверо больше 1 2-дюймовых пушек, выпусти­ли всего 446 снарядов. Видимо, 203-мм британские пушки не зря но­сили название «скорострельных».

После Цусимского боя Объединен­ный флот был реорганизован. При этом «Ниссин» и «Касуга» попали в 5-й боевой отряд 3-й эскадры вице-адмирала Катаока (вместе с броненосными крей­серами «Якумо» и «Идзумо»), Эта эс­кадра составила ядро сил, предназна­ченных для действий по захвату Саха­лина. На «Ниссине» поднял свой флаг контр-адмирал Ямада. 13 июля его от­ряд прибыл в бухту Св.Владимира, где сидел на камнях разбитый и взорван­ный крейсер «Изумруд». Старший офи­цер капитан 2 ранга Хидесима возгла­вил отряд, исследовавший степень поврежденности русского корабля. Ре­зультат оказался совершенно неутеши­тельным — снять крейсер с камней не представлялось возможным.

При высадке в Александровске (центре обороны северного Сахалина) отряд Ямада выполнял функции сил дальнего прикрытия. Орудиям японских «Гарибальди» более не пришлось вы­пускать свои снаряды по русским ко­раблям и войскам. Штурманы «Нисси­на» и «Касуги» занялись более мирным делом — составлением дополнитель­ных карт окрестностей района Александровска и Дуэ. Полное господство японского флота сделало дальнейшее использование основных боевых кораб­лей ненужным, и до окончания войны эти крейсера принимали участия лишь в маневрах.

В промежутке между русско-японской и первой мировой войной «Ниссин» зани­мался рутинной службой мирного време­ни, расцвечиваемой иногда зарубежными походами. Так, спустя 6 лет после завер­шения русско-японской войны, оба крей­сера — и «Ниссин», и «Касуга» — испол­нили заветную мечту японских адмиралов, войдя во Владивосток. Но не в качестве завоевателей, а скорее с дружественным жестом. 24 августа 1911 года они приве­ли в этот русский порт возвращаемый России пароход «Ангара». В 1914 году уже основательно устаревший корабль в со­ставе союзных эскадр участвовал в охоте за немецкими крейсерами в Тихом океа­не, а в конце войны был переведен на Сре­диземное море. В 1927-м он стал учеб­ным кораблем и плавучей базой Морско­го училища в Йокосуке. До этого в 1924 году на нем модернизировали ар­тиллерию, установив вместо английских че­тырнадцать 152-мм японских орудий типа «41» и девять 8-см пушек, одна из кото­рых была зенитной.

1 апреля 1 935 года его исключили из списков действующего флота и опреде­лили в качестве опытового судна под названием «Хай-Кан № 6». В 1936-м «Ниссин» сослужил свою последнюю службу японскому военному флоту. Он принял участие в испытаниях новых ви­дов оружия, в том числе 460-мм снаря­дов, предназначенных для суперлинко­ров типа «Ямато» — в качестве цепи. В ходе опытов корабль-ветеран был потоп­лен.

 

«Касуга»

 

Так же, как и «Ниссин», вошедший в состав Объединенного флота 11 апре­ля 1904 года, «Касуга» под командо­ванием капитана 1 ранга Осиноуэ Кума немедленно включился в активные опе­рации. Этот крейсер оказался очень полезным кораблем для обстрела Порт-Артура, поскольку его 254-мм пушка с большим углом возвышения была наи­более дальнобойным орудием в япон­ском флоте. В середине апреля он на короткое время был включен в состав 2-й эскадры адмирала Камимура, вмес­те с которой он проследовал в порт Гензан в Корее, являвшийся главной базой для действий против русской вла­дивостокской эскадры и самого Влади­востока. Дебют оказался неудачным — как раз в это время русские корабли сумели нанести чувствительный укол неприятелю, потопив в непосредствен­ной близости от японских «охотников» войсковой транспорт «Кинсю-Мару». Камимуре на сей раз не удалось всту­пить в бой с владивостокским отрядом. Вскоре после этого «Касуга» был возвращен в состав главных сип Того, блокировавших Порт-А рту р. Однако начало его службы в этой роли омра­чилось потоплением собственного ко­рабля. 15 мая 1904 года, находясь в составе 3-го боевого отряда адмирала Дева, крейсер выходил к Порт-Арту­ру. На обратном пути ночью, в густом тумане, следуя третьим в строю вслед за новейшим бронепалубным крейсе­ром «Иосино», он потерял переднего мателота. Капитан 1 ранга Кума при­казал увеличить ход и повернул впра­во. Именно там и находился несчаст­ный «Иосино», который как раз в это время совершал поворот. Вопли коман­ды бронепалубного крейсера не мог­ли помочь избежать столкновения, так же как данный «Касугой» в тот же миг полный ход назад. «Иосино» получил удар тараном в левый борт и быстро затонул с 319 членами команды. На «Касуге» образовалась небольшая течь в носовой части, но он все же спустил шлюпки и спас сотню оказавшихся в воде членов экипажа своей жертвы, после чего отправился ремонтировать­ся в Японию. Повреждения были незначительными, и крейсер вскоре вновь вошел в строй.

В отличие от своего напарника «Ниссина», «Касуга» отделался совершен­но незначительными повреждениями в бою 10 августа в Желтом море, по­скольку в списках потерь не значится ни один член его команды.

При Цусиме крейсеру, которым ко­мандовал в это время капитан 1 ранга Като, повезло несколько меньше. Сле­дуя предпоследним в строю перед «Ниссином», на начальной стадии боя «Касу­га» практически не обстреливался, и только при поворотах отряда Того «все вдруг», когда он становился вторым ко­раблем колонны, русские снаряды на­чали накрывать его. Всего крейсер по­лучил один 305-мм, один 152-мм и один снаряд неустановленного калибра. На нем было убито 7 матросов и ранено 2 офицера и 18 нижних чинов. Техничес­кие повреждения корабля оказались не­значительными. Сам же он успел выпус­тить из своей десятидюймовки 50 снаря­дов, а из двух восьмидюймовых ору­дий — еще 103. Интересно, что «Ниссин» и «Касуга» продемонстрировали завид­ную стабильность в обоих главных сра­жениях русско-японской войны, отстре­ляв на пару в Желтом море 340 снаря­дов, а при Цусиме — на 6 снарядов мень­ше.

В ходе операций против Сахалина «Касуга» на короткое время стал флаг­манским кораблем адмирала Катаока; последний, правда, вскоре перенес флаг на крейсер «Якумо».

В самом начале первой мировой вой­ны крейсер был модернизирован с ус­тановкой 12 котлов Кампон «тип 1 ». 13 января 1918 года около Танджон-Делар в проливе Банка «Касуга» капи­тально сел на мель, сняли его только в июне. В 1922-м в составе сил интер­вентов крейсер «посещал» Владивос­ток.

В 1924 году «Касуга» прошел такую же модернизацию по артиллерии, как и «Ниссин», а к 1934-му на нем оста­лось только одно 254-мм, два 203-мм, четыре 152-мм и пять 76-мм орудий (одно из них зенитное).

С 1925 по 1937 год крейсер служил в качестве учебного корабля для штур­манов и механиков, а в 1937-м стал учебным кораблем при базе в Йокосуке. В июле 1942-го бывший боевой ко­рабль превратили в невооруженный блокшив. В таком виде он и нашел свой конец— 18 июля 1945 года бомбы с американских самолетов отправили его на дно. По завершении второй миро­вой войны последний из японских «Га­рибальди» подняли, но только чтобы отправить на лом. В 1948-м его разо­брали на заводе в г.Урага.