Общая оценка проекта

 

Какой же вердикт можно вынести относительно броненосных крейсеров типа «Гарибальди», ознакомившись с их историей и конструкцией? Несомненно, что итальянским конструкторам удалось создать незаурядный корабль. Для этого достаточно сравнить его с другими современными ему предста­вителями этого класса, принадлежащи­ми к основным флотам мира.

Из сравнения наступательных и обо­ронительных качеств броненосных крейсеров видно несомненное преиму­щество «Гарибальди» в пересчете на единицу водоизмещения (а следова­тельно, и стоимости). Особенно рази­тельно соотнесение его и британских крейсеров типа «Гуд Хоуп»: английский корабль, имея ВДВОЕ большее водо­измещение, примерно равен по артил­лерийской мощи и уступает по площа­ди борта, защищенного броней. Ита­льянский проект превосходит даже японские броненосные крейсера, в свое время казавшиеся идеальными боевыми единицами этого класса.

Но такое преимущество нельзя было купить только ценой удачного проек­тирования. Достаточно взглянуть на продолжение сравнительной таблицы, чтобы понять, чем пришлось пожертво­вать, создавая «Гарибальди».

По большинству чисто крейсерских элементов он проигрывает всем основ­ным конкурентам. Не слишком высо­кая скорость (к тому же с трудом до­стигавшаяся даже на испытаниях), ма­лый запас угля, невысокий борт — все эти недостатки являются продолжени­ем достоинств проекта. Большая отно­сительная площадь бронирования куп­лена за счет короткого и низкого кор­пуса, что, в свою очередь, препятст­вует развитию присущей крейсерам того времени скорости (22 — 23 узла) и мореходности океанского корабля. Сочетание элементов, заложенное в проекте «Гарибальди», можно признать удачным именно для небольшого, от­носительно скоростного броненосца, своего рода первого «карманного лин­кора». Но для настоящего броненосца защиту нельзя признать достаточной: крейсер «проницаем» для 12-дюймовок — основного оружия линейных ко­раблей того времени — практически на всех дистанциях (кроме острых курсо­вых углов). Не обеспечена и защита от 9 — 10-дюймовых пушек со средней на­чальной скоростью. Японцы не зря по­ставили именно эти корабли в строй своих «кораблей линии»: среди крей­серов Камимуры они оказались бы яв­ными тихоходами. Риск в данном слу­чае оправдался, но надо признать, что ни одному из «Гарибальди» (даже «Ниссину») не пришлось по-настояще­му испытать мощь артиллерийского огня.

Естественно, что столь «плотный» про­ект не оставлял никакого места защите от подводных повреждений (впрочем, то же справедливо и для большинства ос­новных боевых кораблей того времени). Конструктивная защита ограничивалась двойным дном, совершенно неспособ­ным ограничить действие торпедного или минного взрыва, которая к тому же про­стиралась лишь на половине длины кор­пуса. Почти мгновенная гибель «Джузеппе Гарибальди» от одной торпеды мало­го калибра только подтверждает это.

Но нельзя требовать от небольшого корабля наличия сразу всех боевых ка­честв. Это положение, справедливое и до настоящего времени, хорошо понимали в конце прошлого века создатели крейсе­ров типа «Гарибальди», сумевшие дать жизнь оригинальным, экономным и силь­ным боевым единицам, строившимся на протяжении десятка лет и все еще не те­рявшим при этом своей мощи, что в усло­виях чрезвычайно быстрого развития воен­но-морской техники на рубеже веков мож­но считать своеобразным подвигом кон­структорской мысли.