Подводные лодки

 

Подводные лодки типа «L» — 33 ед.

86.jpg

 

L-1 —L-8 (1-я серия), L-9 —L-12, L-14 —L-27, L-33 (2-я серия), L-52 —L-56, L-69, L-71 (3-я серия).

 

891/1080 т (1-я и 2-я серии), 960/1150 т (3-я серия). 70,4x7,2x4 м (1-я серия), 72x7,2x4 м (2-я и 3-я серии). Диз - 2, ЭД-2. 2400/1600 л.с. = 17/10,5 уз. 78 т топл. Эк. 35 - 44 чел. 1 - 102 мм, 6 ТА 457 мм (1-я серия). 1 - 102 мм, 4 ТА 533 мм + 2 ТА 457 мм (2-я серия), 2-102 мм, 6 ТА 533 мм (3-я серия).

 

Строились в 1917— 1919 гг., большая часть вступила в строй после окончания боевых действий. Проект разработан на базе лодок серии «Е». Пять ПЛ 2-й серии (L-11, L-12, L-14, L-17 и L-25) достроены как минные заградители; в вертикальных минных шахтах, проходящих сквозь наруж­ные бортовые цистерны, они могли нести по 14 — 16 мин. На лодках 3-й серии все 6 ТА располагались в носу; на остальных — 4 в носу и 2 в средней части корпуса, на минных заградителях - только 4 в носу. Даль­ность плавания в надводном положении составляла 3800 миль 10-уэловым ходом (для 3-й серии — 4500 миль 8-узловым ходом). L-10 потопле­на 24.1.1918 вражеским эсминцем, L-55 погибла 4.6.1919 от подрыва на мине, в 1928 г. поднята и до 1950 г. числилась в составе Советского ВМФ. L-24 погибла 14.1.1924 в результате столкновения, остальные анг­лийские ПЛ сданы на слом в 1930- 1939 гг., a L-23, L-26 и L-27- в 1946 г. Секции недостроенных L-67 и L-68 н 1927 г. были использованы для заказанных Югославией подлодок «Храбри» и «Небойся».

 

Подводные лодки типа «R» — 10 ед.

87.jpg

 

R-1—R-4. R-7 —R-12.

 

410/503 т,   49,9x4,6x3,5 м. Диз - 1. ЭД - 1. 240/1200 л.с. = 9,5/15 уз. Эк. 22 чел. 6 ТА 457 мм (нос.).

 

Первые в мире «атакующие» ПЛ, предназначенные для охоты за не­приятельскими субмаринами. Все построены в 1918 г- Имели высокую подводную скорость хода, а также дополнительный, малошумный электро­мотор в 25 л.с. для «подкрадывания» к неприятелю. Рабочая глубина погружения — 75 м. Единственное боевое столкновение с вражеской ПЛ произошло в октябре 1918 г.: R-8 успешно вышла в атаку, но выпущен­ная торпеда не взорвалась. Несомненно удачные ПЛ были списаны до­вольно рано - в 1923 г. и лишь R-4 и R-10- в 1929- 1934 гг.

 

Подводные лодки типа «Н» — 43 ед.

88.jpg

 

Н-1 —Н-20 (1-я серия), Н-21 — Н-34, Н-42 — Н-44, Н-47 -Н-52 (2-я серия).

 

364/434 т, 45,8x4,7x3,8  М (1-я серия); 423/510 т, 52,4x4,8x4 м (2-я серия). Диз -2, ЭД-2.,480/620л.с. = 11,5- 13/10,5- 11 уз. 16 т топл. Эк. 22 чел. 4 ТА 457 мм (1-я серия) или 533 мм (2-я серия).

 

Первая серия подлодок строилась в США по проекту фирмы «Голланд» и собиралась фирмой «Канадиен Вижерс» в Монреале (так как закон о ней­тралитете ив позволял США напрямую поставлять вооружение воюющим странам). Первые 10 ПЛ прибыли в Англию своим ходом в мае —июне 1915 г.; 10 других— в 1917 г. Субмарины 2-й серии строились разными фирмами непосредственно в Великобритании в 1917— 1919 гг. (начали вступать в строй с января 1918г.). Вовремя 1 -и мировой войны погибли Н-3 (15.7.1916 подорвалась на мине), Н-5 (3.6.1918 в результате столкнове­ния) и Н-10 (19.1.1918 по неизвестной причине). Н-6 8.1.1916 села на мель у голландского побережья, интернирована и вскоре куплена правительст­вом Нидерландов (получила индекс 0-8). Шесть ПЛ (Н-13, Н-16 —Н-20) 3.7.1917 переданы флоту Чили в качестве компенсации за реквизирован­ные чилийские корабли. Из подлодок 1-й серии К-14 и Н-15 в 1919 г. были проданы Канаде, остальные сданы на слом в 1921 — 1922 гг. Из 2-й серии Н-31 и Н-49 погибли в годы 2-й мировой войны, Н-42 и Н-47 затонули из-за столкновений, а остальные сданы на слом в 1926 — 1945 гг. Аналогичные ПЛ находились в составе Российского флота (тип «АГ»).

 

Подводные ладом типа «М» — 3 ед.

89.jpg

 

М-1 —М-3.

 

1594/1946 т, 90,1x7,5x4,9 м. Диз - 2, ЭД- 2. 2400/1600 л.с. = 15/9 уз. Эк. 65 чел. 1 - 305 мм/40, 4 ТА 457 мм.

 

Необычные «подводные мониторы», вооруженные 12-дюймовым ору­дием, аналогичным установленным на броненосцах типа «Формидейбл». Построены в 1917— 1918 гг. М-З была на 3 м длиннее и несла 533-мм ТА. Четвертая субмарина— М-4 -разобрана на металл в незаконченном виде. Предназначались для поддержки торпедных атак и обстрела побе­режья. Боезапас — 50 305-мм снарядов. До окончания боевых действий вошла в строй только М-1. 12.11.1925 она погибла в результате аварии. 26.1.1932 ее участь разделила переобрудованная в подводный гидроа­вианосец М-2. Месяц спустя пошла на слом и ставшая минным загради­телем М-З.

 

Подводные лодки типа «К» — 17 ед.

90.jpg

 

К-1 —К-17

 

1980/2566Т, 100,6x8,1x5,2 м. ПТ-2, 2 ПК, ЭД-4. 10 500/1440 л.с. = 24/9,5 уз. Эк. 59 чел. 2 — 102 мм, 1 — 76 мм зен., 10 ТА 457 мм.

 

Оригинальные эскадренные субмарины с паротурбинной энергетичес­кой установкой. Построены в 1916 — 1917 гг. Предназначались для дей­ствий совместно с соединениями надводных кораблей, но оказались неудачными. 4 ТА располагались в носу, 4 — в средней части надстрой­ки; еще один поворотный спаренный ТА — на верхней палубе. Самая несчастливая серия подлодок: К-1 затонула 17.11.1917 из-за столкнове­ния, К-4 и К-17 протаранены своими же кораблями во время трагичес­кого инцидента у острова Мэй 31.1.1918, К-5 погибла по неизвестной причине 20.1.1921. К-13 после посадки на мель вовремя ходовых испы­таний 29.1.1917 переименована в К-22. Год спустя она вместе с К-14 получили серьезные повреждения во время группового столкновения у острова Мэй. Все остальные подлодки сданы на слом в 1923— 1926 гг.

 

Подводные лодки типа «J» — 7 ед.

91.jpg

 

J-1—J-7

 

1204/1820Т, 84х7х4,3м. Диз- 3, ЭД-3. 3600/1350 л.с. 19,5/9,5 уз. Эк. 44 чел. 2 — 76 мм, 6 ТА 457 мм.

 

Построены в 1915 г., J-7 —в 1917 г. Эскадренные подводные лодки с трехвальной дизель-электрической установкой. В надводном положении имели дальность плавания 5000 миль 12,5-уэловым ходом. Все, кроме J-3, в ходе войны перевооружены: вместо 76-мм пушек установлено одно 102-мм орудие. J-6 потоплена по ошибке 15.10.1918, остальные в 1919 г. проданы Австралии и в 1924 г. пошли на слом.

 

Подводная лодка «Суордфиш» — 1 ед.

92.jpg

 

932/1105 т, 70,5x7x4,5 м. ПТ - 2, 1 ПК, ЭД-2. 4000/1400 л.с. = 18/10уз. Эк. 48 чел. 2 — 76 мм, 2 ТА 533 мм + 4 ТА 457 мм.

 

Спущена на воду 18.3.1916. Первая паротурбинная субмарина бри­танского флота оказалась неудачной. 28.4.1916 вступила в строй под индексом S-1; 27.7.1917 ей возвращено первоначальное имя и одновре­менно началось переоборудование подлодки в надводный патрульный корабль. Паротурбинная установка осталась прежней, аккумуляторы заменены на балласт, а вместо ТА установлены бомбосбрасыватели. Вновь вступила в строй 10.8.1917, но в боевых действиях не участвовала. Сда­на на слом в 1922 г.

 

Подводные лодки типа «G» — 14 ед.

93.jpg

 

G-1 — G-14.

 

703/837 т, 57x6,9x4,1 м. Диз - 2, ЭД - 2. 1600/840 л.с. = 14,2/9 уз. Эк. 30 чел. 1—76 мм зен., 1 ТА 533 мм + 4 ТА 457 мм.

 

Построены в 1915 — 1917 гг. Двухкорпусные ПЛ. Впервые применены 533-мм торпеды (1 ТА в корме). G-7 и G-8 погибли 1.11.1918 и 1.5.1916 соответственно (причины точно не установлены), G-9 потоплена 16.9.1917 по ошибке, G-11 разбилась во время шторма 22.11.1918. Остальные сданы на слом в 1920- 1923 гг.

 

Подводная лодка «Наутилус» — 1 ед.

 

1441/2026 т, 78,8x7,9x5,4 м. Диз - 2, ЭД- 2. 3700/1000 Л.с. = 17/10 уз. Эк. 42 чел. 1 — 76 мм, 8 ТА 457 мм.

 

Быстроходная океанская подлодка. Оказалась неудачной, но сыграла важную роль в разработке будущих проектов. Заложена в марте 1913г., спущена на воду 31.12.1914 и вступила в строй под индексом N-1 в ок­тябре 1917 г. В боях не участвовала и фактически служила плавбазой.

Сдана на слом в 1922 г.

 

Подводные лодки типа «F» — 3 ед.

 

F-1 — F-3.

 

363/525 т, 46x4,9x3,2 м. Диэ - 2, ЭД - 2. 900/400 л.с. - 14/8,7 уз. Эк. 19 чел. 1—37 мм, 3 ТА 457 мм (2 нос., 2 корм.).

 

Построены в 1915— 1917 гг. по проекту Адмиралтейства. Развитие типа «V». Имели надводную дальность плавания в 3000 миль при скорос­ти 9,5 уз. Сданы на слом в 1920 — 1922 гг.

 

Подводные лодки типа «W» — 4 ед.

94.jpg

 

W-1— W-4.

 

331/499 т, 52,4x4,7x2,7 м (W-1, W-2). 321/479 т, 45,7x5,4x2,8 м (W^r W-4). Диз-2, ЭД-2. 710-760/480 л.с. = 13/8,5 уз. Эк. 18 чел, 1-76 мм. 2 ТА 457 мм.

 

Построены в 1914— 1915 гг. фирмой «Армстронг» на основе фран­цузского проекта Шнейдер-Лобефа. Имели надводную дальность плава­ния в 2500 миль при скорости 9 уз. W-3 и W-4 дополнительно были во­оружены четырьмя решетчатыми ТА системы Джевецкого. В августе 1916 г. все проданы Италии.

 

Подводные лодки типа «V» — 4 ед.

 

V-1— V-4.

 

386/453 т, 43,9x5x3,5м. Диэ - 2,  ЭД-2. 900/450 л.с. = 14/8,5 уз. Эк. 20 чел. 1 — 76 мм, 2 ТА 457 мм (нос.).

 

Построены в 1914 — 1915 гг. фирмой «Виккерс». Последние три лод­ки были на 1,1 м длиннее и имели водоизмещение на 5 т больше. Все сданы на слом в 1920 — 1921 гг.

 

Подводные лодки типа «S» — 3 ед.

95.jpg

 

S-1—S-3

 

265/324 т, 45.1x4,4x3.2 м. Диэ -2, ЭД - 2. 650/400 л.с. = 13/8,5 уз. Эк. 18 чел. 1 — 76 мм, 2 ТА 457 мм (нос.).

 

Построены в 1914— 1915 гг. фирмой «Скотт» на основе итальянского проекта Лауренти. После сравнительных испытаний лодок разных типов 25.10.1915 все были проданы Италии.

 

Подводные лодки типа «Е» — 57 ед.

96.jpg

 

Е-1 — Е-8, АЕ-1, АЕ-2 (1-я серия), Е-9 — Е-27, Е-29 — Е-56 (2-я серия).

 

655/796 т. 54,2x6,9x3,8 м (1-я серия), 667- 807 т, 55,2x4,6x3,8 м (2-я серия). Диэ — 2, ЭД-2. 1600/840 л.с. = 15/9 уз, Эк, 30 чел. 1 -76мм, 4 ТА 457 мм (1-я серия) или 5 ТА 457 мм (2-й серия).

 

Самые массовые британские подлодки 1-й мировой войны. Стро­ились разными фирмами в 1912 — 1917 гг. Весьма удачный проект был разработан на базе лодок серии «D». Дальность плавания надводным ходом — 3000 миль при 10 узлах. 2 ТА располагались в средней части корпуса, 1 — в корме и 1 (2 на 2-й серии) - в носу. 6 лодок 2-Й серии (Е-24, Е-34, Е-41, Е-45, Е-46 и Е-51) достроены как минные загради­тели (их вооружение включало 3 ТА и 20 мин в вертикальных шахтах в бортовых цистернах): АЕ-1 и АЕ-2 входили в состав австралийского флота, E-2S и 'Е-26 первоначально предназначались для Турции. Ак­тивно использовались в годы войны на всех театрах. Понесли серьез­ные потери: Е-3 торпедирована 18.10,1914 немецкой подлодкой U-27, Е-7 запуталась в противолодочных сетях у Дарданелл и добита субмариной UB-14. АЕ-2 затоплена 30.4.1915 в Мраморном море из-за повреждений, нанесенных турецким миноносцем «Султан-Хиссар». Е-6, Е-14, Е-16, Е-24, Е-34, Е-49 и Е-50 погибли от подрыва на минах 26.12.1915, 27.1.1918, 22.8.1916, 24.3.1916, 20.7.1918, 12.3.1917 и 1.2.1918 соответственно. E-15 15.4.1915 села на мель в Мраморном море и уничтожена артиллерией, Е-18, Е-20 и Е-22 потоплены немец­кими кораблями соответственно 24.5.1916, 5.11.1915 и 25.4.1916. 8 ПЛ погибли по неизвестным причинам: Е-5 (7.3.1916), АЕ-1 (14.9.1914), Е-10 (18.1.1915), £-26(6.7.1916), Е-30 (22.11.1916), Е-36 (17.1.1917), Е-37 (1.12.1916) и Е-47 (20.8,1917). Е-4 и Е-41 столкнулись и затону­ли 15.8.1916, но позже подняты и восстановлены. Е-17 разбилась 6.1.1916 на камнях. Е-13 18.8.1915 села на мель у берегов Швеции и была интернирована до конца войны. Е-1, E-8, Е-9 и Е-19 затоплены 8.4.1918 в Гельсингфорсе во избежание захвата немцами. Все остав­шиеся ПЛ сданы на слом в 1921 — 1922 гг., и лишь E-S1 —в 1931 г.

 

Подводные лодки типа «D» — 8 ед.

97.jpg

 

D-1—D-8.

 

483-495/595-620 т. 49,4-50,2x6,2 - 6,3x3,2 - 3,5 м. Диз -2, ЭД-2. 1200/550 л.с. = 14/9 уз. Эк. 25 чел. ЭТА457мм (2 нос., 1 корм.).

 

Построены в 1908— 1911 гг. Позже установлены 76-мм пушки (на D-4 одна, на остальных —по две). D-2 потоплена немецкими кораблями 25,11.1914, D-3 уничтожена по ошибке французским дирижаблем 15.3.1918, D-6 торпедирована 26.6.1918 немецкой ПЛ UB-73 у берегов Ирландии. D-1 потоплена как мишень 23.10.1918, остальные списаны в 1921 г.

 

Подводные лодки типа «С» — 37 ед.

98.jpg

 

С-1—С-10, С-12 —С-38.

 

290/320т, 43,3x4,1x3,4 м. Бенз-1, ЭД - 1. 600/300 л.с. = 13/7,5 уз. Эк. 16 чел. 2 ТА 457 мм (нос.).

 

Малые ПЛ береговой обороны. Строились в 1906 — 1909 гг. в количе­стве 38 единиц; С-11 погибла 14.7.1909 в результате столкновения. Ос­тальные служили в годы войны. С-31 и С-33 погибли 4.1.1915 и 4.8.1915 по неизвестным причинам, С-34 торпедирована 21.7.1917, С-29 подо­рвалась 29.8.1915 на мине. С-32 выбросилась на берег в Рижском зали­ве и уничтожена 24.10.1917. С-26, С-27 и С-35 затоплены 4.4.1918 в Гельсингфорсе во избежание захвата немцами. С-3 превращена в бран­дер и взорвана 23.4.18 во время атаки Зеебрюгге. Остальные сданы на слом в 1919- 1921 гг.

 

Подводные лодки типа «В» — 10 ед.

99.jpg

 

В-1, В-3 — В-11.

 

287/316 т,   43,3x4,1x3,4 м. Бенз - 1, ЭД- 1. 600/290 л.с. = 12/6 уз. Эк. 15 чел. 2 ТА 457 мм (нос.).

 

Всего построено в 1904 — 1906 гг 11 единиц; В-2 погибла 4.10.1912 а результате столкновения. B-6 — В-11 в годы 1-й мировой войны находи­лись на Средиземном море, В-11 потопила 1.12.1914 турецкий бронено­сец «Мессудие». В-10 потоплена 9.8.1916 австрийской авиацией. В 1917 г. В-6 — В-9 и В-11 переделаны в Италии в надводные патрульные суда S-6 — S-9 и S-11 (электродвигатели и аккумуляторные батареи были сня­ты). В-1 и В-5 сданы на слом в 1921 г., остальные —в 1919 г.

 

Подводные лодки типа «А» — 10 ед.

 

А-2, А-4 —А-6. Д-8 —А-13.

 

190/205 т, 32x3,9x3,3 м. Бенз- 1, ЭД- 1, 450-600/150 л.с. = 9,5-11/7 уз. Эк. 11 чел. 2 ТА 457'мм (нос.); А-2 и А-4 - 1 ТА 457 мм.

 

Улучшенный вариант ПЛ типа «Голланд». Всего в 1902— 1905 гг. фирмой «Виккерс» построено 13 единиц; до начала 1-й мировой войны дожили 10. С 1914 г. использовались как учебные суда, исключены из списков флота в 1920 г.