Вспомогательные суда

 

Вспомогательные крейсера

 

В годы 1-й мировой войны в состав Ройял Нэйви было включено более 60 пассажирских судов, превращенных во вспомогательные крейсера. Наиболее примечательными из них были «Лакония» (18 099 т брутто, 8- 152 мм, торпедирована 25.2.1917), «Лорентик» (14 892 т брутто, 8-152 мм, подорвался на мине 25.1.1917), «Калгариан» (17 515 т брутто, 8- 152 мм, торпедирован 1.3.1918), «Алькантара» (15 831 т брутто, 8 - 152 мм, погибла в бою 29.2.1916), «Эвенджер» (15 000 т брутто, 8 - 152мм, торпедирован 14.6.19Т7), «Молдавия» (9500 т брут­то, 8-152 мм, торпедирована 23.5.1918), «Оушеник» (17 274 т брут­то, 8 - 120 мм, разбился 8.9.1914), «Орама» (12927 т брутто, 8- 152 мм, торпедирована 19.10.1917), «Отранто» (12 128 т брутто, 8 - 120 мм, погиб в результате аварии 5.10.1918), «Отвэй» (12 077 т брутто, 8-152 мм, торпедирован 23.7.1917), «Мармора» (10 509 т брутто, 8-120 мм, торпедирована 23.7.1918), «Индия» (7940 т брутто, торпедиро­вана 8.8.1915), и «Байяно» (5948 т брутто, 2- 152 мм, торпедирован 11.3.1915), «Хилари» (6239 т брутто, 6-152 мм, торпедирован 25.5.1917), «Патиа» (6103 т брутто, 6-152 мм, торпедирована 13.6.1918).

 

Вооруженные пароходы и суда-ловушки

 

В годы войны англичане использовали более 150 судов-ловушек (Q-Ships) — гражданских пароходов с замаскированными орудиями, пред­назначенными для борьбы с немецкими подводными лодками. Ими были потоплены 12 кайзеровских субмарин, причем три парохода имели по две победы («Фарнборо» - уничтожил U-68 и U-38, «Пеншерст» — UB-19 и UB-37, «Привет» - U-85 и U-34).

В 1915 г. на базе проекта китобойного судна были построены 15 пат­рульных судов типа-Z»: «Зедуэйл», «Балена», «Белуга», «Боухед», «Блэкуэйл», «Буллвэйл», «КашаЛот», «Коувэйл», «Хампбэк», «Роркьюэл», «Райтуэйл», «Айсвэйл», «Финвэйл», «Пайлотвэйл», «АрктикУэйл» (336/346 т, ПМ — 1, 1200 л.с. = 13 уз. 1 —76мм). «Бяэкуэйл» погиб 3.1.1918 от подрыва на мине. В 1917 г. были заказаны бо­лее крупные суда, названные «патрульными канонерками» (patrol gun­boats), хотя фактически они представляли собой синтез траулера и эс­кортного шлюпа. За характерный симметричный силуэт эти суда получи­ли прозвище «бумажные кораблики». В 1917 — 1918 гг. было построено 49 патрульных канонерок: «Килдэри», «Килдоро», «Килфенора», «Килгобнет», «Килклэйр», «Килчренэн», «Килдейвин», «Килдоррей», «Килфуллерт», «Килкил», «Килкок», «Килдимо», «Килдисарт», «Килчарвен», «Килчрист», «Килхэм», «Киллена», «Киллериг», «Киллиней», «Киллоур», «Киллоуэн», «Киллибегс», «Киллигордон», «Килмаколм», «Килмакреннан», «Килмэйн», «Килмэллок», «Килманахэн», «Килмарнок», «Килмартин», «Килмид», «Килмелфорд», «Килмерсдон», «Килмингтон», «Килмоур», «Килмакридж», «Килмун», «Килдолки», «Килданган», «Килдэйр», «Килдонан», «Килдресс», «Килдвик», «Килфинни», «Килфри», «Килчаттэн», «Килчвэн», «Килклиф», «Килклогвр» (895 т, ПМ— 1, 1400 л.с. = 13 уз. 1 — 102 мм). Строительство еще 34 кораблей отменили в 1918 г.

 

Десантные лихтеры тина X — 250 ед.

 

Специально для Дарданелльской операции в 1915 г. были заказаны первые в мире десантные корабли — лихтеры Х-1 — Х-200 (160 т, 32,2x6,4x1,1 м, Диз— 1, 60 л.с.). Позже, в 1916 г., для действий в Месо­потамии построили еще 50 судов: Х-201 —Х-225(137т, 29,6x6,1x1,1 м, Диз — 1, 60 л.с.) и близких по типу DX-1 — DX-25.