Особенности конструкции корпуса и надстроек

 

После достройки оба корабля были идентичны и имели следующие размерения: 250,53 м — длина между пер­пендикулярами, 259,08 м — по ватер­линии (ВЛ) и 270,68 м — общая; 31,88 м —ширина по ВЛ, 32,13 м - по булям, 32,2 м — по полетной палубе, 32,7 м — общая с убранным бортовым рангоутом (сетки) и 39,63 м — с выва­ленным рангоутом; высота корпуса от киля до броневой палубы 9,8 м, до полетной 22,62 м, до верхней кромки трубы 46,7 м и до топа фок-мачты — 64,6 м. Водоизмещение (осадка): без нагрузки — 33 003 т (7,38 м), на испы­таниях - 38 725 т (8,45 м) и 38 967 т (8,62 м), полное - 47 700 т (9,9 м). В. 1945 году водоизмещение «Саратоги» достигло 48 552т, общая длина за счет свеса полетной палубы и площадок для зенитных автоматов в корме уве­личилась до 277,18 м (полетная палу­ба 274,67 м), а ширина по ВЛ за счет нового буля с правого борта возрос­ла до 34,05 м, что больше не давало ей возможности проходить Панамским каналом (33,52 м). Форма полетной палубы во многом определялась об­водами корпуса, спроектированного для линейных крейсеров. Поэтому она заметно сужалась к форштевню, зна­чительно уменьшая полезную пло­щадь. В подводной части корпуса в носу имелся бульб для снижения со­противления на больших скоростях хода. Для уменьшения качки на длине 69,5 м проходили бортовые кили, меж­ду которыми имелось две пары доко­вых килей — внешние длиной 53,6 и внутренние 125,6 м. Очень интерес­ной особенностью проекта было на­личие над основными булями проти­воторпедной защиты (ПТЗ) еще допол­нительных булей, проходивших поверх броневого пояса по ВЛ на длине 168 м. Они не выполняли никакой за­щитной функции, но обеспечивали до­полнительный запас плавучести и, уве­личивая площадь корпуса по ВЛ, по­вышали остойчивость. Правда, в бою були легко пробивались любым ору­жием со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Огромная длина делала докование этих кораблей серьезной проблемой, поскольку на момент их ввода в строй США располагали всего шестью до­ками подходящих размеров, и только два из них находились на Тихом океа­не: частный док компании Панамско­го канала в Бальбоа и док ВМФ в Перл-Харборе на Гавайских островах. В 1930 году специально для «Лекса» и «Сары» увеличили док на верфи ВМФ в Бремертоне, но лишь в 1938 году, когда началось строительство новых сухих доков длиной 305 м в различ­ных базах флота, эту проблему уда­лось решить.

При столь внушительных размерах корпуса авианосцы имели очень хоро­шее разделение на отсеки, которых насчитывалось под броневой палубой 484. Их внутренний объем мог вмес­тить 39 280 т морской воды. Самыми большими были два машинных отде­ления (МО) с эквивалентным объемом около 2300 т соленой воды каждое (кормовое чуть больше). По бокам МО шли 16 котельных отделений (КО) — по 8 на борт (эквивалентный объем 292 - 341 т).

Над броневой палубой, которая при нормальной нагрузке проходила чуть выше ВЛ, имелось пять межпалубных пространств, причем половину этой высоты занимал самолетный ангар — самое большое на 1927 год замкну­тое корабельное помещение в мире (площадь вместе с подъемниками 3115 кв.м при длине 129,2 м и ширине до 22,55 м). Ширина ангара огра­ничивалась присутствием дымоходов и вентиляционных шахт КО и местами для хранения шлюпок, но зато высота была рекордной — 6,4 м. Этот рекорд продержался до 1955 года, когда в строй вступил «Форрестол» (CVA-59). В корме за ангаром располагались мастерские (длина 33 и высота 5,1 м) по ремонту самолетов, моторов, раз­личных деревянных и металлических конструкций, оборудования, инстру­мента и торпед. Ниже ангара в корме находилось хранилище длиной 39 м для разобранных самолетов. Противо­пожарная переборка перед кормовым самолетоподъемником делила ангар на две части.

Полностью закрытый ангар стал новшеством, имевшим как плюсы, так и минусы. К последним относилась неизбежная концентрация паров лету­чего и взрывоопасного авиатоплива, что в конце концов и погубило «Лек­сингтон».

На полетной палубе с правого бор­та стояла пятиэтажная надстройка, огромная дымовая труба, сдвинутая относительно надстройки ближе к диа­метральной плоскости, чтобы освобо­дить место у борта для шлюпок, и че­тыре башни 203-мм орудий. Для ком­пенсации их веса большинство топ­ливных цистерн, которые по мере опо­ражнивания должны были заполнять­ся забортной водой, располагалось по левому борту. Однако в первые же месяцы войны выяснилось, что для сохранения остойчивости цистерны правого борта нельзя было заполнять до отказа, а цистерны левого —пол­ностью опоражнивать. Это значитель­но ухудшало дальность плавания — одну из главных характеристик дей­ствующих в океане авианосцев. Но во время ремонта в феврале — мае 1942 года «Саратога» получила с правого борта большой буль, что дало ей воз­можность использовать весь запас топлива. На более современных авиа­носцах вес надстройки компенсиро­вался свесом угловой полетной палу­бы с другого борта.

Внешне корабли сначала выгляде­ли практически одинаково. Сразу пос­ле вступления в строй «Леке» получил вдоль трубы (примерно посередине ее высоты) навесной мостик, связываю­щий пост управления полетами {в но­совой части трубы) с кормовым постом управления артогнем. У «Сары» такой мостик появился только в 1930 году. После этого пришлось нарисовать на ее трубе широкую вертикальную по­лосу черного цвета, чтобы хоть как-то отличать ее от систершипа, получив­шего горизонтальную полосу на верх­ней кромке трубы. Но пилотам такое средство идентификации помогало только при полетах на небольшой вы­соте, поэтому перед кормовым свесом на полетной палубе каждого авианосца пришлось большими белыми бук­вами написать его прозвище: «LEX» и «SARA» (на «Лексингтоне» одно вре­мя рисовали еще белый круг). Это летчикам понравилось, и в дальней­шем на полетных палубах всех аме­риканских авианосцев в носу и корме стали белой краской рисовать огром­ные цифры, соответствующие борто­вым номерам. Такая система иденти­фикации сохранилась во флоте США по настоящее время. Хорошо замет­ная на многих фотографиях «Сары» предвоенного периода большая белая буква Е на дымовой трубе не служила средством отличия от «Лекса». Такой знак на трубе (от английских слов «en­engineering» или «efficiency») имел пра­во носить корабль флота США, добив­шийся высоких успехов в эксплуата­ции энергетической установки и дру­гих механизмов. Нечто вроде: «ко­рабль с отличной БЧ-5».

В соответствии с предвоенными планами модернизации на обоих авиа­носцах собирались расширить в носу полетную палубу, усилить легкое зе­нитное вооружение и установить ста­билизирующий блистер с левого бор­та. Но эти работы постоянно отклады­вались или выполнялись постепенно. В результате только на «Лексе» в 1936 году расширили палубу, а навесной продольный мостик на трубе замени­ли расположенной выше площадкой с двенадцатью 12,7-мм пулеметами.