Авиационное вооружение

 

Огромные, почти в гектар, полет­ные палубы «Лексингтона» и «Саратоги» из тонких стальных листов с по­крытием из отборного тика сначала имели в носовой части по 47-метро­вой катапульте с правого борта. Пя­титонной машине они сообщали ско­рость 89 км/час. Но, поскольку дли­на палубы позволяла любому из существующих самолетов взлететь после свободного разбега, катапуль­ты в 1934 году сняли. И только во время ремонта в конце 1944 года «Сару» оборудовали двумя гидрав­лическими катапультами (правая чуть впереди левой), поскольку для новых тяжелых самолетов разбега уже не хватало.

Впереди надстройки и башен с пра­вого борта стоял кран грузоподъем­ностью 6 т при скорости 24 м/с или 10 т при 12 м/с. Для подъема боеза­паса из погребов на палубу использо­вались два бомбовых и торпедный лифты, а самолеты поднимались но­совым 8-тонным гидравлическим подъемником (9,15x18,3м, подъем 6 т со скоростью 0,6 м/с) и 3-тонным кор­мовым (9,15 х10,98 м,) производства «Отис Компани». Носовой подъемник в кормовой части имел еще откидной люк размером 6x8 м, позволявший поднимать самолеты более длинные, чем платформа. Наличие всего двух подъемников, один из которых к тому же был самым маленьким на флоте США, сводило на нет все большое пре­имущество по числу самолетов над другими авианосцами. Возможно, от­сутствие подъемника в самой корме объяснялось желанием освободить эту часть палубы для «парковки» как мож­но большего числа самолетов перед вылетом авиагруппы. Ведь в 20-е и 30-е годы считалось, что авианосец будет поднимать в воздух сразу все свои самолеты. Аналогичное располо­жение двух подъемников имел «Рэйнджер», а все последующие американ­ские авианосцы имели уже по три лифта. В 1944 году «Саратога» не могла эффективно участвовать в операциях, поскольку ее подъемники не справля­лись с возросшим весом самолетов и часто выходили из строя. Во время ремонта повреждений, полученных от камикадзе у о.Иводзима, когда был уничтожен носовой самолетоподъемник, на «Саре» установили новый — площадью 134 кв.м. Кормовой подъ­емник сняли, оборудовав в этой части ангара дополнительные кубрики и учебные классы.

В 1941 году оба авианосца имели по восемь тросовых аэрофинишеров в носу и корме и по четыре аварийных барьера, а в 1945 году на «Саратоге» уже было 9 финишеров и 5 барьеров в корме и еще один финишер в носу. Для защиты от ветра и брызг стоящих на полетной палубе самолетов вдоль бортов имелись откидные сетчатые щиты. При проведении взлетно-поса­дочных операций эти сетки вывалива­лись за борт, служа средством стра­ховки для тех самолетов, которые при авариях могли свалиться с полетной палубы. В годы войны, когда нужно было искать оптимальный компромисс между желанием держать на полетной палубе как можно большее число го­товых к старту самолетов и в то же время иметь достаточно свободного пространства для взлета и посадки, этим сеткам нашлось еще одно ори­гинальное применение. Изобретатель­ные американцы стали парковать самолеты перпендикулярно к оси ко­рабля — так, чтобы они стояли на па­лубе только основными колесами, а хвостовое колесо опирали на завален­ные за борт выстрелы сеток. При этом половина самолета как бы висела над водой. Конечно, такая парковка годи­лась только для самой тихой погоды.

Проектный состав авиагруппы на­считывал 78 самолетов, из них 32 бом­бардировщика. На службе авианосцы обычно несли 80 — 90 машин: по 27 истребителей и разведчиков и до 36 бомбардировщиков-торпедоносцев. Еще до 45 самолетов могли хранить­ся в ангаре в разобранном виде. Иног­да, в зависимости от боевых задач, число истребителей увеличивалось до 36 за счет других типов машин.

В межвоенные годы на авианосцах базировались самолеты самых разных типов: истребители FB-5, F6C-3 и F6C-4, F2B-1 и F3B-1, торпедонос­цы ТЗМ-2 и Т4М-1, разведчики-бом­бардировщики UO-5, O2U-1 и O2U-2, учебно-тренировочные NY-2. Перед войной их сменили более современ­ные машины. Изменение состава авиагрупп в ходе войны представле­но в таблице.

Истребители носили названия «Буффало» (F2A), «Уайлдкэт» (F4F) и «Хеллкэт» (F6F), пикирующие бомбар­дировщики — «Донтлесс» (SBD), тор­педоносцы — «Дэвастейтор» (TBD) и «Эвенджер» (TBF и ТВМ).

Авиационное топливо — бензин — хранилось в восьми цистернах (шесть из них — двойные) общей емкостью 354 — 436 т. Их расположение дикто­валось принятой формой ПТЗ. В ре­зультате цистерны и трубопроводы находились в местах, подверженных непосредственному разрушению при торпедных попаданиях, что и случи­лось с «Лексингтоном» во время боя в Коралловом море. Посты заправки самолетов располагались в несколь­ких местах на полетной и ангарной палубах.

 

ИЗМЕНЕНИЕ АВИАЦИОННОГО ВООРУЖЕНИЯ АВИАНОСЦЕВ В ГОДЫ ВОЙНЫ

Корабль

 

Дата

 

Авиагруппа

 

Состав эскадрилий

VF-истребит.

VB- бомбард.

VS-развед,

VT- торпед.

«Лексингтон»

12.1941

CVG-2

18 F2A-3

18 SBD-2

18 SBD-2

21 TBD-1

«Саратога»

 

12.1941

 

CVG-3

 

9 F2A-3

10 F4F-3 и 3А

18 SBD-2

 

18 SBD-2

 

18TBD-1

 

«Лексингтон»

5.1942

CVG-2

22 F4F-3

18 SBD-2

18 SBD-2

12ТВО-1

«Саратога»

7.1942

CVG-3

34 F4F-4

17SBD-3

17 SBD-3

15TBF-1

«Саратога»

8.1942

CVG-3

36 F4F-4

16 SBD-3

16 SBD-3

15TBF-1

«Саратога»

11.1942

CVG-3

34 F4F-4

15 SBD-3

14 SBD-3

17 TBF-1

«Саратога"

6.1943

CVG-3

12 F4F-4

24 SBD-3

24 SBD-3

24 TBF-1

«Саратога»

10.1943

CVG-12

37 F6F-3

24 SBD-5

18TBF-1

«Саратога»

3.1944

CVG-12

27 F6F-3

24 SBD-5

18TBF-1

«Саратога»

1.1945

CVG-12

57 F6F-3 и -5

 

 

18ТВМ(М)