Вспомогательные устройства

 

Первоначально корабли должны были нести по 11 больших шлюпок с газолиновыми моторами. Но после взрыва одной из них на «Саратоге» уже в 1927 году, сопровождавшегося сильным пожаром и человеческими жертвами, эти моторы заменили ди­зелями. Четыре катера (15-, 9- и два 12-метровых) хранились под полетной палубой в бортовых «карманах» (вы­резах в борту) левого борта, один 15-метровый — в кормовом «кармане» правого борта, а по два 12- и 11 -мет­ровых — на полетной палубе справа от трубы. Два 8-метровых вельбота ви­сели на шлюпбалках у надстройки. К началу войны число шлюпок довели до 24 с вместимостью 1255 человек, но вскоре почти все их сняли, оставив два моторных вельбота справа от над­стройки, а в качестве средств спасе­ния экипажа установили множество плотиков и плавучих сетей.

Поскольку эти высокобортные авианосцы имели большую площадь парусности, они несли больше тяже­лых якорей, чем другие корабли ана­логичного водоизмещения: в носу в клюзах висели три 15-тонных якоря, а в корме хранились еще 3—4 дополни­тельных.

Под стать кораблям были и их полубалансирные рули длиной 11,7 м — са­мые большие на флоте. Для их пово­рота использовали 8 гидроцилиндров с диаметром поршня 0,6 м. Но огром­ная масса и большое (8:1) отношение длины к ширине делали эти корабли на большой скорости очень непово­ротливыми. Практически они не име­ли шансов уклониться от массирован­ных налетов авиации с разных направ­лений, о возможности которых в 20-е годы как-то не задумывались. Вот и получилось, что первая же такая ата­ка стала для «Лекса» последней, а «Сара», попавшая в аналогичную си­туацию, правда, уже в конце войны, была быстро выведена из строя.